Сделай Сам Свою Работу на 5

Политико-правовые концепции славянофилов и западников.





1.​ Программные положения славянофилов. Алексей Хомяков.Иван и Константин Аксаковы.

2.​ Политико-правовые идеалы западников. Тимофей Грановский. Константин Кавелин.

1. Течение славянофиловстало известно тем, что его представители идеализировали Россию и русский народ, доказывали факт существования высокого уровня русской культуры, политической и общественной жизни, провозглашали ведущую роль России в решении международ​ных конфликтов между западноевропейскими странами.

Миротворческая миссия России базировалась на основных принципах христианства.

Одним из важнейших положений программы славянофилов был тезис об историческом праве крестьянина на землю. Развивая эту мысль, славянофилы выдвинули идеи о необходимости освобождения крестьян вместе с землей; об установлении 2 взаимоограничивающих институтов - крестьянского права владения землей и помещичьего права собственности на землю; о передаче верховного права собственности на землю государству.

Алексей Хомяков(1804-1860), рассматривая в своих работах путь исторического развития России, заявлял, что ее прошлое представляет период существования идеального общества, кото​рое к моменту занятия престола Петром I было, разрушено корыстолюбием судей; честолюбием бояр; властолюбием духовенства и его намерениями утвердить като​личество на Руси.



Петр I, проводя меры по реформированию русского общества, стремился к усилению значения государственной власти, что привело: к уничтожению прав общины, к угнетению крестьян.

Именно Петр I по мнению Хомякова, формально закрепил институт крепостничества на Руси, который рассматривался славянофилами как рабское состояние личности.

Интересен был подход Хомякова к рассмотрению роли Православной церкви и ее взаимоотношений с государством. На взгляд Хомякова, высшей ступенью государственного развития является Церковь.

Иван Аксаковразрабатывал свои политические идеи в сфере соотношения прав личности и государства. Он писал, что личность является частью народа; понятие "народ" не равно понятию "государство"; государство выступает внешней формой общества.



Причины бедственного положения современной ему России Аксаков видел в наличии таких институтов, как огромный бюрократический аппарат, сословные привилегии высших слоев общества.

В своей записке императору Александру II «О внутреннем состоянии России»Константин Аксаков(1817—1860) выступал с идеями в поддержку неограниченной монархии, об организации взаимоотношений народа и государственной власти на началах невмешательства в сферы друг друга, об установлении обязанности государства заботиться о народе, о принуждении народа повиноваться постановлениям государственной власти.

2. Западники,основываясь на положениях "Философических пи​сем" Чаадаева, видели решение проблемы в следовании России путем Запада. Предводителем данного течения стал Тимофей Грановский(1813—1855).

Европа, по мысли Грановского, привила человеку такие качества, как уважение к правам личности, стремление к самореализации личности, неприятие насилия в решении любых проблем.

Проводя анализ исторического процесса, Грановский находит Признаки зарождения гражданских и политических прав граждан еще во времена средневековой Европы. Россия, по мысли Грановского, еще не прошла данного этапа развития. Следовательно, ей следует, переосмыслив историю Европы извлечь для себя полезные выводы и не повторить ошибок Европы.

В будущем Грановский видел Россию правовым государством с республиканским типом государственного устройства и основанным на уважении человека, на соблюдении его прав и свобод, на предоставлении условий для реализации гражданских и поли​тических прав личности.



Константин Кавелин (1818—1885), будучи одним из основате​лей "государственнической школы", также являлся ярким представителем течения западников.

По его мнению, индивид в России никогда не знал определения "лич​ное право", так как оно поглощалось понятиями: "семья"; "церковь"; "община"; "государство".

Изменить мышление русского человека Кавелин предлагал путем проведения реформ, направленных на развитие личностного начала. Будучи противником политических преобразований, Кавелин призывал начать с решения крестьянского вопроса. Он, выступая сторонником сохранения и развития крестьянской общины, предлагал государству обеспечить общинное землевладение, устранить замедляющие рост народонаселения условия, способствовать приобретению общиной земли крестьянами, защищать граждан от произвола чиновников, избегать социальных потрясений общества.

Государство и право в концепциях представителей

Русского социализма.

1.​ Политико-правовые идеи Александра Герцена и Николая Огарева

2.​ Взгляды Николая Чернышевского на проблемы государства и права.

1. Александр Герцен (1812—1870) в своих политико-правовых воззрения базировался на тезисе о доминирующем положении сельской общины в российском обществе. Именно община "спасла русский народ от монголо - татар, немцев, европеизированных помещиков". Именно в общине Герцен видел зачатки социалистического общества, среди которых: организация самоуправления в экономической и административной сферах; общность землевладения; врожденная тяга крестьян к жизни сообща.

Основным недостатком общинной организации общества Герцен считал поглощение личности общиной. Исправить данный недостаток мыслитель предлагал образованной молодежи, призывая ее заняться просвещением низших слоев населения.

