Реализация основных положений международного сотрудничества
в борьбе с преступностью происходит в следующих формах:
- обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
- исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
- розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, пропавших без вести;
— обмен информацией о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;
- обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок, консультаций и семинаров;
- обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами;
- обмен на взаимовыгодной основе научно-технической литературой и информацией по вопросам деятельности сторон.
Из содержания статьи 1 Устава ООН следует, что среди прочих задач эта организация призвана обеспечить международное сотрудничество государств. Проведение в жизнь этой задачи согласно главе 10 Устава ООН возложено на Экономический и Социальный Совет ООН. Этот же Совет координирует сотрудничество государств в предупреждении преступности. Проблемы борьбы с преступностью многократно обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, на заседаниях Экономического и Социального Совета ООН, в Комитете по предупреждению преступности и борьбе с ней. Государства — члены ООН ежегодно представляют Генеральному секретарю доклады о состоянии преступности в их странах, о системе борьбы с отдельными видами преступлений. В свою очередь, ООН издает специальные статистические сборники о состоянии, структуре, динамике преступности в мире, уголовной политике, особенностях национального законодательства. Генеральная Ассамблея ООН выступает инициатором разработки международных и национальных программ борьбы с наиболее опасными и распространенными видами преступлений. В поле ее зрения, в частности, были вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, экономической преступностью, проблемы наркобизнеса, отмывания денег, нажитых преступным .путем, и др.
Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея, кроме того, возложила на этот орган функции подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 9 конгрессов, решения которых существенно продвинули вопросы международного сотрудничества на надежной научной и правовой базе.
В 1971 г. создан и поныне действует Комитет (в составе которого — 27 экспертов) по предотвращению преступности и контролю над ней.
Он входит в Совет ООН по экономическим и социальным проблемам. В функции Комитета входит: разработка политики ООН в области контроля над преступностью, разработка целевых программ, оказание советнической помощи Генеральному секретарю и органам ООН, подготовка международных конгрессов и региональных совещаний, разработка информационных материалов и проектов резолюций по предупреждению преступности. Комитет взаимодействует с добровольными обществами, неправительственными организациями по профилактике преступности ООН, периодически издает обзоры о тенденциях в области преступности и мерах по предупреждению преступности. Дабы избежать искажающего воздействия на статистику различий в национальном уголовном законодательстве, выделяются такие виды преступлений, как умышленное убийство, неосторожное убийство, нападение, похищение людей, преступления, связанные с наркотиками, взяточничество и коррупция.
В числе субъектов работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью выделяются неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (М КО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Их работу координирует Международный комитет по координации (МКК). Он обычно называется «Комитет четырех» и синтезирует все основные исследования и работает в контакте с Венским центром ООН. Фактически он действует с i960 г., а юридически — с 1982 г.
Совместные акции четырех международных организаций серьезно влияют на международную политику ООН в области борьбы с преступностью. Деятельность «Комитета четырех» связана прежде всего с функционированием международного сообщества по подготовке к конгрессам ООН. Он имеет консультативный статус при ЭКОСОС, а также готовит коллоквиумы, координирует работу ассоциаций, совместно с центрами ООН приглашает к сотрудничеству другие международные организации, консультирует Фонд ООН по борьбе с злоупотреблением наркотиков, сотрудничает с Всемирным обществом виктимологии и Всемирной федерацией психического здоровья.
Одной из самых влиятельных международных организаций, занимающейся вопросами обеспечения сотрудничества в борьбе с преступностью, является МКО. Это объединение национальных институтов и специалистов. Главная цель МКО, согласно Уставу организации, — содействовать изучению преступности на международном уровне, объединяя для этого усилия ученых и практиков-специалистов в области криминологии, криминалистики, психологии, социологии и других дисциплин. В рамках своей деятельности МКО организует международные конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы; оказывает содействие в научном обмене между национальными научными и учебными центрами; организует международные криминологические курсы повышения квалификации научных кадров; организует совместно с другими международными организациями и национальными научными учреждениями региональные международные криминологические центры; учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования развития криминологической науки.
Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Она была создана в 1923 г. в Вене вначале как международная комиссия уголовной полиции. Ее возродили после второй мировой войны, в 1946 г., в Париже, а с 1989 г. ее местопребыванием является Лион.
Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств (включая Россию), уступая по представительности только ООН, членами которой являются около 180 государств.
В отличие от других международных организаций Интерпол имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Согласно уставу Интерпол обеспечивает и развивает взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в рамках действующих в их странах законов, создает и развивает учреждения, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Основная его работа — организация сотрудничества по конкретным уголовным делам, т. е. прием, анализ и передача информации от НЦБ и для них.
Основным направлением деятельности Интерпола является борьба с:
— организованной преступностью;
- международным терроризмом;
- хищениям собственности;
-тяжкими преступлениями против личности;
- фальшивомонетничеством и подлогами;
— наркобизнесом.
Обмен информацией, опытом, содействие в розыске и задержании преступников, разработка и реализация профилактических программ Интерпола становятся все более актуальны по мере интернационализации преступности. Создание единой Европы, открытие границ и безвизовое передвижение в рамках европейского сообщества потребуют дополнительных усилий международных подразделений по борьбе с преступностью. В рамках Интерпола создан отдел «Европол» для борьбы с захватом заложников, фальшивомонетничеством, скупкой краденого, пересылкой золота, продажей оружия и банковских чеков.
ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают большие усилия для организации и воплощения эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней. Они владеют колоссальными банками данных, нормативными материалами, данными криминологических и уголовно-правовых, уголовно-политических исследований, которые могут быть использованы каждой страной в целях более эффективной борьбы с национальной и транснациональной преступностью.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .........................................................................................................3
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии....................4
Тема 2. История криминологии..............................................................13
Тема 3. Преступность и ее основные характеристики...........................38
Тема 4. Причины, условия и факторы преступности ............................46
Тема 5. Лица, совершившие преступления, как объект
криминологического исследования...........................................51
Тема 6. Механизм индивидуального преступного поведения...............60
Тема 1. Организация и методика криминологических исследований ... 69
Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование
борьбы с преступностью.............................................................83
Тема 9. Понятие и задачи предупреждения преступности
и профилактики преступлений ..................................................88
Тема 10. Криминологическая характеристика и предупреждение
рецидивной и профессиональной преступности....................104
Теми 11. Криминологическая характеристика и предупреждение
групповой и организованной преступности............................127
Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение
преступности несовершеннолетних и молодежи.................... 151
Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение
преступлений против личности................................................177
Тема 14. Преступления против собственности...................................... 193
Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности •и общественного порядка.........................................................205
Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение
преступлений против государственной власти.......................222
Тема П. Криминологическая характеристика и предупреждение
преступлений, совершаемых по неосторожности...................234
Тема 18. Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью, и особенности их предупреждения ...................,......................250
Тема 19. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью ... 277 Содержание..................................................................................................297
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|