Основные показатели грузовых перевозок
· объем перевозок (количество перевезенных тонн грузов);
· грузооборот (нетто и брутто, тарифный и эксплуатационный);
· количество отправок (маршрутные, мелкие, повагонные, контейнерные);
· густота перевозок (грузонапряженность);
· средняя дальность перевозок грузов;
· неравномерность перевозок.
Объем перевозок -характеризует продукцию железнодорожного транспорта т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления.
Общий объем перевозок по сети дорог - складывается из отправления грузов всеми семнадцатью дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с других видов транспорта:
По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов определяется как сумма отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и других видов транспорта
Далее объем перевозок по дорогам и отделениям распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщений:
Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, так как каждая дорога выполняет различное количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в местном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе - начальной, а при транзите - ни начальной, ни конечной.
К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению - перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют:
• вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
• ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;
• транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Вывод:показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимопроверены. Показатели объема перевозок на уровне всей компании ОАО "РЖД" и на уровне ее филиалов – железных дорог
Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая по законам физики как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах - тонно-километрах.
Грузооборот нетто - это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза.
Грузооборот бруттоучитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
Тарифный грузооборотрассчитывается по так называемым “тарифным” расстояниям в таких перевозочных документах как накладная и дорожная ведомость с учетом фактически выполненных междудорожных переходных пунктов:
где Pi - количество тонн i-го вида груза,
li- расстояние перевозки i-го вида груза, км.
Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из такого документа как маршрут машиниста:
где Гj- густота грузовых перевозок на j-м участке, тонн,
Lj- протяженность j-го участка, км*.
На объем перевозок и грузооборот влияют:
· объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;
· размещение производительных сил на территории страны;
· степень специализации производства;
· организация сбыта продукции и др.
Связь между объемом производства в экономике страны и показателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции.
Коэффициент перевозимости - отношение объема перевозок i-го груза к объему его производства в целом:
где Рi - объем перевозок i-го груза, т,
Qi - объем производства i-го груза, т.
Коэффициент транспортоемкостипродукции в свою очередь выражает отношение грузооборота того же i-го груза к объему его производства в целом:
,
где Рli - грузооборот i-го груза , т-км.
Данные коэффициенты рассчитываются как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на более далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.
Густота грузовых перевозок - количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени, например, год.
Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог.
Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).
На железнодорожном участке грузонапряженность грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям “туда” и “обратно”, т-км/км:
ГАБ = Габ + Гба
Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяется как частное от деления грузооборота (ΣPlн) на соответствующую эксплуатационную длину (Lэ ):
Количество отправок - сецифический показатель железнодорожного транспорта.
Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью).
Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная отправка), а может быть и ящик с домашними вещами (мелкая отправка). Кроме названных различают повагонные и контейнерные отправки.
ВОПРОС 8 ПЛАНИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ РЫНКА. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕТЕВОГО И ДОРОЖНОГО ПЛАНОВ-ПРОГНОЗОВ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК, МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
План работы подвижного состава
План работы подвижного состава - часть общего плана-прогноза работы железных дорог.
Задачами этого раздела являются:
· определение объема работы подвижного состава
· определение парков вагонов, локомотивов, моторвагонных поездов, необходимых для освоения намеченных грузооборота и пассажирооборота
· определение качественных показателей работы подвижного состава
План-прогноз работы подвижного состава разрабатывается отдельно для:
· грузового движения
· пассажирского движения
· хозяйственного движения
Кроме того, план работы подвижного состава разрабатывается по видам тяги.
