ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Криминологическое исследование— это изучение и познание законов и закономерностей развития преступности, причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике правонарушений.
Криминологическое исследование представляет собой единство познания и оценки. В процессе познания исследователь получает фактические данные о преступности, ее «фотографию», специфически отраженную в системе признаков, показателей, характеристик.
Путь всякого познания — это движение простого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Созерцание предполагает усвоение информации об обществе во всех сферах его жизни. Переход к абстрактному мышлению означает качественно иной уровень восприятия материала. В процессе абстрактного мышления выдвигаются гипотезы, разрабатываются методики их проверки, которые реализуются в ходе эмпирических исследований — практической деятельности ученого, а также в процессе борьбы с преступностью. Полученная в результате этого информация должна приниматься во внимание на следующем этапе созерцания (практика здесь выступает источником новой информации), затем — в дальнейшем процессе абстрактного мышления и т. д. Таким образом, конкретно-криминологическому исследованию должен предшествовать определенный теоретический анализ проблемы, в частности осмысление уже полученных ранее эмпирических данных.
Непосредственная цель криминологических исследований преступности — это:
— получение информации о количественно-качественных параметрах преступности, ее детерминантах, об эффективности мер, направленных на противодействие ей- разработка на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомендаций по совершенствованию предупреждения преступности (преступлений) и борьбы с ней в целом.
Криминологическая информациясодержит необходимые данные о явлениях, названных выше, система которых составляет предмет криминологических исследований.
Успешное изучение криминологических проблем немыслимо без информации, правильно (адекватно), полно, своевременно и достоверно отражающей криминальные явления и меры противодействия им. В этом случае уместно говорить об особом понятии — информационном обеспечении исследователя. Криминолог как субъект поиска необходимой и достаточной для исследования криминальных явлений информации должен:
- определить свои потребности в информации и в информационном обеспечении;
— выяснить, нет ли нужных сведений в источниках, которыми он уже располагает;
- определить, пригодны ли для использования наличные данные, в какой мере, в каком объеме, и обозначить недостающие;
- наметить наиболее подходящие каналы извлечения (поиска) недостающей информации;
— включиться в общую систему каналов с учетом необходимости информационного обеспечения деятельности данного субъекта;
- обеспечить упорядочение, приведение в систему, хранение информации и возможность ее последующего использования;
— постоянно контролировать процесс извлечения информации с точки зрения соответствия его существующим правилам и рекомендованным методикам.
Кроме того, обязательно:
- знание круга лиц, имеющих возможность или обязанных направить информацию;
- умение различать источники информации в зависимости от видов информации, содержащихся в ней;
— отбор и классификация информации, исходя из собственных информационных потребностей и значения информации;
- устранение излишней информации (повторной, уже учтенной, неверной, не имеющей никакого значения для исследования соответствующей проблемы);
— определение режима (порядка использования и хранения) информации.
Субъект поиска информации при этом выступает и как потреби-' тель, и как передатчик информации.
Использование информации в криминологических исследованиях представляет собой специфическую деятельность по получению (сбору), анализу и оценке этой информации для формулирования выводов и принятия решений, направленных на отслеживание криминологической обстановки (включая прогноз) и осуществление мер противодействия преступности. Использование информации является логическим и фактическим завершением информационного обеспечения этого процесса.
По содержанию используемая в криминологических исследованиях информация подразделяется на:
- политическую, в которой отражены сведения об основных целях, задачах и направлениях противодействия преступности (например, Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью);
- экономическую, содержащую данные об экономических условиях деятельности субъектов профилактики правонарушений (финансовое обеспечение, наличие кадров, техники и т. д.) и населения (различия в уровнях дохода определенных категорий и слоев общества, прожиточном минимуме и минимальной заработной плате, пенсии и т. д.);
- социально-демографическую (данные о численности и плотности населения, его половозрастной структуре, национальном составе, образовательном уровне, роде занятий на предприятиях различных форм собственности, семейном положении, соотношении городского и сельского населения, темпах изменения этого соотношения, структуре и уровне миграционных процессов и т. д.);
— социально-культурную (сведения о деятельности государства и органов местного самоуправления по обслуживанию членов общества благами культуры, о расходах населения на приобретение книг, журналов и газет, посещение театров, туристические поездки и т. д.);
- правовую, представляющую собой совокупность норм пра-ва, регулирующих разнообразные стороны деятельности по противодействию преступности, и сведений о практике их применения и т. д.
