Сделай Сам Свою Работу на 5

МУЖСКАЯ ТЕНДЕРНАЯ РОЛЬ И ВХОДЯЩИЕ В НЕЕ НОРМЫ





В предыдущих главах мы обсуждали влияние социальных ролей на поведение. Мужская роль здесь не является исключением, и ее нормы также усваиваются посредством усиления (reinforcement), на­блюдения за моделями и через культурные каналы, например сред­ства массовой информации. Носители роли находятся под посто­янным нормативным и информационным давлением. Мужчины с головой погружены в океан социальной информации, которая дает им знания о том, что такое «мужественность» (информационное давление); общество поощряет их за гендерно-соответствующее по­ведение и не устает наказывать за малейшие действия, не уклады­вающиеся в рамки ролевых норм (нормативное давление).

«Мужская суть не всплывает, подобно пузырю, на поверхность сознания со дна телесной конституции; мужская суть создается культурой» (Kimmet, 1994, р. 120).

Вслед за Плеком (Plecketal., 1993) я утверждаю, что поведение мужчин основывается на представлении о мужественности, кото­рое они впитали из культуры. Верования относительно того, ка­ким мужчина должен быть и что он должен делать, составляют то, что Плек и его коллеги (Pleck et al., 1993 а, 1993 b) назвали идеологи­ей мужественности (masculinity ideology). Эта идеология — не что иное, как набор социальных норм, известных также под именем мужской гендерной роли.



Томпсон и Плек (1986, р. 531) определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие предписания и запреты относи­тельно того, что мужчинам надо чувствовать и делать». Исследуя в 1986 г. мужчин, учащихся в колледже, Томпсон и Плек открыли, что структура этих ролевых норм складывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчины завоевывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норма твердо­сти, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физической твердости (Каждый из этих типов будет рассмотрен в качестве отдельной нормы.) Третий фактор —это ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности {норма антиженственности).

Совсем недавно исследователи мужественности высказали идею о том, что более корректно было бы говорить о многочисленных мужественностях. Другими словами, они признали важность вли­яния расы, национальности, принадлежности к определенному со­циальному классу и субкультуре, сексуальной ориентации на то, что именно вкладывается в понятие «мужественности». Исследова­ния мужественности сами по себе являются в науке новым феноме­ном, а работы, касающиеся изменений понятия о мужественности в разных подгруппах, встречаются совсем редко. Поэтому мы бу­дем рассматривать нормы в том виде, в котором их определили Томпсон и Плек, а попутно обсуждать их в контексте различных мужских групп, конечно, в тех случаях, когда нам будет доступна информация на этот счет.



НОРМА УСПЕШНОСТИ/СТАТУСА

В одном из писем в редакцию еженедельника для семейного чтения одна из читательниц сообщила о себе, что она делает карье­ру, при этом очень хорошо зарабатывает, а мужчина, с которым она живет, нигде не работает. Она описала, какие у них замеча­тельные отношения, он почти все делает по дому, им не надо бес­покоиться о деньгах и что он в меру своих сил помогает ей делать карьеру. Тем не менее автор письма волновалась, будет ли ее парт­нер добиваться чего-то большего в плане финансовой независимос­ти в дачьнейшем, так как не замечала, чтобы этот вопрос его осо­бенно занимал. Консультантка, скрывшаяся под редакционным псевдонимом «Эбби», посоветовала порвать отношения, чтобы в результате не оказалось, что мужчина использовал свою подругу.

Как вы думаете, если изменить пол героев этой истории, «Эбби» дала бы тот же совет? Скорее всего, нет. В нашем обществе успех мужчины, а в конце концов и его мужественность определяются тем, насколько хорошо он удовлетворяет материальные нужды и потребности своей семьи (Doyle, 1983). Киммель (Kimmel, 1994) назвал это «рыночной мужественностью». Левант (Levant, 1992) заметила, что первый вопрос, который задают мужчине при встре­че, это: «Чем занимаешься? Где работаешь?» Уэйнриб (Wainrib, 1992) описал, каким образом общепринятое представление о том, что мужчина — не мужчина, пока не зарабатывает денег, создает супружеские проблемы в семьях, где мужчины выбирают роль до­мохозяина.



Норма успешности/статуса (The Success/Status Norm)

Тендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужнины определяется величиной его заработка и успешностью на работе.

Берн и Лэвер (Burn & Laver, 1994) обнаружили у взрослых муж­чин и женщин поразительное единодушие относительно того, что мужчина должен делать карьеру. Большинство из них также со­шлись во мнении, что мужчина должен зарабатывать много денег. Дэвис провел анализ опубликованных в ежедневных газетах объяв­лений о поиске знакомств. Он установил, что, в отличие от муж­чин, женщины особенно интересовались работой и финансовым положением будущего избранника (Davis, 1990). Романтические свидания могут служить замечательным примером того, как мы оцениваем мужчину исходя из его возможности обеспечить женщи­ну деньгами. В книге Бейли «С крыльца — на заднее сиденье» (Bailey, 1988) говорится о том, что процесс ухаживания в Америке всегда держался на деньгах. Во время свидания все вращается вок­руг денег, и подразумевается, что тратить их должен именно муж­чина. Если он этого не делает, то может оказаться в глазах своей дамы второсортным кавалером или упустить шанс доказать обрат­ное.

