Сделай Сам Свою Работу на 5

Как Изучать То, что Уже Известно





Некоторые говорят: "Если человеку необходимо что-то из области знания, но он каким-то образом не может получить это от прямого обучения, может ли ему помочь косвенное обучение? Возможно ли, что это даже единственный путь обучения таких людей?"
Этот вопрос задал человек, который прочитал все мои книги. Ответ на этот вопрос можно найти в книге "Путь Суфи"4, в цитате аль-Газали.
В таком случае, откуда этот вопрос?
Другой человек хотел узнать, могут ли взгляды человека и его опыт меняться в зависимости от того, на какой ступени психического или психологического развития он находится, и может ли это послужить причиной кажущихся противоречий в метафизическом обучении.
Ответ именно на такой вопрос, правда в форме утверждения, находится в "Советах Бахауддина" переведенных мною и опубликованных в книге "Мыслители Востока"5
Человек, задавший вопрос, прочитал эту книгу. Спрашивается, откуда вопрос?
Третий читатель спрашивает, может ли быть так, что настоящие мистические учителя могут быть "невидимыми" для некоторых людей, в том смысле, что люди не смогут оценить их ценность. Их даже могут принять за людей, вовлеченных в какую-то другую деятельность. А то, чему они учат, их методы считаются элементом светской жизни.
Такая ситуация объясняется в моей книге "Мудрость идиотов"6 на примере Чаркхи и его дяди. Я удостоверился в том, что человек, задающий вопрос, прочитал эту книгу, почему же утверждение становится вопросом?
Все это говорит о распространенной черте, присущей поведению большинства людей. Они слушают, читают, переживают что-то (наподобие той информации, которую я здесь цитировал), но не усваивают ее. Как следствие, неусвоенная информация, как и в случае неусвоенной пищи, всплывает наружу.
То, что в действительности сознание людей говорит им, когда они задают вопросы, в которых как во сне всплывает то, что они уже знают: "Вы не обратили внимание на эту информацию - смотрите!" Это говорится человеком самому себе, но не мне. Но из-за неспособности вернуться и поискать ответ в литературе, похоронив призрак этих идей, люди подаются искушению задавать вопросы другим.
Вы наверное замечали это в детях: они задают вопросы, на которые немного подумав могли бы ответить сами. Когда этот симптом встречается у взрослых, он говорит о том, что данный человек не берет на себя труд размышлять самостоятельно. Поступая так, он естественно перекладывает свою работу на человека, которому задает вопрос. Опыт показывает (и вот почему я уделяю этому столько места), что люди, которые не утруждают себя восприятием информации из источников, уже имеющихся в наличии, а продолжают задавать вопросы, не получают пользы от ответов. Причина в том, что поиск и запоминание информации составляет часть процесса познания. Обратившийся за ответом и получивший его слишком легко в результате снова становится неспособным переварить его.
Если кто-то задает вам вопрос, и вы помогаете ему найти ответ самому или направляете студента копаться в словарях и источниках, вы делаете это, потому что знаете, что это правильно, а не потому что не хотите отвечать. Прилагая усилия, он учится.





Несчастный ослик

Вопрос: Я слышал о людях, которые провели много времени с Суфи, и не добились результатов. Покинув Суфи, они перешли к другим духовным учителям и обрели счастье. Как это объяснить?

Ответ: Я слышал, что... Сколько раз я это слышал!

Ну хорошо: вот история, рассказанная Руми, которая описывает ситуацию, которую вы упомянули. Жил-был однажды один осел, который жил у бедняка работал на него. Он недоедал, но кое-как жил. Однажды начальник королевских конюшен сжалился над бедным животным и поместил его вместе с королевскими лошадьми, кормил его и заботился о нем.



Бедный осел не мог не сравнивать себя с благородными арабскими скакунами Султана. Он обращался к Богу с вопросом, почему между ними такая большая разница. Вскоре грянула война. Скакуны участвовали в боевых действиях и вернулись искалеченные, исколотые стрелами и перевязанные. Некоторые вообще не вернулись.

То, что увидел осел, и было ответом на его вопрос.

Мы не можем ни о чем судить, не зная контекста, в котором это происходило.

Гвоздь или шуруп?

