Сделай Сам Свою Работу на 5

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕНДЕРЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРЕ...............................

БЛАГОДАРНОСТИ .........................

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.....

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ................

ПРЕДИСЛОВИЕ...........................

ВВЕДЕНИЕ.....................

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРА.......

ПРОБЛЕМЫ ОДНООБРАЗИЯ . .*.............

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ ..

ПОЛ VERSUS ГЕНДЕР......................

КАК УСТРОЕНА ЭТА КНИГА................

Глава 1

ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ .................

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ............................

Роль нормативного давления ........

Гомосексуальность как нарушение

гендерных норм ..................

Роль информационного давления.....

Конформность — экономия мысли ....

Подчинение гендерным нормам:

уступчивость, одобрение

или идентификация? ..............

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ.....

Дифференциальное усиление и

дифференциальное подражание.........

Внесемейные источники гендерно-ролевой

социализации ......................

Детская литература....................

Телевидение ..........................................

Фэйсизм.............................................

Язык................................................

Игрушки.............................................

АНДРОГИНИЯ ..........................................

Польза.........................................

Поло-ролевой опросник Сандры Бем..................

Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии .....................................

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ .........................

РЕЗЮМЕ...............................................

Глава 2

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ.............

МЕТААНАЛИЗ ..........................................

ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ ...................

Находки исследователей............................

Почему в высшем учебном заведении успеваемость

мужчин и женщин начинает различаться ...............

ЭМПАТИЯ И ЭКСПРЕССИВНОСТЬ.........................

Эмпатия........................................

Теория социальных ролей...........................

Эмоциональность...............................

ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Агрессия .......................................

Конформность и подверженность влиянию..............

Альтруизм ......................................

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ .........................



РЕЗЮМЕ................................................

Глава 3

ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ................................

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА.....................

РАБОТАЮЩАЯ ЖЕНЩИНА ................................

Домашний труд и работающая женщина ...............

Различия в оплате труда мужчин и женщин .............

Объяснения различий в оплате труда ....................,

Теория справедливости и реакция женщин

на неравенство в оплате труда..........................

НИЗКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В ОРГАНИЗАЦИЯХ

И ОТСУТСТВИЕ У НИХ ВЛАСТИ ...........................

Влияние женщин в организациях: «стеклянный потолок» . . .

Объяснения явления «стеклянного потолка».............

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ .........................

РЕЗЮМЕ...............................................

Глава 4

ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ

ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ РОЛЬЮ.................

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ МУЖСКУЮ РОЛЬ..........

МУЖСКАЯ ТЕНДЕРНАЯ РОЛЬ И ВХОДЯЩИЕ В НЕЕ НОРМЫ . . .

Норма успешности/статуса......................

Норматвердости ............°.....................

Норма физической твердости ..........................

Норма умственной твердости ..........................

Норма эмоциональной твердости .......................

Норма антиженственности..........................

НАПРЯЖЕНИЕ, СТРЕСС И КОНФЛИКТ

МУЖСКОЙ ТЕНДЕРНОЙ РОЛИ ............................

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ .........................

РЕЗЮМЕ.................:.............................

Глава 5

ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ...............

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ................................

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ТЕНДЕРА .......................

Тендерные стереотипы как схемы, управляющие процессом

обработки информации ...........................

Происхождение тендерных схем.....................

Запоминаемость информации, соответствующей

тендерной схеме.................................

Как тендерные схемы способствуют появлению иллюзорной

корреляции ....................................

Тендерные стереотипы и самореализующиеся пророчества .

ТЕНДЕРНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ: ПРИСТРАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

К СВОЕЙ И ЧУЖИМ ГРУППАМ...........................

Источники пристрастного отношения к своей

тендерной группе ................................

Нормальные процессы категоризации...................

Тендерная сегрегация ...............................

Потребность в самоуважении .......................

Теория социальной идентичности......................

ПАРАДОКС СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ...............

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ........................

РЕЗЮМЕ..............................................

Глава 6

ТЕНДЕР В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ......................

ПАНКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ СХОДСТВА ................

Разделение труда, обусловленное полом ..............

Тендерное стереотипизирование.....................

Дифференциальная тендерная социализация ...........

Более низкий статус и меньшая власть женщин .........

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВЫЕ ИДЕОЛОГИИ .....

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ .........................

РЕЗЮМЕ ...............................................

Глава 7

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ....................

ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК................................

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ .........................

Повышение совместимости работы и семьи............

Производственная политика поддержки семьи..........

Увеличение гендерного многообразия в организациях .... ПЕРЕМЕНЫ В ДОМЕ ....................................

Почему должно измениться распределение

домашних обязанностей...........................

Домашние обязанности как случай несоответствия между

установками и поведением.........................

Справедливость и дифференциация домашних обязанностей ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ .......

ИЗМЕНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕНДЕРЕ ..........

Ложные представления о гендере ......................

Ложное представление 1: гендерные различия огромны .......,

Ложное представление 2: гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами . . Ложное представление 3: биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин

к различным социальным ролям..........................

Ложное положение 4: гендеры разделены, но равны между собой Ложное представление 5: традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества ......

Как можно изменить эти ложные представления?..........

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ...........................

РЕЗЮМЕ.................................................

БИБЛИОГРАФИЯ......................................

ОБ АВТОРЕ

Шон Метан Берн — адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского политехни­ческого института, где она преподает социальную психологию, психологию ок­ружающей среды, исследовательскую ме­тодологию и групповую динамику. В 1988 году в Клермонской школе последиплом­ного образования ей была присвоена док­торская степень в области социальной пси­хологии. Она является специалистом в сфере прикладной социальной психологии, занимаясьвопросамисоциально-психологи-ческих принципов разрешения социальных проблем, частных проблем окружающей среды, межгрупповых конфликтов. В на­стоящее время ее исследовательская работа посвящена факторам, способствующим со­хранению традиционных тендерных норм, а также динамике социальной идентифика­ции в борьбе за равноправие и той отрица­тельной реакции, которую эта борьба не­редко вызывает в обществе.

БЛАГОДАРНОСТИ

Издательство «прайм- ЕВРОЗНАК» благодарит Е. П. Кораблину, научного редактора этой книги, которая, несмотря на острый дефицит времени, курировала перевод. Издательство также выража­ет благодарность редактору Дмитрию Гиппиусу, который, несмотря на обилие сложностей в про­цессе перевода, проявил высокую ответствен­ность, терпение и талант и сделал текст достой­ным внимания взыскательного читателя.

Огромную благодарность сотрудники «прайм-ЕВРОЗНАКа» выражают художнику Александру Зудину (http://www.carto6n.ru), рисунки которо­го не только разряжают атмосферу научного из­ложения материала, но и, подобно наждачной бу­маге, удаляют налет предвзятости, «ржавчину» линейного мышления и однобокости. Редакция сознательно пропустила некоторые весьма смелые карикатуры этого художника в поддержку идеи, потому что в науке (тем более в психологии) все­гда есть место сомнению, альтернативному мне­нию и дальнейшему поиску.

Как и всегда, особую благодарность редакция приносит вам, уважаемый читатель, за то, что для познания тайн и загадок человеческого пове­дения вы выбрали именно эту книгу!

Мы убеждены, что серия книг «Секреты пси­хологии» станет для вас источником современной и полезной психологической информации.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга Шон Берн Social Psychology of Gender впервые переведена на русский язык и затра­гивает весьма актуальные вопросы, касающиеся тендерной социализации. Дело в том, что, как свидетельствуют исследования в различных науч­ных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без призна­ния существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в пред­назначении и психике мужчин и женщин. В психологии при изучении проблем развития и становления личности фактор полового димор­физма, по мнению Б. Г. Ананьева, следует отно­сить к постоянным характеристикам онтогенети­ческой эволюции человека. Тендерный подход в социальной психологии делает акцент на изуче­нии именно социальных (а не биологических) ас­пектов пола и ролевой дифференциации по поло­вому признаку, имеющей место в различных социокультурных общественных системах.

