ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ НА СТИЛИ
| Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим.
Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен.
Уэсиба Морихэй
| КЭМПО делится на: — КУНГ-ФУ (Китай) — ДЖИУДЖИТСУ (Япония) — КАРАТЭ-ДО — ОКИНАВА-ТЭ — Формы КОРЕИ — Формы других стран АЗИИ (Вьетнам, Тайвань, Бирма) — КИК-БОКСИНГ
Группу стилей объединяет техника, философия, терминология.
Причины, по которым происходило деление на стили, следующие:
- Желание объединить несколько стилей в один.
- Убеждение основателя в необходимости стиля (стиль обезьяны).
- Характерные взгляды основателя (СИ-ИН, 5 стихий: дерево, огонь, вода, земля, железо).
- Интеллектуальный уровень основателя (ВАДО-РЮ, основатель — врач).
- Физические возможности человека (ШОРИН-РЮ, в основе плохая растяжка, потому техника ног не применяется в верхний уровень).
- Навыки основателя (стиль пьяного).
- Желание славы, карьеры основателя.
Существует более 300 стилей. Многие из них имели короткую жизнь, а другие существуют много столетий. В мире все прогрессивно развивается и изменяется — это закономерно.
ЭТИКЕТ В КАРАТЕ-ДО
| Этика - это роскошь вчера, необходимость сегодня, единственное условие для выживания завтра.
("Диагностика кармы. Книга I")
| Этикет — установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу "БУСИ-ДО" — кодекса самурайской чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс БУСИ-ДО сводится к 5 ключевым установкам:
I. Верность а) верность народу и любовь к отечеству; б) любовь к родителям и привязанность к братьям; в) усердие.
II. Вежливость а) уважение и любовь; б) скромность; в) утонченность.
III. Мужество а) храбрость; б) твердость и хладнокровие; в) терпеливость и выносливость; г) находчивость.
IV. Правдивость а) прямота и искренность; б) честь; в) справедливость.
V. Простота а) простота; б) скромность и чистота.
В КАРАТЭ-ДО эти положения нашли отображение в четко разработанной церемонии (ШИКИ):
— При входе в зал (ДОДЖО) все делают ДОДЖО-РЭЙ — РЭЙ залу, выражая тем самым уважение даже к месту, где они постигают КАРАТЭ-ДО;
— В начале и в завершение тренировки делается ШИКИ, где тремя РЭЯМИ ученики выражают уважение: "ШОМЭН-НИ-РЭЙ" — основателям КАРАТЭ-ДО, основателю школы; "СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ" — своему учителю; "ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ" — своему труду на тренировке.
— Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя.
Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.
ТЕРМИНОЛОГИЯ В КАРАТЭ-ДО
КАРАТЭ (яп. "кара" — пустая, "тэ" — рука) — вид боевого искусства без оружия.
КАРАТЭ-ДО (яп. "путь каратэ") — форма физического самосовершенствования.
ДЗЭН (яп. "медитация") — психологический аспект самосовершенствования.
ДЗЭН-ШУ (яп. "школа медитации").
ДО (яп. "путь") — гармония мира, единство и борьба инь — отрицательного и ян — положительного в мире.
ДЗАММАЙ (яп. "сознание") — психофизическое состояние, заключающееся в правильном понимании мира.
САТОРИ (яп. "озарение") — первый этап дзаммай, осознание сути окружающего мира.
КИ — витальная энергия человека, разряжаемая в момент единства духа и тела.
ТАНДЭН — центр тяжести человека и энергетический центр, точки на 5 см ниже пупка.
КИМЭ — разряжение энергии ки в технике каратэ-до под контролем разума, включает 2 фазы: джю — мягкая и го — твердая.
КИ-АЙ (яп. "кэнсэй") — идеальная энергия, достигаемая выключением сознания при помощи крика.
ШУНКАН (яп. "момент") — момент закрепощения конечности в конечной фазе удара, дает возможность разряжения энергии ки.
ТЕРМИНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОК
РЭНШУ — тренировка, физические занятия.
ДЖЮНБИН-ТАЙСОО — разминка.
КЭЙКО — технические упражнения.
ТОКУЧОО — совершенствование силы и выносливости.
ЯСУМИ — расслабляющие упражнения.
ШИКИ — церемония.
ТАЧИ-ДЗЭН — команда для перехода к церемониальной позиции стоя.
ДЗА-ДЗЭН — команда для перехода к церемониальной позиции сидя.
РЭЙДЖИ — поклоны (тачи-рэй — стоя, дза-рэй — сидя).
ШОМЭНИ-РЭЙ — поклон уважения основателям каратэ-до, своей школы.
СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ — поклон уважения работе учителя.
ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ — поклон уважения своей работе.
СЭНСЭЙ — учитель. ГАКУСЭЙ — ученик.
СЭНПАЙ — старший брат. КОХАЙ — младший брат.
СЭЙШИН — спортивные сборы.
