Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ





 

В криминологии предупреждение преступностирассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, чьи условия жизни или поведение указывают на такую возможность. Предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов.

Предупреждение преступности представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, поскольку обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере — это упреждение самой возможности совершения преступления. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию уже тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зачаточном состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прервать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допустить наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности позволяет решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества.



Криминологи, исследующие проблемы предупреждения преступности, описывают широкий круг явлений, относящихся к объекту предупреждения преступности. При этом подчеркивается главное свойство всех явлений — их криминогенность, под которой понимается способность явлений находиться в прямой или опосредованной причинно-следственной связи с преступностью.

Исходя из свойств криминогенности, под объектом предупреждения преступности понимают, во-первых, негативные социальные явления и процессы в материальной и духовной жизни общества, которые стали причинами, условиями или факторами преступности. Во-вторых, объектами предупреждения преступности являются негативные, с точки зрения общественной безопасности, места концентрации лиц с преступным или социально-отклоняющимся поведением. Такими местами могут быть отдельные участки местности (скверы, парки, кладбища и т. д.) или помещения (квартиры, гаражи, заброшенные постройки и т. д.), которые способствуют воспроизводству и формированию социально-негативных связей между людьми. В-третьих, в качестве объекта предупреждения преступности выступают преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей. жизнедеятельности воспроизводят детерминанты преступности. В-четвертых, объектом предупреждения являются лица, совершившие преступления, и лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное.



Субъектами предупредительной деятельности являются государственные и негосударственные организации, социальные группы и отдельные граждане, которые реализуют меры предупреждения преступности. Особенностью деятельности субъектов является их способность воздействовать на объект предупреждения преступности -детерминанты преступности, места концентрации лиц с преступным и социально-отклоняющимся поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность.

Исходя из задач, компетенции и содержания деятельности предупреждения преступности, субъекты можно классифицироватьна органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия), неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы.



В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности. А также обеспечивают ее финансирование, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное оснащение, планирование, контроль и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области. Кроме того, непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решают вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка.

Неспециализированные субъекты профилактики преступности -это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации; органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы; учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества. К числу неспециализированных субъектов относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, представители религиозных конфессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в пользу нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Некоторые задачи по предупреждению преступности решают также уличные, домовые комитеты, попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психо- логические, социальные центры, семейные детдома и т. д.

К числу частично специализированных органовпредупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, контрольно-ревизионные и аудиторские организации. Эти субъекты в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функцию профилактики. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т. д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования, в частности, применяют такие юридические средства возт действия, как отзыв лицензии, административные штрафы и др.

Специализированные субъектыпредупреждения преступности -это правоохранительные органы, для которых задачи и функции профилактики являются приоритетными. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые специализированные общественные объединения (общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, народные дружины), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы.

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный характер на недопущение преступлений. Его профилирующий, конституирующий признак и главная особенность заключаются в выявлении и устранении (блокирование, нейтрализация) причин, условий, иных детерминант преступности. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специально-криминологические мероприятия должны разрабатываться и применяться к разным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Используются и рассмотренные классификационные критерии, т. е. специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.), по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.). Дифференциация мер специального предупреждения происходит и по иным основаниям,

В зависимости от момента применения (начала реализации) различается раннее и непосредственное предупреждение первичных преступлений и предупреждение рецидивных.

В первом случае речь идет о выявлении и устранении возможных и уже существующих неблагоприятных условий формирования личности; об оздоровлении микросреды, коррекции поведения, а также потребностей и интересов, способствующих преступному деянию. Во втором — предупредительное воздействие на лиц, уже совершивших преступления и подвергшихся уголовному наказанию (или мерам, его заменяющим), с целью предотвращения рецидива.

По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры:

— предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций;

— нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации;

— полностью устраняющие их.

По правовой характеристике различаются специально-криминологические меры. Одни базируются на нормах права, но не регламентированы ими (например, правовое просвещение и воспитание). Другие - детально урегулированы юридическими нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

В свою очередь, меры второго вида подразделяются на регламентированные нормами административного, уголовного, гражданского, трудового, процессуального и других отраслей права.

Специальное предупреждение, без предотвращения замышляемых, подготавливаемых и пресечения начатых преступлений, представляет собой криминологическую профилактику. Ее объектом являются причины, условия и иные детерминанты преступности.

Большое практическое значение имеет деление криминологической профилактики на общую и индивидуальную. Оно проводится в некоторых нормативных актах, например МВД РФ, и служит основой для решения таких немаловажных вопросов, как разграничение компетенции структурных подразделений — субъектов специально-криминологического предупреждения, специализация сотрудников, анализ результатов и оценка эффективности предупредительных мероприятий и т. д. И что существенно -- это деление базируется на некоторых общепризнанных положениях, касающихся природы преступности, особенностях ее детерминации.