В настоящее время тендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в том числе (в последние десять лет) и в России. В определенном смысле внимание к вопросам тен­дерной социализации является порождением ин­тенсивно распространяющихся во всем мире фе­министских идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфи­чески отражаются на положении человека в об­ществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении

процессов, происходящих в современном мире, основным направ­лением развития которого является все большая гуманизация и по­вышение актуальности духовного становления личности.

Книга Шон Берн посвящена рассмотрению гендера с позиций социальной психологии и представляет несомненный интерес имен­но в силу актуальности рассматриваемых вопросов, тем более, что в нашей стране изучение данной проблемы еще только начинается.

Книга интересна тем, что содержит значительное количество фактических данных, полученных в результате исследований, про­веденных в США.

Некоторые выводы автора спорны, но, несмотря на это, рос­сийским специалистам эта работа безусловно будет полезной для сравнительного и более широкого анализа гендерных особенностей в связи с культуральными и общественными различиями.

Хочется верить, что наука и практика нашей жизни, благодаря взаимному обмену подобным опытом, значительно обогатится и будет служить интеграции наших усилий по совершенствованию мира, в котором мы живем, и достижению процветания и благопо­лучия.

Книга может быть интересна не только специалистам, но и всем тем, кто заинтересован в улучшении качества своей собственной и общественной жизни.

Книга написана доступным языком, интересно оформлена и проиллюстрирована, а потому может служить популярным пособи­ем для широкого круга читателей, интересующихся проблемами гендерной психологии.

Е. П. Кораблина,

зав. кафедрой психологической помощи

психолого-педагогического факультета

РГПУим. А. И. Герцена

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Очень часто человек создает себе образы дру гих людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. В последнее время в социальной психологии значительно воз­рос интерес к опасностям такого рода стереоти-пизации. Общество осознало, что подобный со­циальный стереотип крайне условен и выявляет свою ущербность. Поэтому игнорировать суще­ствование феномена гендерных различий по меньшей мере нелогично, а проведение исследо­ваний по данной проблеме следует считать оправ­данным и крайне необходимым.

Некоторые из моих студентов разрабатывают инструментарий по созданию целостного мно­гостороннего образа личности в противовес ши­роко распространенным методикам, которые пы­таются видеть в человеке лишь отдельные индивидуальные черты и особенности.

Но действительно ли мы способны освобо­диться от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам той общественной сре­дой, в которой мы живем? И в частности, на­сколько мы свободны или зависимы от того, женщина мы или мужчина, а значит — от психо­логии гендера, от тех социально-психологичес­ких особенностей своего пола, которые в нем до­минируют?

Как один из возможных ответов я предложу вам результаты проведенного мной недавно экс-

перимента. В нем принимали участие студенты, изучающие пси­хологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и урав­новешенностью в суждениях.

Эксперимент состоял в следующем. Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находи­лись в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот насту­пил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ре­бенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увиде­ли в глазах своего малыша «любопытство»!

В чем психологический и поведенческий смысл этих различных эмоциональных реакций? Страх ведет к страданию, отрицанию, прикреплению к безопасным объектам, бегству, отказу от конф­ронтации. А любопытство? Оно проявляет себя в возбуждении, стремлении к чему-то новому и неизведанному и сопровождается зачастую невольным движением вперед.

Так как фактически реакция, и та и другая, была придумана, можно сделать вывод, что некоторые личностные представления испытуемых, которыми они руководствовались в ходе эксперимен­та, классифицируются на основе их половых (гендерных) разли­чий, что, в свою очередь, непременно влияет на всю их жизнь в целом. Таким образом, новоявленные «родители», по-разному оп­ределив эмоциональные реакции своих «детей», доказали тем са-

мым, что разделяют фундаментальные предрассудки того самого гендерного стереотипизирования, о котором шла речь чуть выше и которое до сих пор еще составляет сущность пола, будь он женским или же мужским.

