Школа «свободного права» («живое право»). Е.Эрлих
С развитием гражданского общества стал формироваться иной подход к проблемам права. Новые социальные явления не вмещались в устарелые понятия, но требовали правового признания. С критикой юридического позитивизма выступили теоретики и специалисты отраслевого права, в поле зрения которых были практика и применение права. Новое направление («свободное право») призывало искать право в жизни. Поскольку жизнь конкретна и разнообразна, право не может быть сведено к нормам закона.
Основатель теории «живого права» австрийский ученый Е.Эрлих (1862-1922) призывал исследовать лишь то, что входит в жизнь и становится живой нормой. Эрлих выделяет: общественное право (право первого порядка - организационные нормы, складывающиеся в обществе и спонтанно устанавливающиеся), государственное право(право второго порядка - нормы, создающиеся деятельностью государства для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений), право юристов,связанное с деятельностью судей, их свободным убеждением. Значение придавалось «свободному нахождению права», интуиции квалифицированных юристов («справедливости»).
Истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, может быть лишь то, что становится «живой нормой». Это «живое право», по Эрлиху, право, действительно существующее в обществе, возникает в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Беря свое начало во внутренней системе человеческих союзов, оно всегда имеет более широкое содержание, чем право, содержащееся в законе.
5. Институционализм М. Ориу
В основе теории французского правоведа М.Ориу (1856-1929) лежит понятие института. Общество представляет собой взаимодействие множества социальных институтов (партии, корпорации, профсоюзы, государство, церковь, коммерческие организации и др.), обладающих общими характерными чертами: организующей и направляющей идеей, структурой, нормативно упорядоченной внутренней жизнью, автономностью.
По концепции Ориу, институт - это функционирующая система упорядоченных отношений, в которой действуют и объективный, и субъективный факторы. Право понималось им, как действующий порядок отношений; в праве различались форма (юридические нормы и акты) и материя (содержание норм).
В теории институционализма выделялись два способа образования правовых норм: вертикальный (институционализация властных повелений) и горизонтальный (институционализация фактических отношений). Любая социальная норма, получившая признание членов сообщества и реализованная в конкретных отношениях, рассматривалась как норма права.
Государство, по концепции Ориу, должно быть публичной службой порядка, общенациональным институтом.
6. Теория конвергенции. П. Сорокин
Один из основоположников данной теории П.Сорокин (1889-1968), представитель русского зарубежья, рассматривал исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, религиозного, интегрального) при доминировании одного из них. Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, социально-экономической, культурной, религиозной организацией, системой ценностей и типом личности.
Будущее мировой цивилизации Сорокин связывал с утверждением интегрального типа культуры. В своей концепции он обосновывал неизбежность сближения двух социальных систем в век научно-технической революции и провел анализ развития основных черт капитализма и социализма. Синтез их положительных черт, которые П.Сорокин выявил в естественных, социальных, гуманитарных науках и технологии, этике, криминальном праве, образовании, спорте, искусстве, религии, браке и семье, экономической системе, социальных отношениях, политической системе, давал обоснование созданию единого типа интегрального строя при условии всеобщего мира. П.Сорокин считал конвергенцию «обнадеживающим симптомом и жизнеспособным процессом».
Самостоятельная работа также предусматривает уяснение получивших развитие в XX в. основных положений теории элит (В.Парето и Г.Моска), солидаризма (Л.Дюги), психологической школы (Л.Петражицкий, З.Фрейд), социологии права (Р.Паунд), постиндустриального общества (Д.Белл), социального государства (Э.Губер, К.Мюрдаль).
Множество разнообразных политических и правовых учений XX в. отразило глубокие социальные изменения новейшей истории. Рост крупной индустрии, формирование так называемой управляемой рыночной экономики, расширение в странах сферы деятельности государственной власти, демократизация общественной жизни существенным образом повлияли на обновление социально-политической теории, вопросов правового характера, на развитие комплексных наук.
Одной из тенденций политико-правовых исследований стала их специализация, что нашло свое отражение в появлении таких направлений и доктрин, как геополитика, бихевиоризм, плюралистическая демократия, технотронное общество, государство всеобщего благоденствия и др.