Ко мне постоянно приходят люди, рассказывают, что изучали одно и другое, и это их не устроило. Они работали под руководством такого-то, но он оказался неподходящим (или умер) и они обратились к другому. Они думали это и пробовали так и так, и ("окончательно" как они говорят, хотя с таким послужным списком в это трудно поверить) появились у моих дверей. Они убеждены, что все эти лишения и тяжкие испытания, все проблемы и фальш-старты сплетаются в ясное целое - все они ведут к одному. Возможно, они правы. В любом случае, довольно удивительно, (если конечно они не рационализируют свою недееспособность и необучаемость) что что-то управляло ими так, что они не приняли ни одного неверного решения. Некоторые сильно покалечились в результате подобного опыта.

Что касается других, им, видно никто не рассказывал старую шутку. Существует один способ узнать, что использовать: шуруп или гвоздь, когда вы плотничаете. Вбейте в доску гвоздь. Если она треснула, значит вам нужен был шуруп.

Прачки.

Беседовали двое ученых. Один говорил: "Ты знаешь Суфи, который живет в соседнем городе? Мне кажется, что он не приезжает к нам, потому что боится, что высший интеллект опровергнет все его тщеславные мысли."

Другой отвечал: "Хорошо бы если так, но мне кажется, что он в конце концов приедет сюда, так как захочет обмануть нас и обратить в свою веру."

Из любопытства они решили посетить его и на следующей неделе проникли на его вечернее собрание. Однако Суфи был предупрежден об их разговоре.

Когда ученые вошли, Суфи обратился к ним со словами: "Я рад, что вы пришли, ибо вы наверняка сможете помочь мне с проблемой, которая занимает мою голову".

"И что это за проблема?" - спросили ученые.

"Я думал о вдове с соседней улицы. Она не показывается на люди, и наверное она опасается, что ее появление вызовет мысль о том, что она старается привлечь внимание. С другой стороны, и в этом моя проблема, я не уверен, что ее отсутствие не вызвано желанием вызвать наше любопытство и даже сейчас она планирует появиться однажды на улице и заставить нас обсуждать себя.

"Что за ужасные сплетни!" - воскликнул первый ученый, в то время как его товарищ был так ошеломлен, что не мог ничего сказать.

"Не понимаю, почему вы так странно воспринимаете мою озабоченность - сказал Суфи, "ведь она была спланирована специально, чтобы соответствовать пониманию прачек..."

Осведомленность аудитории

Успех выступления нечестных и обманывающих себя проповедников, пропагандистов и учителей зависит во многом от невежества их слушателей.

Наша основная проблема также в "обучаемости" аудитории, так как люди знают то немногое, что им выборочно преподали и судят нас с точки зрения своих знаний.

Поэтому мы вынуждены рассказывать основные положения, сведения, возможные точки зрения, так как не имеем возможности предполагать их наличие в слушателях.

Иногда я чувствую себя автомехаником, которому владелец машины говорит: "Сделайте так, чтобы машина поехала", и мне приходится (как бы это ни было неприятно) говорить:

"Ваша проблема в том, что вы не умеете водить машину"

На Что Они Похожи?

Один король был смущен растущим числом разнообразных дервишей в своих владениях. Он созвал Совет Министров и приказал им отправиться инкогнито к учителям философии Суфи, разузнать все о них и доложить.

Он сказал им: "Выясните, на кого они похожи"

Переодетые в церковников, солдат, монахов, купцов, студентов и крестьян, члены Совета Министров (и множество их помощников) провели пять лет в исследованиях.

Каждый написал отчет и отправил его королю.

Когда король открыл их, он обнаружил, что в каждом было написано: "Вы хотели узнать, на что они похожи. Должен сообщить, что они не похожи ни на что и ни на кого в этом мире"

Образцы.

Люди не только склонны подходить к изучению незнакомых им вещей с точки зрения своего жизненного опыта, но также они склонны выбирать те его части, которые кажутся им подходящими к случаю. Это происходит потому, что люди скорее хотят получить, нежели познать что-то

Таким образом, мы можем оценить этих людей: Хотят ли они приобрести что-то или познать что-то?

Иллюстрацией может послужить история о Суфи, к которому пришел деловой человек и захотел, чтобы ему показали чудо.

"Я деловой человек, - сказал он, - и, конечно, чтобы что-то приобрести, мне надо посмотреть образцы. Почему бы вам не показать мне одно из своих чудес?"

