Сделай Сам Свою Работу на 5

III. ИППУ в период становления гражданского общества





Тема отражает особенности политической и правовой мыс​ли в период развития гражданского общества в странах Западной Европы. Своеобразие условий первой половины XIX в. заключа​лось в том, что утверждавшийся капиталистический строй, кото​рый обрел свою идеологию в либерализме, еще сталкивался со своими противниками в лице феодально-дворянских кругов, же​лавших реставрации добуржуазного порядка и несущих комплекс консервативных идей и учений.

Консервативно-охранительную идеологию того времени представляли Ж.Местр, Г.Боналд, К. Галлер, Э.Берк и другие по​литические мыслители. В сравнении надо рассмотреть позиции идеологов консерватизма, обозначить основные направ​ления критики идей естественного права, общественного догово​ра, французской революции и ее аргументацию.

Данный аспект самостоятельной работы следует дополнить рассмотрением основных положений исторической школы права,основанной немецкими юристами Г.Гуго, Ф.Савиньи и Г.Пухта. Важно дать собственную оценку основным тезисам ис​торической школы права, рассматривающей право как проявле​ние народного духа в истории.



Далее необходимо перейти к направлениям буржуазного либерализма, к его обоснованию индивидуальных прав и свобод, необходимых для развития капитализма. Западноевропейский либерализм первой половины XIX века представляли во Фран​ции - Б.Констан, А.Токвиль; в Англии - И.Бентам, Дж.Милль; в Германии - В.Гумбольдт, Л.фон Штейн.

Основу концепции европейского либерализма составили те​зисы личной свободы, частной собственности и их непосредст​венная реализация. В концепцию закладывались также идеи ра​ционального устройства мира, общего блага, конкуренции, кон​троля, идеи правового государства, конституционализма, само​управления и др. Важно отразить, что европейский либерализм дал удивительно новые политико-правовые теории, среди кото​рых можно выделить следующие: теория утилитаризма (К.Бентам), представительного правления (Дж.Милль), конститу​ционной политики (Б.Констан), демократии (А.Токвиль), «мини​мального государства» (В.Гумбольдт), «надклассовой монархии» (Л.Штейн).



Всреде бюргерства, мировоззрение носило, в основном, умеренно-консервативный характер. Сознание крестьянстваподавлялось крепостническими порядка​ми, барщиной и различными повинностями. Только под влияни​ем Великойфранцузской революции, проникавших в страну про​светительских идей начинает более динамично происходить по​литическое пробуждение народных масс.

В данных условиях, когда налицо существовали проблемы национального единства, демократизации государственного строя, совершенствования правовой системы, развитие получают теоретические разработки права, государства, закона. Они велись в контексте системно-философских учений, поскольку государст​венно-правовая практика имела открыто консервативный, реак​ционный характер.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«Учение о праве и государстве немецкой классической философии»

Классиками немецкой философии (И.Кантом, И.Фихте, Г.Гегелем) разработаны идеалистические теории права, которые базируются на исследованиях человеческого сознания. В связи с этим рекомендуется рассмотреть понимание права в каждой из теорий и оценить их отличие.

1. Право как гармонизация добровольных действий: Имма​нуил Кант (1724-1804)

Метод философии И.Канта является критическим. Проводя систематическое исследование функций разума, он отмечает три функции человеческого сознания: мышление, воля и чувство, ко​торые соответствуют восприятию (тема работы Канта «Критика чистого разума»), морали («Критика практического разума») и эстетике («Критика способности суждения»).



Правовая философия Канта основана на волеизъявлении (морали), которое исходит из принципов, совершенно отличных от принципов восприятия (знания). У Канта знание и воля прин​ципиально отличаются друг от друга, так как существует фунда​ментальная противоположность между природой и сознанием. В природе господствует необходимость, в противоположность это​му сознание обладает свободой воли.

Если в области знания выработаны общие принципы, то правомерен вопрос: могут ли также существовать общие принци​пы, которые могут быть заложены в качестве базиса для действий воли, а следовательно, для этических действий? Кант полагает, что такой базис не может быть получен из опыта и должен быть сформулирован априори.