Подобные веками складывающиеся стереотипы подкрепляются литературными произведениями из жанра «Помоги себе сам». Чего стоит в этом смысле недавний бестселлер «Мужчины с Марса, жен­щины с Венеры», завоевавший популярность у десятков миллионов читателей (именно миллионами измеряется его тираж) и провозгла­шающий, что мужчины и женщины — это существа с разных пла­нет, говорящие на разных языках! И все, что нам надо сделать, чтобы жить в мире и согласии, это осознать и принять данный «факт» и освоить предлагаемую книгой систему взаимоотношений!

Телевидение также нещадно эксплуатирует тему различий муж­чин и женщин, производя множество телешоу на эту тему.

Авторы такого рода программ предпочитают сознательно не за­мечать огромного количества подтвержденных научными исследо­ваниями фактов, говорящих нам о том, что у мужчин и женщин все-таки больше сходств, чем отличий. Видимо, общество и сред­ства массовой информации заинтересованы в том, чтобы увекове­чить миф о существовании в мире созданий, непохожих внешне и имеющих сущностные различия. Так возникают и поддерживаются все новые и новые аргументы для политических, экономических, религиозных и социальных делений, в которых мужчина выступает в роли властелина и покровителя, а женщина вынуждена занимать позицию терпеливой мученицы.

Необходимо систематическое, объективное исследование, кото­рое прояснило бы эту проблему. Шон Берн написала именно такую книгу, которая существенно обогатила понимание роли и значения социально-психологических различий мужчины и женщины. Кни­га написана предельно доступным, увлекательным языком. Осно­вываясь в своих исследованиях на неоспоримых фактах, автор книги с большим профессионализмом концентрирует внимание читателя на силе социальных норм и культурных традиций, оказывающих свое непрестанное давление на сознание человека и формирующих его взгляды, мнения, поведение, а порой и стиль жизни.

Шон Берн пытается найти путь, который поможет человеку из­бавиться от тех ограничений, которые традиционный стереотип мышления накладывает на поведение и психологию мужчины и женщины и которые представляют собой по сути лишь условную

принадлежность к тому или иному полу. Свобода от подобных пред­рассудков даст человеку возможность обрести душевное и физичес­кое здоровье и способность наслаждаться всей полнотой жизни.

Наконец, позвольте мне остановиться еще на одном моменте, касающемся особенностей психологии мужчины и женщины. Об­щая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя его, но даже не упо­миная в качестве дискуссионного вопроса. Социальная психоло­гия, в свою очередь, долгое время отказывалась признавать тендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме.

Шон Берн берет на себя сложную задачу — восполнить отсут­ствие серьезного социально-психологического анализа в современ­ной науке. Ее книгу бесспорно можно отнести к ряду других выда­ющихся исследований по социальной психологии.

В момент написания предисловия 14 февраля 1995 года мне при­шло в голову, что это День Святого Валентина, День Влюбленных.

И может быть, это действительно настоящее испытание для «Всепобеждающей Любви», ибо истинная Любовь, будь она на­правлена на ребенка, или же на человека противоположного пола, или же на своих родителей, не знает никаких ограничений и услов­ностей, присущих человеческому сознанию «там», в том мире соци­ума, который отстоит далеко от Истинного, живущего по законам Сердца и Любви. Почему бы человеку не освободиться навсегда от всяческих предрассудковинежить,руководствуясь лишь этими доб­рыми и мудрыми законами?

Фил Зимбардо, научный редактор

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосред­ственное отношение не только к человеку как та­ковому, но также ко всему обществу в целом.

Сколько должна зарабатывать женщина и сколько — мужчина? Кто должен нянчить детей, а кто — продвигаться по служебной лестнице? Как следует разделить домашние обязанности? И не является ли постановка подобных вопросов свидетельством неразрешимости данных проблем прежде всего для тех людей, которые ими обес­покоены?