Причины и условия, иные детерминанты преступлений могут проявляться в индивидуальной жизни конкретных лиц, чье поведение отклоняется от общепринятых норм и проявляется в антиобщественных действиях и правонарушениях непреступного характера. Поэтому такие люди способны встать на путь совершения преступлений. Индивидуальная профилактика направлена на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) криминогенных факторов, непосредственно связанных с поведением, образом жизни, микросредой таких лиц.

В задачи индивидуального предупреждения преступлении входит определение круга лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, выявление источников и условий неблагоприятного воздействия на них, индивидуальное прогнозирование преступного поведения, планирование индивидуально-предупредительного воздействия и применение предусмотренных законом мер, обеспечивающих активно-корректирующее воздействие.

Основными методами индивидуальной профилактики преступлений являются убеждение и принуждение. Убеждение имеет формы профилактических бесед, публичного обсуждения противоправного поведения, вовлечения в социально полезную деятельность, шефства и наставничества. При принуждении используются следующие средства: предупреждение, штраф, официальное предостережение, конфискация, лишение специального права, исправительные работы, административный арест, общественное порицание, ограничение дееспособности, административный надзор, уголовно-правовое воздействие.

Индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении лиц, освобожденных из исправительных учреждений, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершивших административные правонарушения. А также других категорий граждан, чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формирования личности, криминогенные жизненные ситуации и другие обстоятельства свидетельствуют о возможности становления или возврата на преступный путь. Таких людей милиция ставит на профилактический учет. С ними проводится воспитательно-профилактические беседы о недопустимости противоправного поведения. В некоторых случаях им оказывают содействие в трудоустройстве и решении бытовых проблем, в восстановлении и поддержании социально полезных связей, лечении от алкоголизма и наркомании. Помимо этого проводятся и другие индивидуально-профилактические мероприятия.

Установление специальных правил поведения, ограничение прав лиц, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, возможны только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Например, в случаях установления административного надзора за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяют три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.

В случае общегопредупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению (т. е. ограничение сферы действия преступности, снижение уровня, уменьшение вредных последствий и т. д.)- Общее предупреждение преступности в компетенции различных органов государственной власти и управления, общественных формирований, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. При этом цель предупреждения преступности перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, проводимые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность.

В отличие от общего специально-криминологический уровень заключается в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения. Специально-криминологический уровень предназначен для устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, предрасположенных к совершению преступления и т. д. Устранение специфических причин и условий преступного поведения происходит в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является выполнением их профессиональных задач.

Индивидуальный уровень представляет собой специальные меры в отношении конкретных лиц, чье поведение вступает в конфликт с правовыми нормами.

Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации представлены следующим образом:

- первый уровень (высший)предусматривает решение социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества. Здесь речь идет о социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом -о совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества;

- второй уровень (средний)включает предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подверженные влиянию отрицательных факторов;

- третий уровень (низший)связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Такое воздействие заключается в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

Целенаправленное предупреждение преступности ведется по различным направлениям: применительно к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, где происходит формирование человека и складываются ситуации, детерминирующие его поведение; социальным группам, характеризуемым специфическими показателями; отраслям народного хозяйства и сферам деятельности, для которых характерны криминогенные факторы; территориальным зонам.

Классификация мер предупреждения преступности проводится по следующим основаниям:

- социальный уровень предупредительной деятельности; — объем (массовость) охвата;

- территориальный масштаб;

- этап воздействия на объект профилактики;

- направленность, вид (содержание) воздействия;

- субъект разработки и применения.

По социальному уровню в предупредительной деятельности выделяют три группы мер:

- общесоциальные;

- противодействующие социальным патологиям;

- специальные (криминологические).

Функция общесоциальной профилактики связана с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности и решением крупномасштабных социальных задач. Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, социально-правовая основа для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность. К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся изменения в социально-экономической сфере, направленные на улучшение жизненного уровня граждан.

Специальная профилактика включает меры, направленные на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, а также коррекцию поведения людей, способных совершить (или совершить повторно) преступления. Борьба с преступностью, ее отдельными видами и конкретными преступлениями на уровне специальной профилактики является единственной или основной задачей для соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранительной деятельности. Разработка и реализация мер специальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.

Разделение предупреждения преступности на общесоциальное и специальное имеет в определенной степени условный характер. Существует совокупность мер, соединяющая методы общесоциальной и специальной профилактики. Поэтому можно говорить о выделении наряду с общесоциальным и специальным предупреждением промежуточного уровня профилактики. Это меры общесоциальные по содержанию, но специализированные на борьбу с аномалиями в обществе (социальными патологиями).

