Сделай Сам Свою Работу на 5

Обновить сущность образования

 

Один из пионеров работы с такими детьми, педагог и психолог-консультант Роберт Окер10 разработал целый ряд методов и сделал из них выводы.

«Как воспитатели, мы должны быть новаторами в развитии парадигм - мы должны заново перепроверить наши предположения о смысле, цели и функции воспитания и подняться на уровень нового сознания. Мы должны учить детей думать, а не говорить им, что они должны думать. Наша роль заключается в передаче им не знания, а мудрости. Мудрость есть прилагаемое знание. Если мы передаем детям только знания, мы говорим им, что они должны думать, что они должны знать и что они должны считать правдой.

Если же мы даем детям мудрость, то мы не говорим им, что они должны знать или что есть правда, а мы говорим им, как они могут достигнуть того, что для них самих является правдой. Конечно, мы не можем оставить без внимания знания, если мы передаем мудрость, так как без знаний нет мудрости. Определенное количество знаний должно передаваться от одного поколения к другому, но мы должны позволить детям делать свои собственные открытия! Знания часто теряются, мудрость же не забывается никогда.

Я считаю, что сущность воспитания состоит в том, чтобы развивать таланты и навыки детей, а не заполнять их память. Дети являются нашими вождями - мы должны были бы им помочь в развитии способности отыскивать свои собственные истины. Критическое мышление, умение решать проблемы, фантазия, искренность и сознание ответственности - вот что должно стать ядром воспитания детей 21-го века.

Мое видение воспитания будущего базируется на безусловной любви. Это является эссенцией нового человеческого существа. Ведь доверие к себе детей индиго является центральным фактором, который определяет успех всей их жизни... Действительное воспитание будет включать в себя тело, душу и дух, которые по своей сути свободны и независимы. Задача настоящего воспитания ввести людей в жизнь, [...] Мы должны обновить сущность воспитания, чтобы человек мог становиться лучше. [...]. Многие из этих детей не забыли золотого Ангела в самих себе, который светит сквозь фильтр их индивидуальности.»



 

Скрытая воля к самостоятельности

 

Если мы признаем, что в детях живет нечто самостоятельное и самобытное от их более раннего существования, что они только постепенно могут выразить через свою телесность, то тогда объясняется их раннее и сильное стремление к самостоятельности, которое они хотели бы выразить в различных формах и ситуациях. Имеется в виду не физическая телесность, а то скрытое в ней, что требует уважения и признания.

Они требуют к себе почти безграничной благосклонности, любви и внимания, когда они часто неуклюже, по-детски, но навязчиво дают о себе знать и уже в двух-трехлетнем возрасте вмешиваются в разговоры взрослых, желая участвовать в обсуждении, даже говорить им, что они должны делать , и одновременно с этим непоколебимо стремятся осуществить свои собственные планы, - но это является только одной стороной.

Другая экстремальная сторона этого притязания на самостоятельность проявляется у некоторых очень рано в различных формах отграничения. Вот несколько примеров: Одна мать, которая с большими надеждами ожидала рождения ребенка, рассказывала мне: «Это было совершенно необычным. С самого начала этот ребенок сопротивлялся любому прикосновению к нему. Единственно, что мне было позволено - прикладывать его к груди. - Потом я с нетерпением ждала его первого слова, думала, будет «мама». Знаете, какое было первое слово? Это было «Нет!» Другая женщина, которая долго и страстно желала ребенка, рассказывает о своем двухгодовалом, очень разговорчивом и подвижном сыне с яркой собственной волей, что он сказал ей, что пришел на Землю только из-за маленькой соседской девочки. Ее, мать, он только использовал для этого! «Я могу обращаться с этим ребенком только как с партнером. Я все должна с ним обсуждать и позволять ему соучаствовать в принятии решений. По-другому не получится».

