Сделай Сам Свою Работу на 5

Представителей социолого-правовых концепций.





1.​ Общество "Третьей волны" в работах Элвина Тоффлера.

2.​ Карл Ллевеллин и концепция правового реализма.

3.​ Проблемы государства и права в разработках Джэрома Фрэнка.

1. Элвин Тоффлер,рассматривая право как одну из форм социального контроля, выделял три основных вида факторов социальной власти насилие, богатство, знание.

При этом именно последний фактор — знание — является са​мым главным.

Власть, основанная на знании, дает индивиду все, а скорость, с какой это знание приобретается, становится важным эконо​мическим императивом. Выступая с критикой современной системы управления, Тоффлер отмечал ее медленное реагирование на общественные процессы. Ученый полагал, что вскоре общество вообще откажется от законодательства, предпочитая разрешать конфликты при уча​стии третейских судов и иных самостоятельных видов судопроизводства, основанных на здравом смысле. При этом Тоффлер подчеркивал индивидуальность и неповто​римость каждого конфликта а, следовательно, и того решения, которое примет судья при рассмотрении дела.

2. Карл Ллевеллин является основателем концепции правового реализма, характерными чертами которого стали: отказ от применения норм, содержащихся в законах; применение норм "реального права", содержащихся в решениях суда; применение идей представителей психологической и социологической школ права.



Ллевеллин в своих работах пытался, не только изучить сущ​ность права, его источники и способы выражения, но и по​нять, как право влияет на поступки людей, их поведение в об​ществе. Также он пытался выявить, "как, насколько и в каком направлении расходятся между собой принятая норма и прак​тика вынесения решений".

Право Ллевеллин разделял на: "бумажное право", то есть нормы законов и иных актов, содержащих общие положения; "реальное право", то есть решение, вынесенное должностным лицом по какому-либо конкретному делу. Ученый подчерки​вал, что этот тип права бесконечно разнообразен и изменчив.

Противопоставляя нормативному праву, право реальное, Ллевел​лин доказывал, что судья при рассмотрении судебного дела обя​зан руководствоваться не только нормой права, но и своей ин​туицией, так как "любая норма права нуждается в пересмотре".



3. Джэром Фрэнк,опираясь в своих исследованиях на юридиче​скую практику, задавал теоретикам права вопрос, в какой мере судья следует положению правовой нормы при вынесении решения. И сам отвечал на этот вопрос, констатируя, что любой судья руководствуется, прежде всего, интуицией, своим жизнен​ным опытом и зачастую игнорирует нормы "бумажного права".

Воспринимая право как набор решений, принимаемых судьей по каждому делу в отдельности. Фрэнк утверждал, что судья каждый раз при вынесении решения занимается правотворчеством, любое решение суда является непредсказуемым, так как его принятие зависит целиком от мнения судьи.

При рассмотрении сущности "бумажного права" Фрэнк применял положения психоанализа. Согласно его исследованиям, закон предстает как явление, несущее в себе признаки "автори​тарного отца" - комплекса, который присущ большинству людей в детстве. Любой нормативный акт, как проявление этого комплекса, является недостижимымидеалом, обладающим ста​бильностью, справедливостью, силой. Следовательно, судья не только, может игнорировать нормы закона, но и обязан дейст​вовать, прежде всего исходя из своего опыта применительно к конкретной ситуации.

Политико-правовые концепции представителей

Школы психоанализа.

1.​ Зигмунд Фрейд и основные понятия психоанализа в политике.

2.​ Аналитическая психология и политико-правовые концепции КарлаЮнга.



3.​ "Радикальный гуманизм" Эриха Фромма.

1. Зигмунд Фрейд (1856—1939) явился основоположником школы психоанализа, чьи методы в дальнейшем стали использоваться не только в психологии, но и в иных сферах общественной жизни.

Психоанализ рассматривался Фрейдом как метод психологического исследования бессознательных психических процессов, как метод лечения невротических заболеваний, как психологическую теорию о строении и функционировании психического аппарата человека.

Психоанализ связан с понятием "психика человека", структура которой состоит из следующих элементов: Я, Оно, Сверх - Я.

Я представляет собой сознательную сторону человеческой психи​ки. Эта часть направляет свои усилия на объяснение окру​жающего индивида мира, на поиск наиболее приемлемого для конкретных ситуаций типа поведения.

Оно является аккумулятором бессознательных влечений челове​ка, его желаний и стремлений получить удовольствие.

