|
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Криминологическая оценка состояния, структуры и динамики государственной преступности зависит от факторов социально-экономического, политического и нравственно-этического порядка. На нее влияют уровень активности действия причин, порождающих данный феномен на разных исторических этапах, изменения в уголовном законодательстве, статистическая точность событий и фактов, а также активность и эффективность правоохранительной системы.
В уголовном законодательстве от 1960 г. понятие государственных преступлений охватывало особо опасные государственные и иные государственные преступления (всего 36 составов). В Уголовном кодексе РФ, принятом в 1996 г., эти преступления получили наименование «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (всего 10 составов). Из числа бывших особо опасных государственных преступлений осталось всего четыре состава, а из числа бывших иных государственных преступлений — три состава. Включены два новых состава («насильственный захват власти» и «вооруженный мятеж») и восстановлен состав диверсии.
Термин «государственная преступность» собирательный. Он во многом условен, так как напрямую не связан с названием преступлений против государства в разные исторические периоды.
Прежде всего следует подчеркнуть повышенную общественную опасность государственных преступлений. Они представляют серьезную угрозу для государства, поскольку могут причинить невосполнимый материальный и моральный ущерб, подорвать обороноспособность страны, ослабить экономику, лишить жизни сотни людей и в конечном счете способствовать насильственному свержению конституционного строя. Так, террористические акты уносят жизни многих людей, диверсии на ядерных объектах, на гидротехнических сооружениях или на транспорте могут повлечь непредсказуемые последствия. В период войны такие преступления, как измена, шпионаж, способствуют поражению в бою частей и соединений, гибели огромного числа людей и в итоге — поражению государства в войне. Действия, направленные на возбуждение национальной или религиозной вражды, могут привести к возникновению межнациональных конфликтов, развитию сепаратистских стремлений, войне между народами.
Распространенность государственных преступлений во все годы после революции была сравнительно невелика. Разумеется, это не значит, что указанные преступления исчезли из нашей жизни. В последние годы наблюдается тенденция роста числа государственных преступлений, особенно таких, как террористические акты, диверсии, шпионаж.
Что касается иных государственных преступлений, то их число превышало число особо опасных государственных преступлений и оставалось более или менее стабильным. Хотя, как и особо опасные, они составляли незначительный процент. В общем числе осужденных насчитывалось менее 1% осужденных за государственные преступления в годы «застоя».
Особенность государственных преступлений (в основном особо опасных) — их резкий рост в периоды обострения международной и внутренней обстановки в стране, и это еще раз подчеркивает их опасность. Так, рост государственных преступлений наблюдался в период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Только органы военной контрразведки («смерш») обезвредили 33 тыс. шпионов, 3,5 тыс. диверсантов, около 100 тыс. изменников Родины.
Начавшийся этап реформации и переход экономики России к рыночным отношениям сопровождается сложными и противоречивыми процессами в общественном сознании, социальной и нравственной сферах, формировании новой политической системы. Поскольку реформы затронули правоохранительную систему, а бурный процесс кодификации привел к резкому сокращению числа составов государственных преступлений в новом Уголовном кодексе РФ 1996 года (было 35 статей, осталось — 10), анализ статистических показателей за последние пять лет не способен дать криминологически значимых результатов. В большей мере продуктивным может оказаться качественный анализ государственной преступности как составной части преступности в целом.
Динамические свойства государственной преступности, т. е. способность в отдельные временные периоды активизироваться или, наоборот, спадать, раскрываются в структуре, показывая относительную распространенность одних преступлений и редкость либо отсутствие других. В различные исторические этапы прослеживаются присущие им тенденции стабилизации либо изменения структурных показателей.
Выборочные исследования лиц, осужденных за антисоветскую агитацию и пропаганду, показывали, что около 15% прямо призывали граждан к активной борьбе против существующего строя, свержению советской власти, а также совершению других особо опасных государственных преступлений.
Измена Родине также занимала значительное место (почти одну треть) в структуре особо опасных государственных преступлений. Кроме того, состав измены Родине очень объемен в своей диспозиции: семь форм — по существу, самостоятельных составов преступлений. В структуре самой измены Родине длительное время преобладал переход на сторону врага, т. е. карательная деятельность лиц, перешедших на сторону немецко-фашистских войск в годы войны. В 1975—1980 гг. их доля в измене Родине составляла 78%. В настоящее время судимость по этой форме измены практически исчезла по причинам демографического характера.
