|
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточно специфична, касается судеб подрастающего поколения. От того, как она решается в настоящее время, во многом зависят не только состояние и тенденции преступности в будущем, но и нравственный климат в обществе.
К преступности несовершеннолетних относятся уголовно наказуемые деяния, совершаемые лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По криминологическим характеристикам к ним примыкают общественно опасные действия лиц, не достигших возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, а также «молодых взрослых».
По видам преступлений около 34 подростковой преступности исчерпывается тремя составами: кражи (немногим более 60%), грабежи (8-—9%), хулиганство (около 7%). А доля умышленных убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований составляет по каждому виду менее 1%. Несовершеннолетние постепенно осваивают сравнительно новые разновидности преступлений, такие, как захват заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.
Среди выявляемых подростков-преступников каждый седьмой, а среди осужденных — каждый пятый ранее совершали преступления. Устойчивая особенность противоправного поведения несовершеннолетних — высокий уровень групповой преступности (почти 65%). В последние годы отмечается усиление организованной подростковой преступности. Возросло вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, усилилась виктимность подростков. Если раньше преступность несовершеннолетних была в основном «уличной», то сейчас увеличивается доля преступлений, совершаемых в своих и чужих жилищах, общежитиях, по месту учебы, на транспорте. Происходит нивелирование различий криминальной активности условных групп несовершеннолетних, выделяемых по признакам рода их занятий. Но, как и прежде, самый высокий уровень преступности среди неучащихся и неработающих подростков. Доля несовершеннолетних преступников мужского пола составляет 90—95%.
Личностные свойства несовершеннолетних преступников имеют возрастные особенности. Однако это не всегда играет решающую роль в мотивации преступного поведения (иначе было бы непонятно, почему преступления совершают не все подростки). Поэтому нельзя сводить причинное объяснение преступности несовершеннолетних к общевозрастным характеристикам. При определенных условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации. Например, такие определяемые возрастом особенности, как недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностной ориентации, повышенная внушаемость, значимость участия в неформальной группе, стремление показать себя взрослым, продемонстрировать независимость и т. п.
Большинство несовершеннолетних преступников росли в семьях с ограниченными возможностями воспитания детей либо в семьях, где непосредственно оказывалось отрицательное влияние. Около 20% несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях с очень низким жизненным уровнем. Этот долевой показатель возрастает, в том числе в связи с усилившимся расслоением по уровню доходов, безработицей и т. д.
Реальная культурно-образовательная характеристика большинства несовершеннолетних преступников существенно снижена по сравнению со сверстниками, хотя после перехода к обязательному среднему образованию это различие всячески маскировалось. Вместе с тем очень многие несовершеннолетние преступники, образовательный уровень которых формально соответствует возрасту, фактически его не достигали, поскольку оценки успеваемости были заведомо завышены. Все еще значительна и доля неуспевающих даже в этих условиях, а также лиц, оставивших школу (последний показатель растет из-за ослабления контроля за обязательностью основного образования и тяжелого материального положения многих семей).
Особенности потребностей и интересов несовершеннолетних преступников:
— ограниченность использования источников культурной информации (регулярно читали книги не более 10—20% обследованных подростков, совершающих преступления, газеты — менее 10%, причем в основном спортивную и развлекательную информацию);
- использование кино, видео, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации;
- предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде, где преимущественно проводится свободное время;
- ограниченность круга интересов, предпочтение пассивно-потребительского досуга и негативных его форм;
- утрата интереса к учебе, неприятие требований образовательного учреждения, потеря ответственности;
- узкоутилитарное отношение к работе, отсутствие связанных с ней длительных планов (по данным различных исследований, две трети преступников из числа работающих подростков относились недобросовестно к своим обязанностям, более половины успели сменить одно или несколько мест работы, несмотря на небольшой общий стаж);
— равнодушие к проблемам, находящимся в центре внимания общества, неучастие в общественной жизни либо примыкание к экстремистским ее проявлениям.