Обозначенные концепции дополнились получившими распространение в XX в. теориями постмодернизма, неолиберализма, неоконсерватизма.
Большое значение приобрели разработка юридических проблем, возрастание авторитета идеи правового и социального государства. Учение о правовом государстве и теоретически, и практически становится ведущим в общественном правовом сознании.
В современных условиях перехода к XXI в. политико-правовые исследования обогащаются новыми подходами благодаря ускорению исторического развития, процессам интеграции, дальнейшему совершенствованию внутреннего и международного правопорядка.
Учебная литература
1. ИППУ под редакцией В.С.Нерсесянца. Учебник. М., Юристъ, 2005.
2. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Хрестоматия. М., Юристъ, 2003.
3. Лейст О.И. История политических и правовых учений. Учебник. М., Юристъ, 2005.
4. История русской правовой мысли. Биография. Документы. Публикации. Издательство «Остожье». М., 1998.
5. Фролова Н.А. История политических и правовых учений. Методические материалы. М., Издательство РАГС, 2005.
6. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского – «Воскресенье», -1993. с.238.
7. Энциклопедия правовой мысли. М., Юристъ, 2003.
Краткий словарь терминов
Абсолютизм- форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно первому лицу в государстве -монарху.
Азан - молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) перед обязательной молитвой.
Анархизм- общественно-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, политической, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
Античность– греческо - римская Древность, имеющая совокупность классических проявлений в области искусства, литературы, философии, политики.
Аракчеевщина- реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А.Аракчеевым (военные поселения, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия).
Артхашастра- древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством.
Бланкизм- политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л.О.Бланки, основывающееся на заговорщической тактике в революционном движении, когда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П.Н.Ткачев).
Большевизм- течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В.И.Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП.
Брахманизм- одно из ведущих направлений древнеиндийской идеологии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов.
Буддизм- возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны.
Былина- русское народное сказание, эпос.
Бюргерство- средний слой, новая социальная группа (купцы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа.
Варны- различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям.
Вассал- феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинностей.
Веды- древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов.
Возрождение- эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.
Гандизм- многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский национальный конгресс - Махатма Ганди.
Гегельянство- идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегельянцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте».
Генезис- возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету.
Глоссаторы (экзегеты)- толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье.
Гражданское общество- общество с развитыми социально-экономическими, политико-правовыми отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Гуманизм- совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному господству церкви.
Дань- натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды.
Даосизм- направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао- «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании.
Движение Неприсоединения- движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран.
Декабризм- общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии.
Декреталии- постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви - Корпуса канонического права.
Демократия- народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.
Демос- в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы.
Джихад- «усиление»: борьба за веру, «борьба на пути Аллаха». Первоначально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад - лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению.
Диггеры- крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик -Дж.Уинстенли.
Диктатура- ничем не ограниченная власть (политическая, экономическая, идеологическая) лица, группы, класса.
Доктрина- систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий.
Дхарма- в Древней Индии закон жизни, богоустановлен-ный порядок, которому должна следовать каждая варна.
Евразийство- научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Флоровский, М.Шахматов, Г.Вернадский и др.).
Ереси- особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви.
Естественное право- совокупность принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зависящих от социальных условий. Идеологическое орудие борьбы буржуазии против феодализма.
Закономерность- объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса.
Законы Ману- политико-правовой памятник Древней Индии, законоведческии трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества.
Западничество- направление русской общественной мысли середины XIX в., отстаивающее развитие России по западноевропейскому пути.
Идеализм- философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное-первичным, а материю природу, физическое - вторичным, производным, зависимым. Различаются; две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего Существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятия.
Иджма- общее согласие общины, один из источников мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения.
Избранная рада- неофициальное правительство Русского государства в 40-50 гг. XVI в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский.
Имамат- одна из основных исламских категорий, руководство общей молитвой.
Император- повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя.
Инвеститура- право назначения епископов светской высшей властью.
Индепенденты- политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма.
Инквизиция- трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных.
Институционализм- направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - «институций» (семья - партия - профсоюзы и т. д.); вторичный термин - «ин-ституционализация» понимается как организационно-правовое закрепление общественных отношений.