С конца 70-х годов обозначился заметный рост в структуре измены Родине, шпионажа и выдачи сведений, составляющих государственную или военную тайну. К середине 80-х годов их доля в структуре измены Родине превысила 40% и продолжала расти за счет инициативного шпионажа и других форм установления агентурных отношений с зарубежными спецслужбами.
Последние годы, характеризующиеся ускоренным переходом России к новым экономическим отношениям, смене приоритетов в социальной и духовно-нравственных сферах, сокращением сферы ВПК, открытостью наших связей с зарубежными партнерами, порой необъяснимым доступом широкого круга лиц к сведениям, не подлежащим оглашению, не дают представления об истинной структуре государственной преступности через статистические показатели судимости. Несомненно одно — условиями тяжелого и всеобъемлющего кризиса в России в полной мере пользуются зарубежные спецслужбы и преступный элемент внутри страны.
С момента прекращения существования Союза ССР и погружения России в тяжелый кризис на развитие государственной преступности стало влиять значительно больше привходящих факторов. Прежде всего это: переосмысление правовой основы защиты безопасности личности, общества и государства; изменение приоритетов защиты от угроз извне к угрозам внутри страны; проявление максимализма в правовой переориентации при оценках прошлого; бурный процесс кодификации уголовного законодательства и резкое сужение сфер защиты интересов общества и государства средствами составов государственных преступлений; динамичный и затяжной процесс реформации спецслужб и правоохранительных органов. Поэтому динамика государственной преступности имеет спонтанный характер по отношению к привходящим обстоятельствам.
Общий вывод о динамике и структуре государственных преступлений таков: следует ожидать роста этих преступлений, поскольку сложность международной и внутренней обстановки способствует этому процессу.
Характерные черты личности государственных преступников основаны на изучении уголовных дел за период действия Положения о военных трибуналах 1958 года.
Среди осужденных за измену Родине преобладали преступники военного времени. На втором месте — осужденные участники националистического вооруженного подполья. На третьем — лица, совершившие измену в послевоенный период в форме шпионажа, выдачи государственной тайны иностранному государству и бегства за границу.
Личность изменника военного времени характеризовалась такими чертами, как трусость, малодушие, слабохарактерность, беспринципность. Большинство из них служили оккупантам по принуждению. Часть из них — бывшие уголовники, обиженные властью, которые сотрудничали с оккупантами еще и по корыстным соображениям. И определенную часть изменников составляли идейные противники советской власти. Но основную массу представляли лица, попавшие в сложную жизненную ситуацию, когда им предстоял выбор: или служить противнику, или потерять родных и близких, да и свою жизнь в случае отказа от сотрудничества с оккупантами.
Осужденные за измену участники националистического подполья были, как правило, убежденными противниками существующего строя. Хотя среди них было немало людей обманутых, запуганных, одурманенных националистической пропагандой.
Подавляющее большинство таких лиц — мужчины молодого или среднего возраста, с невысоким уровнем образования и культуры.
Изменники Родины послевоенного времени — это в основном молодые люди, нередко с высшим образованием, недовольные условиями жизни и работы в Советском Союзе. Эти люди считали себя недооцененными, непонятыми, обойденными в жизни, не обеспеченными по их потребностям и способностям. Они полагали, что сотрудничество с зарубежными разведками поможет им решить все проблемы с работой, творчеством, материальным достатком, свободой и т. п. В их среде попадались люди с высоким должностным положением в органах власти, в том числе в правоохранительных органах и даже в Комитете государственной безопасности.
Личность террориста,- диверсанта, вредителя характеризовать сложно из-за небольшого числа осужденных в указанный период. Но поскольку часто терракты, диверсии переплетались (особенно во время войны) с изменой и деятельностью националистического подполья, то характеристику личности изменников и боевиков вполне можно распространить и на них.
Еще более разнообразны характеристики лиц, совершивших иные государственные преступления. Например, человек, разгласивший сведения, составляющие государственную тайну, или утративший документы, содержащие такие сведения, характеризовался несобранностью, распущенностью, безответственностью, склонностью к употреблению спиртных напитков. Личность же контрабандиста и валютчика, напротив, отличалась деловитостью, организованностью, целеустремленностью, ярко выраженной корыстной мотивацией, активностью. Личность активного участника массовых беспорядков имела черты, очень сходные с чертами личности хулигана и насильника.
Нарушители государственной границы — это, как правило, молодые люди (часто несовершеннолетние), склонные к авантюрным поступкам, к ложной романтике или те, кто пытался скрыться от правосудия. Из числа задержанных нарушителей границы за год около 30% составили лица, имеющие отклонения в психике (психопаты, дебилы и т. п.).