Соответственно и в сфере досуга для большинства несовершеннолетних преступников типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в попойках. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию имеющимися у других престижными вещами, постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в любых желаниях (в том числе за счет причинения ущерба другим). Устойчивые интересы в сфере техники, искусства, занятия спортом (кроме боевых видов и культуризма) проявляются у этого контингента в 3—4 раза реже, чем у подростков, не совершающих преступлений. В силу таких позиций формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в том числе в связи с групповым потреблением алкоголя, наркотиков и других одурманивающих средств, азартными играми, пребыванием в среде «фанатов», в экстремистской среде и т. д.
По выборочным данным, около 70% несовершеннолетних преступников проводили свободное время в компаниях, где основными видами времяпрепровождения являлись выпивки, употребление наркотиков, секс с «общими девочками».
Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения нравственного и правового сознания. Это толкование долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности; ориентация на получение сиюминутного удовольствия; равнодушие к переживаниям и страданиям других людей или даже стремление самоутвердиться, причиняя их более слабым. Законодательные запреты рассматриваются как формальные; социальная роль закона игнорируется, он противопоставляется целесообразности, а групповые нормы — нормам закона. Искажено само понимание дозволенного и недозволенного поведения; формируется враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам; распространена убежденность в возможности избежать наказания за содеянное и т. д.
В нравственно-психологическом аспекте личность несовершеннолетних преступников характеризуется довольно существенными специфическими признаками. Прежде всего на противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастные особенности. Например, повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому «заражению», подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентации и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы.
Для несовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.
Социальную неадаптированность некоторых несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо в виде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний. Нервно-психические расстройства у несовершеннолетних, совершивших преступления, встречаются в 3—6 раз чаще, чем у их правопослушных сверстников. Но указанные расстройства — это обычно не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм. Причем психопатические
черты характера в большинстве своем приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни либо сочетания этих факторов.
Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: являются конфликтными и нечестными людьми, постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших. Среди несовершеннолетних правонарушителей стали чаще встречаться те, кто в полной мере освоил «криминальный профессионализм», нормы и антиценности преступной субкультуры.
Согласно типологии личности преступников выделяют четыре основных типа несовершеннолетних, совершивших преступления в результате:
— случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности;
- попадания в соответствующую ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности («шатающегося» характера);
- преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивого предпочтения преступного поведения другим вариантам (несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете
и т. п.);
- устойчивой доминирующей активной антиобщественной направленности личности, обусловливающей, по существу, все поведение подростка (несовершеннолетние, совершавшие преступления многократно, рецидивисты, участники организованных преступных группировок и т. п.).
Данная типология позволяет выделить не только основные варианты направленности личности несовершеннолетних преступников, но и этапы постепенного перехода от единичных элементов деформации личности к их устойчивой системе (на что чаще всего уходит не менее 2—3 лет). Следовательно, появляется возможность определить исходные положения для дифференциации и индивидуализации мер профилактики и наказания.
Применительно к годам реформ справедливо отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это, прежде всего, обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого далеко не безупречные, а порой и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Семья становится либо постоянно и сильнодействующим источником негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса. Большинство подростков, вынужденных заниматься мойкой автомашин, уборкой, погрузкой-разгрузкой товаров в коммерческих ларьках и магазинах, торговлей с рук в электропоездах, на улицах, в подземных переходах и т. д., начинают систематически пропускать занятия или совсем теряют связь с учебным коллективом. При этом они не только лишаются возможности получать знания, развиваться в интеллектуальном, культурном отношении, проводить досуг со сверстниками, но и сталкиваются с разнообразными негативными явлениями, присущими экономическому «подполью» (с фактами нечестности, обмана, недобросовестной конкуренции, вымогательства и т. п.).
В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Для тех подростков, которые остались в более или менее благополучных семьях, не порвали связей со школой, характерно как усиление отрицательного влияния традиционных дефектов социализации, так и появление новых в этих типах микросреды. Например, в школе — это «черный рынок», приторговывание спиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье — усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неурядиц (угрозы потерять работу, остаться без средств к существованию и т. п.).
Надо сказать, что и в обеспеченных семьях имеются свои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитие несовершеннолетних. Например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.