Суфи ответил: "Почти невозможно связать то, что мы делаем, с торговлей, но мы можем приблизиться к вашим терминам и показать, что всем движет жажда наживы, а не знания.

То, чем мы занимаемся, называется, на вашем языке, "не товарным бизнесом". Это означает, что вы можете узнать, насколько нужно то, что мы делаем, но образцы - это слишком!"

Дорога на Хорасан.

В былые времена, когда на Среднем Востоке последователи Пророка подвергались гонениям, подозревались в государственной измене; их хватали и убивали только из-за их происхождения.

История, рассказывает о человеке, который был хорошо известным, всеми уважаемым Суфи. К сожалению, его происхождение вызвало недовольство и ненависть власть придержащих.

Он решил, что скрываться - не для него, и что спасаться бегством - тоже не в манерах дервишей. Поэтому он сам предстал перед Калифом.

Калиф сначала очень удивился такой смиренной капитуляции, но тем не менее сразу же издал смертный приговор отдав его начальнику охраны, обратившись к Суфи: "Вы Сайеды - забавные люди; однако, если ты ищешь мученической смерти, я с радостью дарю ее тебе".

Сайед отвечал: "Я сам сдался тебе, освободив твою стражу от лишнего труда заниматься моими поисками. Разреши мне за это самому предстать перед палачом."

И он был отправлен на казнь в сопровождении пары верных Калифу стражников. Эскорт приблизился к большому открытому караван-сараю, где их ожидал палач, сидя у огромного костра вместе со своими друзьями.

Сайед обратился к охране: "Теперь оставьте меня, так как человеку моего положения, который сдался добровольно, не гоже терять достоинство даже в такой момент".

Охрана согласилась с ним и убедившись, что Сайед приблизился к палачу, удалились.

Палач, узнав пленника, сказал: "У меня сегодня посетитель? Ты ведь от Калифа?"

Не показав приговор палачу, Сайед бросил бумагу в костер. После чего воскликнул: "Я пришел сюда по доброй воле, и без конвоя. Да, я был у Калифа. И я бросил приговор в костер. Хоть я и сдался сам, я не хочу быть изгнанным в Хорасан".

"От тебя ничего не зависит!" - взревел палач: "Я выполню волю моего повелителя"

И вместо того, чтобы привести в исполнение смертный приговор, палач передал его в королевские конюшни, где ему предоставили лошадей и сопровождение. Наикратчайшим путем и без задержек он был перевезен из Аравии в Хорасан (современный Афганистан) и там оставлен - отбывать ссылку.

Служба.

При дворе Пагманского Хана один знатный человек спросил одного скромного (которому завидовал, так как хан очень чтил этого человека):

"В вашей семье существует традиция прислуживать известным правителям или ты первый, кто может насладиться подобной честью?"

Тот ответил:"Мои предки были людьми чести, у них не было таких низких стремлений как служба у монархов."

Дворянин стоял на своем: "Наши ханы - Шарифы (потомки Пророка) и Суфи. Ваши люди не ценят, как ценим мы, малейшую возможность служишь избранным?"

На что бедняк ответил: "В моей семье никогда еще не было таких высоких стремлений, я - первый, кто имеет безрассудство надеяться быть полезным таким людям".

Столь же Богат Как Ты...

Однажды в прошлом веке, когда Набоб Сарданский показывал своих коней одному гостю, тот сказал:

"Если бы я был столь же богат как ты!"

Хотя гость был чужеземцем и не был посвящен в кодекс Сайедов, когда он уезжал, Набоб одарил его подарками, которые обеспечили его до конца жизни. Должны были пройти годы, прежде чем имущество Набоба смогло бы восстановиться после этого щедрого жеста.

Кто-то спросил Набоба:

- Обязательно ли было принимать столь безрассудное решение?

Он ответил:

- Я посчитал невозможным нарушение традиции. Сегодня кто-то спросил меня, почему мы пытаемся передать учение Суфи недостойным. Потому что они просят нас об этом. Вы знаете историю о нашем великом предке, Али, зяте Пророка?

Однажды, сражаясь, Али выбил меч из рук воина и тот стоял беззащитный, ожидая смерти, но в то же время крича в гневе: "Дай мне твой меч, и я убью тебя".

Али отдал ему свой меч, оставшись безоружным. Оправившись от удивления, его враг спросил: "Как ты можешь отдать свой единственный меч, в разгар битвы, человеку, который ненавидит тебя и хочет убить?"