Личность преступников, совершавших преступления, относящихся к нарушению равноправия граждан по национальному, расовому или религиозному признаку, характеризуется наличием националистических предрассудков, религиозной нетерпимостью. Это наиболее типичные черты данной категории преступников. В то же время нередко этим людям свойственны и черты личности хулиганов и насильников (озлобленность, грубость, агрессивность, несдержанность, неуважительное отношение к другим людям).
Анализируя современное состояние причинного комплекса государственной преступности необходимо обратить внимание на ее модификацию (сдвиг одной группы факторов в сторону криминализации отдельных слоев населения, резком расслоении групп населения, поляризации их интересов и т. п.).
Несмотря на то, что разделение социальных явлений и процессов, детерминирующих преступность, на причины и условия считается общепринятым, разграничить их в реальной жизни не просто. Тем более, что диалектика взаимодействия причин и условий как раз и заключается в том, что они могут заменять друг друга; то, что выступает в качестве причины в одном случае, может выступать в качестве условия в другом.
Причины и условия государственной преступности многообразны и имеют разные уровни.
Причины и условия, способствующие совершению преступлений против государства, кроются во взаимодействии объективных факторов с субъективными, т. е. особенностями личности преступников. Такая личность, попадая в криминогенную ситуацию, получает мощный толчок к совершению общественно опасных действий и при наличии соответствующих условий реализует возникшее преступное намерение.
Будучи социально детерминированным явлением, особо опасные государственные преступления, как и преступность в целом, зависят прежде всего от характера и условий социальной жизни на данном этапе развития общества и чутко реагируют на всевозможные изменения и различия этих условий.
Причины, порождающие государственную преступность:
- информационно-идеологическое воздействие наличность извне;
- неудовлетворенность личности сложившимися обстоятельствами жизни;
- несогласие с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам;
- обида на органы власти;
- гипертрофированное понимание и неправильное толкование недостатков;
- иные факторы.
Выявление причинного комплекса, порождающего государственную преступность, — необходимое условие целенаправленной борьбы с такими преступлениями. При этом акцент делается на упреждение преступных проявлений. Это позволяет реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии, делает чище нравственную атмосферу общества, способствует более полной реализации демократических принципов в обществе.
Борьба с государственной преступностью на общегосударственном уровне означает проведение комплекса мер, направленных на выход России из тяжелого экономического, политического, социального и духовно-нравственного кризиса, в котором она находится на данном историческом этапе. Эти меры прямо не направлены на локализацию особо опасных государственных преступлений, но через оздоровление всех сфер жизнедеятельности решают главные задачи: размывают либо поэтапно локализуют действие причин, порождающих преступность. Именно сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, приоритет в решении острых социальных проблем, большее внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование продуманной государственной идеологии — способ борьбы с преступностью, включая государственную, в масштабе страны.
Неотвратимость ответственности за совершенное особо опасное государственное преступление означает, что ни один факт противоправного деяния не должен остаться без внимания, правовой оценки и порицания содеянного от имени государства. Однако не за каждый подобный факт может последовать уголовное наказание, если для этого есть правовые основания. Речь идет не только о действующей в Уголовном кодексе РФ системе оснований освобождения от уголовного наказания. Реализуемая на практике и воспринимаемая общественным сознанием неотвратимость ответственности является мощным побудительным фактором «работы» поощрительных норм Кодекса. Если, например, человек, завербованный иностранной разведкой, хотя и не выполняет ее заданий, но не сообщает об этом в органы власти, то он подлежит ответственности за оконченное преступление — государственную измену. Если же он сообщит о факте вербовки и полученном задании в органы власти (прежде всего в органы государственной безопасности), то подлежит освобождению от уголовной ответственности. В главе 29 о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства действие поощрительной нормы расширено и относится не только к государственной измене, но и к шпионажу, и к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти. Таким образом, закон оказывает побудительное профилактическое воздействие на человека уже на стадии оконченного преступления.
Профилактика как метод борьбы с государственной преступностью требует дальнейшего совершенствования по нескольким направлениям.
Прежде всего после определенного спада активности, обусловленного организационно-реформаторскими мероприятиями всей системы органов госбезопасности, профилактика должна возродиться как приоритетное направление деятельности органов ФСБ.