С общесоциальной профилактикой их объединяет то, что эти меры направлены не только на борьбу с преступностью, но призваны решать и другие проблемы. Так, в борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, контрабандой и т. д. основными целями являются охрана здоровья населения, обеспечение нормального функционирования экономики, защита семьи и интересов детей и т. д. В то же время очевидно, что меры по социально-психологической адаптации людей из групп повышенного социального риска имеют явно выраженный аспект профилактики именно преступности.

По объему(массовости охвата) предупредительные меры делятся на общие (обезличенные), особенные (групповые) и индивидуальные.

Общие профилактические мерынаправлены на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию причин и условий преступности в целом либо ее отдельных видов. Они адресованы индивидуально неопределенному кругу объектов воздействия (ситуаций и лиц). Таковым, например, является комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия и т. п.

Особенные мерыосуществляются в рамках ситуаций или групп лиц, выделенных по определенным родовым признакам. Например, проводятся мероприятия в отношении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с употреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяжничеством; или в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, связанных с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений, с нарушениями правил учета и хранения документов, денег и т. д.

Индивидуальная профилактикапредставляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении отдельных лиц. Она направлена на устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, способствующих формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению; изменение социально неодобряемого поведения и коррекцию личностных ориентации и черт характера; применение неотложных мер по предупреждению готовящихся преступлений, пресечению попыток их совершения.

В зависимости от стадий проявления криминогенных детерминант, развития на их основе искаженных личностных ориентации и момента начала предупредительной работы общая, особенная и индивидуальная профилактика делятся на семь этапов воздействия на объект:

— ранняя профилактика в форме социальной защиты (помощи), заключается в выявлении и устранении криминогенных ситуаций, неблагоприятных жизненных условий у людей из групп повышенного риска или конкретных лиц до того, как эти ситуации и условия сформировали существенные искажения ценностных ориентации и мотиваций;

- ранняя профилактика в форме сочетания социальной помощи и корректирующего воздействия, если негативное влияние неблагоприятных жизненных условий уже привело к искаженной позиции групп и конкретных лиц к социально неодобряемому поведению;

- непосредственная профилактика, когда социально неодобряемое поведение лица (группы) превратилось в систематическое (неоднократное) совершение-правонарушений, а личностные особенности этих людей указывают на возрастающую опасность перехода на опасный путь;

— профилактика непосредственной опасности совершения преступлений;

- пресечение преступного поведения на стадии подготовки преступления или покушения на объект, включает меры, направленные на то, чтобы не допустить продолжения уже начатого преступления и доведения его до конца, а также на создание обстановки, исключающей дальнейшую преступную деятельность;

- процессуальные меры профилактики по фактам совершенных преступлений, а также меры реализации целей уголовно-правовой превенции;

- профилактика рецидива на стадии отбывания наказания и ре-социализация после его отбытия, включающая устранение и нейтрализацию негативных условий, связанных с отбыванием наказания и последующей адаптацией в обществе.

По направленности и виду (содержанию)меры предупреждения преступности могут быть социально-экономическими, политическими, идеологическими, социально-психологическими, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными.

Меры социально-экономического характера влияют на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, связанных с понижением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной сфере. К ним относятся меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, меры оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом, обеспечение платежей налогов и сборов, подбор кадров и т. д.

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

Организационно-управленческие меры предупреждения преступности призваны содействовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий от непрофессиональной организационно-управленческой деятельности. Сюда входят, например, меры по совершенствованию процессов управляемой миграции населения; по отработке действенного и материально обеспеченного механизма социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; по формированию правильных критериев эффективности деятельности правоохранительных органов и т. д.

Социальные меры профилактики призваны оказывать позитивное воздействие на различные социальные институты (семья, коллективы, общественные организации и т. д.). К социальным мерам относится, например, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

Идеологические меры устраняют или ограничивают криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые человеческие ценности Правовые меры предупреждения преступности в зависимости от содержания делятся на содействующие нейтрализации условий, способствующих совершению конкретных преступлений (это нормы разных отраслей законодательства); стимулирующие к действиям, препятствующим либо пресекающим совершение преступления (это нормы уголовного права о добровольном отказе от преступления, необходимой обороне, задержании преступника); регламентирующие процесс предупреждения преступлений.

Культурно-воспитательные меры направлены на приоритет общечеловеческих ценностей — идей добра и справедливости, законов высокой нравственности; на устранение явлений моральной безнормативности и деградации и пропаганды эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

По стадиямвыделяют раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом используются два признака: время, отдаляющее лицо от момента возможного совершения преступления; степень «социальной испорченности личности».

