Сделай Сам Свою Работу на 5

ОКИНАВА — КОЛЫБЕЛЬ КАРАТЭ





ОТ АВТОРА

Есть много книг по каратэ-до, их авторы — большие мастера, основатели стилей, школ, опытные спортсмены, инструкторы. Все они пытаются передать свои знания, накопленные годами тренировок, которые получили от своих наставников.

Много книг переведено на русский язык. Но после непрофессиональных переводов много нюансов упущено, и ценность книги теряется.

В большинстве книг авторы уделяют внимание технике каратэ, описывают базовую технику, ката, кумитэ, самооборону. Информации же, как построить тренировочный процесс, как сочетать занятия по кумитэ, базовой технике, ката, медитации недостаточно, неопытному инструктору это сделать трудно.

В этой книге собраны материалы, которые помогут Вам усовершенствовать себя, развить силу, скорость, выносливость, улучшить реакцию, координацию, понять и использовать внутреннюю энергию, составить себе тренировочный план.

В книге я не пытаюсь повторить лучших авторов. Я стараюсь объяснить каратэ-до с точки зрения физики, химии, медицины, философии, педагогики. Инструкторы, тренеры по каратэ-до найдут для себя всё, чтобы законно преподавать и вести тренировки по системе.



В мире всё развивается, и каратэ — не исключение. Потому многие тренеры используют новые разработки в методике, медицине и т. д.

Чтобы достичь высоких результатов, нужно хорошо знать человеческий организм (физиологию, анатомию), правильно на него воздействовать с точки зрения медицины, физики и биохимии. Многое, что Вам нужно, есть в этой книге.

Особую благодарность автор выражает инструкторам Федерации, которые активно помогали при составлении книги: С. Денисенко (г. Сумы), П. Побурянный, В. Келлер, М. Кац (г. Черновцы).

 

ОТЗЫВ

на книгу В. Галана "Каратэ-до" доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой физического воспитания и здоровья НПУ им. М. П. Драгоманова

Книга "Каратэ-до" является многоаспектным, ценным своевременным методическим пособием по основам методики построения тренировочного процесса, эффективному сочетанию в занятиях каратэ, базовой технике, ката, медитации с целью совершенствования духовного и физического состояния спортсмена.



Предложенные в книге материалы помогут развить каждому спортсмену силу и скорость, выносливость и ловкость, быстроту двигательной реакции и координацию, понять и умело использовать свою внутреннюю энергию.

Собранные в методическом пособии материалы базируются не только на основах знаний физиологии, анатомии, биомеханики и функциональных особенностях жизнедеятельности человеческого организма, но и обобщают спортивный опыт многих мастеров каратэ. Методическое пособие хорошо иллюстрировано, изложено легко читаемым литературным языком. Особо следует отметить заслугу автора в изложении не только общепризнанных в теории и методики физического воспитания и спорта основ спортивной тренировки, но и нетрадиционных методов, базирующихся на религиозно-философских учениях Востока и имеющих большое значение при занятиях каратэ.

Книга В. Галана "Каратэ-до" своевременна, актуальна и дает большой диапазон знаний теоретического, практического и познавательно-воспитательного характера.

Доктор педагогических наук,
профессор, мастер спорта
Дубогай А. Д.

РЕЦЕНЗИЯ

на книгу Валерия Васильевича Галана "Каратэ-до"

Украина всегда славилась своими единоборцами. Один из самых молодых видов спорта в Украине - каратэ, несмотря на сравнительно короткий срок своего официального существования, уже имеет в своем активе чемпионов мира, Европы и других международных спортивных встреч высокого ранга.

Валерий Васильевич Галан имеет личный послужной список международных встреч по каратэ и является мастером-практиком высокого класса. Его ученики постоянно входят в состав сборной Украины по каратэ и имеют высокий международный рейтинг.