С этой нормой связан целый ряд ограничений для мужчин. Во-первых, большинство мужчин не способны на 100% ей соответ­ствовать, из-за чего имеют заниженную самооценку (Pleck, 1981). По словам Килмартина, «пока мужчины как группа обладают боль­шей экономической властью, чем женщины, подавляющее боль­шинство мужчин будет иметь рабочее место, а не делать карьеру»

(Kilmartin, 1994, р. 171). Нечто подобное мы встречаем у Киммеля, который пишет, что мужчины конструируют понятие о мужествен­ности вокруг богатства, власти и положения в обществе: у кого боль­ше игрушек, тот и выиграл. Но лишь очень немногим мужчинам удается, добавляет он, иметь достаточно денег, власти и уважения в обществе, чтобы чувствовать себя уверенно. Кто-нибудь всегда стоит выше в служебной иерархии или на социальной лестнице, заставляя других чувствовать свою никчемность (Kimmel, 1992). Еще одним пунктом в этом ряду Килмартин (1994) ставит тот факт, что носитель традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объем и время работы, и такой стиль жизни часто при­водит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологических симптомов. Месснер (Messner, 1987) доказал, что еще в ранней юности мужчина должен завоевать себе статус спор­тивными достижениями. Проблема, пишет Месснер, заключается в том, что многие мужчины не слишком сильны в спорте, и даже те, кто силен, вынуждены постоянно подтверждать свой статус, так как «силу игрока смотрят по последней игре».

Особое внимание, которое уделяет общество величине заработ­ка мужчины как индикатору его значимости, может также ока­зывать влияние на самоактуализацию (реализацию собственного уникального потенциала человека): мужчины склонны выбирать ра­боту и карьеру в зависимости от того, насколько хорошо это опла­чивается. Среди моих студентов есть юноши, специализирующие­ся в технических дисциплинах или какой-либо другой традиционно мужской области, предполагающей высокооплачиваемую работу и блестящую карьеру. Но очень часто молодым людям их будущая работа не нравится, а вышеупомянутая карьера не вызывает ниче­го, кроме опасений. Некоторые из них в конце концов меняют специальность, но большинство продолжают обучение, мотивируя это тем, что «моя семья не поймет» или «та профессия, которая мне действительно интересна, плохо оплачивается».

Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жены сидят дома и не работают. Если несколько человек полнос­тью зависят от тебя экономически — это серьезно давит на психи­ку. У меня есть друг, который говорит, что чувствует себя, как Эл Банди из телевизионного сериала «Замужем за детьми» (Married with children). Семья воспринимает этого героя не иначе, как денежный мешок — все, включая собаку, «трясут» из него деньги. Жена мое-

го друга — домохозяйка, а он, по его словам, работает дни и ночи напролет, добывая деньги для семьи. Недавно он заявил мне: «Не­ужели это и есть жизнь? Я рассчитывал на лучшее». (Мужчинам ни в коем случае не следует воспринимать мои слова как совет ради своей собственной выгоды отказаться от финансовых обязательств перед семьями. Достаточно того, что существует грандиозная со­циальная проблема невыплаты разведенными отцами алиментов на детей.)

Точка зрения, что главная обязанность мужчины в семье — ис­правно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на ис­полнение им родительских функций, так как, чтобы соответство­вать этим ожиданиям, мужчина должен почти все свое время посвящать работе (Pleck, 1985). По мере того как доходы отца рас­тут, его вклад в воспитание обычно сокращается (Ericson & Gecas, 1991). Плек исследовал, как роль добытчика влияет на использова­ние мужчинами некоторых привилегий, которые обычно предос­тавляются женатым мужчинам, например краткосрочный отпуск при рождении ребенка. По его словам, мужчины реже пользуются такими правами, если это влечет за собой снижение доходов, что не соответствовало бы роли «добытчика», и если есть подозрение, что окружающие могут усомниться в их мужественности или пре­данности работе (Pleck, 1993).

Как станет ясно из главы 6, после индустриальной революции отцы всего мира стали проводить меньше времени со своими деть­ми, так как большую часть дня, а иногда и длительное время, они находятся далеко от дома. Например, в Японии, где понятие о му­жественности включает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным (Ishii-Kuntz, 1993). По мнению Килмартина (1994), дети могут не понимать, что их отец уходит на рассвете и возвращается на закате потому, что очень их любит и хочет обеспе­чить им высокий уровень жизни. По его наблюдениям, часто встре­чаются люди с болезненным ощущением, что они были лишены отцовской любви. Многие мужчины сожалеют о том, что отсут­ствовали, когда их дети были маленькими, и ценой огромных уси­лий пытаются выстроить отношения уже со взрослыми отпрысками.