В процессе криминологического исследования используется множество взаимосвязанных и взаимозависимых видов информации (официальной и неофициальной, исходной и преобразованной, внутренней и внешней, текущей и периодической, статистической и выборной и т. п.). Такие классификации — не самоцель, а практическая потребность, обусловленная необходимостью ответа на существенные для науки и практики борьбы с преступностью
вопросы: кто, когда и где совершает преступления; каковы причины и условия (обстоятельства, ситуация, потребности, интересы, мотивы, установки, направленность, цели) преступного поведения? Это, в свою очередь, поможет ответить на вопросы, в какой связи и какая информация необходима для организации предупредительной деятельности с учетом дифференциации соответствующих мер и для управления процессом противодействия преступности на различных уровнях.
При изучении проблем преступности и мер противодействия ей используются разнообразные источники информации. Это: явления, люди, документы, предметы, содержащие интересующие исследователя данные, статистические отчеты, обзоры, аналитические справки и доклады, документы единого учета (статистические карточки) преступлений, материалы уголовных дел, письма, сообщения, заявления граждан и должностных лиц, материалы прессы, радио, телевидения и другие документы, содержащие.сведения о преступлении и преступнике; лицо, совершившее преступление; потерпевший; члены семьи преступника, другие родственники, друзья, окружение по месту жительства и месту работы и т. д.
Закономерности преступности проявляются только при достаточно большом числе наблюдении. В связи с этим главным источником криминологической информации является статистическая отчетность о преступности и результатах борьбы с ней. Однако для суждения об уровне преступности и ее закономерностях статистических данных недостаточно. Здесь важны результаты научных криминологических исследований (выступающих вторым главным источником такой информации).
Научные криминологические исследования, проводимые по правилам выборочного наблюдения, но по более широкой программе с привлечением данных других видов социальной статистики, позволяют глубже проникнуть в сущность криминальных явлений, их социальную обусловленность и антисоциальную направленность. Наука выступает как производитель информации, правоохранительные органы и другие государственные институты — как ее потребитель. Научный подход является обязательным требованием практического решения проблем управления системой воздействия на преступность. Только на основе научного подхода можно создать мобильную информационную систему воздействия на преступность. А также разработать проект основ государственной политики борьбы с преступностью, включающий концептуальные положения деятельности органов государственной власти по противодействию преступности.
Социально-правовая природа преступности обязывает подходить к ее изучению с учетом методов, свойственных гуманитарным наукам.
Методы делятся по сфере их применения на общие для всех исследований и частные. К общим методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза, обобщение, абстракция, формализация, сравнение, эксперимент и др. Они разрабатываются в сфере формальной и диалектической логики и используются для решения конкретных познавательных задач.
Частные методы применяются в конкретных научных дисциплинах. С их помощью изучаются определенные свойства и связи криминологических явлений, прогнозируются преступность и индивидуальное преступное поведение и др.
Методы криминологического исследования — это система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.
Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала подразделяются на следующие группы:
- методы, дающие возможность исследователю непосредственно воспринимать те или иные явления общественной жизни (наблюдение, эксперимент);
- методы, при помощи которых исследователь может воспринять явления общественной жизни из документов (метод анализа документов);
— методы, связанные с восприятием устной информации (анкетный опрос, непосредственный опрос).
В научной литературе используются и другие основания классификации методов криминологических исследований.
Социологическое наблюдение— метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.
Приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень вопросов и способ фиксации) интересующих его фактов, их признаков и характеристик.
Основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования — возможность выявления неожиданного в картине наблюдаемого объекта. Естественно, в процессе непосредственного восприятия программа наблюдения может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных с точки зрения целей исследования обстоятельств. Объектом криминологического наблюдения могут быть:
- поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;
- высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения, или лиц из контрольной
группы;
- результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
— среда, окружающая обстановка изучаемого контингента. Положение наблюдателя в исследуемой ситуации бывает полным, включенным и наблюдением-участием. В первом случае исследователь изучает криминологически значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению в форме попустительства или укрывательства.
Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», когда исследователь непосредственно воспринимает изучаемую ситуацию, группу или событие повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности. Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что, конечно же, недопустимо. Этические соображения не позволяют широко использовать данный метод в криминологических исследованиях.
При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, позитивно участвует в изучаемых процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления и активно участвующие в противодействии им (т. е. речь идет о следственной, прокурорской, судебной работе).
Однако в методе наблюдения есть и отрицательные моменты. Наблюдение требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.
К этой же группе методов криминологических исследований относится метод эксперимента. Выделяют две его разновидности: эксперимент в реальных условиях и эксперимент на математической модели.
Эксперимент рассматривается как средство решения следующих задач:
— проверка теоретических положений о причинах преступности, и мерах по ее предупреждению;.
- проверка достоверности выводов, научных рекомендаций и предположений, направленных на противодействие преступности, совершенствование правового регулирования этой деятельности;
— измерение эффективности новых форм и методов предупреждения преступности (преступлений);
— внедрение достижений криминологии в практику предупреждения преступности (преступлений).
В реальных условиях проводятся главным образом эксперименты по проверке эффективности новых форм и методов организации того или иного направления работы правоохранительных органов.
Организация и проведение такого криминологического эксперимента включает несколько стадий. Вначале определяют его цель. Затем идет согласование с компетентными органами, теоретическое обоснование исследуемой проблемы и выдвижение гипотез, подлежащих проверке. После этого начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (например, количества преступлений характера проводимых мероприятий по их предупреждению). В ходе этой процедуры, как правило, применяются разнообразные частнонаучные методы: опросы, наблюдения, экспертные оценки и др.
Центральный момент в организации и проведении криминологического эксперимента — создание и приведение в действие экспериментальной ситуации, вызывающей предполагаемое поведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов.
В научных исследованиях чаще всего применяют метод эксперимента на математической модели. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.
В последние годы практикуется проведение экономических экспериментов в тех или иных отраслях народного хозяйства. Их результаты могут иметь и определенное криминологическое значение.
Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной криминологической информации.
Метод анализа уголовных делкак источник криминологической информации занимает особое место в методическом арсенале криминологии, поскольку обладает многими достоинствами:
- возможность (в большинстве случаев) максимально приблизить момент сбора информации о фактах, которые могут стать основой научного исследования к моменту совершения преступления;
— высокая степень надежности фактов, содержащихся в материалах уголовных дел;
— легкость статистической обработки; доступность для исследователей;
- возможность получить большой объем криминологической информации, обеспечение репрезентативности полученных результатов;
— относительная простота отбора уголовных дел и получение из их материалов криминологической информации;
- возможность неоднократных проверок полученных данных на одном и том же массиве.
Вместе с тем нужно упомянуть о том, что такой метод предполагает ограниченность данных, невозможность для исследователя выйти за пределы информации, заложенной,в материалах уголовного дела. Это не позволяет раскрыть в полной мере исследуемую проблему, в частности установить связи и зависимости между отдельными криминогенными факторами при объяснении причин преступности, условий формирования личности преступника и т. д. Поэтому более достоверные фактические данные анализ уголовных дел дает в сочетании с другими методами криминологических исследований.
Опрос— это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).
Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать самому преступнику, лицам из его ближайшего окружения, лицам, совершившим «фоновые» правонарушения, лицам, обладающим профессиональными знаниями в области борьбы с преступностью или реализующим меры воспитательно-предупредительного характера представителям населения (для выяснения состояния общественного мнения) и т. д.
Используются модификации опроса — свободное и направленное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т. д.