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь согласитесь, роль мужчины и женщины в общественной среде се­годня претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти переме­ны?

Данная проблема волнует умы многих совре­менных социальных психологов, которые пред­видят переоценку «гендерных» ценностей. Дис­путы, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии.

Насколько значимы, закономерны и оправ­данны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-пси­хологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаменталь­ной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе,

определяющей его взгляды и диктующей соответственно свои за­коны и правила?

В этой книге я попытаюсь ответить на подобные вопросы, опи­раясь на детальное изучение экспериментальных данных.

Мы поговорим о существовании политических, экономических, религиозных и социальных разделений между мужчиной и женщи­ной, основанных на традиционной антитезе: мужчина — господин, женщина — терпеливая мученица. Кроме того, мы рассмотрим во­прос о том, какую же роль играют социальные нормы в создании и утверждении всевозможных обоснований для существования этих гендерных различий.

Авторы многочисленных популярных изданий преподносят нам свои взгляды на проблему различий психологии мужчины и жен­щины, однако подавляющее большинство этих книг базируется в основном только на личных впечатлениях автора и ни на чем более. Данная книга опирается на тщательный анализ многочисленных научных исследований. Более того, ее можно рассматривать как путеводитель по сложной и запутанной «местности» многочислен­ных гендерных экспериментов, гипотез и теорий. Эта книга впол­не может стать хорошим источником тем для исследований или же послужить библиографическим справочником для профессорско-преподавательского состава вузов.

Замечу также, что данная книга, кроме того, адресована изуча­ющим профессионально социальную психологию. В ней подробно разобраны многие вопросы современной социальной психологии, касающиеся особенностей мужского и женского полов в контексте проблематики гендера.

Несмотря на то что книга содержит довольно большое количе­ство исследовательского материала, я старалась создать доступный для восприятия читателя текст, который бы способствовал само­анализу и развивал критическое мышление. Поэтому эту книгу, надеюсь, с удовольствием прочитает и обычный человек, просто интересующийся проблемой отличия мужской психологии от женс­кой.

Неоценимой помощью в работе над книгой была поддержка, которую оказал мне мой сын Кейн. Кроме того, я благодарна за беседы своим друзьям Кэрол Стэнтон, Теду Столыгу, Элисон Конрад, Лоис Скрайвен, Норме Фиттон, Боббет Биллер, Дэвиду

Карру и студентам Калифорнийского государственного политехни­ческого университета в Сан-Луис-Обиспо (San Luis Obispo), кото­рые помогли мне обнаружить материалы некоторых исследований. Выражаю также благодарность своей маме, Джейн Берн.

Особую благодарность я хочу выразить Кимберли Вейч, Джасти-не Проберт, Дженет Бойтон, Кейти О'Нил, Акиле Майксону, Род­жеру Билцу и Брайену Носеку.

Также я благодарна всем исследователям, имена которых встре­чаются на страницах данного издания,— их выдающиеся труды сде­лали мой путь в работе над книгой менее трудным.

Бодрости своего духа я во многом обязана редакторам Майклу Гамильтону (Mykol Hamilton), Дэвиду Майерсу (David Myers), Энн Вебер (Ann Weber) и Филипу Зимбардо (Philip Zimbardo).

Не хочу скрывать, что некоторые интересные идеи я получила от анонимных редакторов.

И наконец, мне хотелось бы поблагодарить представителя изда­тельства McGraw-Hill Эндрю Поя, однажды невинно спросившего меня, не думала ли я когда-нибудь написать книгу.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная психология гендера. Проблемы однообразия. Критические размыш­ления о гендере. Пол versus гендер. Как устроена эта книга.