Сверх-Я является бессознательной частью психики, где скап​ливаются понятия об общественных запретах, нормы морали. Это — совесть человека.

Фрейд применял положения психоанализа для объяснения проте​кающих в обществе процессов. Он считал, что основой объединения индивидов в коллективы являются ин​стинкт разрушения и сексуальный инстинкт; что основой государства предстает многоразовое воспроизведение отношений ребенка и отца.

Возникающие в обществе конфликты Фрейд был склонен рас​сматривать как проявление инстинкта разрушения — при проведении внешних военных действий; подавленной ненависти детей к отцу — при внутрисоциальных конфликтах между низшими и высшими классами.

Последствия внешних военных конфликтов Фрейд видел в воз​никновении чувства враждебности побежденных к победителям, что являлось угрозой для последних.

2. Карл Юнг (1875—1961) в сфере политико-правовых исследова​ний стал известен как ученый, показавший правовую реальность с новой точки зрения.

Основным понятием психологической концепции Юнга стало понятие "архетип" то есть элемент, вобравший в себя весь опыт человека и влияющий на процесс отождествления индивида с себе подобными. Под влиянием того или иного архетипа воз​никли все сферы общественных отношений - государство, культура, религия и т.д. При этом для каждого народа был присущ свой особый архетип, что проявилось в многообразии культур.

Развитие культуры Юнг представляет тем самым фактором, который повлиял на отделение человека от природы и получе​ние им способности рационально мыслить. Следствием все ускоряющего протеса рационализации общества Юнг считал стрессовое состояние людей, увеличение числа национальных и межличностных конфликтов, установление тоталитарного строя в том или ином обществе, полное исчезновение или слияние культурна также принятие массовой культуры.

Тоталитарный строй в государстве является следствием рас​творения личности в обществе. "Массовый человек'' стремится избавиться от внутренних душевных противоречий и, как след​ствие, он начинает принимать активное участие в обществен​ной и политической жизни.

При наличии большого числа подобных личностей в обществе воз​никает массовый психоз, имеющий разрушительные для обще​ства последствия. В таком обществе толпа выбирает в лидеры любого (часто обычного) человека и наделяет его сверхчеловече​скими качествами.

Лидер, выбранный "массовыми людьми", обязан доказывать последним, что он — супергерой. Но, не обладая геройскими качествами для сохранения доверия толпы, лидер принимает меры по сохранению данной ему власти путем установления тоталитарного режима и тиранического правления.

3. Эрих Фромм (1900-1980) как основатель учения "радикального гуманизма" попытался в своих работах объединить идеи Мар​кса и Фрейда. Своей главной задачей ученый считал поиск и объяснение связей, возникающих между бессознательным чело​века и социальными институтами.

По идее Фромма, каждый человек несет в себе 2 начала — доброе и злое. От того, какое начало возобладает на данный момент, за​висит направление пути развития всего общества, то есть будет ли оно обладать "синдромом роста" или "синдромом распада".

Анализируя современную ему общественно-политическую обста​новку во всем мире, Фромм утверждал, что мир страдает "син​дромом распада". Признаками данного явления в обществе стали нарциссизм, инцест, садомазохизм, деструктивность, конформизм. Нарциссизм проявляется в обществе в виде расизма, нацизма и иных стремлений одного класса возвыситься за счет умаления положения другого. Инцестуальные влечения Фромм видел в тенденции индивида замещать личность матери понятием государства, вождя или иного общественного института. Садомазохизм проявляется в желании человека, с одной сторо​ны, обладать властью, но, с другой стороны, — подчиняться этой власти. Деструктивность Фромм видел в стремлении современного человека механизировать свою жизнь, окружить себя неживыми предметами. Это ведет к потере человеком персонифика​ции и его превращению в статическую единицу.

Конформизм предполагает отсутствие у современного средне​статистического человека индивидуальности. Стремление "быть как все" ведет к социальной мимикрии; подавлению психики личности, желанию найти лидера, способного привнести в жизнь инди​вида что-то новое, пассивному восприятию любых социальных конфликтов. Следствием этого Фромм видел установление фашистских и коммунистических режимов. Мерами, способными избавить человечество от "синдрома распа​да" Фромм считал: организацию условий для полной реализации личности в об​ществе, проведение акций, направленных на борьбу с социальной па​тологией, формирование более совершенных общественных институтов на основе использования методов психоанализа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.