Али ответил: "В нашей семье традиция, что никто ничего у нас не просит впустую."

Нам известна эта история только потому, что тот воин отказался убивать таких, как Али.

Слово может быть одним из трех ...

Одно из самых излюбленных моих воспоминаний, это когда я перевел на Персидский куплет из Хафиза. Он был процитирован на английском одним видным судьей, у которого я со своим товарищем консультировались по какому-то поводу. Он сказал: "Эти строки всегда впечатляли меня своей ясностью: переведите их обратно на персидский для своего друга."

Афганский Суфи, который только что прибыл в Англию, был весьма удивлен.

"Ты говоришь, что этот человек судья?" - спросил он меня.

Я сказал, что так оно и есть, и еще этот человек обучает законам.

"Спроси его, есть ли еще что-нибудь в этих строках, кроме сантиментов, которыми он так восхищается" сказал заинтригованный Суфи.

Нет, больше ничего не было, отвечал законник.

Тогда Суфи процитировал рассказ из Руми:

"Слово" сказал учитель грамматики дервишу, "может быть только одним из трех вещей" Дервиш вдруг начал кричать и рвать на себе одежды. Когда он успокоился немного, он объяснил:

"Подумать только, я всю жизнь надеялся, что может быть еще что-то кроме этих вещей!"

Его Честь, после того, как история закончилась, выглядел немного взволнованным. "Кем вы говорите, является Его Превосходительство?"

"Начальником Королевского Монетного Двора в Кабуле" сказал я ему.

"А, понимаю... Один из этих привередливых клиентов, а?"

Лягушка

Вопрос: Если, как вы говорите, ритуалы - это окаменевшие упражнения, и что литература и практические упражнения изжили свою полезность, то как вы объясните тот факт, что так много людей упорно придерживаются их? Они наверняка выполняют важную функцию...

Ответ: Если люди хотят чего-то, это вовсе не значит, что это для них хорошо, это даже не значит, что они выполняют полезную или незаменимую задачу. Вот рассказ, который послужит хорошим средством от попыток находить полезное в бесполезном или даже во вредном.

Один горожанин отправился в продуктовую лавку, чтобы купить хлеб с запеченной жерухой, которым там торговал крестьянин. Не успел он откусить кусок, как из хлеба выпрыгнула лягушка. Горожанин, который никогда раньше не видел лягушек, наклонился и взял ее в руки. Лягушка квакнула: "Ква-ква". "Ква или не ква, а ты вернешься в хлеб. В конце концов, я за тебя дорого заплатил ".

Полное удовлетворение

Вопрос: Чем плох духовный путь, или пути, которые известны в таком изобилии и предоставляют полное удовлетворение, стоит начать идти по ним?

Ответ: Вот притча, которая будет ответом на ваш вопрос:

Жил-был скряга, который все свои деньги, которые приходили в качестве выручки от его магазина, складывал в пустое пространство между стеной его дома и дома его соседа через маленькую щелочку, сделанную специально для этого.

Это только усиливало его жадность, и он стал ходить завтракать, обедать и ужинать к своему соседу, экономя, таким образом, деньги. "Я", говорил он себе "плачу ему своей компанией, и кроме этого он любит быть щедрым и угощать всех, кто оказался в его доме во время обеда".

Пользуясь бесконечной отзывчивостью своего соседа, скряга даже продал свое дело и положил все вырученные средства в тот же тайник.

Когда же через много лет его сосед умер, скряга вскрыл свой тайник и обнаружил, что сосед его обокрал, что он ужинал за свои собственные деньги.

Так спросите себя, не является ли желание "полного удовлетворения", которое вы можете получить, от духовного пути (или от другого источника стимулов) чем-то похожим на желания скряги?

Чем больше, тем лучше.

Вопрос: Учителя Суфи часто говорят, что не следует заниматься духовными упражнения самостоятельно. Также они говорят, что те учителя, которые всех заставляют делать одни и те же упражнения - невежественны, и эти упражнения могут нанести вред. Почему это так, если считается, что эти упражнения являются частью всех религиозных систем?

