Сделай Сам Свою Работу на 5

О ПОЯВЛЕНИИ, ПРЕБЫВАНИИ И ОСТАВЛЕНИИ МИРА





 

 

Человек, ты входишь в мир сей с неохотой,

плача, как брошенное дитя;

Человек, ты оставляешь свою жизнь опять покинутой,

опять плача, полный сожаления.

Потому живи эту жизнь так, чтобы в ней

в действительности ничего не терялось.

Ты должен привыкнуть к ней,

после того как не сможешь привыкнуть к ней.

А когда привыкнешь к ней,

ты должен привыкнуть быть без нее.

Размышляй над этим противоположением.

И умри "прежде чем умрешь", как сказал Совершенный.

Замкни круг, прежде чем он замкнется для тебя.

Но пока не сделано, если не совершено --

жди горечи в конце, как было в начале:

и в середине -- как и в конце.

Входя, не видел ты этого узора, а войдя --

увидел другой узор.

Увидев этот явленный узор, не мог ты видеть нитей

ожидаемого узора.

И пока не увидишь их оба,

дотоле пребудешь неудовлетворенным. --

Кого ты станешь винить?

И за что?

 

УЧЕБА У ЗНАМЕНИТОСТЕЙ

 

 

Люди, как правило, желают иметь прославленного учителя. Все же всегда

существуют люди, не пользующиеся широким призна-нием, которые способны учить

так же успешно.

 

Газали.

 

 

Учитель с малым числом последователей или вовсе без них может оказаться



именно тем, кто вам нужен. В природе муравьи не валят толпами смотреть на

слонов в надежде что-то получить. Прославленный мастер может быть полезен

только для продви-нувшихся ученых.

 

Бадахшани

 

 

Если высокочтимый учитель направляет вас учиться у другого,

малоизвестного, он знает, что вам требуется. Многие ученики чувствуют себя

ущемленными, получив такой совет, который, в действительности, направлен на

их благо.

 

Абдурахман

из Бенгалии

Я научился тому, чему я научился, только после того, как мои учителя

избавили меня от привычки привязываться к тому, что я считал учителями и

учениями. Иногда я должен был долгое время ничего не делать. Иногда я должен

был изучать вещи, которые мой ум, как я ни старался, никак не мог увязать с

высшими устремлениями.

 

Закириа ибн аль-Юсуфи

 

 

Те, кого привлекает скорлупа, кто ищет внешних проявлений учительства,

кто полагается на свое чувство в учебе или в чтении любой выбранной ими



книги -- все они лишь мухи над прудом Традиции; они прыгают и скользят по

поверхности. Зная слова "глубочайшее" и "важнейшее", они мнят, что им

известны эти состояния. Вот почему мы говорим, что, в практическом

отношении, им ничего не известно.

 

Талиб Шамси Ардбили

 

 

Старайся не принимать пищеварение за что-либо другое. Посещая великого

человека или читая его книгу, ты можешь почувствовать приязнь или неприязнь.

Часто это просто-напросто пищеварение ученика.

Мустафа Калиби

из Антиохии

 

 

Если бы я начинал Путь заново, моей молитвой было бы: "Научи меня, как

учиться и чему учиться". А еще до этого: "Пусть я искренне захочу научиться

тому, как учиться, и да будет это истинным устремлением, а не самообманом".

 

Ходжа Али Рамитани,

обращаясь к депутации из Йемена

 

"РАЗЛИЧИЯ" В СУФИЙСКИХ УЧЕНИЯХ

 

 

Когда появляется какая-либо суфийская форма, многие не способны ее

распознать. Это суфийские формалисты, копирующие технические приемы и

убежденные, что в этом и заключается Путь. Поскольку форма есть продукт

времени, подобно старым мехам, -- те, кто умеют лишь подражать старым

формам, не способны отличить формы времени, в котором они живут.

Так, например, Халладжа забросали камнями те, кто мнил себя суфиями,

прежде чем поняли смысл его слов. И когда путь суфиев впервые был

провозглашен под сводами мечети, некото-рые сказали: "Это ересь"; другие:

"Это тайна, не подлежащая разглашению". Первые -- это узкое духовенство,

вторые -- узкие приспособленцы к внешней форме.



Школы суфизма подобны волнам, бьющимся о скалы: из одного моря, в

различных формах, с одной целью.

 

Ахмед ад-Бадави

 

ЧЕГО ТЫ ИЩЕШЬ -- СКОРЛУПУ ИЛИ СУЩНОСТЬ?

 

 

Увайс аль-Карани одиноко стоял посреди пустыни, опираясь на посох.