Понятие свободы является понятием чистого разума. Сво​бода не может быть объектом никакого теоретического знания. Таким образом, по Канту, чистая воля является источником всех моральных представлений и законов.

Моральные законы выступают как императивы, которые по​ощряют или запрещают определенные действия. Эти императивы являются категорическими (безусловными), в соответствии с кото​рыми определенные действия разрешены или не разрешены, как морально возможные или невозможные. Категорический импера​тив представляет данное действие сознанию как объективно необ​ходимое.

Кант приводит формулу высшего принципа науки этики:

... действуй в соответствии с максимой, которая может быть в то же время принята в качестве универсального закона

Так максима, которая не характеризуется подобным обра​зом, противоречит морали.

Наука права своим объектом имеет принципы всех законов. Используя процесс законодательства, наука превращается в сис​тему позитивного права и законов. Теоретическое знание права и законов в отличие от позитивных законов принадлежит к чистой науке права. Эта наука означает философское и систематическое знание принципов естественного права; именно из этого должны исходить принципы всего позитивного законодательства.

Право по Канту охватывает всю целостность условий, при которых произвольные действия любой личности могут быть гармонизированы в действительности с произвольными дейст​виями любого другого лица, в соответствии с универсальным за​коном свободы. Кант приходит к формулировке всеобщего пра​вового закона: поступай внешне так, чтобы свободное проявле​ние твоей воли было совместимо со свободой каждого, сообразно со всеобщим законом.

Но право у Канта сопровождается полномочием использо​вать принуждение в отношении его нарушителя. Понятие права состоит в возможности универсального обоюдного принуждения в гармонии со свободой всех. Политический идеал государства достигается тогда, когда дух свободы объединен с послушанием закону и лояльностью по отношению к государству.

2.Право как чистая форма разума: Иоганн Фихте (1762-1814)

По Фихте право выводится из «чистых форм разума». Необ​ходимость в праве диктует самосознание, ибо только наличие права создает условиядля того, чтобы самосознание себя выявило.

Однако право базируется не на индивидуальной воле, оно конституируется на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них: понятие права есть понятие отношения между разум​ными существами. Оно существует лишь при том условии, когда такие существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу...

Чтобы гарантировать свободу отдельного человека и со​вместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей, стержнем которой должен стать юридический закон. Этот закон вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует независимо от морали, регулируя область действий и поступков человека.

Фихте считал, что правовые отношения и свобода индиви​дов не застрахованы от нарушений; господство закона не насту​пает автоматически. Правовые отношения и свободу надлежит защищать принуждением (других средств нет).

Сама потребность обеспечить личные права людей обуслов​ливает необходимость государства. Принудительной силой в го​сударстве, по Фихте, не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования ко​торой необходимы согласие всех и соответствующий договор. Благодаря гражданско-государственному договору устанавлива​ется государственность, а общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства.

3. Право как идея свободы: Георг Гегель (1770-1831)

Гегель создал всеобъемлющую систему мышления. Началь​ная ступень этой системы - Абсолютная идея, которая является Разумом и Духом (содержит абсолютно все, касающееся вселенной).

Идея развертывается путем диалектического процесса, про​ходящего через триады тезиса, антитезиса, синтеза. Любое поня​тие (тезис) содержит свою собственную противоположность (антитезис). Процесс перехода от одного к другому происходит через третью категорию синтеза. Синтез, в свою очередь, становится начальным пунктом новой триады. Так вся вселенная развива​ется во всех своих аспектах.

Абсолютная идея, содержащая всю действительность так же как и саму идею (т. е. Логическую идею) имеет своим антите​зисом природу (т. е. идею вне своих пределов). Синтезом логики и природы является идея в себе и для себя (т. е. Дух).