Тендер (Gender)

В психологии — социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) ^является биологической ка­тегорией, социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

Однажды художница Николь Холландер нари­совала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в са­мый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто — девочка? Вот уж не ду­маю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает об­щепринятый гендерный стереотип. В этой книге исследуется социально-психологическая природа тендерных ролей и стереотипов. А ведь от них за­висят и наша самооценка, и восприятие окружа­ющих, и выбор профессии, а в конечном счете, и все наше поведение.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯГЕНДЕРА

Социальная психология — это наука, изучаю­щая, как общество влияет на мысли, чувства и

поведение отдельного человека. А ее подраздел — социальная пси­хология гендера — занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдель­ный человек, группа или целое культурное сообщество. Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможно­сти отойти от навязанных обществом ролей и присущих человечес­кому сознанию принципов обработки информации.

Конформность (Conformity)

Тенденция изменять свое поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Предрассудок (Prejudice)

Неоправданно негативная установка по отношению к определен­ной группе и отдельным ее членам.

Дискриминация (Discrimination)

Неоправданно негативное поведение по отношению к определен­ной группе и отдельным ее членам.

Самоуважение (Self-esteem)

Всеобъемлющая оценка человеком самого себя, или чувство соб­ственного достоинства.

Гендерная роль (Gender role)

Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и жен­щин.

Стереотип (Stereotype)

Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы мо­гут бцть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Социальная психология гендера — это широчайшее поле для из­учения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия {social perception) и самовосприятия (self-perception), са­моуважения, возникновения социальных ролей и норм.

Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое соци­ально-психологическое исследование гендера очень политизиро­вано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это законо­мерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается ско­рее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).

Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пе­ресекается с тендерными исследованиями, поскольку «изучать ус­ловия, которые формируют и поддерживают социальное поведе­ние, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х годов практически игнорировала тендерные отношения и даже не рассматривала жен­щин как дискриминируемую социальную группу.

Тендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь ког­да в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами.

Есть несколько подходов к описанию социальной психологии гендера. В этой книге, чтобы создать связную социально-психоло­гическую картину гендера, я использовала концепции как социаль­ной психологии, так и других областей науки, например психоло­гии развития (developmental psyhology).

ПРОБЛЕМЫ ОДНООБРАЗИЯ

Экспериментальный метод (Experimental method)_____________

Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор ма­нипулирует одной или большим количеством независимых пере­менных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую (зависи­мую) переменную.

Независимая переменная (Independant variable)

Экспериментальный фактор, которым манипулирует исследо­ватель.

Зависимая переменная (Dependant variable)

Изменяемая переменная, получившая свое название благодаря тому, что она может зависеть от манипуляций независимой переменной.

До 1970-х гг. большинство экспериментов, проводимых соци­альными психологами, были объединены тем, что в роли испытуе­мых выступали только студенты старших курсов, белые мужчины. Конечно, они численно преобладали в колледжах и, соответствен­но, были более доступны для исследования. Кроме того, изучать поведение белых мужчин было важно, поскольку именно из них формировалась общественная элита. Белые мужчины составляли в то время и большинство социальных психологов, и, возможно, те просто подбирали для исследований людей, с которыми наиболее комфортно себя чувствовали, таких же, как они сами.

В экспериментальном методе, который использовали соци­альные психологи, чрезвычайно важную роль играл контроль (experimental control): все факторы, кроме интересующего в данном исследовании (независимой переменной), должны были иметь по­стоянную величину.

Когда группы, отличавшиеся друг от друга только по независи­мой переменной, обнаруживали различие в каком-либо типе соци­ального поведения (зависимая переменная), экспериментатор де­лал вывод, что это следствие изменения независимой переменной. Тендер и этническая принадлежность рассматривались как побоч­ные или «зашумляющие» переменные {nuisance variables). Чтобы их влияние не искажало результаты, во всех экспериментальных груп­пах использовались только белые мужчины (McHugh, Koeske & Frieze, 1986). Сегодня контроль такого типа все еще применяется достаточно широко, но в качестве испытуемых берут и мужчин, и женщин, а тендер обычно анализируют как дополнительную незави­симую переменную.