Встретил Пророка вне всякой телесной формы; тем не менее знал тайны

Товарищей. И нет человека, который не признал бы в нем суфийского святого,

да благословит Господь его таинства!

Дун-Нун Египтянин говорил загадками и учил при помощи египетских

иероглифов. Но все согласны, что он был нашим Учителем.

Аль-Халладж и Сухраварди, замученные властями за высказывания,

непонятные в их время, -- оба были нашими Учителями.

Наш Учитель Бахааддин из Бухары обходился без слов в своих обращениях к

сердцу человека. И все же истинней его речей не было ничего на свете.

Ахмед аль-Рифаи заслужил для себя и своих последователей прозвище

шарлатана и шута. Втайне он был нашим человеком.

Джалалуддина и Фарид ад-дина Аттара люди считали просто поэтами. Хафиз

воспевал вино, ибн аль-Араби -- женщину, Газали откровенно утверждал, что

все -- аллегория.

Кто же скажет, что они не едины!

Все они были работниками нашего святого дела.

Шабистари говорил об идолопоклонстве; мауляна Шиит слушал музыку; ходжа

Ансар был религиозным вождем, Хайам, аби-Хайр и Руми отрицали религиозную

форму.

Но среди Людей Пути всякий скажет, что они едины.

Юсуф Каландар был странником по лику земли.

Шейх Шаттар одним взглядом преображал человека.

Али аль-Худжвири слыл рядовым толкователем.

Все они, как один, были работники нашего святого дела.

Абдул Кадир из Гилана в Персии; и Салман, и Саади; Абу Бакр из Аравии и

Нури, и Джафари; Баба Фарид, бен-Адам Афганец; Джами из Хоросана, Бекташ

Турок, Низамаддин из Индии; Юсуф из Андалузии.

Все, как один, были работники нашего святого дела.

В чем же отличие суфиев? -- вопрошает поверхностный ум. Что в их

поведении указывает нам на то, что они Учителя? Каковы формы упражнений,

которыми мы можем похвастать? Какой путь будет для меня подходящим? В каких

местах рожда-ются Учителя? Какие привычки и убеждения приводят человека к

Истине?

Отстаньте, глупцы! Пока еще не поздно -- решайте: вы хотите изучать

скорлупу или Сущность?

 

Наваб Джан-Фишан Хан

 

ПУТЬ СУФИЕВ

 

 

Суфизм есть учение, а также товарищество суфиев, то есть мистиков,

разделяющих общую веру, что внутренний опыт не есть одна из сторон жизни, но

сама жизнь. Суфи означает "любовь".

На низших ступенях члены объединены в круги и ложи. На высшей -- сакина

(покой) -- они связаны между собой баракой, и их жизнь во всех отношениях

обусловлена их взаимодействием с этой силой.

Суфизм есть образ жизни, составляющий, по мнению суфиев, сущность всех

религиозных и философских учений. Он ведет к совершенствованию человека при

помощи трех оплотов: ученичества, самоуглубления и практики. Последняя есть

"жизнь в реальном".

Мудрость или совершенство, согласно суфиям, следует отличать от

умствования, схоластики и тому подобных проявлений, которые суть простые

орудия. Путь учит, в какой степени можно пользоваться этими орудиями, а

также тому, как совместить действие с предопределением.

"Суфизм, -- говорит Учитель, -- это Путь, приложенный суфиями к их

действительной жизни и труду в форме, которая непохожа на другие формы: она

ведет их к полному раскрытию ментальных, физических и метафизических сил.

Первоначально они образуют группы, руководимые Наставником (учителем), пока

не установится постоянная самообновляющаяся связь.

Товарищество называется Братством, Орденом, Путем, или Тропой. Оно

может называться Домом, по аналогии со строи-тельством здания общими

усилиями членов. Учитель именуется Мастером, Шейхом, Мудрецом, Познавшим,

Наставником, Руководителем, Старцем или Главой. Ученик именуется

Направляемым, Поклонником, Влюбленным или Послушником.

Ложа именуется монастырем, храмом, обителью и тому подобное. Она может

иметь или не иметь физического проявления".

Будучи метафизической системой, сцепленной с обычной жизнью, суфизм

утверждает, что его членов ждет также преуспе-вание в избранной ими

профессии.

Суфизм преподается не посредством нудных изложений "от А до Я" в виде

учебников и учений, но в процессе взаимодейст-вия сознаний учителя и

обучаемого. Со временем, когда связь становится прочной, суфий продолжает

путь в одиночку, пока не становится "Совершенным человеком".

