ВОПРОС 2. ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ.
Классический подход
Марксистко-ленинская экономическая теория относит транспорт к сферам материального производства.
Рыночный подход
Рассмотрение транспорта как элемента сферы услуг.
Внутрипроизводственный транспорт и транспорт сферы обращения
Внутрипроизводственный транспортперемещает средства труда и рабочих внутри предприятия, выполняет свои функции на стадии производства, его работа является составной частью технологического процесса предприятия.
Транспорт сферы обращенияперемещает различную народнохозяйственную продукцию между производителями и потребителями.
Роль транспорта в размещении производственных сил
Производственные предприятия размещают таким образом, чтобы стоимость продукции на месте ее потребления при прочих равных условиях была минимальной для всей совокупности предприятий. При этом минимизируются суммарные общественно-необходимые затраты на производство и обращение, включая перевозки.
Транспорт – условие нормального функционирования экономики
Роль пассажирского транспорта
Пассажирский транспорт имеет:
· экономическое
· социальное
· культурно-политическое значение
Пассажирский транспорт необходим для:
· перевозки трудоспособного населения к месту работы и обратно
· поездок, связанных с производственной и общественной деятельностью
· рекреационных поездок
Факторы транспортного производства
Производственная функция -зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимым из этого набора факторов:
Q=f (Т,K,R,Р)
где
Q – максимально возможный объем производства продукции
Т – труд
K – капитал
R – земля
Р – прочие ресурсы
Труд как фактор транспортного производства
· Эксплуатационный контингент работников:работники, непосредственно занятые перевозками: локомотивные и поездные бригады, диспетчеры, монтеры пути и т.д.
· Внеэксплуатационный контингент работников:работники, опосредованно занятые перевозками: аппарат управления, обслуживающий персонал, научные работники и т.д.
Капитал как фактор транспортного производства
Основные фонды:
· основные производственные фонды (железнодорожный путь, подвижной состав, производственные здания и сооружения и пр.)
· основные непроизводственные фонды (основные фонды жилищного, культурно бытового, спортивно-оздоровительного назначения)
· финансовые активы транспортных предприятий
Земля как фактор транспортного производства
Земля отводится для строительства железнодорожных линий и терминалов, и тем самым изымается из сельскохозяйственного оборота и других альтернативных видов использования.
Прочие ресурсы как фактор транспортного производства
Это прежде всего материальные ресурсы (топливо, электроэнергия, вода, материалы и др.).
Особым ресурсом является информация.
ВОПРОС 2. ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ.
Продукция транспорта представляет собой эффекты перемещения грузов и пассажиров по отдельным корреспонденциям (перевозки грузов и пассажиров). Она очень многообразна и ее невозможно однозначно оценить каким-либо одним натуральным показателем.
Продукция транспорта характеризуется следующими параметрами:
· корреспонденция перевозки (пункт отправления, пункт назначения)
· род груза
· качественные параметры перевозки (надежность, скорость доставки, степень сохранности)
Особенности транспортной продукции
I. Невещественность.Транспортная продукция не вещественна, как и любая другая услуга
II. Невозможность накопления. Транспортную продукцию нельзя накопить или произвести в запас, потому что ее производство и потребление неотделимы друг от друга.
III. Сложность измерения. Транспортную продукцию невозможно измерить каким-либо одним простым показателем. Для ее измерения необходимо использовать несколько показателей, которые в совокупности и будут характеризовать результаты транспортной деятельности.
Основные показатели измерения транспортной продукции
1. Количество перемещенных тонн грузов и количество перевезенных пассажиров.
2. Грузооборот и пассажирооборот.
3. Приведенная тоннокилометровая работа:
åPl прив. =åPlгр + åПl* Кпр. ,
где
åPlгр. – грузооборот
åПl – пассажирооборот
Кпр. – коэффициент приведения
4. Доход, получаемый от перевозки.
ВОПРОС 3.СФЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ.
Сферы рационального использования различных видов транспорта представляют собой экономически обоснованные предельные расстояния эффективного применения тех или иных транспортных средств для доставки грузов и перевозки пассажиров, рассчитанные путем сопоставления стоимости перевозок и качественных показателей транспортного обслуживания пользователей (скорости доставки, сохранность грузов и др.) на конкурентном транспортном рынке.