КОМАНДЫ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОК
ШИКИ — команда к началу церемонии.
РЭЙ — поклон.
ЙОЙ — изготовка.
ХАДЖИМЭ — начинай.
ЯМЭ — закончить.
ЯСУМИ — расслабиться.
МОКУСО — команда начала медитации.
КИХОН — команда к построению в колонну для выполнения технических упражнений.
КИХОН-КУМИТЭ — построение для отработки техники в парах.
КАМАЭ — принятие позиции всем телом.
КАМАЭ-АШИ — принятие позиции ног.
КАМАЭ-ТЭ — принятие позиции рук.
ОЙ — одноименный.
ГИАКУ — разноименный.
ХИДАРИ — левый.
МИГИ — правый.
НИХОН — двойной.
САНБОН — тройной.
ДЖОДАН — верхний уровень.
ЧУДАН — средний уровень.
ГЭДАН — нижний уровень.
МАЭ-НИ — вперед.
УШИРО-НИ — назад.
БОШО-НИ — на месте.
ХАЯКУ — быстро.
МЭРКУРИ — медленно.
МАВАТ (МАВАРЭ) — поворот (смена позиции на противоположную).
ХАНТАЙ — сменить стойку на месте.
ХАЙ — да.
А-ТА-ТА — понятно.
ВАКАРАНАЙ — непонятно.
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
ИЧИ — один,
НИ — два,
САН — три,
ШИ — четыре,
ГО — пять,
РОКУ — шесть,
СИЧИ — семь,
ХАЧИ — восемь,
КЮ — девять,
ДЗЮ — десять.
ВАДЗА (ТЕХНИКА)
ТЭ-ВАДЗА — ручная техника
АШИ-ВАДЗА — ножная техника
АТЭ-ВАДЗА — техника атаки
УКЭ-ВАДЗА — техника защиты
СО-ВАДЗА — другая техника
ТАЙ-ВАДЗА — позиции
УКЭ-ВАДЗА — блоки
ДЗУКИ-ВАДЗА — техника прямых ударов руками
УЧИ-ВАДЗА — техника рубящих ударов руками
ТАЙ-ВАДЗА (ПОЗИЦИИ)
ТАЧИ-ВАДЗА — позиции стоя
НЭ-ВАДЗА — позиции лежа
ШИЗЭН-ТАЙ — церемониальные позиции
ХАНМИ — позиции борьбы
КАМАЭ-ТЭ — позиция рук в ханми
МАЭ-ТЭ-КАМАЭ — рука впереди
ХИКИТЭ-НО-КАМАЭ — рука у бедра
ХЭЙСОКУ-ДАЧИ — позиция закрытых стоп
МУСОБИ-ДАЧИ — позиция открытых стоп
ХЭЙКО-ДАЧИ — позиция параллельных стоп
ХАЧИДЖИ-ДАЧИ (йой) — позиция готовности
УЧИ-ХАЧИДЖИ-ДАЧИ — внутренняя позиция восьмерки
КИБА-ДАЧИ — позиция всадника
КАКЭ-ДАЧИ — зацепленная позиция
ЗЭНКУЦУ-ДАЧИ — фронтальная позиция
ШО-ЗЭНКУЦУ-ДАЧИ — короткая фронтальная позиция
ЯЙГОШИ-ДАЧИ — позиция стоя на одном колене
СЭЙДЗА (дза-дзэн) — базовая позиция сидя
САНЧИН-ДАЧИ — позиция треугольника
НУКИ-АШИ-ДАЧИ — позиция опереженной ноги
САГИ-АШИ-ДАЧИ — позиция цапли
ЦУРУ-АШИ-ДАЧИ — позиция журавля
ТЭЙДЖИ-ДАЧИ — Т-образная стойка
РЕНОДЖИ-ДАЧИ — Л-образная стойка
НЭКО-АШИ-ДАЧИ — кошачья позиция
КОКУЦУ-ДАЧИ — задняя стойка
ДАЙ-КОКУЦУ-ДАЧИ — широкая задняя стойка
ШИКО-ДАЧИ — стойка борцов сумо
СЭЙШИН-ДАЧИ — обратная стойка
НАНАМЭ-ЗЭНКУЦУ-ДАЧИ — повернутая фронтальная стойка
ХАНГЭЦУ-ДАЧИ — позиция полумесяца
КОСО-ДАЧИ — скрестная стойка
ОДОРИ-ДАЧИ — удлиненная скрестная стойка
ФУДО-ДАЧИ — прочная стойка
ШИНТАЙ — перемещения в позициях:
ХО — шаг
ТОБИ — прыжок
ЦУРИ-АШИ — со сменой позиции
ЦУГИ-АШИ — с подходом
ДЗУКИ-ВАДЗА (ТЕХНИКА ПРЯМЫХ УДАРОВ РУКАМИ)
КАРА-ДЗУКИ — удары по прямой линии в цель
ВА-ДЗУКИ — удары по кругу
УРА-ДЗУКИ — удар без поворота кулака в цель
ТАТЭ-ДЗУКИ — удар вертикальным кулаком
ЧОКУ-ДЗУКИ — удар с поворотом кулака на 180 град.
