Представителей социолого-правовых концепций.
1. Общество "Третьей волны" в работах Элвина Тоффлера.
2. Карл Ллевеллин и концепция правового реализма.
3. Проблемы государства и права в разработках Джэрома Фрэнка.
1. Элвин Тоффлер,рассматривая право как одну из форм социального контроля, выделял три основных вида факторов социальной власти насилие, богатство, знание.
При этом именно последний фактор — знание — является самым главным.
Власть, основанная на знании, дает индивиду все, а скорость, с какой это знание приобретается, становится важным экономическим императивом. Выступая с критикой современной системы управления, Тоффлер отмечал ее медленное реагирование на общественные процессы. Ученый полагал, что вскоре общество вообще откажется от законодательства, предпочитая разрешать конфликты при участии третейских судов и иных самостоятельных видов судопроизводства, основанных на здравом смысле. При этом Тоффлер подчеркивал индивидуальность и неповторимость каждого конфликта а, следовательно, и того решения, которое примет судья при рассмотрении дела.
2. Карл Ллевеллин является основателем концепции правового реализма, характерными чертами которого стали: отказ от применения норм, содержащихся в законах; применение норм "реального права", содержащихся в решениях суда; применение идей представителей психологической и социологической школ права.
Ллевеллин в своих работах пытался, не только изучить сущность права, его источники и способы выражения, но и понять, как право влияет на поступки людей, их поведение в обществе. Также он пытался выявить, "как, насколько и в каком направлении расходятся между собой принятая норма и практика вынесения решений".
Право Ллевеллин разделял на: "бумажное право", то есть нормы законов и иных актов, содержащих общие положения; "реальное право", то есть решение, вынесенное должностным лицом по какому-либо конкретному делу. Ученый подчеркивал, что этот тип права бесконечно разнообразен и изменчив.
Противопоставляя нормативному праву, право реальное, Ллевеллин доказывал, что судья при рассмотрении судебного дела обязан руководствоваться не только нормой права, но и своей интуицией, так как "любая норма права нуждается в пересмотре".
3. Джэром Фрэнк,опираясь в своих исследованиях на юридическую практику, задавал теоретикам права вопрос, в какой мере судья следует положению правовой нормы при вынесении решения. И сам отвечал на этот вопрос, констатируя, что любой судья руководствуется, прежде всего, интуицией, своим жизненным опытом и зачастую игнорирует нормы "бумажного права".
Воспринимая право как набор решений, принимаемых судьей по каждому делу в отдельности. Фрэнк утверждал, что судья каждый раз при вынесении решения занимается правотворчеством, любое решение суда является непредсказуемым, так как его принятие зависит целиком от мнения судьи.
При рассмотрении сущности "бумажного права" Фрэнк применял положения психоанализа. Согласно его исследованиям, закон предстает как явление, несущее в себе признаки "авторитарного отца" - комплекса, который присущ большинству людей в детстве. Любой нормативный акт, как проявление этого комплекса, является недостижимымидеалом, обладающим стабильностью, справедливостью, силой. Следовательно, судья не только, может игнорировать нормы закона, но и обязан действовать, прежде всего исходя из своего опыта применительно к конкретной ситуации.
Политико-правовые концепции представителей
Школы психоанализа.
1. Зигмунд Фрейд и основные понятия психоанализа в политике.
2. Аналитическая психология и политико-правовые концепции КарлаЮнга.
3. "Радикальный гуманизм" Эриха Фромма.
1. Зигмунд Фрейд (1856—1939) явился основоположником школы психоанализа, чьи методы в дальнейшем стали использоваться не только в психологии, но и в иных сферах общественной жизни.
Психоанализ рассматривался Фрейдом как метод психологического исследования бессознательных психических процессов, как метод лечения невротических заболеваний, как психологическую теорию о строении и функционировании психического аппарата человека.
Психоанализ связан с понятием "психика человека", структура которой состоит из следующих элементов: Я, Оно, Сверх - Я.
Я представляет собой сознательную сторону человеческой психики. Эта часть направляет свои усилия на объяснение окружающего индивида мира, на поиск наиболее приемлемого для конкретных ситуаций типа поведения.
Оно является аккумулятором бессознательных влечений человека, его желаний и стремлений получить удовольствие.