Между воспитательницей вальдорфского детского сада и ее сыном - одним из троих ее детей, -которому она дарила много понимания и материнской любви, тоже должны были уже очень рано возникнуть такие партнерские отношения. В шесть лет он однажды так отреагировал на ее материнские усилия: «Я ничего не хочу от тебя. Я только хочу, чтобы ты была сама собой. И на ее отчаянное восклицание: «Да, но что же я еще должна для тебя сделать?» - «Будь такой, какой ты должна быть. Будь только самой собой, тогда я буду доволен». Ее комментарий по этому поводу: «Таких детей нельзя воспитывать в привычном смысле. Можно только договариваться с ними, сопровождать их и следить, чтобы с ними ничего не случилось.

У всех этих феноменов можно наблюдать сильно ускоренную индивидуализацию. Так и валь-дорфским педагогам опробованные и проверенные рекомендации, которые основываются, например, на семилетних ритмах развития или учении о темпераментах, иногда кажутся уже неприемлемыми. Но, как уже было сказано, для этих детей они тоже действительны, потом, в последующем возрасте, эти дети должны будут позволить обучать и воспитывать себя вместе со всеми другими.

Здесь также требуются креативность, фантазия и присутствие духа учителя.

 

Разные типы

 

При всем разнообразии манер поведения, присущих таким детям, тем не менее, просматриваются определенные главные группы, которые вытекают из характерной основной предрасположенности и по-разному формируются у мальчиков и девочек. Уже названная психолог Н. Э. Тэпп, сопровождающая развитие таких детей более двадцати лет, описывает четыре основные типа, которые я хотел бы кратко охарактеризовать.11 Она также указывает на предрасположенность к некоторым специальным жизненным задачам, например, профессиональным, которые, по ее мнению, она . могла у этих детей наблюдать:

Гуманистический тип:

Он гиперактивен, чрезвычайно общителен, разговаривает со всеми и в любое время, очень дружелюбно. Эти дети имеют четко сформированные мнения, но часто ведут себя очень неловко, что касается их тела. Часто они играют одновременно с многочисленными игрушками.

 

Идейный тип:

Это дети индиго, ориентированные на идеи. С этой предрасположенностью им более важны проекты, чем люди. Они - будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и офицеры. Они телесно не неуклюжи, а как дети часто даже очень спортивны, но у них есть проблемы с контролем, и они пытаются манипулировать другими. Если им это позволить, то возникнут большие проблемы. В подростковом возрасте такой тип склонен к зависимым болезням, прежде всего к наркотикам. В данном случае родителям следует тщательно наблюдать за поведением детей.

 

Творческий тип:

Это маленькие художники и художницы. Дети этого типа очень впечатлительны, часто маленького роста, хотя и не всегда. Они творцы, возможно учителя, люди искусства завтрашнего дня. Чем бы они ни занимались - они будут концентрироваться на творческой стороне дела. В возрасте четырех-десяти лет они могут хвататься за двадцать различных видов искусства; они занимаются пять минут одним делом, потом откладывают его. Но позже, в юношеском возрасте, они просто ухватятся за одно поле деятельности или одно стремление и станут виртуозами в этой области.

 

Многомерный тип:

Они взрослее всех остальных, и в возрасте одного-двух лет вы уже ничего не можете им сказать. Они парируют все, нанося ответный удар: «Я же это знаю! Я могу это один! Оставь меня!» Это те, кто принесет в мир новые философии и новые религии. Эти дети могут быть особенно трудны в обращении, так как они вчленяются в наше общество еще меньше, чем другие три типа.

 

Что можно сделать?

