Сделай Сам Свою Работу на 5

О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ ШКОЛАМИ





 

 

По поводу различий в мировоззрениях, учениях и писаниях суфиев много

говорят и пишут. Внешне действительно могут иметься различия, обусловленные

средой, но по существу никакого различия нет. Спорить о различиях между

суфиями настолько же глупо, как пререкаться о том, из какого именно бутона

хлопчатника следует ткать халат. Значение указанных споров не выходит за эти

рамки.

 

 

ПРИТЧА, ИДИОМА, МЕТАФОРА

 

 

Если ваш Учитель говорит с вами на вашем родном языке, вам нужно

рассматривать идиоматические выражения, которые он употребляет, только как

идиомы, то есть как обороты речи, не предназначенные для буквального

понимания. Когда он дает вам притчу, вам нужно разобраться в ней, прежде чем

ее использовать практически. Когда нечто говорится метафорически, это

следует понимать метафорически. Сказанное буквально не следует принимать за

метафору.

 

 

О ВЫСШИХ УРОВНЯХ ПОНИМАНИЯ

 

 

Если в попытках уяснить себе нечто непонятное для вас в суфизме вы

обращаетесь к обычному интеллекту, заблуждение неминуемо, ибо интеллект

слишком склонен к изобретательности. Понимание придет, лишь когда ваш ум



сумеет крепко ухватить неуловимое за горло. Многие испытания закончились

неудачей из-за своей чрезвычайной тонкости. Сумейте распознать тонкое.

 

 

О РАЗДРАЖЕНИИ И БЕЗРАЗЛИЧИИ

 

 

Без причины никто не раздражается. Если вы раздражаете других, это

может быть потому, что они считают вас надоедливым и неприятным или же вы

можете раздражать их своей речью и поведением. Если вы или кто-либо другой

безразличны и не реагируете на источник раздражения, это может быть либо

похвально, либо порицаемо. Не судите по раздражению.

 

 

О "СОСТОЯНИЯХ"

 

"Состояний", по существу, три вида: ложные, или воображаемые, подлинные

и не имеющие отношения к делу. Подобно тому, как только врач, распознает

болезнь или состояние здоровья по соответствующим симптомам, только шейх

знает, что из них есть что. Он также знает о желательности или

нежелательности вызывания состояний. Верхом глупости будет предполагать, что



наличие или отсутствие "состояния" само по себе указывает на что-то хорошее

или плохое.

 

 

О ЧТЕНИИ, СЛУШАНИИ, ПРИСУТСТВИИ

 

 

В изучении материала может быть неизменной необходимость лишь одного

действия -- присутствия, без резких реакций, на собрании Мудрых. В одно

время это может означать чтение, в другое -- слушание. Иногда чтец и

передающий -- один из посвя-щенных. Иногда же это ни в коем случае не может

быть посвященный. Истинность этой науки уже давно установлена, только слепцы

экспериментируют с нею.

 

 

О РАСКАЯНИИ

 

 

Раскаяние означает полное отречение или отказ от чего-то, к чему

испытывалось сильное тяготение. Удовольствие, получаемое от раскаяния, в

большинстве случаев настолько же вредно, как и сам проступок, и невозможно

ожидать долговременного улучшения от тех, кто гордится своим преображением.

Раскаяние невежественных людей выражается как наплыв сильных реакций,

сопровождающих отказ от чего-то, или как искание прощения за что-то. Но

имеется и более высокая форма -- раскаяние Мудрых, которое ведет к большему

знанию и любви.

 

 

О НАДЕЖДЕ И СТРАХЕ

 

 

Колебания между надеждой и страхом (Страхом Божьим и надеждой на Его

прощение) являют самый ранний этап Пути. Пребывающие в этом состоянии

подобны мячику, бросаемому из одного конца поля в другой. Через какое-то

время такой опыт дает некоторую пользу, а затем приносит вред. Цель --

следовать Пути без низших качеств надежды и страха. Еще более высокая цель

-- это когда нет ни пряника, ни кнута. Некоторые нуждаются в надежде и



страхе; это те, для кого они были прописаны.

 

Пахлаван-и-Зайф

 

 

* ГЛАВА ШЕСТАЯ. ТЕКСТЫ ДЛЯ ГРУППОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ *

 

 

"Тексты для группового использования" составлены на основе доступных

материалов с учетом того, что они дают наибольшую пользу при изучении в

круге или группе. Их можно также изучать в одиночку. Когда имеет место

последнее, изучающий получает указание читать эти тексты в любой

последовательности, отличной от той, в какой они даны здесь. Считается, что

избранный им порядок составляет часть самого изучения. Нижеприведенный

порядок отвечает групповому изучению.

 

 

ЦЕНА

 

 

Однажды между двумя дервишами разгорелся спор.