Ответ: Во-первых, упражнения не являются частью всех религиозных систем. Это является частью всех систем лишь на той стадии, когда упражнения вырождаются, и от правильного применения переходят к автоматизму. Даже "учителя" об этом не знают. На самом деле, Суфи запрещают это, из-за того, что это приносит вред, одержимость и фантазии вместо просветления. Но вы не распознаете этого, пока не испытаете альтернативу. Вам придется полагаться на правильную информацию. Послушайте историю:

Жил-был один комар, который захотел убить гордого коня. Он сказал: "Если кто-то убьет тебя, самое сильное животное, станет он сильнее тебя?"

Конь ответил: "Конечно. Но меня убить невозможно"

Тогда комар ужалил его. Но для коня это было все равно, что укол булавки. Комар не утратил амбиций, но не мог понять, что делать дальше. "Пойду-ка я к зайцу" - подумал он, - "он мудр и говорят, что он может помочь достичь желаемого".

Заяц сказал: "Собери всех комаров, сколько вас есть, действуйте вместе, жальте и жальте лошадь и у вас все получится" Комар созвал всех своих собратьев. Они услышали слова зайца и вдохновились желанием побороть лошадь. Они собрались в огромный рой и закусали лошадь до смерти. Конечно, они были рады своему успеху. Возвратившись к зайцу, они рассказали ему и всем животным о своей победе, и те были настолько поражены мудростью зайца, что записались к нему в ученики. Никто, конечно, не спросил, чего же они достигли этой победой.

После этого каждый комар стал мнить себя героем. Они разлетелись во все стороны и жалили всех, кто попадался им на пути. Но до сегодняшнего дня им не удалось в одиночку убить кого-либо своим жалом. Иногда рой комаров убивает какого-нибудь животного только это и подтверждает легенду, что чего-то можно добиться жалом, и что комар - самое сильное животное в мире - после зайца, конечно.

Кто виноват?

Вопрос: Я был учеником одного человека, но разочаровался в нем. Одержимость его и его последователей причиняла мне боль. Что мне делать?

Ответ: Что вам делать зависит от того, кто вы такой. Возможно, вы ничего не можете сделать. Вот история о воре, который украл у человека золотые монеты. Когда же он хотел что-то на них купить, оказалось, что эти монеты - фальшивые. После суда, когда его вели на виселицу за распространение фальшивых денег, он увидел человека, которого обокрал, и закричал что тот виноват в его несчастье.

Отсюда пошла пословица: "Не кради, если не хочешь быть повешенным".

Вы не можете вырвать одно из цепи последовательных событий и исправить ошибку лишь на этой ступени.

Приятное и неприятное.

Вопрос: Почему Суфи своими словами и поступками вызывают неприятные, и даже враждебные чувства?

Ответ: Если вы хирург и вскрываете ланцетом фурункул, будет ли ваш пациент спрашивать вас, почему вы ему доставляете неприятные ощущения?

Вопрос: Но когда Суфи очищают душу от грязи, почему этот процесс чаще всего приятен?

Ответ: Если врач вам прописывает диету, состоящую из вкусных продуктов, неужели вы его спросите, почему вам прописали эти вкусные абрикосы? Вы знаете, что он сделает это, потому что они содержат питательные вещества, которые вам необходимы.

А приятные или неприятные ощущения - выбор случаен.

Часть шестая: В Западных одеждах...

Суфи на западе

Вопрос: Разумеется, ваши попытки перенести на Запад Восточные идеи через суфийскую мысль и литературу должны рассматриваться как вторжение иностранной системы, подобно недавнему открытию для Запада Индуизма, Буддизма и Китайских традиций, но не как постоянное влияние. Если бы суфийские формы деятельности и концепции были в состоянии проникнуть на запад они бы давно так и сделали...

Ответ: Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под "давно". По данным Оксфордского Английского Словаря, слово "Дервиш" появилось в 1585 году, слово "Факир" (изначально арабское слово для персидского "дервиш") в 1609, а термин Суфи пришел сюда в 1653.

"Суфизм" встречается впервые в 19 веке. Однако и это уже гораздо более раннее время, чем время появление многих интеллектуальных и прочих концепций, которые составляют основной поток Западной мысли. И гораздо раньше, чем "Восточные" вторжения.

