Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧТО ЗА СТРАННОЕ СУЩЕСТВО -- ЧЕЛОВЕК





 

 

Попытайтесь на миг представить себя существом, отличным от

человеческого рода. Незамеченные людьми, вы посещаете одну из человеческих

обителей. Как посторонний наблюдатель, что вы признаете причиной или целью

его действий? Будем считать, что вы впервые соприкасаетесь с человечеством.

Человек, за которым вы наблюдаете, ложится и засыпает. Вы же не знаете

сна, ибо у вас природа иная. Как сможете вы понять, что и зачем он делает?

Вам не остается ничего другого, как сказать: "Он мертв", или, быть может:

"Он сошел с ума", или еще: "По-видимому, это религиозный обряд". Вследствие

отсутствия чего бы то ни было, с чем можно было бы соотнести поступок этого

человека, вы вынуждены связать его с ближайшим действием, известным вам, из

вашего мира.

Затем, спустя какое-то время, мы видим, что человек просыпается. Что же

это? Первая мысль: "Он ожил, какое чудо!" -- или что-нибудь в этом роде. Он

подходит к воде и умывается. Мы говорим: "Как странно!"

Человек готовит себе еду, на его лице выступает пот. "Ага, религиозный

обряд... или, быть может, он раб непонятного, прыгающего, яркого существа,



называемого огнем, и должен прислуживать ему таким образом..."

Словом, все, что делает человек, кажется вам бессмысленным,

малопонятным или вызванным причинами, порожден-ными вашим собственным

воображением -- если вы принадлежи-те к тем, кто пользуется только своими

или не пользуется вообще никакими мерками при оценке человеческой

деятельности.

То же относится и к дервишу. Он смеется, он плачет. Он добр, он жесток.

Он кается, восхваляет вино, избегает людей, затем посещает их. Он служит

человечеству и заявляет, что служит Богу. Вы говорите о Боге, а он может

прервать вас и назвать невеждой. Что вы станете думать о таком человеке?

Он -- человек из другого мира. Вы соотносите его поступки с подобными

поступками вашего мира; его знания -- с тем, что вы называете знанием; его

чувства -- с известными вам переживаниями. Его истоки, его Путь, его судьба

-- на все это вы смотрите с единственной точки зрения.

Что за странное существо человек!

Но вы можете приблизиться к пониманию его. Отбросьте все свои



предубеждения и предположения о том, кто такой дервиш. Углубитесь в его

разъяснения или знаки относительно Пути. Будьте смиренны, ибо как познающий

вы ниже всех других познающих; ибо вам еще предстоит усвоить то, без чего вы

вообще не сможете приступить к познанию. Нет, я не могу учить вас Пути

Каландара. Я лишь предупредил вас. Идите, ищите суфия и первым делом молите,

дабы простилась вам ваша беспечность, ибо вы слишком долго спали.

 

Речь Каландара Пур

СОБРАНИЯ

 

 

Имам Газали в своей книге "Воскрешение наук о вере" пишет, что из всех

багдадских учителей, коих насчитывался не один десяток, лишь два или три

собирали вокруг себя аудиторию, превышающую несколько человек. Однако,

именно эти славные Учителя принадлежат к числу тех, чьи учения оставили

наибольший след.

Кроме того, имеется много адептов, которые учат, оставаясь

неизвестными, и много известных, ученики которых так и остаются безвестными.

Как правильно заметил один учитель, собирание групп всегда имело

тенденцию скатываться к тому, что мы называем племенным инстинктом. Человеку

присуща склонность к сбори-щам. Но увлечение сборищами может привести к

плохим последствиям, если отсутствует знание того, как предотвратить пустое

общение, и тогда даже при создании правильного круга людей, в нем может

забродить дух.

 

Абд-ал-Маджид Танти

 

ПОДРАЖАТЕЛЬСТВО И ЧЕСТНОСТЬ

 

 

Мошенники, шарлатаны, лицемеры и слепцы время от времени составляют

основную массу тех, кого именуют духовными наставниками.

Поскольку лже-учителя -- явление привычное и распространенное, люди



приняли их поведение за эталон, по которому оцениваются все учителя без

исключения.

Но это ложный принцип. Если вы видели сотню моллюсков, это позволит вам

узнать сто первый, когда он вам попадется. Но вы не сможете тем же методом

определить, которые из них несут в себе жемчуг.

Низкий уровень человеческого мышления является, по существу, опорой

суфиев-подражателей.

"Как же мне узнать истинного суфия?" -- спросите вы.

Я отвечу: "Станьте честным, ибо подобное притягивает подобное". Будь вы

действительно честным, вам не пришлось бы задавать такой вопрос. А поскольку

вы нечестны, напрасно рассчитывать на нечто сверх того, что вы заслуживаете.