Непосредственный опрос позволяет собрать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом и субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных в ходе непосредственного опроса, влияют обстоятельства объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др.
Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось группировать осужденных по степени их отношения к проводимым исследованиям:
- негативно настроенные к исследованию и к личности исследователя (отказ от заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т, д.). Эта группа составляет около 6%;
— заинтересованные осужденные, желающие извлечь определенную выгоду для себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе опроса, — 25%;
- осужденные, усматривающие возможность пообщаться с исследователем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущественно несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20%;
- безразлично относящиеся к исследованию и исследователю —
18%;
- позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески содействовать исследователю с тем, чтобы «предостеречь других» от совершения преступлений, — 17%:
- осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13%.
В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и профессиональным составлени1 ем опросника.
Анкетный опрос(анкетирование) — один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; об уровне знаний требований права и следования им; о склонностях, симпатиях и антипатиях; о формах оценки себя и других; о ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях; о не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п.
Этапы применения метода анкетного опроса:
- формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;
- расстановка вопросов в анкете;
— обсуждение и рецензирование анкеты;
- пробный опрос;
- учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;
— размножение анкеты;
- распространение и сбор анкет;
- логический анализ анкет;
- кодировка анкет и составление разработочных таблиц;
- статистическая обработка собранной информации. Анкета, применяемая в социально-правовых (криминологических) исследованиях, состоит из нескольких частей.
Первая включает обращение к респонденту, подготовку его к процедуре опроса.
Обращение должно быть написано понятным и доступным респонденту языком и содержать ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты. Кроме того, необходимо изложить цели исследования и продемонстрировать их взаимосвязь с насущными потребностями респондента.
Основная часть анкеты — вопросы, имеющие исследовательскую нагрузку. Формы вопросов определяются желательными формами ответов: формализованные или в свободном изложении, краткие (типа «да», «нет») или развернутые. Различно и функциональное назначение вопросов — основные, контрольные, дополнительные, вспомогательные.
Оптимальный размер анкеты (наиболее приемлемое количество вопросов) определяется характером и объемом исследования. Чтобы интерес опрашиваемого повышался, вопросы располагаются от простых к сложным.
Преимущество анкетного метода по сравнению с очным опросом заключается в том, что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых I рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений (так называемое панельное обследование); путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.
Недостатки этого метода сбора криминологической информации заключаются в том, что анализ мнений о поступках, результаты самооценки своей позиции могут не совпадать с реальным положением вещей и вероятны ошибочные ответы из-за непонимания характера вопросов.
Анкеты могут лично вручаться респондентам, рассылаться по почте, публиковаться в прессе.
Анкетный опрос по сравнению с другими видами опросов позволяет легко обобщить ответы и сделать аналитическую обработку.
Метод экспертных оценокзаключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Как правило, отбирают ограниченную группу экспертов-специалистов (не более 20—30 человек) и с ними проводят интервью либо раздают вопросники для заполнения. Наиболее эффективны «круглые столы» с участием всех включенных в группу экспертов. В ходе обсуждения предложенных проблем (своеобразная «мозговая атака») могут появиться нетрадиционные подходы к их анализу, оригинальные взгляды и суждения.
Психологические тесты—.это метод, при помощи которого измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов.
По предмету исследования выделяются три основные группы тестов:
— общеличностные позволяющие исследовать систему психических свойств личности;
— личностные, предназначенные для исследования какой-либо одной характеристики личности субъекта (уровня интеллекта, творческих способностей, самоконтроля и т. п.);
— групповые — для изучения характеристик групповых психических процессов (сплоченности малой группы или коллектива, особенностей их психологического климата, межличностного восприятия) и пр.
Чаще всего в криминологических исследованиях используются общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела, состоящие из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт; MMPI, ТАТ, тесты Роршаха, Люшера, социометрическая методика Дж. Морено.
Организация исследования — процесс многоступенчатый от разработки гипотез до реализации (внедрения) полученных результатов в научной и практической деятельности. Технология научно-практического изучения преступности и мер борьбы с ней состоит из трех этапов.