К сожалению, основную массу испытуемых продолжают состав­лять студенты и учащиеся колледжей, которые мало отличаются друг от друга по возрасту, культуре, социальному статусу, этни­ческой принадлежности.

Это ограничение области исследований остается нерешенной проблемой для социальной психологии, и в частности, для соци­альной психологии тендера.

Несмотря на то что в последние несколько лет психологами был опубликован целый ряд работ, посвященных пересечению куль­тур, ни одна из них, насколько я помню, не содержит раздела, посвященного кросс-культурной тендерной психологии. Я посвя­тила одну главу кросс-культурным аспектам гендера, а также вклю­чила в книгу небольшое исследование по психологии гендера в раз­личных американских субкультурах.

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕНДЕРЕ

Данные социальной психологии всегда более надежны, чем обы­вательские представления о человеческом обществе, которые осно­ваны на одном лишь здравом смысле и нередко искажены нашими ожиданиями и существующими убеждениями. Утверждения, ко­торые вы найдете в этой книге, основаны на результатах много­численных исследований человеческого поведения, а подавляющее большинство фактического материала ранее опубликовано в специ­альной литературе. Полные данные об источниках приводятся в библиографии. Я настоятельно рекомендую вам подробно ознако­миться с теми из них, в которых говорятся веши, противоречащие вашим представлениям о мужчинах и женщинах.

Опыт показывает, что мы склонны неправильно интерпретиро­вать статистические данные (Nisbett & Ross, 1980). Надо помнить: несмотря на то, что у большинства «правил», касающихся челове­ческого поведения, есть исключения, в целом эти правила остаются верными. Когда психологи говорят, что, по результатам исследова­ния, женщины делают почти всю работу по дому, даже если заняты на службе полный рабочий день, надо отдавать себе отчет, что есть исключения. Но если вы даже знаете что-то, противоречащее вы­воду, сделанному в исследовании, это еще не означает, что в це­лом вывод неверен. Важно также понимать, что когда психологи говорят о значимо различающихся группах, то для определения этого они используют статистические методы, а не просто приходят к такому выводу, внимательно рассмотрев каждую группу.

Десять лет назад, когда мое знакомство с психологией гендера только начиналось, я не слишком много размышляла об этих воп-

росах. С тех пор я изучила сотни отчетов о тендерных исследовани­ях. Теперь, на основе всего этого, я убеждена, что гендерные раз­личия создаются в рамках социума, традиционные гендерные роли ограничивают и мужчин, и женщин, а из-за присущих нам страте­гий обработки информации мы воспринимаем гендерные различия куда более обширными, чем они есть на самом деле. Но остерегай­тесь верить мне на слово, как, впрочем, и немедленно отвергать мои слова, если вы считаете, что я не права. Прочтите эту книгу и, перед тем как отбросить мои аргументы, серьезно обдумайте собственную позицию. Попробуйте представить ваши возражения в виде четких аргументов, а лучше всего — найдите хорошее экспе­риментальное подтверждение своего мнения. Даже если вы не вста­нете на мою точку зрения, дойдя до конца книги, я искренне наде­юсь, что она заставит вас осмыслить вопросы гендера критически.

ПОЛ VERSUS ТЕНДЕР

Когда вы будете читать эту книгу, то, конечно, заметите, что я постоянно использую слово «гендер» вместо слова «пол». Психо­логи предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами со­здаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола (Gentile, 1993; Unger & Crawford, 1993). Кроме того, слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности; напри­мер, если бы я назвала эту книгу «Социальная психология пола» (The Social Psychology of Sex), у читателя могло сложиться неверное представление о ее содержании. Однако бывают случаи, когда бо­лее подходящим оказывается слово «пол».

До (Deaux, 1985, 1993) указывала, что слово «пол» следует ис­пользовать для описания демографических категорий (например, в опросном листе приемлем пункт: «Ваш пол?»). Однако когда дела­ются умозаключения о природе мужественности или женственнос­ти, она рекомендует применять слово «гендер».



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.