Сделай Сам Свою Работу на 5

СТАТЬ ТЕМ, КЕМ ВОЗМОЖНО СТАТЬ





 

 

Быть суфием --значит стать тем, кем вы можете стать, и не пытаться

гнаться за тем, что на данном этапе является иллюзией.

Это значит осознавать свои возможности и не думать, что вы осознаете

то, чем в действительности пренебрегаете.

Суфизм -- это наука об успокоении того, что должно быть успокоено, и о

пробуждении того, что может быть пробуждено; о том, как научиться не думать,

будто вы способны успокоить или пробудить, когда это вам не по силам, или же

что вам необходимо поступить именно так, когда такой необходимости нет.

Следование Дервишскому Пути есть поиск сокрытого Един-ства вопреки, а

не с помощью притязаний многообразия.

Это значит принимать во внимание все средства, которые присутствуют в

многообразии, и полностью оставить мысль, что внешние проявления

многообразия имеют какое-то самостоя-тельное значение.

Приближение к Пути начинается с факторов, позволяющих научиться тому,

как надо учиться, а не с попыток приобрести знание без навыка правильного

подхода к нему.

Вы ближе подходите к сущности суфия, когда понимаете, что привычка и

закоренелое мнение пригодны лишь на определенных этапах изучения; и



отдаляетесь, когда приобретаете привычки и основываете свои суждения на

выгодных предубеждениях.

Вы должны уделять явлениям незначительным такое же внимание, как и тем,

которые вы считаете значительными и не искать только значительных

переживаний.

Смиренные смиренны в силу неизбежности этого качества для Пути, и хуже

всего люди, являющие смирение ради своей гордыни, а не в качестве средства

продвижения.

Метод суфизма неизменен на протяжении веков: перени-мать то, что имеет

ценность, когда и где оно имеет ценность и для кого оно имеет ценность, но

не подражать из благоговения или страха, и не копировать из подражательства.

Успехи на пути внутреннего роста человека приходят благодаря

правильному усилию и правильному методу, но не от простого сосредоточения на

правильном стремлении или на словах других лиц, обращенных к третьим лицам.

Когда человек, книга, обряд, организация, метод объявляются носителями

чего-то такого, что приложимо ко всем и вся, или прельщают вас -- сильно,



хотя и ошибочно; это очень похоже на ловушку, расставленную для низменного

начала в нас.

 

Сейид Имам Али Шах

 

ДОБРО И ЗЛО

 

 

"Сущее" есть абсолютное добро.

Если оно содержит хоть каплю зла, оно не Сущее.

 

Шабистари

 

ЛЕКАРСТВО

 

 

Ваше лекарство -- в вас самих, а вы не замечаете его.

Ваше исцеление -- от вас самих, а вы не подмечаете его.

 

Хазрат Али

 

МИР

 

 

Мир этот лишен бытия, его реальность --

всего лишь видимость;

От края и до края мир этот -- игра, игра и игра.

 

Шабистари,

"Гульшан-и-Раз"

 

УКАЗАНИЕ

 

 

Если таково указание Учителя, залей свой молитвенный коврик вином.

Ищущий должен знать различные приемы Ступеней.

 

Хафиз

 

ЛИТЕРАТУРА СУФИЗМА

 

 

Есть три вида передачи.

Первый -- передавать все.

Второй -- передавать то, что люди просят.

Третий -- передавать то, что принесет им пользу.

Если вы передаете все,

Может наступить пресыщение.

Если вы передаете то, что они просят,

Это может удушить их.

Если вы передаете то, что принесет им пользу, в худшем случае они,

превратно поняв вас, обратятся против вас. Но если вы служите им таким

образом, то, независимо от внешних прояв-лений, вы оказываете им помощь, и

это неизбежно, в той или иной форме благотворно скажется на вас.

 

Аджмал

из Бадахшана

 

ИЗУЧЕНИЕ

 

 

Только птица понимает учебник розы,

Ибо не каждый читающий разбирает сокровенный смысл страницы.

О вы, кто собирается изучать раздел любви из книги знания,

Боюсь, что вы и понятия не имеете, как постигать его с помощью



изучения.