И это лишь начало. Газали (умер в 1111) величайший Суфи из Ирана, оказал настолько сильное влияние на средневековых мыслителей (включая английских), что его подозревали в том, что он был тайным христианским богословом; Роджер Бэкон обучал суфийским идеям в Оксфордском Университете вскоре после его основания. Францисканцы, Данте, Чосер и многие Западные мистики как доказали западные же историки испытывали на себе влияние суфийских материалов. Порой они просто цитировали суфийские тексты.

Я не думаю, что существует какая-нибудь параллель этому древнему присутствию исторического Суфизма на Западе, в любой из "Восточных" систем, о которых вы упомянули. Мы строим свои действия на этом историческом основании плюс современном состоянии Западного общества и мысли. То, чем занимаются "Восточные" не нам объяснять и не нам оценивать.

Что касается моих усилий, вам следует помнить, что уже есть невероятное число книг и монографий по изучению Суфизма, полностью подготовленных западными учеными, за столетия до того, как я принес эти материалы на запад. Так что моя деятельность заключается не в перенесении, а скорее в объяснении и обновлении суфийской мысли и литературы.

Можно утверждать, что суфийская деятельность укоренилась на Западе гораздо раньше, чем многие идеи, которые называют "Западными".

Причины

Вопрос: По какой причине то, что вы публикуете, представляется таким странным образом. Я имею в виду, почему вы переводите некоторые материалы, некоторые приводите частично, иногда используете Восточные аналогии, иногда Западную психологическую терминологию?

Ответ: Есть два критерия: (1) Какие материалы должны быть спроецированы на сегодняшний день, чтобы принести максимальную пользу, и (2) кто может воспринять их и в каком формате?

Суфийские материалы всегда представлялись в соответствии с возможностями. Потому что Суфизм это не археология или география (как может представляться тем, кто не видит ничего за этим) - суфизм это эффект. Восточные примеры, которые до сих пор используются на Западе и на Востоке, используются потому, что они жизнеспособны. Замененные примеры не отбрасывают, потому что они уже использовались в древние времена. Материалы используют заново, если это можно сделать. "Западная" психологическая терминология используется потому, что она пригодна и полезна.

Взгляните на результаты. Публикуемые материалы восприняты как на западе, так и на востоке; как учеными так и теологами, как обычными читателями, так и специалистами в разных областях. Одним словом презентация состоялась.

Если не было бы исходного импульса, из которого исходят материалы и который указывает на то, как они могут быть использованы, мы вынуждены были бы представлять суфийские материалы так как вы бы представили любое собрание отживших сказок: вы бы переставили, сократили и представили бы все в соответствии с уровнем своего понимания. Нам нет в этом необходимости, потому что сам материал предоставляет руководство тем, кто может его разглядеть. Вопрос, однако, иллюстрирует сознание спрашивающего более, чем что-либо; потому что он предполагает, что суфийские материалы подобны всем прочим, которыми можно манипулировать по своей воле. Если бы человек, задавший вопрос, принял во внимание суфийское предположение о том, что Учение само определяет способы выражения, у него не было бы необходимости задавать вопрос.

Память народа

Вопрос: Традиции живучи, и народная память хранит много истин, неизвестных ученым. Не имеет ли смысл изучать психологию и мистицизм так называемых примитивных культур, с целью открыть забытые знания?

Ответ: Во-первых: забытые кем? Я не слышал ни о каких "психологических и мистических" знаниях, в которых бы недоставало настолько, что их начинали разыскивать повсюду; материалов хватает. Ваш вопрос похож на тот старый, об изобретении колеса. Тот, кто не знает ничего о колесах, может расспрашивать об них даже там, где их никогда не было. Однако что ему стоит спросить о колесах любого инженера?

Во-вторых, память народа это палка о двух концах. Некоторым воспоминаниям якобы тысячи лет. Отлично. Теперь взгляните на это:
"Проблема в том, чему или кому часы, которым уже более 50 лет посвящены. Одна группа историков неуклонно твердит, что они сооружены в 1916 как Мемориал Войны, тогда как другие уверены, что они отмечают собой изобретение пастеризованного молока"7
Через 62 или около того года даже ученые не могут согласиться по поводу того, почему воздвигнуты часы в Британии.
И наконец, в третьих - "историки". Кто будет заниматься этими исследованиями памяти народной? Только те, кто знают, чего они ищут, а не еще одна группка ученых, которые не могут согласиться друг с другом. Наша деятельность проверена экспериментами, что означает кроме прочего, что то, что открыто, носит характер фактов, и не зависит от разных интерпретаций.