Иррационализм- идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».
Историзм- принцип рассмотрения действительности, развивающейся и изменяющейся во времени.
Кааба-образ камня, как символ ключа к небесному Храму божественное знамение.
Казачество- оформившееся в XVIII в. сословие, используемое царским правительством для военной службы и охраны границ.
Кальвинизм- одно из направлений протестантизма, основанное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм.
Каноническое право- создатели школы, занимавшиеся систематизацией папских декретов, решений церковных соборов.
Кантианство- критицизм, учение И.Канта и его последователей.
Категорический императив- всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т.д.
Католицизм(от греч. - всеобщий, вселенский) - разновидность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века.
Кияс- решение дел по аналогии, способ толкования и применения права.
Клерикализм- политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
Коллективистский анархизм- третье направление анархизма (после теорий М.Штирнера и П.Прудона), разработанное М.А.Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем.
Колониализм- политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении.
Колонизация- заселение и освоение окраинных, земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России).
Консерватизм- идейно-политическое течение классового общества, выражающее неприятие нового и противостоящее прогрессивным тенденциям социального развития.
Конституционализм- система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством.
Конфуцианство- учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.), имеющее в своей основе принцип добродетели.
Концепция- понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения.
Коран- священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «правовых строфах», устанавливающих личный статус, регламентирующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданского, уголовного, финансового права и др.
Крещение- одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснению языческих верований.
Левеллеры- левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои.
Легальный марксизм- идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирования буржуазного общества с использованием терминов и положений марксизма.
Легизм- древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам.
Легисты- западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противовес церковному.
Летопись- историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды.
Лютеранство- вероучение немецкого богослова Мартина Лютера, вождя эпохи Реформации, об «оправдании верой» (о «спасении» человека искренностью его веры), об отрицании роли церкви как посредника между человеком и Богом.
Макиавеллизм- термин, заимствованный от имени итальянского государственного деятеля и политического мыслителя Никколо Макиавелли, для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
Материализм- одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели К.Маркс и Ф.Энгельс).
Меркантилизм- учение и политика в период формирования буржуазных капиталистических элементов, поддержания национальной промышленности и торговли.
Метафизика- в философском плане рассуждения о «духовных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственнОхму опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности, не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (противоположен диалектике, как методу и теории познания развития природы, общества, мышления); у Канта И. - учение о морали и праве.
Метод - путь исследования (познания); совокупность приемов теоретического и практического освоения действительности.
Методология- система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Моизм- учение моистов, выражающее интересы мелких собственников и отстаивающее идеи всеобщей любви и социального равенства.
Народничество- идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861-1895 гг.); существовало в течениях революционного и либерального («теория малых дел») народничества. Известны народнические кружки «чайковцев» (глава кружка Н.Чайковский) и «долгушинцев» (руководитель кружка А.Долгушин) с тактикой «хождения в народ», а также организации «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля».
Нативизм- немодифицированность, индивидуальность, сохранение культурных ценностей в неизменном виде.
Неокантианство- идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту» и развивающее идеалистические и метафизические эле-
менты философии И.Канта; известность получили две школы -марбургская (Р.Штаммлер) и баденская (В.Виндельбанд).
Нестяжательство- религиозно-политическое течение в России, проповедующее аскетизм, отказ церкви от приобретения земельных и имущественных ценностей (т. е. от стяжания, как противоречащего евангельским идеалам). Основателем доктрины нестяжания является Нил Сорский.
Нормативизм- позитивистское направление в правовой науке XX в., считающее главной задачей юридической науки изучение действующих норм права вне зависимости от социально-экономических условий, т. е. изучение права «в чистом виде».
Общественный договор- учение (теория) о происхождении государства согласно договору между людьми, в котором предусматривается добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Оппортунизм- соглашательство, приспособленчество, беспринципность.
Общественно-экономическая формация- исторически определенный тип общества с присущим способом производства, экономическими и социальными отношениями.
Опричнина- система внутриполитических мер Ивана Грозного во второй половине XVI в., направленная на подавление боярской оппозиции ссозданием репрессивного механизма.