 

Хафиз

 

 

НЕМОТА

 

 

Он отнимает язык у тех, кто делится тайной, --

Чтобы не могли они опять выдать тайну Владыки.

 

Низами

 

 

ЖЕМЧУЖИНА

 

 

Разве обычные люди знают цену драгоценнойжемчужине?

Хафиз (Защитник), дари несравненную сущность

лишь избранным.

 

Хафиз

 

СЧАСТЬЕ И ПЕЧАЛЬ

 

 

Всякий, получивший знание, хоть самое малое, -- счастлив.

Всякий, лишившийся его -- печален.

 

Ибн Идрис аль-Шафи

 

ИСТИННАЯ ДОБРОТА

 

 

Чем быть добрыми по вашим понятиям,

Лучше, быть с теми, кто истинно добр.

Хуже, чем совершить зло,

Быть с теми, у кого злое сердце.

 

Байазид

 

 

СМЕРТЬ

 

 

И во сне помни о смерти и просыпайся с мыслью, что не вечно будешь ты

жить.

 

Увайс аль-Карани

 

ПО ПОВОДУ ОТШЕЛЬНИКА

 

 

Он обосновался на горе,

Так что Работы от него не дождешься.

Человек должен и на базарной площади

Работать в такт с истинной Реальностью.

 

Сахл

 

ВОСЕМЬ КАЧЕСТВ СУФИЯ

 

 

Суфизм требует приложения восьми качеств.

Суфий обладает:

Широтой взглядов, характерной для Авраама;

Безоговорочным принятием своего жребия,

каким обладал Ишмаил;

Терпением, как у Иова;

Способностью общаться с помощью символов,

как это умел Захария;

Отчужденностью от своего народа, как было у Иоанна;

Шерстяным одеянием типа пастушьей накидки Моисея;

Тягой к путешествиям, как у Иисуса;

Смиренностью, подобной смиренности духа Мухаммада.

 

Джунайд из Багдада.

 

 

УЧЕНИЧЕСТВО

 

 

Имея Руководителя, ты можешь стать истинным Человеком.

Без Руководителя ты останешься, по существу, животным.

Если ты все еще говоришь: "Я не смогу подчиниться

другому человеку", --

Ты по-прежнему негоден для Пути.

Но если ты говоришь: "Я желаю подчиниться", --

но при этом твой дух в смятении, --

Путь закрыт для тебя, и ты погиб.

 

Зульфикар,

сын Джанги

 

РОДСТВО

 

 

Люди, схожие между собой, ощущают близость. Притяжение

противоположностей -- другое дело. Но поверхностный наблю-датель часто

ошибается, принимая схожих людей за не имеющих ничего общего. Например: один

алчет любви, другой алчет любить. Малоопытный и поверхностный мыслитель

тотчас же возомнит и провозгласит их противоположностями. Но истина,

разумеется, в обратном. Их роднит алчность. Они оба алчные люди.

Знаменитость и ее последователи иногда являют собой подобную картину.

Один хочет выказывать внимание, другой -- привлекать внимание. Оба они

одержимы навязчивой мыслью о внимании, и, скованные этой цепью, летят словно

"голубь с голубем, ворон с вороном".

Симаби

КУДА ОНО УШЛО

 

 

Я встретил дитя с огнем в руке.

-- Откуда это пламя? -- спросил я его.

Он дунул -- и пламя погасло, а он произнес:

-- А ну-ка, скажи мне, куда оно ушло?"

 

Хасан

из Басры

 

БОГАТСТВО

 

 

Ищи знание. Если ты впадешь в бедность, оно станет твоим богатством,

если ты разбогатеешь, оно украсит тебя.

 

Аль-Зубайр,

сын Абу Бакра

 

"Я"

 

 

Знание не стоит на месте. Вначале это: "Что есть я?".

Затем: "Я не знаю, что есть я".

Затем между "Очевидно, меня нет" и "Я найду себя";

Затем между "Я найду себя" и "Я есмь",

Затем "Я есть то, что мне известно о себе",

Затем "Я есть".