Сверх-Я является бессознательной частью психики, где скапливаются понятия об общественных запретах, нормы морали. Это — совесть человека.
Фрейд применял положения психоанализа для объяснения протекающих в обществе процессов. Он считал, что основой объединения индивидов в коллективы являются инстинкт разрушения и сексуальный инстинкт; что основой государства предстает многоразовое воспроизведение отношений ребенка и отца.
Возникающие в обществе конфликты Фрейд был склонен рассматривать как проявление инстинкта разрушения — при проведении внешних военных действий; подавленной ненависти детей к отцу — при внутрисоциальных конфликтах между низшими и высшими классами.
Последствия внешних военных конфликтов Фрейд видел в возникновении чувства враждебности побежденных к победителям, что являлось угрозой для последних.
2. Карл Юнг (1875—1961) в сфере политико-правовых исследований стал известен как ученый, показавший правовую реальность с новой точки зрения.
Основным понятием психологической концепции Юнга стало понятие "архетип" то есть элемент, вобравший в себя весь опыт человека и влияющий на процесс отождествления индивида с себе подобными. Под влиянием того или иного архетипа возникли все сферы общественных отношений - государство, культура, религия и т.д. При этом для каждого народа был присущ свой особый архетип, что проявилось в многообразии культур.
Развитие культуры Юнг представляет тем самым фактором, который повлиял на отделение человека от природы и получение им способности рационально мыслить. Следствием все ускоряющего протеса рационализации общества Юнг считал стрессовое состояние людей, увеличение числа национальных и межличностных конфликтов, установление тоталитарного строя в том или ином обществе, полное исчезновение или слияние культурна также принятие массовой культуры.
Тоталитарный строй в государстве является следствием растворения личности в обществе. "Массовый человек'' стремится избавиться от внутренних душевных противоречий и, как следствие, он начинает принимать активное участие в общественной и политической жизни.
При наличии большого числа подобных личностей в обществе возникает массовый психоз, имеющий разрушительные для общества последствия. В таком обществе толпа выбирает в лидеры любого (часто обычного) человека и наделяет его сверхчеловеческими качествами.
Лидер, выбранный "массовыми людьми", обязан доказывать последним, что он — супергерой. Но, не обладая геройскими качествами для сохранения доверия толпы, лидер принимает меры по сохранению данной ему власти путем установления тоталитарного режима и тиранического правления.
3. Эрих Фромм (1900-1980) как основатель учения "радикального гуманизма" попытался в своих работах объединить идеи Маркса и Фрейда. Своей главной задачей ученый считал поиск и объяснение связей, возникающих между бессознательным человека и социальными институтами.
По идее Фромма, каждый человек несет в себе 2 начала — доброе и злое. От того, какое начало возобладает на данный момент, зависит направление пути развития всего общества, то есть будет ли оно обладать "синдромом роста" или "синдромом распада".
Анализируя современную ему общественно-политическую обстановку во всем мире, Фромм утверждал, что мир страдает "синдромом распада". Признаками данного явления в обществе стали нарциссизм, инцест, садомазохизм, деструктивность, конформизм. Нарциссизм проявляется в обществе в виде расизма, нацизма и иных стремлений одного класса возвыситься за счет умаления положения другого. Инцестуальные влечения Фромм видел в тенденции индивида замещать личность матери понятием государства, вождя или иного общественного института. Садомазохизм проявляется в желании человека, с одной стороны, обладать властью, но, с другой стороны, — подчиняться этой власти. Деструктивность Фромм видел в стремлении современного человека механизировать свою жизнь, окружить себя неживыми предметами. Это ведет к потере человеком персонификации и его превращению в статическую единицу.
Конформизм предполагает отсутствие у современного среднестатистического человека индивидуальности. Стремление "быть как все" ведет к социальной мимикрии; подавлению психики личности, желанию найти лидера, способного привнести в жизнь индивида что-то новое, пассивному восприятию любых социальных конфликтов. Следствием этого Фромм видел установление фашистских и коммунистических режимов. Мерами, способными избавить человечество от "синдрома распада" Фромм считал: организацию условий для полной реализации личности в обществе, проведение акций, направленных на борьбу с социальной патологией, формирование более совершенных общественных институтов на основе использования методов психоанализа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|