Книга В. В. Галана о каратэ, естественное дополнение его практических успехов в области каратэ, включает в себя обширный и глубокий материал по истории развития каратэ, обучение технике каратэ, духовное воспитание и психическую подготовку спортсмена — т. е. все то, что необходимо для выращивания высококлассных спортсменов.

Передавая свои теоретические глубокие обширные знания начинающим спортсменам, В. В. Галан вносит ценный вклад в систему воспитания спортсменов, развития теории каратэ и, тем самым, достижения высоких результатов каратэ в Украине и на международной арене.

Президент Украинской Федерации
Каратэ-до Интернешенэл:
Олег Бардаченко

 

ИСТОРИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ДО 1936 ГОДА

  Будо-до - это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто. тот владеет всем. Уэсиба Морихэй

ИСТОКИ

Истоки Каратэ как системы боевого единоборства, своими корнями уходят в глубокую древность.

Как это бывает и во многих других областях человеческой деятельности, в многочисленных, более или менее легендарных рассказах трудно выделить действительные истоки этого метода боя при помощи рук и ног.

Именно в Индии, как говорит легенда, пять тысячелетий назад жил принц, который проводил свой досуг за наблюдениями схваток между животными и анализом их движений. Часами он сидел неподвижно и ни один взмах крыла, ни одно движение не ускользало от его внимательного взгляда. Систематизировав свои наблюдения, он ввел некоторое количество приемов борьбы, которые могли быть использованы людьми. На втором этапе он пожертвовал сотни рабов для того, чтобы в точности определить жизненно важные точки человеческого тела: он экспериментировал на них нанося реальные удары.

Другая легенда, менее кровожадная, пришла из Китая. Создание оздоровительной гимнастики, которая известна под названием "Игры пяти зверей" ("У цин си"), приписывается медику эпохи Троецарствия Хуа То (190-265). Легенда о невероятных способностях Хуа То слагались уже при его жизни. Хуа То был обожествлен и вошел в число 10 богов — покровителей врачевания. "Игры пяти зверей" Хуа То, передававшиеся от одного носителя традиций к другому, дошли до нас в целости и сохранности. Они состояли в копировании определённых движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля.

Упражнения комплекса Хуа То - "Игры пяти зверей" Бодхидхарма

История сохранила имя человека, имевшего прямое отношение к рождению каратэ. Речь идет об индийском монахе Бодхидхарме, широко известном под японизированным именем Дарума, основателе буддийской созерцательной секты под названием Дхьяна ("Чань" по-китайски и позднее "дзен" по-японски). Он прибыл в Китай в 520 году нашей эры, чтобы проповедовать буддизм Махаяны (Путь Большой Колесницы) и, после долгих странствий, в период царства Вэй, основался в монастыре Шао-линь-су (по-японски "Сериндзи") в провинции Хонан.

Суть учения Бодхидхармы, ставшего причиной его конфликта с местным правителем, заключалась в том, что в отличие от ортодоксального буддизма, проповедовавшего сострадание и смирение, Чань-буддизм стал религией, призывавшей к самосовершенствованию, размышлениям, наблюдению и самосозерцанию с целью познания истины, укрепления тела и духа.

Он стал проповедовать новое умение обитателям Шаолиня. И на первых же занятиях заметил, что его ученики слабы духом и телом и засыпают прямо во время проповедей. К тому же на монахов и монастыри часто нападали разбойники и грабители и Бодхидхарма решил дать монахам системы психофизических упражнений под названием 18 движений рук Архатов "Ши ПА Лохан-ШО" (Архат-Полубог в буддийском пантеоне), которую обнародовал в 522 году на 109 году жизни.

Будучи сыном знатного Раджи, Бодхидхарма в молодости изучал боевые искусства, развивавшиеся в Индии с незапамятных времен. По преданиям, сам Сиддхартха Гаутама, ставший впоследствии Буддой, был искусен в рукопашном бою. Так, что различные виды невооруженного поединка получили в стране широкое распространение, причем определённое влияние на них оказал греческий панкратион — кулачный бой с бросками, подножками и захватами, попавший в Индию вместе с войском Александра Македонского. Особенно популярна была борьба ваджрамушти, которой и владел Бодхидхарма.