 

Абу Хасан аль-Шадхили

 

РАЗМЕННАЯ МОНЕТА

 

 

Если человек -- нищий, для него разменная монета -- уже целое

состояние. Это ошибка. Чтобы подняться выше нищенствования, он должен

подняться выше разменной монеты, даже если он использует ее в качестве

средства. Но став конечной целью, она превратится в конец.

 

Ибн Икбал

 

ЧТО ЗАБОТИТСЯ О ВАС

 

 

Знание лучше богатства. О богатстве вам приходится заботиться, знание

же заботится о вас.

 

Али

 

ГУБИТЕЛЬНОЕ

 

 

Три вещи в этой жизни губительны:

Злоба, Алчность, Самомнение.

 

Пророк

 

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ СУФИЯ:

 

(НЕСКОЛЬКО ТЕМ ДЛЯ МЕДИТАЦИЙ)

 

О СЛУЖЕНИИ

 

 

Служение есть исполнение долга без отвращения или наслаждения.

Обладающий чувством долга не является ни подневольным рабом, ни искателем

награды. Люди извлекают из исполнения долга то, что они способны извлечь.

Если они перестанут придавать значение непосредственному удовольствию,

получаемому от исполнения долга, так же как и непосредственному отвращению к

нему, они обнаружат, что в служении заключено еще нечто, крайне полезное для

них, а именно -- утончающее их восприятие.

 

 

ОБ ИСКАНИИ

 

 

Искание Истины есть первая ступень к нахождению ее. После искания

приходит осознание, что Истина ищет самого Ищущего. Третья ступень -- та, на

которой суфий учится у Пути, -- наступает, когда учение достигает особой

стадии, когда Ищущий осознает, что он получает знание в сфере за пределами

"искания" и "нахождения" или "встречного искания".

 

 

ОБ УСИЛИИ

 

 

Усилие и работа имеют самые различные формы. Одна из причин

необходимости в Руководителе заключается в том, что он знает, когда

направлять усилие и работу ученика, а когда нет. Он также знает, какое

именно усилие и какая работа предназначены каждой отдельной личности. Только

невежда принимает любую работу за полезную или же считает, что чрезвычайное

усилие в любой произвольный момент более ценно, чем даже самое малое усилие

в нужный момент.

 

 

ОБ ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ

 

 

"Идолопоклонство" -- это сосредоточение внимания на каком-либо

посреднике, будь то человек или предмет, с той стороны и в такой момент,

когда этого делать не следует. Это значит принимать форму за содержание.

Большинство государственных институтов, сознательно или нет, поощряют

идолопоклонство. Именно по этой причине будущие суфии нуждаются в постоянном

внимании со стороны наставника, который направляет их внимание в

соответствии с возможностями.

 

 

ОБ УЧЕНИЧЕСТВЕ

 

 

На Дервишском Пути ученичество является неотъемлемым требованием. Но

необходимо установить различие между людьми, которые только воображают, что

должны стать учениками, -- это те, в ком пробудилась скрытая алчность, -- и

теми, кто действительно может стать учеником, а также где и когда эта

ступень ученичества может принести пользу.

 

 

ОБ УЧИТЕЛЬСТВЕ

 

 

Метод, которым пользуется Учитель, часто непонятен для учеников. Обычно

это происходит потому, что они стараются понять механизм данного процесса,

тогда как на самом деле они крайне нуждаются в его благотворных следствиях.

Без них они никогда не смогут понять и сам механизм.

 

 

О ТОВАРИЩЕСТВЕ

 

 

Есть товарищество человеческое и товарищество передачи. Те, кому

недостает семьи или других форм товарищества, будут искать их даже тогда и

там, где объединение в группу служит целям передачи. Мало кто знает об этом,

отчасти потому, что одно и то же слово [товарищество] обычно используется

для обозначения этих двух совсем разных состояний.