Более значимо с практической точки зрения выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение и пресечение. Такое разграничение главным образом применяют к специальному предупреждению преступности.

Предотвращение означает деятельность, направленную на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретный человек не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а потому, что он уже выбрал объект для совершения кражи, провел «разведку на местности», начал готовить необходимые технические приспособления и т." д. Очевидно, что в этих случаях меры по недопущению преступлений будут существенно различаться (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы, содействие в трудоустройстве и лечении от алкоголизма, то во втором — предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.

Наконец, пресечение — это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Поскольку здесь ситуация уже близка к достижению преступного результата, то и содержание мер по предотвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

Цель во всех случаях одна — не допустить совершения преступления либо его повторения.

Право является эффективным регулятором социального развития, всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере предупреждения преступности. Прежде всего необходимо отметить, что для данного вида социальной практики огромное значение имеет позитивное правовое регулирование нормального хода общественной жизни. Нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права стимулируют социально полезное поведение людей, закрепляют такие общественные отношения, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют (нейтрализуют, блокируют) действия ее причин и условий. Иными словами,.право способствует реализации антикриминогенного потенциала всего общества. Антикриминогенные факторы, будучи в той или иной степени урегулированными нормами права, действуют применительно к задачам предупреждения преступности не стихийно, а целенаправленно, т. е. как составная часть научно обоснованного управления социальными процессами. Общественные отношения, возникающие в сфере предупреждения преступности, регулируются согласно правовым запретам и установлению юридической ответственности за противоправное поведение. Регулятивная функция права в данном случае дополняется охранительной и имеет большое значение для обеспечения эффективности мер предупреждения преступности. Предупредительный эффект имеет также воспитательная функция права, которая выражается в воздействии юридических средств на сознание людей, способствует формированию у них уважения к закону, привычки соблюдать его требования. Наконец, служебная роль права проявляется в нормативном закреплении оптимального, соответствующего общественным потребностям и интересам порядка реализации мер предупреждения преступности на специально-криминологическом уровне: его задачи, виды, систему субъектов, их компетенцию, основные формы и методы работы и т. д.

Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру, объединяющую нормы различных отраслей права.

Важные положения, определяющие роль и значение предупредительной деятельности, ее содержание и направленность, обязательное соответствие принципам справедливости, гуманности, законности, содержатся в некоторых международных правовых актах, признанных Россией. Это: Всеобщая декларации прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Отдельные положения Конституции РФ имеют базисное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой фундаментальной обязанности включает различные способы, в том числе предупреждение государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан. Конституция РФ конкретизирует права и свободы человека и гражданина, гарантирует их осуществление, регламентирует допустимые ограничения и определяет статус личности. Этими конституционными нормами должны руководствоваться все государственные и общественные органы, осуществляя любой вид деятельности, включая предупреждение преступности.

Признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) определяют основные сферы деятельности, направленность и общую стратегию усилий общества и государства по предупреждению экономической преступности в рыночных условиях. Для организации и проведения виктимологической профилактики основополагающее значение имеет ст. 52 Конституции РФ, устанавливающая, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

При правовом регулировании предупреждения преступности нормы уголовного права определяют круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. Уголовный закон регулирует систему наказаний; условия и порядок их назначения и освобождения от наказания; устанавливает определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания. Важными элементами этого режима, создающими юридические основания предупредительной работы с лицами указанных категорий, являются установленные для них правоограничения, специальные правила и обязанности, наблюдение и контроль за ними со стороны правоохранительных органов и общественности. Для юридического обоснования мер индивидуального предупреждения рецидива преступлений большое значение имеет уголовно-правовой институт судимости. Предупредительный эффект уголовно-правовых норм достигается также посредством их воздействия на правосознание граждан. Кроме норм с так называемой двойной превенцией можно выделить еще несколько статей уголовного закона, которые предоставляют субъектам предупредительной работы конкретные правовые средства воздействия на криминогенные факторы. Речь идет, в частности, о нормах, стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступления, о применении принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам и др.).

Весь процесс исполнения наказаний, регулирующийся уголовно-исполнительным правом, способствует предупреждению преступности. Для правового регулирования предупреждения рецидива преступлений особое значение имеют нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство освобожденных, цели, основания и порядок наблюдения за условно-досрочно освобожденными, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования предупреждения преступности определяется прежде всего тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством. Наряду с этим уголовно-процессуальный закон устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера: представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных определений (постановлений) суда. Большое значение для правового регулирования предупреждения преступлений имеют нормы уголовно-процессуального закона, которые в совокупности с соответствующими нормами материального права регламентируют основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.