Так Тэпп описывает четыре типа детей. Родителям она дает рекомендации, как, в принципе, можно обращаться с этими сознающими себя и неустрашимыми детьми, если они упрямо любой ценой чего-то хотят добиться: «Ну, объясни мне, почему ты это хочешь сделать. Давай присядем и поговорим об этом. Как ты думаешь, что случится, если ты это сделаешь? Давай просто проиграем это. Как ты думаешь, что случится, если ты это сделаешь?!» Если ребенок скажет, что, по его мнению, произойдет, вы спросите: «Хорошо, что ты будешь тогда с этим делать?» Тогда он, может быть, скажет Вам, как он будет реагировать на это. - Вы должны так захватить маленьких детей индиго, чтобы проделать это, иначе они не будут участвовать в игре. - С той минуты, когда Вы начинаете говорить, говорите с ними очень открыто. Потом подведите их к тому, чтобы проговаривать вещи. - Но не свысока, так как они уважают человека не только потому, что он старше! - Это уважение взрослые должны еще только завоевать. Нужно просто выслушать этих детей. Последовать инстинкту и попытаться оставить стремление казаться авторитетной персоной. Позвольте детям высказать, что им нужно, и объясните им потом, почему вы не можете им дать это или почему здесь все в порядке и они получают то, что требуют. И действительно, не требуется ничего другого, кроме как слушать их. Дети индиго очень открытые». - Но в другом месте она говорит: «Одно очень важно; будьте последовательны в собственном поведении!» Также и в постоянно повторяющихся ситуациях переживания собственного отчаяния, вызванного их необычным поведением,, эмоциональное восклицание: «Что же мне с тобой делать!» - просто бесполезно. Вопрос должен быть поставлен по существу, и нужно действительно ожидать ответа: «Скажи мне, что я должен с тобой делать?» Ребенок должен тогда иметь возможность поразмышлять; возможно, ситуацию и собственное ее видение или сомнение следует описать еще подробнее. Если ответа не последует, можно помочь двумя-тремя предложениями. Это приведет их вначале заблокированную волю в движение, так как они же хотят сорешать. Если они заметят, что деятельность их Я востребована, они станут общительнее и, возможно, внесут предложения, облегчающие общение с ними самими, которые возникли только что в разговоре.

Многие родители обращаются с молитвами к ангелу ребенка, представляя при этом как можно образнее, как он обволакивает ребенка своей светящейся, бело-золотой защищающей фигурой и посылает ему укрепляющие и помогающие силы.

Также и молитва вместе с детьми, пока они еще маленькие, относится к этой помощи.

 

Миссия сегодняшних детей

 

Я хочу назвать несколько основных черт, которыми детский терапевт Хеннинг Кёлер характеризует некоторых из этих детей. Он много лет консультирует в основанном им «Институте Януша Корчака» возле Штуттгарта. Его характеристики различных типов кажутся мне очень меткими и полезными для тренировки собственного восприятия.

В одном интервью12 в марте 2001 г. вопросом «Какие человеческие качества сегодня в особой мере подвержены угрозе?» он указывает на то, что дети, которые сейчас среди нас и придут в последующие времена, имеют особый интерес к тому, чтобы спасти именно эти'качества, и спрашивает: «Не имеют ли так называемые девиантные дети в действительности особые силы, которые взаимосвязаны с недостатками нашей цивилизации? » С середины девяностых он старается обратить внимание на особые дарования этих детей. Понятие «несоответствующие времени профили дарования» он применяет, чтобы сказать, что время явно еще не созрело, чтобы понять, с чем мы имеем дело: «Эти дети ступают на Землю действительно так, что можно говорить об «отклоняющихся конфигурациях членов существа человека». Но эти отклонения как таковые ни в коем случае не являются признаками болезни, а предвещают преобразование сознания. Устремляющееся сюда будущее наталкивается на застывшие общественные и институциональные структуры. В этих структурах отразился тот дух, из которого не может быть развито понимание того, что эти новые дети приносят с собой. Возникающие в результате этого конфликты значительно обострились за последние пятнадцать лет».

На основе своей практической работы он выделяет четыре основные группы детей с особыми свойствами, которые я хотел бы здесь привести. Его феноменологический образ рассмотрения открывает важную возможность углубления и понимания и побуждает к собственным наблюдениям.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.