Отрицательно влияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся в последнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Некоторые несовершеннолетние оказываются в особо сложном положении, сталкиваясь с поляризацией идейно-нравственных позиций взрослых членов семьи, своеобразным конфликтом поколений и культур. Например, отец является преуспевающим предпринимателем с взглядами, ориентациями и привычками «новых русских», а дед, бабушка, тети, дяди, обладавшие в прошлом высоким социальным статусом, имеющие заслуги перед страной, сохранили приверженность стереотипам жизни советских людей, верность коммунистическим ценностям и идеалам. Это очень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировались устойчивые убеждения, цельное мировоззрение. И некоторые подростки находят выход в отклоняющемся, а затем и противоправном преступном поведении.
В силу возрастных особенностей несовершеннолетние в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям, связанным с такими негативными явлениями в духовно-нравственной сфере, как тотальная агрессия худших образцов «массовой культуры», распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.
В условиях рынка многие подростки, в том числе и нуждающиеся в целенаправленной коррекции поведения, оказались в лучшем случае предоставленными самим себе. Ослаб воспитательно-профилактический потенциал не только семьи, школы, но и других общественных и государственных институтов. Во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности подростков.
Круг мотивов этих преступлений более ограничен, чем у взрослых преступников; мотивация отмечена здесь в ряде случаев определенными признаками инфантилизма.
Специфична мотивация самоутверждения в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» и т. п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.
При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в механизме преступного поведения не автоматически, а при безнадзорности, конфликтных
ситуациях, усвоении стереотипов поведения и ориентации микросреды и т. п., стимулируя проявления криминальной мотивации. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, смелым. А это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения — «детской мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно далеко не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Применительно к таким преступлениям, как тяжкие насильственные преступления, разбой, повторные грабежи и квартирные кражи, «детская мотивация» прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой случаев. Преобладает же эгоистически-потребительская мотивация. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи, грабежи, разбои, вымогательства.
Насильственные преступления и хулиганство часто совершаются несовершеннолетними в драках, вследствие групповой конфликтности или в пьяных компаниях. Так, каждое третье изнасилование, совершаемое лицом до 18 лет, происходит в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказывались впоследствии потерпевшими. Однако возрастающую роль в формировании мотивации половых преступлений играют распространение в подростковых группировках обычаев преступной среды, влияние порнографических видеофильмов, брошюр и т. п., распространение в подростковой среде циничных взглядов на отношения полов.
В формировании личности несовершеннолетних, которые способны в определенной ситуации совершить преступления, и непосредственном формировании мотивации этих преступлений решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства.
Отрицательные влияния в семье.Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья, воспитывающая детей, оказалась криминогенно неблагополучной в прямом смысле слова (передача преступного опыта старшими). В 30—40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголизмом, грубость и жестокость, образ жизни,
заведомо не соответствующий легальным доходам, и бравирование своей «ловкостью», безнаказанностью и т. д.).
Выборочные исследования показали, что типичным для родителей несовершеннолетних преступников является низкая культура и престижно-потребительские установки, что во многом обусловливает неправильное поведение самих родителей или неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Это относится, в частности, к значительной части семей «новых предпринимателей», что обусловливает повышенный криминальный риск детей из этих
семей.
Отсутствие (временное или длящееся) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей.Очевидно, что в таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.
Отрицательные влияния в ближайшем окружении —бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Включаясь в обособленные группы для совместного времяпрепровождения и дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Наряду с этим распространяется и «взаимное заражение» (феномен толпы) во время матчей, рок-фестивалей, других массовых мероприятий. Кроме прямого разлагающего воздействия пьяниц, тунеядцев, хулиганов и т. п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определенного вида (например, фактов незаконных действий участников «теневого» и криминального бизнеса и т. п., бытового хулиганства); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей.
Подстрекательства со стороны взрослых преступников,которое, поданным выборочных исследований, происходит почти в 30% случаев, хотя в большинстве своем остается латентным. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное и «попутное» воздействие преступной среды на подростков интенсифицируется: все большее распространение (не без помощи СМИ) получают уголовный жаргон и обычаи «зоны»; идет целенаправленное вовлечение в спортивные секции, контролируемые преступниками, и т. д.