Для выбора вида транспорта при перспективных (проектных) расчетах целесообразно использовать сопоставимые приведенные эксплуатационно-строительные затраты, которые при прочих равных условиях соответствуют тарифным платам:
,
где - приведенные затраты i-го вида транспорта (варианты перевозок);
- текущие (эксплуатационные) расходы i-того вида транспорта;
- единовременные капитальные вложения на i-тый вид транспорта;
- оборотные средства грузовладельцев, равные стоимости грузовой массы "в пути", учитывающей срок доставки i-тым видом транспорта;
- нормативный срок эффективности единовременных затрат (Ен=0,10 -0,12);
- внетранспортный эффект использования i-того вида транспорта в других отраслях и сферах жизни людей (влияние на экологию окружающей среды, повышение стоимости земли и недвижимости, ускорение освоения месторождений и территорий, сокращение времени поездок работников к рабочим местам, обеспечение безопасности и сохранности перевозок и т.п.).
Определение рациональных сфер использования железнодорожного и автомобильного транспорта производится путем сопоставления тарифных плат или приведенных затрат на перевозки по различным схемам транспортировки (П-М-П, П-М-А, А-М-А и др., где П – подъездной железнодорожный путь, М – магистральная железная дорога, А - автотранспорт), типам автомобилей, дорожным условиям, родам грузов и т.п. Предельные рациональные расстояния перевозки грузов автотранспортом (табл. 5) одновременно показывают и минимальную сферу применения железнодорожного транспорта, после которой выгодно использовать железную дорогу.
В области пассажирских перевозок рациональные сферы использования видов транспорта зависят от регулярности и удобства расписания движения, скорости и цели поездки пассажиров, качества обслуживания в пути и в пунктах отправления и прибытия, стоимости поездки и платежеспособности населения. Железнодорожный транспорт используют как на короткие расстояния (городские и пригородные), так и на средние (местные) и дальние поездки. В ряде случаев железные дороги конкурентоспособны при поездках пассажиров на сверхдальние расстояния (например, Москва-Хабаровск-Владивосток).
Большую часть городских пассажирских перевозок (до 60%) и значительную часть пригородных, особенно на направлениях, где отсутствует железнодорожное сообщение, выполняет автомобильный транспорт на расстояния до 200 и более км. Междугородние автобусные перевозки часто конкурируют с железнодорожными на расстояние 300-500 км. Дальние и сверхдальние перевозки пассажиров чаще всего выгоднее совершать воздушным транспортом.
Морские и речные перевозки пассажиров совершаются в основном на дальние расстояния на направлениях, где отсутствуют другие виды транспорта, а также при туристических и экскурсионных (круизных) поездках, в т.ч. и на сверхдальние расстояния. В прибрежных населенных пунктах часто используют морские и речные суда, в т.ч. на подводных крыльях, для пригородных и междугородних перевозок пассажиров на короткие и средние расстояния.
В конкретных условиях сферы рационального использования различных видов транспорта могут значительно отличаться от приведенных выше в зависимости от уровня конкуренции на транспортном рынке, развития транспортной инфраструктуры в регионе, складывающихся схем взаимодействия между видами транспорта и других факторов.
ВОПРОС 4 МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ВИДОВ ТРАНСПОРТА ГРУЗОВЛАДЕЛЬЦАМИ И ПАССАЖИРАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Сфера рационального использования видов транспорта – предельное расстояние эффективности применения, а так же стоимостных показателей, отражающих размер транспортной составляющей в цене конечного продукта.
В современных условияхмногие грузовладельцы осуществляют выбор вида транспорта не только по ценовым, сколько по качественным составляющим и критериям:
· Скорость доставки
· Сохранность
· Комфорт для пассажиров
· Информативность
· Возможность применения современных стандартов контейнеризации
· Схема транспортировки
· Географическое размещение производственных сил
· Развитие и размещение транспортной инфраструктуры
· Уровень конкуренции на транспортном рынке
· Технико-экономические показатели на конкретные перевозки
В основе экономически обоснованного выбора вида ранспорта лежат тарифные платы за перевозку и сопутствующие издержки:
· Подготовка груза к перевозке
· Погрузка-разгрузка и перевалочные виды работ
· Таможенные операции
· Страховые сборы
· Охрана груза в пути следования
Дополнительные факторы:
· Грузоподъемность и мощность транспортного средства
· Удобство подвоза и вывоза
· Коплексность обслуживания
· Уровень информатизации
Для пассажира имеет значение удобство расписания, уровень обслуживания, дополнительные мероприятия по безопасности.
ВОПРОС 5 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|