Трудно утверждать, что Бодхидхарма основал каратэ или, в более широком смысле методы боя, поскольку, если и возможно, что он предложил ряд физических упражнений, целью которых являлось укрепление тела и подготовки его к серьезным испытаниям, каковыми являются чрезвычайно длительные сеансы медитации, то эти движения отличались небольшим размахом и главным образом базировались на способах дыхания. Тем не менее эту технику в некоторой степени можно рассматривать как фундамент особо эффективных методов ведения боя, которые распространились по Китаю под названием Шао-линь-су-КЭМПО.

После смерти Бодхидхармы монастырь Шаолинь испытывал много потрясений — это была эпоха, когда Китай был разделен на множество враждующих царств. Так, после серии крестьянских восстаний, охвативших страну в начале IX века, в 845 году вышел антибуддийский указ, и большое количество монастырей было разрушено за то, что монахи поддерживали восставших. Та же участь постигла и Шаолинь, который сгорел, а монахи рассеялись, разнося во все концы методы Бодхидхармы. В те смутные времена дороги были наводнены разбойниками, и монахи имели массу возможностей применять Шао-линь-су-КЭМПО на практике. Вскоре монастырь был отстроен заново. Появились стили, основанные на подражании движениям животных. А главное — в Шаолине была создана уникальная система подготовки бойцов, равной которой не было. Техника монахов воспринималась как чудо и увлекала все больше людей. Многие стремились овладеть этим мастерством. Однако такое быстрое распространение неизбежно сопровождалась трансформацией Шао-линь-су-КЭМПО в простой набор действий схватки. Суть учения Водхидхармы — осознание духовной цели — была потеряна. Эта цель была заново открыта и поставлена уже в Японии, куда дзен проник в XII веке и был принят военной кастой самураев.

 

ШКОЛЫ КИТАЙСКОГО БОКСА.

Чисто китайские школы боя продолжали свое развитие параллельно. Они появились под множеством названий, что указывает на разнообразие стилей и школ. Боевые искусства местного происхождения были известны еще до христианской эры (эпоха Враждующих царств), тогда же появились Цзяо-ти-шу (по-японски Какутэйдзюцу), которым занимались прежде всего аристократия и которое развилось в популярный спорт во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Техника боя без оружия выкристаллизовалась с возвратом к власти династии Мин (1368-1644): монгольское завоевание травмировало китайский мир, и возвращение китайской династии вызвало реакцию, выразившуюся в воссоздании прежней цивилизации. Вновь освобожденное творческое соображение китайцев дало толчок в области воинских искусств к развитию многочисленных методов боя на кулаках, основанных, главным образом на древних методиках, большей или меньшей степени трансформированных под влиянием завоевателей. Именно тогда, на стыке династий Мин и Цин (1644-1911) появилось "кан-фа", ставшее впоследствии "Тайцзицюань" — важная веха в истории современного каратэ.

Какова же была ситуация в середине XVII столетия? Методы, связанные с шао-линь-су-кэмпо Бодхидхармы (школы хун, лю, цай, пангай-но-он, ли, мо и т. п.) сосуществовали с чисто китайскими методами. Совершенно очевидно, что на протяжении веков имело место наложение стилей, заимствования, и что связь с простой техникой, практиковавшейся в храме Шао-линь, с тех пор восстановить невозможно.