"Люди это не крысы!"

Когда Павлов обнародовал свои открытия, о том, что собаки могут быть обусловлены, одной из реплик того времени было: "Люди это не собаки!"
Не собаки так не собаки, однако, привычки людей, - по крайней мере западных - в отношении алкоголя были в лабораторных условиях весьма точно смоделированы на крысах.
Психолог Гайлорд Эллисон8 продемонстрировал, что когда крысам предлагался алкоголь, развлечения и еда в тех же обстоятельствах, что и человеку они проявляли сходные модели поведения.
Важность этого открытия в том, что оно помогает осознать то, что вопрос "социального" или "культурного" поведения на самом деле происходит из животной части человека.
В течение нескольких дней по помещении их в "человеческие" условия, крысы выработали модели поведения, необычайно похожие на человеческие. Они приходили к поилкам тогда же, когда и европейцы и американцы, в предобеденный "коктейльный час". Так же они совмещали выпивку с общественной жизнью, хотя алкоголь (как и вода) был доступен им все время, они воздерживались от выпивки до тех пор, пока не приходила пора спать.
Время от времени люди в обществах, где алкоголь широко распространен устраивают вечеринки - много пьют, получая похмелье. Так же поступали крысы. Внезапно "бар" становился местом вечеринки: там собирались все крысы. Так же как и люди, после лихорадочного питья, крысы несколько дней приходили в себя, не употребляя ничего крепче воды.
Люди говорят, что они пьют, чтобы снять напряжение, чтобы быть общительнее, что их бизнес идет легче с собутыльниками, чтобы избежать одиночества и т.д. Могут ли те же мотивы двигать крысами? Вряд ли. Объяснение, скорее всего, в том, что некоторые аспекты социального поведения лежат корнями в животном уровне поведения человека.

Наука

Вопрос: Стоите ли вы в оппозиции к ученым?

Ответ: Вовсе нет. Но я стою в оппозиции к ученым, которые являются не тем, кем себя считают. Однажды я со своим другом Суфи оказался на лекции, посвященной переливанию крови, на которой присутствовала околонаучная публика.
Лектор пренебрежительно отозвался о "древних народных поверьях" среди простых людей и о том, как ученые должны бороться с ними. Мой друг попросил разрешения задать вопрос. Получив его, он обернулся к аудитории и спросил, многие ли знают, к какой группе крови они принадлежат. Около четверти подняли руки. На вопрос, многие ли знают свой знак зодиака, руки подняли все.

Реальность и воображение

Вопрос: Действительно ли люди так глупы, как это показывают Суфи? Если да, то как тогда общество может функционировать так эффективно? Как можно проверить, действительно ли люди ведут себя так абсурдно, как они выставлены в суфийских историях и сказках?

Ответ: Люди действительно так глупы, как это показывают Суфи. Общество функционирует так эффективно потому, что не все люди глупы постоянно. Суфийская деятельность помогает им, показывая их глупость и предупреждая ее появление в то время, когда она может помешать пониманию.
Нет большой нужды проверять людей на соответствие Суфийским историям, потому что результаты этих проверок публикуются ежедневно во всех газетах и происходят повсеместно. Вам скажем так, не нужно проверять вишню на то, что она красная, вам нужно только видеть ее и знать что такое "красная".
Однако есть много людей, которые по той или иной причине любят демонстрировать человеческую глупость. Ярослав Гашек (автор Бравого Солдата Швейка) был одним из таких. Он написал статью в зоологический журнал, посвященную вопросу, почему слоны любят слушать музыку, тогда как тигры нет. Затем он написал трактат о доисторических окаменелых мухах, который оказался настолько успешным, что многие европейские журналы перепечатали его. Когда он выставил "чистокровных оборотней" на продажу, его завалили заказами на них. Переодевшись в полицейскую форму, он явился к Ректору Пражской Академии, и заявил, что тот арестован, после чего ректор безропотно проследовал за ним в участок.
Этим Гашек показал, что люди готовы повиноваться знакам авторитета, что они верят всему, что написано в академических журналах, они поверят даже "оборотням", если им их предложат.
Так могу ли я задать вам вопрос? Если люди не были бы так глупы, стали бы они терпеть людей и организации, которые эксплуатируют их? Кто голосует за лживых политиков, и кто правит так многими из нас?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.