Основа определения объема работы подвижного состава – план перевозок
План-прогноз эксплуатационной работы является исходной базой для расчета:
· программы ремонта подвижного состава и верхнего строения пути
· потребного контингента работников, занятых эксплуатацией и ремонтом подвижного состава,
· потребности в топливе, энергии, материалах, денежных и других средствах
· План работы подвижного состава в грузовом движении разрабатывается на основе:
· прогноза спроса на перевозки
· размеров грузовых потоков по участкам и направлениям
Порядок разработки плана работы подвижного состава
• прогнозируют величины нагрузки вагонов по родам грузов и размеры погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов;
• густоту перевозок в тоннах пересчитывают в вагоны и определяют пробег груженых вагонов
• составляют баланс порожних вагонов по станциям и участкам;
• пункты выгрузки и избытка порожних вагонов прикрепляют к пунктам погрузки и недостатка порожних вагонов с учетом потребных типов вагонов;
• строят схему регулирования порожних вагонов и определяют порожний, а затем и общий пробег вагонов
• рассчитывают тонно-километры брутто по участкам;
• исходя из длины приемо-отправочных станционных путей и принятых норм массы груженых поездов и длины составов порожних поездов устанавливают пробеги поездов и густоту их движения по участкам
• определяют линейный пробег локомотивов исходя из:
§ установленного числа пар поездов по участкам
§ размещения пунктов подталкивания и участков двойной тяги
• устанавливают потребное число специальных маневровых локомотивов и их пробег на основе объема переработки вагонов на станциях, а по числу и продолжительности остановок сборных поездов на промежуточных станциях определяют объем маневровой работы поездных локомотивов;
• рассчитывают потребный рабочий парк вагонов и эксплуатируемый парк локомотивов, исходя из
§ поучастковых данных о пробегах подвижного состава
§ технических норм его использования
§ данных о работе депо и станций
На основе объемных показателей определяют качественные показатели работы подвижного состава.
ВОПРОС №9 ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Планирование и регулирование эксплуатационной работы железных дорог. Содержание системы показателей плана эксплуатационной работы и методика их определения.
Эксплуатация железных дорог - это производственная деятельность ж/дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса.
Различают техническую эксплуатацию, включающую организацию движения поездов, эксплуатацию и проектирование ж/д станций и узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, содержащую организацию грузовой и коммерческой работ, фирменное обслуживание клиентуры.
Основной задачей эксплуатации ж/дорог является выполнение перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.
В основе планирования эксплуатационной работы лежит план перевозок грузов и пассажиров. Планирование и управление эксплуатационной работой должно быть ориентировано на минимизацию эксплуатационных расходов и, в то же время, на достижение высокого качества транспортного обслуживания клиентов, что позволит увеличить объем леперевозок, а следовательно, и доходы ж/дорог.
Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности н - материальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных нарком нагоном и локомотивов применяют объемные (количественные и качественные) показатели:
Обемные показатели эксплуатационной работы можно разделить на три группы: показатели, отражающие выполненные циклы работы; пробеги состава; затраты времени вагона и локомотива.
К показателям первой группы относят: число погруженных вагонов, количество принятых вагонов от соседних дорог и отделений сдачи их на другие дороги (отделения).
К показателям второй группы относят пробеги вагонов и локомотивов. Пробег вагонов измеряется вагоно-км и подразделяется по видам движения, типам вагонов и состоянию. Пробег локомотивов исчисляют в локомотиво-км и подразделяют по роду тяги, виду движения и выполняемой работе.
К показателям третьей группы отнносят вагоно-часы и локомотиво-часы, по которым определяют потребные парки вагонов и локомотивов. Рассчитывают эти показатели по виду движения, роду тяги и элементам перевозочного процесса.
Классификация системы показателей плана работы подвижного состава
Объемные (количественные) и качественные показатели работы железнодорожных предприятий применяют для:
· характеристики работы подвижного состава,
· определения потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсах
· расчета потребных парков вагонов и локомотивов.
Объемные (количественные) показатели:
1. Показатели, отражающие выполненные циклы работы
2. Пробеги подвижного состава
3. Затраты времени вагонами и локомотивами
1. Показатели, отражающие выполненные циклы работы:
· число погруженных вагонов
· количество принятых вагонов от соседних дорог (отделений)
· количество сданных вагонов на другие дороги (отделения)
Сумма погруженных и принятых от соседних дорог или отделений груженых вагонов характеризует работу дороги или отделения
2. Пробеги подвижного состава
· пробеги вагонов (измеряются в вагоно-километрах) - один из важнейших показателей, определяющих расходы вагонного хозяйства на перевозки
· пробеги локомотивов (измеряются в локомотиво-километрах)
Для характеристики работы локомотивов применяют показатель «тонно-километры брутто», определяемый по виду движения и роду тяги. Как самостоятельный количественный показатель рассчитывают поездо-километры.
3. Затраты времени вагонами и локомотивами
· вагоно-часы
· локомотиво-часы
По ним определяют потребные парки вагонов и локомотивов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|