Чисто китайские стили подразделяются на две категории: "лун-хуа-цюань" (по-японски рюкакэн), в котором одновременно допускались захваты туловища, и "Тай-цзи-цюань" (по-японски тайкекукэн), представлявшую собой метод "фехтования" руками и ногами. Эта последняя школа, наиболее важная, явилась результатом удачных компиляций и заимствований из различных стилей, каждый из которых имеет те или иные достоинства. Тай-цзи с появлением огнестрельного оружия постепенно стало скорее методом сохранения здоровья, чем средством достижения гипотетической победы на поле боя, с этой целью тай-цзи занимаются и в наши дни. Тай-цзи-цюань явилось источником многочисленных школ дзю-дзюцу (японский метод боя без оружия, который, вне всяких сомнений, появился в начале XVI века после создания школы Такуэчи), китаец по имени Цзэн Юань-юнь в XVI столетии приехал в Японию и преподавал свои методы, на основании которых были созданы японские школы Шинторю-вадзюцу и Киторю. Японцы, в свою очередь, ездили в Китай для развития различных аспектов своей цивилизации, среди них был врач по имени Широбэй Акияма, житель Нагасаки, который поехал в Китай для изучения терапевтического дела. Вернувшись в Японию, он создал школу Ешинрю. Говорят также, что Дзигоро Кано создал дзюдо, прямо и чуть ли не исключительно основываясь на школах Киторю и Ешинрю.

ОКИНАВА — КОЛЫБЕЛЬ КАРАТЭ

Результаты археологических раскопок на Окинаве позволяют утверждать, что люди поселились на острове около 20 тысяч лет назад. Достоверно известно, что уже в III веке окинавцы имели связь с Азиатским континентом, об этом говорят обнаруженные в результате раскопок вблизи города Наха различные вещи из Китая, которые были предметом торговли. В Китае первые письменные упоминания об островах Рюкю появились в начале VII века. Эти таинственные острова там называли "Землей бессмертных счастливцев".

Ходили слухи, что жители островов сделаны из золота и серебра, а на острове растет волшебная трава, которая делает человека бессмертным. Легенды рассказывают, что великий император Китая Цинь Шихуан, поверив слухам, направил на поиски островов огромную экспедицию, но эти поиски были напрасными.

Китайцы продолжали свои поиски несколько столетий и, наконец, в 608 году острова были найдены. Несколько местных жителей захватили в плен и подвергли специальным "испытаниям на бессмертие", но несчастные пленники оказались смертными. Первый японский посол в китайской столице, увидев пленников, определил, что они очень похожи на жителей города Яку, расположенного к югу от острова Кюсю.

Этот остров из архипелага Рюкю, продолжающего острова к югу, послужил тем листом, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под названием "Каратэ".

Окинава на протяжении длительного периода времени была предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Поднебесной империи, так и со стороны Японии. Маленькое государство подвергалось постоянному политическому и военному давлению более могущественных соседей. Окинаву постиг удел всех малых государственных образований эпохи средневековья — островитяне встали перед выбором: либо добровольное принятие протектората, либо более чем реальная угроза быть завоеванными в жестокой войне. Однако малая территория и ограниченные людские ресурсы не позволяли вести продолжительные военные действия.

В 1372 г. Правитель Окинавы признал вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились колонии военной и гражданской миссий близ важнейших городов Сюри, Томари, Наха. Впоследствии именно в районах этих городов сформировались три крупнейшие ветви окинавского каратэ.

До 1429 г. на Окинаве существовало три княжества: Хокудзан, Чудзан и Нандзан, постоянно соперничавших между собой. Правитель Сё Ха-ши из Чудзан в конечном итоге завершил объединение острова, завоевав в междоусобной войне области Нандзан и Хокудзан.

Сё Ха-ши издает указ о запрете на ношение оружия, поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение было сделано лишь для высшей знати и правительственных чиновников.

Крестьяне и ремесленники остались беззащитными перед произволом власть имущих чиновников. Пришлось искать защиты у местных мастеров-наставников по рукопашному бою, который назывался ОКИНАВА-ТЭ.

Необходимо отметить, что реликтовые системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Первые документальные упоминания относятся к VII веку, и, вероятно, существовавшие тогда виды кулачного боя не носили концептуального характера, не представляли собой систему.