Помимо просвещения народа, Герцен призывал правительство освободить крестьян от крепостничества. Он выступал за "осво​бождение крестьян с землей" и критиковал правительственный проект освобождения, переводящий крестьян в "обязанное со​стояние". По мнению Герцена, именно отмена института кре​постного права и сохранение организации общества в виде сельской общины позволят гражданам России перейти на сту​пень развитого социализма.

Для решения аграрного вопроса Николай Огарев (1813-1877), развивая мысль Герцена, предложил созвать Земской собор. На этом соборе помимо земельного вопроса предполагалось также рассмотреть вопросы о развитии выборного самоуправления, реформах в сфере судопроизводства, о порядке начисления и взимания налогов.

Решая вопрос о реформах государственного аппарата, Огарев и Герцен предлагали систему выборных органов, начиная с выборов в сельских общинах и заканчивая выборами в органы центрального федерального управления.

Органы выборной исполнительной власти были призваны исполнять только законы, утвержденные союзной думой; не нарушать областных прав и законодательств.

Причиной возникновения государства является стремление общества жить в безопасности. Государство не имеет самостоятельного значения и выступает как форма политики. Государство вторично по отношению к экономике и культуре. Таковы были взгляды Н.Огарева о государстве и праве.

Среди форм правления государством Герцен различал монархию, республику.

Монархия для него - это правление авторитетного властителя, существование централизованной власти, наличие противоречий интересов правителей и управляемых.

Что касается республики, то она должна зиждется на волостном управлении. И к этому призывал и к чему стремился его соратник А.Герцен.

2.Николай Чернышевский (1828—1889) будучи человеком, разносторонне и глубоко образованным в области политической экономии, истории, философии, политики, он не мог не затрагивать в своих произведениях вопросы государства, права и законодательства.

Он полагал, что в России на смену самодержавию должна прийти демократическая республика, путь которой лежит через революцию. Народная масса, для того, чтобы улучшить свое положение, реализовать свои требования, должна выйти за рамки легальности, преступив существующую законность.

В отличие от анархистов Чернышевский признавал необходимость государства для организации социалистического общества. Это новое государство установит и упрочит общественную собственность, организует общественное производство и потребление.

Большое внимание он уделял законодательной деятельности государства, степени «возможного влияния законодательных мер на понятия и обычаи общества». Законодатель обязан учитывать общественное мнение. Но правительство не должно ожидать той поры, пока общественное мнение настолько созреет, что само по свое инициативе потребует проведения реформ в жизнь. Говоря о свойствах личности законодателя, мыслитель назвал в их числе юридическое образование и «знакомство с общим характером современных убеждений».

Касаясь причин происхождения права, Чернышевский писал, что столкновение интересов приводит к необходимости установить с общего согласия правила, определяющие отношения с людьми в различных сферах их деятельности. Отсюда возникают законы – политические, гражданские и уголовные. Он рассматривал право в тесной связи с экономикой. По его словам, «человек не отвлеченная юридическая личность, но живое существо, в жизни и счастье которого материальная сторона (экономический быт) имеет великую важность».

Критикуя формальный характер буржуазного права, Чернышевский настаивал на том, что права граждан только тогда перестают быть фикцией, когда человек материально независим.

В России главным препятствием на пути прогресса является крепостное право. Оно – синоним произвола. При нем невозможны удовлетворительные формы судебных процессов, рациональный бюджет и правильное распределение государственных налогов и повинностей. Между тем разумная финансовая система составляет первое условие всего государственного благоустройства. Чернышевский высказывался за суд присяжных, гласный и состязательный процесс.

Уголовно-правовые взгляды Чернышевского были весьма прогрессивны для своего времени. Исходя из того, что преступления причинно обусловлены внешними факторами, социальной средой, Чернышевский опровергал мнение тех, кто считал преступные качества врожденными. Главные источники преступлений и нарушения порядка в обществе – «бедность, невежество, грубость нравов и разврат». В конечном счете все эти «злые качества» порождены недостаточностью средств к удовлетворению потребностей.

Обычно государство борется с преступлениями только путем применения уголовных наказаний. Между тем «нужно не наказание отдельного лица, а изменение в условиях быта для целого сословия»; «само наказание есть зло». Поэтому прежде всего необходимо искоренить причины, порождающие преступность, т.е. улучшить материальные условия жизни народа, и тем уничтожить самую экономическую основу преступности.

Чернышевский выступал против «чрезмерной и глупой жестокости наказаний» и был противником смертной казни, называя её делом бесчеловечным, вредным для общества, даже преступным. Он был также противником телесных наказаний, полагая, что они противоречат «здравому смыслу и политической расчетливости, не говоря уже о гуманитарных принципах». Он осуждал репрессивные законы, направленные против свободы слова и свободы мыслей: «закону нет дела до образа мыслей, каков бы он ни был».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.