Органическая теория- теория Г. Спенсера, английского социолога, отождествляющая строение и функции государства со строением и функциями живого организма; государство - общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из
клеток.
Парламентаризм- система организации и функционирования власти, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций при ведущем положении парламента, как выборного законодательного органа.
Патриаршество- система церковного управления во главе с патриархом. С введением в России патриаршества с 1589 года русская церковь получила полную самостоятельность.
Переходный период- особое и качественно самостоятельное состояние социальной системы, сопровождающееся нестабильностью, кризисными явлениями, снижением управляемости и эффективности социального регулирования.
Перманентная революция- непрерывная революция, идея революции из вне, ее «экспорта»; авантюристическая концепция Л.Троцкого.
Письменность- письменные памятники народа или эпохи.
Плюрализм- один из принципов устройства правового государства, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества.
Позитивизм- философское направление, утверждающее, что все позитивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивается описанием, систематизацией фактов и явлений.
Полис- типичная форма организации общества для Древней Греции, город - государство (объединение с единой властью и общественной жизнью).
Полития- республиканский строй в Древних Афинах, понятие смешанной формы государства, введенной Аристотелем и сочетающей лучшие качества олигархии и демократии.
Политический режим- составная часть понятия «форма государства», включающая методы и приемы осуществления политической (государственной) власти.
Правовая культура- высокое место права в общественной жизни, уровень его развития; общее состояние законодательства, правосознания граждан, работы правотворческих и правоприменительных органов.
Правовое государство- тип государства с функционированием конституционного правления, развитой правовой системой, эффективной судебной властью, при наличии реального разделения властей с социальным контролем политики и власти.
Православие- одно из направлений христианства, сложившееся на территории Византийской империи и утвердившее в древнерусском государстве.
Предмет - категория, обозначающая целостность, выделяемая из мира объектов в процессе познания.
Преемственность- связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении определенных элементов.
Пресвитериане- в период английской буржуазной революции религиозно-политическая партия, выражающая интересы богатого купечества, банкиров и части обуржуазившегося дворянства.
Принцип- первооснова, обобщающая и распространяющая какие-либо положения на все явления той области, из которой он (принцип) выделен.
Просвещение- идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.
«Просвещенный абсолютизм»- доктрина просвещенной абсолютной монархии в России; политика укрепления абсолютной власти с использованием отдельных положений просветительской идеологии XVIII века.
Протестантизм- религия, возникшая в XVI в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим интересам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопления капитала. Основной догмат - индивидуализм в делах веры.
Пуританизм- общественно-религиозное учение, идеологическая платформа английской буржуазной революции. Последователи учения - пуритане (английские кальвинисты) выступали за преобразования англиканской церкви в духе протестантизма, за решительное осуществление идей Реформации в Англии.
Радикализм- идейно-политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных реформ, решительного образа действий.
Развитие- направленное, необратимое, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Разделение властей - политико-правовая доктрина, согласно которой в правовом государстве должны существовать самостоятельно и независимо друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, - с эффективным взаимодействием и взаимным контролем.
Разночинцы- юридически не оформленная категория населения в России XIX в., выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства), носители демократической идеологии.
Расизм- реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию и войны принадлежностью людей к различным расам.
Рационализм- учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей.
Революция- коренной переворот, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому; в социальной революции - переход от отжившей общественно-экономической формации к более прогрессивной.
Республика- от лат. - общее дело, соответствующее понятию «государство» с выборным государственным органом (Народное Собрание, Сенат или Совет).
Реформация- общественно-религиозное и политическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, главной идеологической опоры феодализма, и предусматривающее проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
Реформизм- оппозиционное марксизму политическое течение, выступающее за осуществление социальных изменений путем реформ, не затрагивая основ существующего строя, и отрицающее революционную классовую борьбу.
Реформирование- преобразование, изменение, проводимое путем реформ, усовершенствований, модернизации.
Рита- божественный или всемогущий космический закон -порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определенного поведения.
Русская Правда-свод древнерусского права, включающий Правду Ярослава Мудрого и другие источники.
Сатьяграха- тактика ненасильственного сопротивления, проводившаяся в соответствии с твердыми принципами, основанными на духе ненасилия (стойкость, твердость, упорство в отстаивании истины, правды).