Другая особенность формирования рукопашного боя Окинавы заключалась в следующем: остров издавна служил прибежищем для разного рода беженцев. Остатки разгромленных дружин Тайра в XII век отправились на Окинаву и принесли передовое воинское искусство. Волны эмигрантов из Китая, особенно после свержения династии Мин в 1644 г., принесли множество элементов китайских воинских искусств, вошедших в арсенал окинавского боевого искусства. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности ЦЮАНЬ-ШУ и японские БУ-ДЗЮЦУ сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя — ОКИНАВА-ТЭ.

Между тем торговые связи Окинавы с внешним миром расширялись. Документы из национальных архивов, открытых уже после II мировой войны, свидетельствуют о том, что между 1430 и 1570 гг. Окинава имела более 40 торговых представительств в соседних странах: Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и др. Надо полагать, что и арсенал ОКИНАВА-ТЭ пополнялся элементами боевых техник из этих стран.

В 1477 г. Се-шин — старший сын правителя Сё Ха-ши вновь издает указ о запрете на ношение оружия, а также и на тренировочные занятия по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начался длительный период подпольного развития боевого искусства.

В конце XVI в. из-за отказа участвовать в захватнических войнах на континенте против Кореи на стороне клана Сацума Япония получила повод для вторжения на Окинаву. В 1599 г. Сенэй, правитель Окинавы, обратился за помощью к императорскому двору Китая. На остров прибыли военные советники, специалисты по военному делу, ряд мастеров ЦЮАНЬ-ШУ для обучения населения. Это окончательно решило участь маленького государства, и к тому же участились набеги японских пиратов на континентальное побережье Китая.

В 1606-1609 гг. несколько тысяч воинов-самураев под руководством клана Симадзу высадились на Окинаве. Сопротивление было недолгим и остров был захвачен и оккупирован. И вновь началась "охота за мечами" — КАТАНА-ГАРИ.

Жестокая налоговая политика и произвол захватчиков вызвали появление очагов организованного сопротивления, во главе которых стояли мастера ОКИНАВА-ТЭ. По ночам в укромных местах, в пещерах гористой местности, в глухих зарослях участники тайных групп собирались и совершенствовались в искусстве рукопашного боя. Может быть, поэтому иногда ОКИНАВА-ТЭ называют "школой в зарослях".

Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и бегая на корточках, они могли быстро перемещаться и ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом. Носило ли это искусство массовый характер — неизвестно, однако факты подобного рода общеизвестны. Например, Тодзюн Мияги пальцами протыкал тушу быка. В подтверждение можно привести слова великого мастера окинавского каратэ Ясуцунэ Адзато, обращенные к ученикам: "Ваши руки и ноги должны стать мечами и копьями..."

Тем временем на континент отправляются посланцы с Окинавы перенимать боевой опыт у мастеров Китайского КЭМПО. В свою очередь, на Окинаву (правда, в разное время) прибывает плеяда блестящих мастеров КЭМПО: Ивая, Вайсин дзан, Ананку, Чинто, Сайора, Косокун, Асон, Сэйунтин и др.

К 1629 г. появляется термин ТЭ, обозначающий боевое искусство Окинавы, или ТОДЭ ("Континентальная рука"), что однозначно указывало на китайское происхождение. Появление ТОДЭ стало результатом слияния техники ОКИНАВА— ТЭ и ЦЮАНЬ-ШУ.

В хрониках "Осима-Хикки XVIII века упоминается, что мастер Косокун Гун Сян-дзюн, в свое время изучавший КЭМПО у одного монаха из Шаолиня, прибыл на Окинаву в сопровождении нескольких учеников и преподавал один из видов кэмпо, именовавшийся "кумиай-дзюцу". До сих пор в современном каратэ-до существует целый ряд формальных упражнений — КАТА, которые называются по именам своих создателей. Например, КАНКУ ("созерцание неба"), которая раньше называлась КУСЯНКУ и была создана мастером Косокуном. Ныне практикуется под разными названиями во многих окинавских и японских стилях, хотя первоначальный рисунок формы утрачен. Или же АНАНКУ, ЧИНТО, ДЖИОН, практикуемые в стилях СЕРИН-РЮ, ВАДО-РЮ, и САЙФА, СЭЙУТИН, практикуемые в ГОДЗЮ и СИТО-РЮ и др.