В гегелевской системе идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Таким образом, философия духа имеет сво​им предметом учение о человеческом сознании и о различных видах человеческой деятельности. Она подразделяется на три части: субъективный дух (категории чувств, мышления, созна​ния; психология) содержит свой антитезис в объективном духе, объективный дух (право, мораль, нравственность) рас​сматривается Гегелем в диалектической триаде. В учении об объ​ективном духе (см. «Философию права» Г.Гегеля) человек рас​сматривается как общественное существо, а история представле​на как «прогресс духа в сознании свободы». Этот прогресс раз​вертывается в «духе» отдельных народов, которые сменяют друг друга в историческом процессе, абсолютный дух,т. е. искусство (первая форма его само​раскрытия), религия (вторая форма) и философия, - означает полную реализацию Абсолютной идеи, так как является синтезом субъективного и объективного духа.

Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вооб​ще есть наличное бытие свободной воли; сама же свобода состав​ляет субстанцию и основное определение воли. В сфере объективного духа впервые свобода приобретает форму реальности, наличного бытия в виде государственно-правовых образований. Дух выходит из формы своей субъективности и познает внеш​нюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в мир государства и права. Сфера объективного духа предстает как идеальная политико-правовая действительность.

В гегелевском учении тремя главными образованиями сво​бодной воли и соответственно тремя ступенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Диалектическая триада объективного духа: абстрастное право-тезис, мораль – антитезис, нравственность- синтез.

Абстрактное право представляет собой право абстрактно свободной личности и имеет тот смысл, что вообще в основе пра​ва лежит свобода отдельного человека (личности). По Гегелю, свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве частной собственности.

Абстрактное право и мораль приобретают свою конкрет​ность и действительность, когда понятие свободы объективиру​ется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и го​сударства. Гегель отдает приоритет государству (известен геге​левский этатизм), так как считает, что оно представляет собой идею разума, свободы и права. Гегель возвышает государство как идею (действительность) права, в которой механизм насилия и аппарат политического господства ограничены правом и введены в правовое русло.

Немецкие философы И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель заняли дос​тойное место в ряду имен всемирной философской, историко-правовой, политической науки, так как внесли значительный вклад в разработку и теорию вопросов философии, политологии, юриспруденции.

Степень влияния их учений, взглядов и концепций настоль​ко глубока, что ощущается и в современных условиях, благодаря тем ценнейшим наработкам, которые оказались созвучными на​шему времени таких, как диалектика мирового развития и его познания, вопросы войны и мира, международная политика государств, сохранение и сбережение цивилизации, верховенство народа, эффективное государственное управление, развитие и понимание права, совершенствование законодательства, этико-нравственные проблемы, правовая культура.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«История политико-правовой мысли в России в первой половине XIX в.»

Тема важна с точки зрения осмысления богатства новаторско​го подхода политических и правовых концепций русской мысли, не менее значимой, чем общественная мысль Запада.

Самостоятельную работу рекомендуется провести путем сравнительного анализа, сопоставлением различных взглядов и точек зрения политических и государственных деятелей, мысли​телей России по наиболее актуальным для того времени пробле​мам социально-экономической, духовно-политической жизни русского общества.

В сравнительном анализе важно сопоставить три направления:

I. Первое направление

Либерализм и проекты госу​дарственных преобразований в России ММ. Сперанского.

«Введение к Уложению государственных законов» «Записка М.М.Сперанского об устройстве судебных и правительственных учреждений в России 1803 г.»; «Проект уложения государственных законов Российской им​перии»; «Руководство к познанию законов». Основные идеи: резкая критика общественно-государственного строя России начала XIXв. Глубокое теоретическое обосно​вание проектов усо​вершенствования государственного строя Российской империи. Разработка понятий: «Внешний образ правления», «Внутренний образ правления». Цели реформ, предлагаемых Спе​ранским, по изменению общест​венно-политического строя в России.

Охранительная идеология и монархические взгляды Н.М.Карамзина.

«Записка о древней и новой России»; «История государства Россий​ского»

Выражение настроений и протеста основной массы дворянства против либеральных реформ. Основные идеи- сохранение самодержавно​го правления в России и при​вилегий дворянства, сохранение власти помещи​ков над крестьянами, возвышение духовенства, охранительная идеология сложившихся государственно-правовых институтов, критика предполагаемых нововведений и реформ, про​веденных по инициативе Сперанского, преобразования правовой системы Российской империи, раз​работка видов законов и нормативных актов, упорядочение и разделение властей.