 

Хайдар-и-Сирдан

 

ЧЕЛОВЕК И УЧИТЕЛЬ

 

 

Однажды добрый человек решил построить дом для нуждающегося друга и

нанял строителя.

Строитель приступил к работе, но вскоре вокруг него собрались люди.

Некоторые из них желали научиться строительному делу. Но лишь немногие имели

на то способности. Другие начали упрекать строителя: "Ты отбираешь только

тех, кто тебе нравится".

Нашлись такие, кто поносил его: "Ты строишь дом для себя".

Строитель ответил: "Я не могу учить всякого. А дом я строю для одного

человека в нужде".

Ему сказали: "Эту отговорку ты придумал в ответ на наше обвинение,

просто чтобы отделаться от него".

Он спросил: "А что если это правда? Неужели и тогда вы назовете это

ложью?"

Ему бросили в ответ: "Это чистая софистика; мы не желаем тебя слушать".

Строитель вернулся к работе. Некоторые из его помощников настолько

привязались к дому, что ему пришлось отослать их, для их же блага. Недруги

торжествовали: "Вот он являет свое истинное лицо. Подумать только, он выгнал

своих единственных преданных друзей!"

Один из друзей строителя пояснил: "Его действия были вполне

оправданными. Он сделал это для их же блага".

"Так почему же он сам не может ответить? Пусть объяснит это всем нам,

во всех подробностях, -- неистовствовала толпа".

Строитель, жертвуя своим драгоценным временем, прервал работу и вышел к

ним сам.

"Я пришел, чтобы объяснить вам, что я сделал и почему, -- сказал он".

В ответ понеслось: "Смотрите, смотрите, он увидел, что его подручный не

может убедить нас, и явился сам, и теперь будет стараться надуть нас! Не

слушайте его!"

Строитель вернулся к своей работе, а ему вослед летели торжествующие

возгласы: "Вишь как увиливает от ответа... нас не проведешь, у нас своя

голова на плечах".

Один из них, более разумный, чем остальные, обратился к ним: "Надо

как-то решить это дело; а вдруг строитель и впрямь старается сделать доброе

дело? С другой стороны, если это не так, мы могли бы оценить ситуацию,

основываясь на фактах, а не на мнениях".

Некоторые согласились с ним, однако большинство было против. И среди

большинства мнения разделились: одни считали, что этот разумный человек

подкуплен строителем, другие -- что он умственно неполноценный.

Согласившиеся обратились к строителю:

-- Предъяви нам свидетельство, скрепленное подписью твоего щедрого

работодателя, чтобы мы могли убедиться сами.

Но когда свидетельство было предъявлено, выяснилось, что никто из них

не способен его прочесть.

-- Приведите сюда кого-нибудь, кто умеет читать, и мы положим конец

этому недоразумению, -- сказал строитель.

Некоторые из новой партии в негодовании ушли прочь, говоря:

-- Мы пришли за доказательством, а он только и делает, что мямлит про

чтение и писание...

Другие отправились на поиски и привели сметливых и лукавых неграмотных,

уверявших, что они умеют читать. Все они, убежденные, что на свете вообще

нет людей, умеющих читать, предложили строителю засвидетельствовать

правильность предъявленного документа, но в обмен требовали солидное

вознаграждение. Строитель отказался иметь с ними дело.

Образованные люди, как видите, крайне редки в этой стране. Умеющие

читать и писать не пользуются доверием в народе или же заняты другими

делами.

Таковы обстоятельства в нашей истории. Люди истолковывают их по своему

усмотрению.

 

Мудир Али Сабри

 

 

ПОСЛУШАНИЕ

 

 

Если вы не научились послушанию, вы вообще неспособны учиться.

Послушание есть часть внимания.

От вас требуется послушание Учителю. Выполнение этого требования

позволит вам познать всю нечестность своего ума. Сокрушаться и

демонстративно каяться в непослушании может считаться достойным делом. Но

это достойно только недостойных -- тех, у кого нет более высокой цели.

Если вам указано время, а вы прибываете к Учителю слишком рано -- это

алчность. Если вы прибываете слишком поздно -- это непослушание.

Если ваш Учитель указывает вам временно бросить всякую учебу и даже как

будто пренебрегает вами, на это есть своя причина. Такое часто практикуется,

когда изучение превращается в порок. Попытка изменить это отношение к вам

будет актом непослушания.

Шолави рассказывает:

"Впервые я встретил Наставника, когда мне было шест-надцать. Он

согласился учить меня и преподал мне три урока. И более я не видел его, и

даже не слышал о нем, пока мне не стукнул сорок один год. Его первые слова

при этой встрече были: "Теперь ты можешь начать свою работу".

 

Умм аль-Хасан

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.