кара те (китайская рука) К концу XVIII в. искусство ТЭ получило наибольшее распространение в местностях близ трех крупнейших городов Окинавы, где Селились колонии китайских представительств и миссий. Соответственно и ветви ТОДЕ условно подразделялись по названиям городов: СЮРИ-ТЭ, ТОМАРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Приблизительно с этого времени в окинавском каратэ начали появляться некоторые характеристики, свойственные современному каратэ. В это же время появляется в обозначении боевого искусства иероглиф "кара" в значении "Великий Китай эпохи Тан", или сокращенно "китайский" в контексте искусства рукопашного боя — "китайская рука".

Впервые же иероглиф "кара" ("китайский") появился в названии школы ТОДЕ мастера Сакугава. Она называлась КАРАТЭ-НО-САКУГАВА. А его ученик и последователь Сокон Моцумура в начале 30-х годов XIX века, после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства, создал школу СЕРИН-РЮ ГОКОКУ-АН КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шао-линь для защиты отечества"). Эта школа стала основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее. Современный мастер каратэ Масаюки Хисатака так говорит об этом: "... В общем-то, каратэ едино, но если его рассматривать как дерево, то СЕРИНДЗИ-РЮ — это ствол. Все остальные стили, существующие на сегодня, вышли из СЕРИНДЗИ-РЮ. Так как СЕРИНДЗИ-РЮ считался самым главным стилем, первоосновой, им могли заниматься только самые лучшие, а остальные шли в другие стили, созданные на базе СЕРИНДЗИ-РЮ — СЕРИН-РЮ, СЕРЕЙ-РЮ и другие. В мире каратэ я молод, но любой сэнсэй кланяется мне первым, потому что мой стиль — это глава семьи каратэ. И когда я прихожу в любой зал, я всегда сижу в присутствии сэнсэя, будь он даже основателем стиля... "

Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: ТЭ стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX в. когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию.

Реформы Мэйдзи 1868 г. привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал частью великой империи, провинцией "страны восходящего солнца".

Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве. Еще в 90-х годах прошлого века на призывных пунктах чиновники и представители командования обратили внимание на хорошо физически развитых призывников с Окинавы, занимавшихся по системе ТЭ. Обобщив эти данные и данные, полученные в результате анализа восстания ихэтуаней в 1899 г. в Шаньдуне, было решено в порядке эксперимента ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях Окинавы.

Первым наставником, преподающим каратэ открыто в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ Ясуцунэ Итосу, учитель и наставник Гитина Фунакоси и его соратников. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, впервые открыв широкой публике не только и не столько боевую технику ТЭ, но и расширив трактовку боевого искусства как системы, подходящей для достижения целей спортивно-оздоровительного характера.

Вслед за введением каратэ в учебную программу последовала серия показательных выступлений Г. Фунакоси и его соратников. Первое из них документально зафиксировано и датируется 1902 г., когда он выступил перед уполномоченным инспектором по образованию префектуры Кагосима Синтаро Одзава. Результатом инспекции и стало введение каратэ в качестве учебной дисциплины в средней школе "Дайити" в г. Сюри и в педагогическом училище. В 1906 г. была организована первая публичная демонстрация каратэ, и к 1913 г. интерес к этому искусству возрос настолько, что Фунакоси подобрал целую труппу, специализировавшуюся на показательных выступлениях.

В 1917 г. Фунакоси по требованию министерства образования прибыл в Японию, в Киото, где он был представлен в БУТОКУДЭН, в центре традиционных воинских искусств. Однако, несмотря на полный успех его выступления, каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание в митрополии. Лишь после того, как кронпринц посетил Окинаву в 1921 году, где продемонстрировал свое искусство, он был официально приглашен в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.