II. Второе направление.

Революционная идеология и политико-правовые идеи декабристов.

Республиканская политическая программа П.Пестеля «Русская Правда». Конституционные проекты Н.Муравьева- Избранные труды. В данном направлении рекомендуется определить общее и отличное в проектах декабристов, оценить новизну их политико-правовых взглядов.

Интересно само понимание «Русской Правды» П.Пестелем, его дополнительное разъяснение и заложенная автором смысло​вая нагрузка в названии:

РУССКАЯ ПРАВДА или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного Верховного правления. Объясните, в чем выразилась революционность идей декабризма в России.

III Третье направление.

Либеральные течения русской общественно- политической мысли

1. «Русская идея» в полити​ческих концепциях славянофи​лов (А.Хомяков, И.Аксаков, К.Аксакову И.Киреевский, Ю. Самарин, А.Кошелев ); 2.Политико-правовая идеология западничества (П. Чаадаев,Н. Чернышевский,В.Белинский, А.Герцен,Т.Грановский, К.Кавелин)

Сравнивая данные общественно-политического либерального течения, следует подчеркнуть не только их спор, размышления, но и обмен идеями, их общую направленность продолжения лучших традиций русского просветительства и реформаторства, заинтересованное обсуждение вопросов исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенностей ее по​литического и правового опыта в сравнительно-историческом со​поставлении с опытом Европы и народов Востока.

Взгляды русских мыслителей первой половины XIX в., разделившихся на три основные течения (либеральное, революционно-дворянское, консервативно-охранительное), отразили разность подходов к дальнейшему совершенствованию государственной системы России. Затронутые мыслителями острые вопросы внутренней жизни подчеркивали их актуальность и важность. Разно​образие политико-правовой идеологии существенным образом повлияло на идейные оценки последующих исследований.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«История политико-правовой мысли Западной Европы второй половины XIXв.»

История политических и правовых учений во второй половине XIX в. выразилось в создании правовых школ в Европе (материалистической, реалистической, социологической, психологической, неокантианства, юридического позитивизма), которые продолжили, развили теоретические концепции предыдущих эпох или заложили основы новых направлений общественной мысли.

Обозначив основные правовые школы и направления европейской политико-правовой мысли в данный период, в рамках самостоятельной работы по теме важно рассмотреть теоретико-методологические аспекты их понимания государства и права, а также политико-правовую проблематику.

1. Материалистическая школа права

Создатели материалистической теории права К.Маркс и Ф.Энгельс на основе анализа явлений классовых общественно-экономических формаций определили специфику классового подхода к изучению государства и права. Данный подход базируется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры общества и соотношения классовых сил.

В самостоятельной работе следует рассмотреть следующие элементы новизны материалистической (марксистской) теории- материальное производство - основа существования и развития общества, государство и право - надстроечные явления по отношению к экономической структуре общества, классовое обоснование характера государства и права, изучение общественных явлений, государственно-правовых проблем с точки зрения диалектического материализма, необходимость пролетарской диктатуры, проблема политического отчуждения.

2. Реалистическая школа права

Основатель школы - германский правовед Р.Йеринг. При дополнительном рассмотрении необходимо уяснить и дать личностную оценку следующим аспектам теории - истоки и общее понятие права, методология познания государства и права (описание, классификация, анализ фактов), содержание права (интересы субъектов социального взаимодействия), исследование права с точки зрения его структуры и функций, взаимосвязь государства и права.

Следует объяснить особенность позиции Р.Йеринга о прагматичности права, о специфичности объекта правоведения, заключающегося в реальных, жизненных интересах людей.

3. Социологическая школа права

Видными представителями школы являлись австрийский государствовед Л.Гумплович, английский исследователь Г. Спенсер. Социология ими рассматривалась как отрасль знания об обществе и государстве, о закономерностях их эволюции.