Подготовительный— формулирование проблемы, определение научной гипотезы, разработка направлений исследования. Рабочий— разработка инструментария, пилотаж (пробное обследование), сбор информации и т. д. Заключительный— формулирование выводов, отчетов и внедрение результатов исследования в практику.
Последовательность проведения исследовательских операций:
— общая постановка задачи;
- составление программы (построение гипотезы, определение основных направлений исследования);
- определение методики исследования (какая нужна информация, способы ее получения, оценка и определение объема информации — расчет выборки, где ее можно получить и какие средства для этого использовать);
- составление рабочего плана (организационные вопросы);
- разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т. д.);
- уточнение (проверка) методики — пилотажное исследование;
- сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.);
- статистическая обработка полученной информации;
- формулирование выводов и разработка конкретных предложений по результатам исследования, внедрение их в практику.
Для проведения исследования чаше всего создается исследовательская группа. Определив исполнителей и наметив порядок проведения исследования, разрабатывают его конкретную программу.
Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т. е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В прикладном смысле программа — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных, гипотез. Программа определяет, какая эмпирическая информация будет собираться и за какой период, какие вопросы, социальные взаимосвязи, направления и процессы действительности станут предметом исследования.
Исходный пункт любого научного исследования — постановка проблемы, а важнейший элемент программы — исследовательская гипотеза. Это главный методический инструмент, на котором строится весь процесс исследования. Гипотеза дает возможность выработать обоснованные предложения о структуре изучаемых объектов и характере существующих между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми социальными явлениями.
На основе разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Рабочий план одновременно и творческий документ, позволяющий вести исследование целенаправленно, рентабельно и методически правильно.
Применение выборочного наблюдения взамен сплошного, используемого государственной статистикой, дает возможность лучше организовать наблюдение, обеспечивает быстроту его проведения, экономит средства и трудозатраты на получение и обработку информации.
Объективную гарантию репрезентативности выборочной совокупности дает применение соответствующих научно обоснованных способов отбора подлежащих исследованию единиц.
В процессе формирования выборочной совокупности должен быть обеспечен строго объективный подход к определению ее объема и отбору единиц. Нарушение этого принципа, когда наблюдению подвергаются единицы, отобранные на основании субъективного мнения исследователя, приводит к тому, что результаты такого наблюдения относятся не ко всей генеральной (сплошной) совокупности, а только к той ее части, которая была подвергнута обследованию.
В сравнении с другими методами несплошных наблюдений преимущество выборочного наблюдения заключается в том, что по результатам этого наблюдения можно оценить искомые параметры генеральной совокупности. Между характеристиками выборочной совокупности и искомыми характеристиками генеральной совокупности, как правило, существует некоторое расхождение. Такое расхождение называют ошибкой выборки. Общая величина ошибки слагается из ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Последняя представляет собой расхождение между величиной показателей, полученных при выборке, и величиной этих показателей, которые были бы получены при проведении сплошного наблюдения.
Величина ошибки характеризует степень надежности результатов выборки. Знание этой величины необходимо при оценке параметров генеральной совокупности. Оценки возможной величины и состава ошибок репрезентативности служат основой планирования проектируемого выборочного наблюдения. Для каждого конкретного выборочного наблюдения величина ошибки репрезентативности может быть определена по соответствующим формулам.
Так как увеличение точности оценки всегда связано с увеличением объема выборки, необходимо определить максимально допустимую величину ошибки выборки для конкретного исследования. Существуют различные по степени точности и степени сложности формулы для расчета предельно допустимой ошибки.
При правильной организации результаты выборочного наблюдения по точности не уступают данным сплошного наблюдения.
Один из наиболее важных этапов криминологических исследований — их внедрение в практику. Выделяют следующие формы внедрения:
- подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и (или) иных правонарушений, федеральной и региональной программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;
- подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;
- подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т. п.;
- проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе юридических вузов и повышении квалификации практических работников;
- подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.
ТЕМА 8
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|