АГЭ-ДЗУКИ — удар повернутым кулаком снизу вверх
УКЭ-ВАДЗА (ТЕХНИКА БЛОКОВ)
УДЭ-УКЭ-ВАДЗА — блоки предплечьем
ХАРАЙ-УДЭ-УКЭ — загребающие блоки предплечьем
ОСАЭ-УДЭ-УКЭ — задерживающие блоки предплечьем
АГЭ-УДЭ-УКЭ — вертикальный блок предплечьем вверх
ОТОШИ-УДЭ-УКЭ — вертикальный блок предплечьем вниз
УЧИ-УДЭ-УКЭ — горизонтальный блок предплечьем изнутри наружу
СОТО-УДЭ-УКЭ — горизонтальный блок предплечьем снаружи вовнутрь
СУКУЙ-УДЭ-УКЭ — горизонтальный блок предплечьем снаружи вовнутрь
ГЭДАН-УДЭ-БАРАЙ — нижний блок предплечьем изнутри наружу
МОРОТЭ-УДЭ-УКЭ — двойные блоки предплечьем
АШИ-ВАДЗА (ТЕХНИКА НОГ)
ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами
НАГЭ-АШИ-ВАДЗА — броски ногами
КАНСЭТСУ-АШИ-ВАДЗА — рычаги ногами
ЧОКУРИЦУ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами по прямой линии
ВА-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами по кругу
МАЭ-АШИ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары передней ногой
УШИРО-АШИ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары задней ногой
СУРИКОНДЭ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары с выпадом вперед
ТОБИКОНДЭ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногой с выпадом вперед в прыжке
ТОБИ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами в прыжке
МАЭ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами вперед
ЕКО-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами вбок
УШИРО-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами назад
КЭКОМИ — пробивающий удар по прямой линии
ФУМИКОМИ — пробивающий удар вниз
ОТОШИ — снижающий удар
МАВАШИ-ГЭРИ-ВАДЗА — круговые удары ногами снаружи вовнутрь
УРА-МАВАШИ-ГЭРИ-ВАДЗА — круговые удары ногами изнутри наружу
МИКАДЗУКИ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами по вертикальному кругу снаружи вовнутрь
УРА-МИКАДЗУКИ-ГЭРИ-ВАДЗА — удары ногами по вертикальному кругу изнутри наружу
ДЭ-АШИ-БАРАЙ — подсечка по малому кругу под 90 град. к линии атаки
АШИ-БАРАЙ-ВАДЗА — техника подсечек
КО-УЧИ-ГАРИ — подсечка по малому кругу изнутри наружу под 180 град. к линии атаки
КО-СОТО-ГАРИ — подсечка по малому кругу снаружи под 180 град. к линии атаки
О-УЧИ-ГАРИ — подсечка по большому кругу наружу
О-СОТО-ГАРИ — подсечка по большому кругу вовнутрь
УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА
КЭН — кулак
СЭЙКЭН — базовый кулак
КЭНТУС — две фаланги пальцев руки
ИППОН-КЭН — односуставный кулак указательного пальца
НАКАДАКА-КЭН — односуставный кулак среднего пальца
ХИРАКЭН — удлиненный кулак
РЮТО-КЭН — кулак "голова дракона"
ШУТО — внешнее ребро ладони
ХАЙТО — внутреннее ребро ладони
ХАЙШУ — тыльная сторона ладони
ТЭЙШО — основание ладони
ТЭТСУИ — низ кулака
УРАКЭН — тыльная сторона кулака
КУМАДЭ — "медвежья лапа"
НУКИТЭ — рука-копье
ИППОН-НУКИТЭ — один палец копьем
НИХОН-НУКИТЭ — два пальца копьем
ШИХОН-НУКИТЭ — три пальца копьем
ГОХОН-НУКИТЭ — пять пальцев копьем
КАТА — плечо
УДЭ — предплечье
ЭМПИ — локоть
ХИДЗА — колено
КОШИ — выпуклость стопы под пальцами ног
СОКУТО — внешняя сторона стопы (внешнее ребро стопы)
УРА-СОКУТО — внутренняя сторона стопы
КАКАТО — пятка
ЦУМАСАКИ — кончики пальцев стопы
ХЭЙСОКУ — подъем стопы
ТЭЙСОКУ — подошва
Некоторую сложность представляют произношение и написание терминологии каратэ, поскольку на Востоке и на Западе они отличаются друг от друга (например: ТСУКИ—ДЗУКИ—ЦУКИ, УШИРО—УСИРО, ШОТОКАН—СЁТОКАН, МАВАШИ—МАВАСИ, ДАЧИ—ТАЧИ и др.). В данной книге написание терминологии такое же, как и в первоисточнике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|