Если Гумплович с социальной борьбой связывал вопрос происхождения и сущности государства, то Спенсер, используя метод аналогий, сопоставлял общество с биологическим организмом, анализируя черты сходств и различий в принципах их структуры и развития. В целом, это был новый синтезированный подход к проблеме происхождения государства и права. В самостоятельной работе важно провести аргументацию «за» и «против» обозначенных теорий.

Круг проблемных вопросов, на которых также необходимо остановиться, включает в себя тематику причин социальных конфликтов; взаимоотношений между социальными группами, классами, политическими партиями; характеристики внешней и внутренней сторон права; понятия правопорядка и др.

Интерес представляет разработанная Спенсером классификация типов общества - военного и индустриального (промышленного). В военизированном обществе единение и сплочение невозможны без иерархизированной системы централизации управления, без статуса подчиненности. В противоположность ему промышленный тип организации общества характеризуется не принудительной кооперацией, а свободой ремесел, неприкосновенностью частной собственности, децентрализацией власти, представительным характером политических институтов, что, несомненно, отражается и на уровне правосознания.

Следует обозначить влияние социологической школы права на современные политико-правовые доктрины.

4. Юридическая школа права

Наряду с «аналитической школой» Дж.Остина в Европе получает развитие второе течение юридической школы права - «континентальный юридический позитивизм» немецкого юриста К.Бергбома. Распространенность юридического позитивизма во второй половине XIX в. обусловлена следующими причинами:

1.​ стремлением буржуазных теоретиков окончательно победить в споре с демократическими идеями школы естественного права XVII-XVIII вв., призывавшей к изменению существовавшего тогда феодального права;

2.​ необходимостью совершенствования буржуазного права с целью полного удовлетворения потребностей капиталистической экономики путем изучения действующего права, согласования его норм, выработки четких юридических определений.

Задачу науки права юридическая школа права видела в догматическом изучении правовых норм, их анализе по правилам формальной логики, классификации, приведении в систему. По мнению юридической школы права субъективные права граждан производны от положительного права. Данное положение мотивируется тем, что лишь государство создает личность субъекта права.

Также позитивисты полагали, что любое дуалистическое учение о праве является невозможным с точки зрения практической юридической жизни. Единственно реальным правом является то, которое выражено в законе.

Юридическая школа права оставалась влиятельной на протяжении всего XIXв.

5. Неокантианская школа права

Идеи Канта получили свое возрождение, как бы «второе дыхание» в правовых учениях продолжателей его теории, среди которых следует выделить имя Р.Штаммлера.

Штаммлер, который разделял философские и политические установки Марбургской школы неокантианства, считал понятие права - универсально обоснованным элементом, являющимся общим для всех правовых действий и институтов, безотносительно к их содержанию. Такой элемент, по Штаммлеру, может быть только чисто формальным.

Универсальным элементом всех правовых инструментов является идея согласования личного желания с целями сообщества. Идея справедливого закона означает единство методов согласования индивидуальных целей в соответствии с одной конечной целью сообщества.

Если Кант противопоставляет чистый разум (критическое познание вещей)практическому разуму (цели, поставленные верой и волей), то Штаммлер разделяет концепцию права и идею права. Концепция права определяет универсальные элементы права. Идея права направляет средства и цели индивидов к конечной и общей цели. Таким образом, действует формула: право как согласование целей.

6. Психологическая школа права

Психологическая школа права получила свое развитие в творчестве Ф.Ницше. Центральной категорией в его концепции является «воля к власти», которую мыслитель трактует как основу права сильного. При анализе особенностей учения Ницше следует обратить внимание на следующие характерные аспекты: воля к власти является специфическим свойством всех явлений, в том числе социально-правовых и политических, мораль проявляется в виде превосходства аристократов, господ над другими людьми - рабами, низшими, где субъектом морали выступает сверхчеловек, как высший биологический тип, относящийся к человеку так же, как человек относится к обезьяне, развитие аристократической концепции права, которое является вторичным, производным от воли к власти (сила дает первое право, которое есть преимущество), высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногочисленного привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование.

Правовое учение Ницше оказало значительное влияние на концепцию экзистенциализма, прагматизм, философию жизни.