Длительное отсутствие определенных занятийу несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, которые могут реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу.
Проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества(культ силы, жестокости, культ наркотиков, половой распущенности как якобы нормы современного подростка и т. п.), например через средства массовой информации, бытовые контакты и т. д. Особую роль играет безграмотная в социальном и психологическом отношении реклама, буквально навязывающая маргинальным подросткам культ обогащения любыми способами, потребительские запросы, не соотносимые с возможностями, искаженное понимание критериев престижа и в этой же связи — социальную зависть и готовность использовать любые способы приобщения к «красивой жизни».
Наряду и во взаимодействии с этими факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствуют (создавая возможности для их действия или усиливая его):
— безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. В 80% случаев преступления совершают именно безнадзорные подростки. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо в силу объективной невозможности выполнять их (состояние здоровья родителей, неполная семья и т. д.). В настоящее время все более существенную роль играет занятость родителей приработками;
- безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений. Например, выборочные исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20—50% случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т. п.;
- резкие изменения в обществе системы ценностных ориентации, значительная опасность в этой связи воздействия на детей и подростков социально негативной информации;
— низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм; отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не формируется гражданская ответственность учащихся (или, наоборот, формируется отчужденность от официальных ценностей); учащиеся не получают навыков правильной самооценки и управления своим поведением, подавляется интерес к учебе, т. е. формируется искаженный уровень потребностей и интересов личности;
— распад системы трудоустройства подростков и воспитания в трудовых коллективах. Речь идет о прекращении действия в условиях структурной перестройки экономики традиционной системы административного бронирования мест для подростков; об отсутствии достаточных льгот для предприятий, организаций и учреждений, принимающих их на работу; об ограничении в этой связи возможностей устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о слабой профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (отсутствие заботы об их дальнейшем обучении в вечерних и заочных образовательных учреждениях и в профессионально-технических училищах и вовлечении в жизнь коллектива). Участились и нарушения законодательства о труде несовершеннолетних; некоторые предприятия в погоне за максимальной прибылью в первую очередь сокращают подростков как «невыгодных» работников. В свою очередь, подростки и их родители (при трудоустройстве детей) обращают внимание в первую очередь на заработок, а не на соответствие условий потребностям формирования личности;
- отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков и сокращение из-за отсутствия дотаций досуговых кружков, секций по месту жительства; отсутствие целенаправленной заботы о несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Обеспечение необходимого количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, соответствующих динамике несовершеннолетнего населения, его возрастной структуре, интересам, утратило свой приоритетный характер у местных органов власти и трудовых коллективов. В то же время многие клубные учреждения для несовершеннолетних коммерционализированы или попали под контроль криминальных структур;
— увеличение числа детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии. Это в основном дети пьянствующих родителей. Их криминальный риск в результате легкости попадания под отрицательное влияние, состояния озлобленности из-за отношения окружающих, несдержанности и т. д. в 3—5 раз выше, чем у сверстников;
— резкое увеличение числа венерических больных среди несовершеннолетних.
Формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в поведении несовершеннолетних способствуют также недостатки организационно-управленческого характера правовоспитательной и правоохранительной деятельности.
Существенно ослабела деятельность органов, на которые возложены непосредственное предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Сюда относятся: слабость надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подрастающего поколения, недостаточная развитость специализированной службы социальной защиты несовершеннолетних, невнедренность в этой сфере соответствующих стандартов международных пактов (прежде всего, Конвенции о правах ребенка 1989 г.); неполнота выявления несовершеннолетних, нуждающихся в особой защите, несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и «трудных» семей; несвоевременность и недостаточность мер социальной помощи и воздействия в отношении их; неполнота регистрации и несвоевременность раскрытия преступлений, применение необоснованно мягких мер наказания, преждевременный выпуск из специальных воспитательных учреждений; игнорирование необходимости длительного наблюдения за поведением лиц, освобожденных из воспитательных колоний, условно осужденных; слабая работа шефов и общественных воспитателей и т. д. Затрудняет борьбу с подростковой преступностью и бездействие в применении правовых актов о борьбе с пьянством в среде несовершеннолетних (в том числе о запрете продавать им спиртные напитки). Четыре из каждых пяти подростков, совершивших преступления, до этого в течение относительно длительного периода совершали менее значительные нарушения, тяжесть и интенсивность которых постепенно усиливались.