Синдикализм- мелкобуржуазное течение в рабочем движении, рассматривающее в качестве единственного пути к социализму экономическую борьбу и считающее, что профсоюзы (синдикаты) должны управлять общественным производством.
Славяне восточные- родственные по происхождению племена, имеющие общность языка, культуры, территории, экономики (поляне, древляне, уличи, кривичи, северяне, вятичи и др.).
Славянофильство- одно из направлений русской общественной мысли середины XIX в., выступающее за отличный от Запада путь развития России на основе ее самобытности, патриархальности, православия.
Сменовеховство- общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом, эмигрантской) в 20-е гг. XX в.
Софисты- древнегреческие учителя наук, философы-просветители.
Справедливость- одно из понятий этики, разработанное
Платоном в диалоге «Государство» и развитое Аристотелем, Цицероном и другими античными мыслителями.
Старообрядчество- идейно-религиозное направление, возникшее в результате раскола русской православной церкви в , XVII в., сторонники которого отказались признать церковную | реформу патриарха Никона и стремились сохранить атрибуты старой веры.
«Царь-солнце» - сравнение царя с солнцем в виде образной формулы, введенное в XVII в. Симеоном Полоцким возвышение царя, утверждаемого по величию почти равным Богу.
Стоицизм- философское направление в античном обществе и философская школа стоиков, отстаивавших идеал единства мира, нравственное самоусовершенствование, послушание и политическую пассивность.
Стяжательство- течение, основанное Иосифом Волоцким, направленное на создание экономически могущественной монастырской организации. Стяжательская позиция теоретически оправдывалась использованием церковной собственности на «благие дела» (строительство монастырей, помощь бедным и др.).
Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализм- учение, сторонники которого (социалисты) в качестве цели, идеи выдвигали установление социального строя, основанного на общественной собственности на средства производства; первая, низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Социалистические учения середины XIX в. носили критически-утопический характер.
Судебник- кодификация норм обычного права, уставная грамота, княжеские указы.
Сунна- второй источник мусульманского права, сборник преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Специфическое руководство для мусульман, «священное преда-
ние».
Суннизм- доминирующее, «правоверное» течение в исламе, поддерживающее сильные общинные традиции, в т.ч. избрание халифа.
Схоластика- средневековая религиозно-идеалистическая «школьная» философия, основанная на церковных догматах. Представители - схоласты стремились рационально обосновать христианское вероучение.
Сюзерен- крупный феодал, сеньор в средневековой Европе (барон, граф, герцог, князь).
Теократия- форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви.
Теология- богословие, систематизация вероучения данной религии.
религии.
Томизм- ведущее направление в католической философии основанное Фомой Аквинским.
Теория- система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания.
Теория насилия- теория Людвига Гумпловича, австрийского социолога и юриста, обосновывающая происхождение государства в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.
Традиционализм— направление общественно-политической мысли, наследующее существующие институты, обычаи,
порядки.
Улемы- «знатоки веры».
Умма- исламская община, прочная структура которой регламентируется шариатом.
Утилитаризм- этико-правовое учение, основанное И.Бентамом, считающее полезность (пользу) основой нравственности и принципом оценки всех явлений.
Учение- система воззрений мыслителя или ученого; совокупность положений о какой-либо области явления.
Фашизм- реакционное политическое течение, выражающее интересы агрессивных империалистических кругов, пропагандирующее культ насилия, агрессию, расизм; неофашизм -фашизм, видоизменивший свои позиции и действия в соответствии с современными условиями при сохранении своей идейно-политической основы.
Федерализм- система государственного устройства, основанная на федеративных началах.
Халифат- преемство, ключевая категория, включающая два взаимосвязанных аспекта. 1) сущность мусульманской власти; 2) специфическая форма правления (глава общины - халиф - заместитель пророка).
Хисба - надзирательство за соблюдением религиозных и моральных предписаний, а также за общественными местами.
Центризм- оппозиционное марксизму политическое течение, замаскированное «левой» фразой и занимающее промежуточное положение между марксизмом и оппортунизмом.
Цивилизация- культура, определенная ступень общественного развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|