Во второй половине XIX в. усилился социально-классовый характер политико-правовых учений, их идеологическая направленность. Отчетливо выявилось идеологическое противостояние между сторонниками буржуазного строя и социалистических преобразований.

Развитие социальных наук оказало большое влияние на общественную мысль, складывается ярко выраженный плюрализм политико-правовых учений, расширяется категориальный аппарат. Политико-правовые доктрины пополняются идеями парламентаризма, партийных систем, социального партнерства, связанности государственных институтов правом. В теоретических позициях многих исследований присутствует идея лишь о закономерном переходе к более совершенным формам цивилизации.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«Утопический социализм в России второй половины XIXв. Классики русского марксизма. История политических и правовых учений мыслителей русского эмигрантского зарубежья»

Необходимо рассмотреть такое специфически российское политическое направление, каким было народничество. В данной связи необходимо отметить, что народ​ничество включало в себя и общественное движение, и идеологию, признававшую самобытность русского экономического строя. Крестьянское общинное хозяйство рассматривалось как нечто высшее, выходящее за рамки общих экономических законов.

К идейным истокам российского народничества следует от​нести социально-философские и политические трактовки О.Конта, Г.Гегеля, И.Канта, достижения русской политической мысли (декабристы, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и др.). В кругу идейных источников народничества были марксизм, позитивизм.

Важно также остановиться на основных направлениях на​родничества (анархистско-бунтарском, пропагандистском, заго​ворщическом) и дать анализ их общих и специфических черт.

Необходимым моментом самостоятельной работы является уяснение особенностей российского либерализма и его отличий от западноевропейского, что закономерно было связано с российской действительностью: либерализм в России до начала последней трети XIX в. был связан не с буржуазными, а дворянскими слоями общества, тогда как западноевропейский либерализм с самого возникнове​ния был идеологией формировавшейся буржуазии, либеральный политический курс в России отличался нестабильностью, буржуазия как социальная база была слаба в политическом отношении, российский либерализм больше развивался на теоретическом уровне в разработке проблем конституционализма, права, правопорядка, свободы личности, ее роли в общественной и го​сударственной жизни.

Чтобы лучше усвоить материал, следует обозначить основ​ные направления теоретических разработок видных представите​лей либеральной политико-правовой мысли: Б.Чичерина, М.Ковалевского, С.Муромцева, Н.Коркунова.

Методологические аспекты русской консервативной политической мысли (К.Леонтьев, Н.Данилевский, Л.Тихомиров) позволяют глубже понять ее сущ​ность и характерные черты. Консервативная доктрина второй половины XIX в., опираясь на религиозные догматы, была нацелена на укрепление существующей политической власти, сохранении стабильности в обществе путем отрицания революционных, рез​ких перемен.

Российский консерватизм имел и свои политические осо​бенности- идеологи консерватизма исходили из незыблемости и ох​раны самодержавия в России, вследствие чего не выдвигались конструктивные программы модернизации российского общест​ва, предлагались меры тактического характера, характерной для консерватизма была связь с православной религией, что вытекало из общего состояния жизни российского общества.

Кроме этого существовали и особенности социальной структуры общества, расстановку политических сил в России, влияние идей Великой французской революции.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«История политических и правовых учений XX-XXI вв.»

Одним из важных направлений XX века был:

1. Цивилизационный подход в типологии государства и права А. Тойнби

Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств в XX в. стал широко применяться цивилизационный подход. Вместо общественной формации критерием типизации стала выступать категория «цивилизация».

При цивилизационном подходе тип государства и права определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. При этом основное внимание уделяется анализу обществ и в меньшей степени - государства и правовых систем.

Цивилизационный подход связан с именем английского ученого-историка А.Тойнби (1889-1975), который подходил к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, и полагая, что сущность цивилизации заложена в культурном элементе.

Понятие цивилизации Тойнби сформулировал как состояние общества," отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и территория. Из 21 цивилизации, по мнению Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду на основе разделения труда, приобщиться к социальным ценностям, развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

С современных позиций понятие «цивилизация» определя​ется как социокультурная система, включающая не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Ценности цивилизации влияют и на социальную, и на государственную организацию общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.