Требуется на законодательном уровне правовая регламентация профилактической работы всех правоохранительных органов. Должны быть нормативно закреплены такие важные компоненты профилактической деятельности, как основание профилактики, формы и методы ее проведения, документальное оформление, круг субъектов профилактики и т. п. Только при этих условиях ведомственные подзаконные акты не будут разительно отличаться в зависимости от того, в каком правоохранительном органе речь идет о профилактике.
Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс РФ в части регламентации борьбы с государственной преступностью (глава 29) содержит ряд серьезных позитивных моментов:
- снято деление на особо опасные и иные государственные преступления;
- все составы в принципе вписываются в единый родовой объект — основы конституционного строя и безопасность государства;
— круг составов государственных преступлений во многом обоснованно сужен за счет перевода в разряд общеуголовных преступлений тех, которые не связаны с посягательствами на указанный родовой объект;
- расширена сфера применения поощрительной нормы.
В числе факторов, влияющих на эффективность борьбы с государственной преступностью, большое значение имеет качество работы правоохранительных органов и спецслужб. Основная нагрузка здесь ложится на органы ФСБ, призванные осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и вести разведывательную работу.
Акцент в профилактической деятельности на локализацию либо погашение причин, порождающих государственную преступность, делает участие органов ФСБ в предупреждении государственных преступлений многозвенным и многоуровневым.
Во-первых, выход органов государственной безопасности на те причины общесоциального уровня, ликвидировать которые они не имеют реальных возможностей, означает, что необходимо обращать на это внимание соответствующих государственных органов или общественных организаций. Здесь органы государственной безопасности выполняют функции сигнализирующего, а в случаях, предусмотренных законом, — контролирующего органа (например, при внесении представлений о причинах и условиях совершения государственного преступления по расследованным уголовным делам).
Во-вторых, могут быть выявлены причины общесоциального направления, в локализации которых органы ФСБ имеют реальную возможность участвовать совместно с другими государственными органами и общественными организациями (например, участие в пределах своей компетенции в воспитательной работе граждан).
В-третьих, выявление органами ФСБ причин и условий, которые можно локализовать либо устранить собственными силами (например, реагирование на серьезные факты нарушения режима секретности, правил поведения отдельных граждан при нахождении за границей и т. д.).
Широкое распространение получила индивидуальная профилактика, т. е. система мер, проводимых в отношении конкретных лиц для предупреждения с их стороны совершения государственных преступлений. Основанием такой профилактики является наличие полных и достоверных данных, свидетельствующих о том, что поведение человека противоречит интересам государственной безопасности и может привести к совершению преступления против государства.
Методы индивидуальной профилактики включают: личные беседы, воздействие через родственников и близких, через руководителей учреждений, предприятий и организаций, использование средств массовой информации, вынесение официального предостережения. Профилактическое значение, противодействующее усугублению последствий государственной измены, шпионажа, попыток насильственного захвата власти, имеют нормы Уголовного кодекса РФ 1996 года о поощрении позитивного посткриминального поведения участников этих преступлений.
Используются как гласные, так и негласные формы профилактики.
Разумеется, профилактическая работа имела немало недостатков, но, несмотря на это, все же была эффективным средством борьбы с государственными преступлениями. Для ее активизации необходимо прежде всего принятие общероссийского закона о профилактике преступлений, а подзаконные акты (приказы, инструкции) должны регламентировать технологию этой работы, но не ее принципиальные основы.
В системе государственных преступлений нового Кодекса оказалась наиболее слабозащищенным звеном именно экономическая безопасность. Более того, в условиях тяжелого экономического кризиса защитная функция уголовного законодательства с позиций государственных интересов не только не усилена, а, напротив, ослаблена. В новом Уголовном кодексе РФ лишь один состав диверсии выполняет функцию защиты экономической безопасности. Без достаточной аргументации переведены из государственных в общеуголовные преступления составы контрабанды, незаконного оборота драгоценных металлов и камней, фальшивомонетничество, выпуск в обращение неофициальных денежных знаков, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам в общественном бытии и сознании, Криминологические аспекты этого явления изучены слабо. Между тем экстремизм как своего рода антипод упорядоченной, стабильной, спокойной жизни общества безусловно относится к разряду социально негативных явлений. И уже в этом качестве, не говоря о других связях, представляет интерес для криминологов. Тем более, что после многих лет застоя, не отличавшихся особым динамизмом социальной жизни, разнообразные проявления экстремизма стали приметой жизни реформируемого российского общества.