Ибрахим бен Адам сказал одному из них:

-- Ты впустую потратил свою жизнь на самоотречение. Она тебе дешево

досталась, и потому ты не ценишь ее.

Дервиш с насмешкой спросил:

-- Ну, а чем же ты заплатил за то, чтобы стать дервишем?

Ибрахим сказал:

-- Я отдал за это царство Балха, но все равно считаю, что цена была

смехотворной, о брат.

 

САДОВНИК

 

 

Однажды, когда Ибрахим служил садовником, хозяин попросил его принести

ему несколько гранатов.

Ибрахим принес, но все они оказались кислыми.

Его хозяин сказал:

-- Ты уже так долго работаешь у меня и до сих пор не научился отличать

сладкие гранаты от кислых?

Ибрахим ответил:

-- Ты нанял меня, чтобы я ухаживал за ними, а не пробовал их; как же я

мог научиться отличать сладкие плоды от кислых?

И тогда хозяин сада понял, что перед ним Ибрахим бен Адам.

 

КАРАВАН-САРАЙ

 

 

Однажды Хызр пришел во дворец султана и направился прямо к царскому

трону.

Настолько неожиданным и необыкновенным было его появление, что никто не

посмел задержать его.

Султан, а им был Ибрахим бен Адам, спросил его, что он ищет.

Пришедший сказал:

-- Я хотел бы переночевать в этом караван-сарае.

Ибрахим удивился:

-- Но это не караван-сарай, это мой дворец.

Незнакомец спросил:

-- Кому он принадлежал до тебя?

-- Моему отцу, -- ответил Ибрахим.

-- А до него?

-- Моему деду.

-- И это место, где люди приходят и уходят, останавливаются на время и

отправляются дальше, ты называешь иначе, чем караван-сараем?

 

КНИГА

 

 

Ибрахиму однажды приснилось, что он видит ангела Гавриила.

Ангел держал в руке книгу, и Ибрахим спросил, что в ней написано.

Гавриил сказал:

-- В эту книгу я вношу имена друзей Всевышнего.

Ибрахим спросил:

-- Будет ли там мое имя?

Ангел произнес:

-- Ибрахим, ты не являешься другом Всевышнего.

Ибрахим ответил:

-- Да, это так, но я друг друзей Всевышнего.

Какое-то время Гавриил хранил молчание. Затем он обратился к Ибрахиму:

-- Я получил указание поставить твое имя во главе этого списка, ибо

надежда рождается от отсутствия надежды.

 

РЕЛИГИЯ

 

 

Вся религия, как теологи -- а также их противники -- понимают это

слово, есть нечто совершенно отличное от того, чем ее считают.

Религия есть средство передвижения. Ее внешние выраже-ния, обряды,

нравственные и прочие учения рассчитаны на получение определенных

результатов в возвышении человека, в определенное время, среди определенных

групп людей.

Вследствие трудностей на пути сохранения науки о человеке, в качестве

вспомогательного средства на пути к истине была введена религия. Но для

поверхностных умов средство всегда оставалось целью, а средство передвижения

превращалось в идола.

Только человек мудрости, но не человек веры или интеллекта может снова

сдвинуть с мертвой точки это средство передвижения.

 

Ала ад-дин Аттар

 

МОЛИТВА

 

 

Великий Шейх Симак как таинство молитвы преподавал следующее.

Человек способен молиться только в пределах своих способностей. Если он

одинок, или если он научился молиться по книгам или в духовных семинариях,

он не может понять или принимать участие в реальности молитвы.

Тот, кто научился молиться и кто несет в себе озаренность, способен

поделиться ею с другими людьми, чтобы они также могли познать и развить

молитву в самих себе.

Писаная молитва бессмысленна.

 

СМЫСЛ КУЛЬУРЫ

 

 

Суфийское понимание культуры иное, нежели понимание обычного человека,

суживающего смысл этого понятия.

Шейх Абу Наср Саррадж называет следующие три формы культуры:

Светская культура -- простое приобретение информации, взглядов и

учености общепринятого толка;

Религиозная культура -- монотонное следование законам и предписаниям,

соблюдение общепринятых этических норм поведения;

Суфийская культура -- самоусовершенствование, различе-ние

существенного, сосредоточение и медитация, расширение внутреннего опыта,

следование Пути Искания и Близости.

 

 

ЧЕМУ УЧИТ СУФИЗМ

 

 

Суфизм учит, как очистить свое "я", как укрепиться в нравственнос-ти и

построить свою внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы достичь вечного

блаженства. Его предметом является очищение души, а целью -- достижение

вечного счастья и благословенности.

 

Шейх аль-Ислам Закарийа Ансари

 

ОТБОР

 

 

"Истифа" ("Отбор") есть удаление из сердца всего, что не относится к

исканию совершенства. Это похоже на то, как если представить себе, что

человек пуст и что на мгновение все мысли покинули его и в это время в него

вливаются истинные мысли.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.