В 1924 г. был открыт первый клуб при общежитии в Мейсэй-дзюку, где проживали студенты с Окинавы. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера, наблюдая за успехами своего коллеги, также приняли активное участие в создании и пропаганде своих школ. Боевое искусство попало на благодатную почву, способствовавшую их бурному развитию. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле. Окинавский мастер Кэнва Мабуни создал в 1930 г. стиль СИТО-РЮ. Несколько ранее другой знаменитый мастер НАХА-ТЭ Тодзюн Мияги создал стиль ГОДЗЮ-РЮ. Любопытная история появления названия ГОДЗЮ-РЮ. Дело в том, что Т. Мияги был первым, кто зарегистрировался в Нихон Буто-кукай — Всеяпонской организации боевых искусств. Произошло это в 1926 г. Вот как говорит об этом М. Хисатака:

"... Для того, чтобы зарегистрироваться и стать членом Бутокукай, надо было заполнить специальные бланки, которые разрабатывались для кэндо и в которых надо было указывать стиль или школу. Тодзюн Мияги, зарегистрировавшийся первым, не стал писать "серей-рю" или "наха-тэ", а придумал новое название, и так появился термин ГОДЗЮ-РЮ... Затем зарегистрировались СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ...".

К концу 30-х годов сформировался стиль ВАДО-РЮ, основанный доктором медицины Хиронори Оцукой.

В 1936 г. конференция мастеров окинавского каратэ, организованная газетой "Рюкю Симпо", утвердила новую концепцию каратэ, провозглашавшую приоритет духовного начала ("до") в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой".

каратэ дзюцу "искусство китайской руки" каратэ-до "путь пустой руки"

Таким образом искусство "китайской руки" превратилось в "путь пустой руки". Решение конференции вызвало неоднозначную реакцию в среде окинавских мастеров: многие отказались от новой трактовки древней традиции. Было ли это своеобразным выражением протеста против утраты независимости от Японии или же проявлением традиционной приверженности ко всему китайскому — неизвестно. Впервые же иероглиф "кара" ("пустой, небо") был предложен Томо Ханасиро еще в 1905 году. Эту идею поддержал Фунакоси и на протяжении многих лет пропагандировал ее. В конференции приняли участие К. Ябу, Т. Тибана, Т. Киян, Т. Ханасиро, Т. Мотобу, Т. Мияги и другие.

К началу второй мировой войны уже существовали четыре крупнейших стиля японского каратэ-до: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЕТОКАН И ВАДО-РЮ, послуживших основой для создания впоследствии множества других стилей и школ. Например, стиль СИТО-РЮ в настоящее время культивируется многими родственными школами и организациями: САНКУКАЙ, СЮКОКАЙ, СЭЙКИКАЙ, СЭЙСИНКАЙ, ХАЯСИ-ХА, ТАНИ-ХА и др.

Особенно широкое распространение каратэ-до получило после окончания II мировой войны. В 1953 г. в США были приглашены ведущие специалисты по каратэ и дзюдо для подготовки личного состава особых подразделений военно-воздушных сил. В их числе были Г. Фунакоси, И. Обата, X. Нисияма и многие другие. Благодаря этому каратэ в США получило возможность развития не только в специальных армейских подразделениях, но и в сфере общественных объединений и организаций.

К концу 50-х годов каратэ-до утвердилось окончательно, а с 60-х широко практикуется во всем мире. Созданы и создаются различные международные организации и союзы.

Но война унесла жизни многих мастеров каратэ. В японской армии существовали особые диверсионные отряды, целью которых была дезорганизация и деморализация личного состава оккупационных войск через террор и устрашение. Причем методы проведения акций, сеющих панику среди солдат противника, были целиком заимствованы из далекого прошлого: террористические акты осуществлялись только холодным оружием и голыми руками.

Ретроспективный обзор развития окинавского боевого искусства позволяет подвести некоторые итоги, отметить существенные моменты исторического плана, сыгравшие важную роль в формировании основ окинавского каратэ.