Обычно понятие экстремизма связывается с политикой. А если учесть, что политика охватывает практически все сферы жизни общества и соответственно выступает в самых различных ипостасях (как внешняя и внутренняя политика, так и национальная, экономическая, социальная, молодежная, уголовная и т. д.), то станет ясно, насколько потенциально обширным является поле деятельности для экстремистов всех мастей. К этому следует добавить, что экстремизм может проявляться (и проявляется) и вне политики, например, в области мистики, религиозных верований (правда, религиозный экстремизм часто используется в политических целях).
Базой для распространения экстремизма являются глубокие экономические и социальные противоречия, политическая нестабильность, фактический раскол общества, отсутствие в нем сплоченности, монолитности. Имеют определенное значение издержки форсированной демократизации, прежде всего те, которые связаны с пониманием свободы как вседозволенности. Сказывается также ослабление социального контроля, традиционные формы которого отвергнуты, а новые только формируются.
Под влиянием этих и некоторых других факторов в современной России стали поднимать голову фашисты и анархисты, нашел свою нишу самый оголтелый национализм, усилился в разнообразных формах религиозный фанатизм, получили распространение другие проявления экстремизма. Так, фашиствующее движение скинхедов (бритоголовых) насчитывает, по некоторым оценкам, более 10 тыс. человек. В «активе» этих молодчиков, из числа действующих только в Москве, совершенные по расистским мотивам нападения на лагерь беженцев из Средней Азии (май 1997 г.), убийство рабочего-армянина (июль 1997 г.), кровавая разборка с азербайджанцами, в которой приняли участие около 70 бритоголовых (январь 1998 г.), жестокое групповое избиение чернокожего сотрудника охраны американского посольства (май 1998 г.) и другие подобные действия, продиктованные лозунгами типа «убивать по негру в день».
Связи экстремизма и преступности весьма интенсивны и проявляются по-разному. Наиболее значимы те из них, которые имеют генетический характер. Фашистская, национал-шовинистическая, религиозно-фанатическая, мистическая и иная экстремистская идеология во многих случаях выступает в роли непосредственно действующих субъективных причин опасных преступлений: умышленных, в том числе ритуальных, убийств, террористических актов, массовых беспорядков, поджогов, актов вандализма и т. д. Масштабы этих преступлений и причиняемый ущерб резко возрастают в случаях, когда организованный экстремизм использует под своими знаменами толпы одураченных людей, что случается нередко.
Некоторые проявления экстремизма как таковые (без сопутствующих преступлений) признаются преступными либо получают иную, достаточно острую уголовно-правовую оценку. В частности, уголовно наказуемым является разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, если эти деяния совершаются публично или с использованием средств массовой информации.
Уголовный закон причисляет к наиболее порицаемым некоторые мотивы преступлений, связанные с проявлениями экстремизма. Например, обстоятельством, отягчающим наказание за любое преступление, является его совершение по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды. Аналогичный мотив фигурирует в качестве квалифицирующего признака в составе убийства. Часть преступности связана с экстремизмом через его последствия. Это прежде всего преступность среди беженцев и вынужденных переселенцев, многие из которых превратились в безработных, бездомных, социально неустроенных людей вследствие экстремистских проявлений националистического толка.
По-разному вплетаются в систему детерминации преступности, многих ее форм и видов такие характерные признаки поведения носителей политического, национально-этнического, религиозного и иного экстремизма, как кастовость, стадность, поиски внешнего врага, идолопоклонство, иррационализм, приверженность к разнообразным предрассудкам, массовая истерия и демагогия.
Необходимо восполнить пробелы правового регулирования в борьбе с экстремизмом. В сложившейся ситуации требуется специальный закон о борьбе с фашизмом, агрессивными формами исламского фундаментализма и другими проявлениями экстремизма. Закон должен четко определять юридические признаки соответствующих деяний, порядок признания фашистских и иных экстремистских объединений неконституционными, а также предусматривать жесткие санкции за пренебрежение правовыми запретами, в том числе уголовную и административную ответственность. Необходимо запретить, как это уже сделано в некоторых странах, публичное ношение, распространение, иное использование нацистской униформы, флагов, значков, другой символики и атрибутики объединений и движений, объявленных в установленном порядке неконституционными. Определенные ограничения, связанные с пресечением экстремизма, должны быть предусмотрены в отношении средств массовой информации, а также применительно к порядку регистрации объединений и движений и правилам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и тому подобных мероприятий. Более активно необходимо использовать имеющиеся правовые средства противодействия экстремизму.
ТЕМА 1 7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|