 

Инсан-и-Камил

 

Суфизм не проповедуется, а в некоторых случаях даже преподается

примером и руководством, которые могут показаться совершенно чужими для

привычного восприятия ученика.

 

Залим Абдурахман

 

СУФИЙ

 

 

Подобно Хызру, "Зеленому", он может путешествовать по земле в различных

обликах и способами, неизвестными для вас. В зависимости от его "стоянки" он

сегодня может пасти овец, а завтра пить из золотого кубка вместе с царем.

Если он ваш Учитель, сама его аура будет облагораживать вас, сознаете

вы это или нет.

Когда вы будете соприкасаться с ним, он будет работать с вами, поймете

вы это или нет.

Его слова и поступки могут показаться вам противоречивыми и даже

непонятными. Но все они имеют смысл. Он живет не только в вашем мире.

Его интуиция -- это интуиция истинно направленного, и его действия

никогда не отклоняются от Истинного Пути.

Он может подвергать вас нелегким испытаниям. Все это предусмотрено и

необходимо.

Вам может показаться, что он платит добром за зло или злом за добро. Но

его подлинные дела известны лишь Немногим.

Вы услышите, что есть люди, которые выступают против него. Вы

обнаружите, что на самом деле таких почти нет.

Он сдержан и позволяет вам раскрывать то, что вы должны раскрыть,

медленно.

Когда вы встречаете его впервые, он может показаться вам совершенно

отличным от вас. Но это не так. Он может вам показаться очень похожим на

вас. Но это не так.

 

Салик

 

МУЧЕНИКИ

 

 

Мансура аль-Халладжа живого разрубили на части, и он является

величайшим суфийским мучеником. Но кто знает имя его палача? Сухраварди был

казнен именем закона, но сохранилось ли имя его убийцы? Книги Газали познали

пламя костра, но чья рука бросала их туда? Имена их стерты, ибо суфии не

хранят имена бесчестных. Но каждому известны имена Газали, Мансура и

Сухраварди.

Но взглянем с другой стороны. Мы помним, мы чтим имена наших великих

учителей. Но помним ли мы, чему же они учили? Много ли таких, кто, не будучи

суфиями, но преклоняя перед именами каждого из этих троих как заплативших

самую высокую цену за свои труды, утруждали себя выяснением, чем же именно

они занимались, что было столь важным?

Имена слуг тьмы преданы забвению, но продолжатели их дела мстят нам за

участь своих предков: они замалчивают имя Халладжа; они превратили своего

противника Газали в своего сторонника, они изобразили Сухраварди помешанным

и одержимым.

Они мстят человечеству за забвение их памяти. Позволим ли мы им

восторжествовать раз и навсегда?

Кто среди нас готов вступить на Путь и этим действием сказать схоластам

и святошам: "Довольно, братья; Газали, Сухраварди и Мансур по-прежнему

живы!"?

 

Итибари

 

УЧЕНИЕ СУФИЕВ

 

 

Многие люди следуют добродетелям или общаются с мудрыми и великими

людьми, считая, что в этом заключается путь самоусовершенствования. Они

заблуждаются. Во имя религии совершались самые гнусные преступления. В

попытках творить добро человек прибегал иногда к самым злостным деяниям.

Ошибка эта проистекает из абсурдного предположения, что простое

прикосновение к чему-то ценному способно даровать неизменившемуся человеку

соответствующее преимущество.

Но для этого требуется нечто неизмеримо большее. Человеку недостаточно

просто соприкасаться с добром: он должен соприкасаться с таким видом добра,

которое способно преобразить его бытие и сделать его добрым. Осел,

помещенный в библиотеку, не станет писателем.

В этом заключается одно из различий между суфийским учением и попытками

практикования этики или самоусовершенствования в других системах.

Читатели и изучающие, как правило, пренебрегают этим обстоятельством.

Ташиб Камал говорил: "Нить не становится благородной оттого, что связывает

многие жемчужины". И еще: "Мои добродетели улучшили меня не больше, чем

пустынное место становится плодородным от зарытого там сокровища".

Сокровище есть сокровище. Но если его употребить для восстановления

развалин, оно должно быть использовано вполне определенным образом.

Исправление нравов может быть частью этого процесса. По-прежнему велика

нужда в средствах преображения человека. Именно эти средства и составляют

тайну суфиев. Остальные же школы зачастую пребывают там, откуда они не могут

увидеть дальше первой ступени: они упиваются открытыми ими этикой и

добродетелью, провозглашая их панацеей от всех бед.

 

Абд аль Али Хайдар

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.