На рецидивную преступность несовершеннолетних влияют распространенность фактов необоснованного применения условного осуждения либо применения этих мер без должного разъяснения их смысла и без обеспечения интенсивного контроля за поведением. В результате этого у подростков складывается представление о своей «неуязвимости». Вместе с тем законное и обоснованное назначение и исполнение мер наказания позволило бы свести рецидив к минимуму. В случаях помилования несовершеннолетних, когда личность и мотивация подростка изучаются глубоко, рецидив близок к нулю.
Характер преступности несовершеннолетних и ее детерминации таков, что для борьбы с ней прежде всего нужно использовать превентивные меры, а не уголовно-репрессивные. Российское общество нуждается в тщательно проработанной и рассчитанной на перспективу концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действия экономических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение ее предупреждения.
Система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в течение последних лет функционировала достаточно успешно, несмотря на трудности переходного периода. Однако существуют объективные причины снижения профилактического воздействия и борьбы с подростковой преступностью. Это связано с;
— преждевременным свертыванием ряда профилактических программ без создания новых;
- возрастающим несоответствием ее потребностей правовому и ресурсному обеспечению;
- трудностями использования требуемых алгоритмов деятельности в условиях социальной нестабильности.
Система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Профилактика преступности должна включать обязательные компоненты:
- сочетание государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
— сочетание четырех задач (воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение);
- специализацию информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
- распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, широких прав органов местного самоуправления;
- распределение функций между отдельными участниками профилактической деятельности с тем, чтобы исключить дублирование, попытки делать «все за всех»;
— определением сферы применения мер воспитания, обеспечение нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;
— переход в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных мер воздействия к правовым, обеспечение достаточности и своевременности этих мер. В основе системы профилактики должны быть законность, справедливость, демократизм (в том числе контроль общественности за профилактической деятельностью правоохранительных органов, а не только помощь в ней), взаимодействие на уровне страны, субъекта Федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.
Такая характеристика системы профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в некоторой степени расходится с ее реальной картиной, но фиксирует оптимальную модель, на реализацию которой должны направляться усилия науки и практики. Именно в этом заключается функция криминологии по научному обеспечению борьбы с преступностью. И именно невостребованность многих научных рекомендаций, а не их отсутствие в значительной степени объясняет трудности борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Общесоциальный уровень профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно определить как комплекс крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенного контингента, территории и т. д.). Цель таких мероприятий — ориентация на устранение, нейтрализацию тех недостатков в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления и способствуют им в среде подрастающего поколения. Кроме того, они являются в определенном смысле базой для специальной профилактики, расширяя ее возможности. Например, мероприятия по социальной помощи семьям с низкой педагогической культурой и недостаточным материальным уровнем; мероприятия социальной защиты и помощи детям и подросткам из так называемых групп риска. К этому же уровню относится организация педагогического и правового всеобуча, имеющего прямые выходы на целенаправленную профилактику.
Участники (субъекты) профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних:
- органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;
— органы социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой защиты, оказывающие помощь детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях, в том числе в зоне интенсивных негативных влияний, либо попавшим в экстремальные неблагоприятные обстоятельства;
- правоохранительные органы в целом и их специализированные подразделения и службы.
Обеспечение эффективного участия семьи в профилактике правонарушений связано с целенаправленной помощью семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, при отсутствии одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защитой семей от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы. В условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании детей, необходимо помочь взрослым получить знания о правах и обязанностях в этой сфере, о способах их реализации. Семья должна получать помощь от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права детей или пресечь негативное на них влияние. Семья должна осознавать себя (и это одна из главных задач педагогического и правового всеобуча) полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.
Профилактический аспект современных мероприятий по совершенствованию деятельности образовательных учреждений во многом связан с предложениями по восстановлению роли школы в жизни детей и подростков. Это должно происходить на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|