 

 

О КНИГАХ

 

 

Замечания, имеющие ограниченное применение, часто рассматриваются как

имеющие общий или универсальный характер. Когда Учитель говорит:

"Остерегайтесь книг", он имеет в виду конкретную аудиторию и конкретный

момент. Но если ученики превратно понимают его слова и сохраняют книги в

качестве ключа к пониманию, или же впадают в другую крайность, заявляя:

"Учитель отвергает книги, и в силу этого мы будем отвергать их все и

всегда", -- то только они сами виноваты в этом.

 

 

ОБ УПРАЖНЕНИЯХ

 

 

Алчность является преобладающей, хотя и хорошо скрытой, чертой

характера тех, кто мнит упражнения вратами к познанию. Они столь же важны,

как палец или два на руке, но столь же бесполезны, взятые отдельно.

 

 

О ВНЕШНЕМ

 

 

Обычные люди судят о человеке не по его внутренним достижениям, а по

поступкам, внешнему виду и по тому, что о нем говорят. Такой метод, однако,

годится только для суждений определенного характера, но непригоден в других

случаях. Например, человек с остроконечной тростью не обязательно убийца, он

может быть, скажем, погонщиком слонов. Избранные зачастую игнорируют

общепринятые каноны внешнего поведения, дабы не испытывать влияния поведения

толпы с ее искусственными критериями, а иногда также и чтобы показать тем,

кто не утратил способность видеть разницу между внешним и внутренним, что

поведение, рассматриваемое само по себе, не является мерилом внутреннего

достоинства.

 

О ВЕРЕ И РЕЛИГИИ

 

 

Те, кого считают верующими или религиозными людьми и кто, в силу

привычки, неспособен ни на какое иное поведение, могут быть названы

религиозными, но никогда -- имеющими веру. С другой стороны, если это вера,

то придется ввести новое слово для обозначения той веры, которая не является

результатом влияния родителей или окружения.

 

 

О ЛЮБВИ

 

 

То, что обычно называют любовью, может иметь пагубные последствия для

самого любящего и для объекта его любви. В таком случае суфий не может

назвать причину любовью, но называет ее "привязанностью", при которой тот,

кто испытывает привязанность, не способен ни на какое другое поведение.

Любовь не только бывает различной интенсивности, но также имеет различные

уровни. Человек, считающий, что любовь означает только то, что он чувствовал

до сих пор, тем самым лишает себя всякой возможности испытать когда-либо

подлинную любовь. Но тот, кто действительно испытал подлинную любовь,

никогда не придет к тому ошибочному выводу, что она совпадает с физической

любовью или с любовью-привязанностью.

 

 

ОБ УЧЕБЕ В МИРУ

 

 

Суфизм -- это учеба, лишенная схоластики. Учебный материал черпается

практически из любой сферы человеческого опыта. Его книги и перья -- здесь

же, рядом, и не имеют ничего общего даже с самыми незначительными

представлениями схоласта или фанатика. Но поскольку молитвы, усилия и книги

также являются частью этого учебного процесса и поскольку суфийские учителя

называются "Учителями", это явление особого общения зачастую смешивается с

академической или подражательной учебой. Таким образом, имеется "Суфийская

Учеба" и "обычная учеба" -- две совершенно разные вещи. Это выглядит точно

так же, как если бы одним и тем же словом обозначались "мышь" и "слон". До

известных пределов (оба четвероногие, серые, хвостатые) такая неточность не

имеет никакого значения. Но приходит время, и становится необходимым

установить между ними различие. Такое различие обретается в круге суфиев.

 

О СОБРАНИЯХ ДЕРВИШЕЙ

 

 

Поверхностные ученые полагают, что в собраниях дервишей участвуют

только равные по положению или что любой дервиш может посещать собрания

любого круга того же уровня. На самом же деле состав круга столь же важен,

как и сам круг. Занимаемое положение на Пути также может иметь силу в одном

круге и не иметь в другом. По этой причине Учителя в одном круге становятся

учениками в другом. Компании людей, связанных общими интересами, группы

религиозных фанатиков и тех, кто считает себя изучающими, зачастую ошибочно

именуются "кругами дервишей". Но хотя они иногда и являются ступенью,

ведущей к кругу, сам круг дервишей есть нечто совершенно иное.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.