Американский тип мужественности включает в себя такие харак­теристики, как белый цвет кожи, средний класс, возраст ранней зрелости и гетеросексуальность. Даже из чисто статистических со­ображений видно, что мало кто из мужчин соответствует всем этим

Американский тип мужественности включает в себя такие характеристики, как белый цвет кожи, средний класс, воз­раст ранней зрелости и гетеросексуальность.

нормам. Большинство мужчин, пишет Киммель (1994), отсеива­ются из-за несоответствия расы, класса, этнической принадлеж­ности, возраста или сексуальной ориентации. Мы уже отметили, что очень многие мужчины не могут соответствовать норме успеш­ности/статуса, которая обычно понимается как способность зара­батывать много денег и финансово обеспечивать семью. Особенно ярко эта проблема проявляется среди мужчин, цвет кожи которых отличается от белого. Например, в США чернокожий мужчина в среднем зарабатывает 72%, а латиноамериканец — 65% от среднего заработка белого мужчины (данные Департамента труда США, 1993). Высокий уровень безработицы в некоторых социальных группах, например среди афроамериканцев и коренного населения Америки, делает для них задачу соответствия норме успешности/ статуса особенно трудной. В главе 3 мы обсуждали, как стереоти­пы, существующие по поводу женщин, влияют на успешность женщины в работе. Подобным же образом стереотипное представ­ление об афроамериканских мужчинах как о спортсменах и банди­тах, о коренных жителях — как о пьяницах, о латиноамериканских мужчинах —, как о разнорабочих ставит им непреодолимые пробле­мы на пути к благосостоянию. Стереотипы такого рода отрицатель-

но влияют на прием на работу и продвижение по службе, на фи­нансирование образовательных и профессиональных программ. Более того» эти стереотипы широко распространяются через теле­видение и другие средства массовой информации. По наблюдени­ям Мак-Аду (McAdoo, 1983), доходит до того, что абсолютное преобладание негативных образов мужчин, относящихся к нацио­нальным меньшинствам, заставляет представителей этих мень­шинств чувствовать, что они обязаны соответствовать таким обра­зам. Другими словами, подобные стереотипы способны порождать самореализующиеся пророчества.

Соединенные Штаты занимают одно из первых мест в мире по уровню безработицы среди чернокожих мужчин, что объясняется низким уровнем образования, расовой дискриминацией, техно­логическими усовершенствованиями, приведшими к ликвидации большого числа малооплачиваемых рабочих мест на производстве. Спорт — однаиз немногих областей, где афроамериканцы могут до­биться экономического успеха и преуспеть (Majors, 1990; McAdoo, 1983). Мейджерс (1990) заметил, что большинство чернокожих мужчин восприняли доминирующее в американской культуре пред­ставление о мужественности (быть добытчиком, обладать силой и подчинять себе женщину), но лишены законных способов достиг­нуть этого стандарта. За неимением таких способов они вынуждены доказывать свою тендерную принадлежность при помощи так назы­ваемой «компульсивной» мужественности, которая включает в себя эмоциональную и физическую жесткость, подчинение женщин и поведение, связанное с риском (Majors, 1990; Majors & Billson, 1992).

Я считаю компульсивную мужественность компенсаторной муже­ственностью, задача которой — компенсация чувства несостоятель­ности в профессиональной и экономической сферах.

Компенсаторная мужественность (Compulsive masculinity)

Совокупность качеств, с помощью которых мужчины вынужде­ны компенсировать свое несоответствие общепринятому стан­дарту мужественности.

Мейджерс и Биллсон (1992) писали о том, что компенсаторная мужественность часто принимает форму желания быть «крутым». «Крутость» укрепляет в человеке сознание собственной мужествен­ности, дает ему ощущение гордости, силы и контроля.

«Стараясь предстать перед окружающим миром безэмоциональ­ным и бесстрашным одиночкой, мужчина скрывает под этой маской чувство слабого внутреннего контроля, недостаток внут­ренней силы, отсутствие стабильности, уязвленную гордость, сломанную веру в себя и хрупкую социальную компетентность, что обусловлено жизнью на периферии общества» (Мейджерс и Биллсон, 1992, р. 8).

Заметьте, что компенсаторная мужественность встречается не только у афроамериканцев. Например, Пена (Репа, 1991) обнару­жил высокий уровень демонстрации мужской роли среди эмигри­ровавших из Мексики сельскохозяйственных работников и сделал вывод, что это стало своеобразной реакцией на низкий экономи­ческий статус. По мнению Плека, когда мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым ком­пенсируя свою несостоятельность (Pleck, 1981). Одной из таких об­ластей является твердость (жесткость).

НОРМА ТВЕРДОСТИ

Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной и эмоциональной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.