Итак, общую историю развития и становления можно ориентировочно представить следующими важнейшими этапами:

— I этап: возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на островах Рюкю и упоминающемся в японских хрониках "Нихон соку" ("Душа Японии"), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые связи с соседними странами.

— II этап: слияние техники окинавского рукопашного боя с системами китайского КЭМПО и формирование к 1629 г. системы ТЭ или ТОДЭ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.

— III этап: дальнейшее развитие и формирование трех ветвей ТОДЭ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ-ТЭ и НАХА-ТЭ. Каратэ, практикуемое в районе г. Томари, считалось родственным СЮРИ-ТЭ. Примечательно, что до сих пор на Окинаве нет различия и разделения каратэ на стили: их все так же подразделяют на СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.

— IV этап: формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного окинавского каратэ — СЕРИН-РЮ и СЕРЕЙ-РЮ на основе СЕРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЭ и смешение ветвей СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ. СЕРИН-РЮ появился в результате смешения стилей СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ, а СЕРЕЙ-РЮ возник на основе НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ.

— V этап: появление четырех крупнейших стилей каратэ-до в Японии — СЕТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ и ВАДО-РЮ к концу 40-х годов.

— VI этап: появление множества различных стилей каратэ-до на основе смешения СЕРИН-РЮ, СЕРЕЙ-РЮ и четырех японских. Подавляющее большинство современных стилей и школ появились уже в 50-е годы.

Другими важнейшими особенностями окинавского каратэ являются следующие.

Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера.

Практика боевого искусства в условиях постоянных запретов на ношение традиционных видов холодного оружия вызвала особый подход к использованию различных видов подручного оружия, и особенно предметов сельскохозяйственного труда: НУНТЯКУ, КАМА, ТОНФА, БО, ДЗЕ, САЙ.

В технический арсенал вошли исключительно простые и эффективные приемы, такие как "зонная" защита предплечьями, уходы телом с линии атаки ТАЙ-САБАКИ, сокрушающие удары руками, поскольку замысловатые движения вряд ли возможны были в схватке с вооруженным противником, в совершенстве владеющим холодным оружием.

Эти и другие обстоятельства со временем сформировали весьма характерный тип окинавского боевого искусства, девизом которого были простота и надежность, предельный рационализм в действиях и ярко выраженный ударно-силовой характер техники.

До середины прошлого века каратэ на Окинаве изучалось и практиковалось исключительно как смертоносное искусство, что предполагало особое отношение и к тренировочному процессу, поскольку он был связан с реальной опасностью для жизни, а занятия не носили массового характера, то есть каратэ не было доступно любому желающему. В силу исторических обстоятельств каратэ зачастую служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья.

СЁТОКАН

Сётокан — самый массовый стиль каратэ не только в Японии, но и во всем мире и относится к четырем крупнейшим, наряду с ВАДО-РЮ, ГОДЗЮ-РЮ и СИТО-РЮ. Основан окинавским мастером Гитином Фунакоси. СЁТОКАН в дословном переводе с японского означает "Дом Сёто" и под этим названием существует с 1936 года.

  Гитин Фунакоси  

"Сёто" — это литературный псевдоним Г. Фунакоси, взятый им еще со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище г. Сюри, переводится как "сосны и волны". Там же у него была своя школа под названием "Сёто Гакко", где он преподавал каратэ.

Красный круг — символическое изображение солнца, охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания — ЯН и ИНЬ — Солнца и Луны. Тотемный знак — стилизованное изображение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом "кё" ("учение") над задней лапой.

СЁТОКАН представляет собой вариант адаптированного СЮРИ-ТЭ и генеалогически является его прямым наследником, поскольку Фунакоси подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей Итосу и Адзато — великих мастеров, учеников самого Сокана Мацумуры, и сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов новую систему, которую он сам называл просто "каратэ-дзюцу", лишь позднее, с 1936 г. — "каратэ-до".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.