Сделай Сам Свою Работу на 5

Политико-правовые идеи представителей народничества.





1.​ Идеи о назначении государства и права в работах Петра Лаврова

2.​ Политико-правовые воззрения Андрея Желябова

3.​ Государство и право в концепции Николая Михайловского

1. Петр Лавров (1823—1900), будучи одним из основных идеоло​гов либерального течения народничества, свои взгляды основы​вал на теории об отдельном "критически мыслящем" индивиде. Данным индивидом является любой человек, вне зависимости от принадлежности к сословию. Своими действиями "критически мыслящая" личность влияет на состояние общества и развитие всего человечества. При этом Лавров выделил необходимые условия для поступательного продвижения человечества вперед. Они заключались в наличии у человека достаточного материального обеспечения, возможности умственного развития, мысли о необходимости проявления уважения к себе и другим людям.

На практике Лавров призывал интеллигентную молодежь к "хождению в народ" для постепенной подготовки народных масс к революции.

2. Андрей Желябоввыступал за установление общей собственности на орудия труда, организацию государства в виде союза общин, признание личной свободы человека, формирование условий для свободного выражения человеком своих мыслей, активную управленческую деятельность и вмешательство об​щин в дела государства.



Все эти положения предотвратят возникновение "государственного гнета", не допустят захвата власти безнравственными людьми, послужат препятствием для подавления свободы народа.

3. Николай Михайловский(1842-1904) всвоей политической кон​цепции исходил из того, какой уровень занимает общество на различных этапах исторического развития. При этом он выделял доисторическое, современное, социалистическое общество.

На первом этапе развития были члены общества были связаны отношениями простой кооперации, что есть объединение равных людей, выполняющих оди​наковые функции. Люди были равноправны и свободны. Личность занималась различными видами трудовой деятельности, следовательно, она была всесторонне развита.

Для общества на втором этапе развития члены общества были связаны отношениями сложной кооперации (объединение представителей различных сословий, выполняющих различные трудовые функции). Наблюдается возвышение представителей одних сословий за счет подавления других, узкая специализация личности в определенной сфере деятельности.



На третьем этапе развития общества люди возвратятся к отношениям простой кооперации. Общество станет однородным, личность достигнет высшего развития своей индивидуальности.

Рассматривал Михайловский и проблему соотношения личности и государства. В ходе развития истории он придавал огромное значение личности, так как личности составляют народ.

Выделяя два типа народных объединений - "вольницу" и "подвижников", Михайловский замечает, что при любом из них народ нуждается в лидере. При этом стать вождем может каж​дый, кто способен увлечь участников движения за собой. Данное явление Михайловский объясняет тем, что общество на современном ему этапе развития подвержено влиянию массо​вого гипноза и подражания. Но в будущем это отрицательное свойство будет искоренено.

Новые направления политико-правовой мысли

России начала XX в.

1.​ Психологическая теория права Льва Петражицкого

2.​ Политико-правовые взгляды Павла Новгородцева.

3.​ Правовая теория Богдана Кистяковского

4.​ Юридический позитивизм Габриеля Шершеневича

5.​ Государство и право в концепции Николая Коркунова

1. Лев Петражицкий(1867-1931) является основателем психологической теории права, основными элементами которой являются эмоции личности. Эмоции могут быть первичными, то есть связанными с биологическими инстинктами, бланкетными, то есть связанными с социализацией человека.



Внутри бланкетных эмоций Петражицкий выделяет нравственные и правовые.

Первый вид эмоций не несет в себе никаких требований одного индивида к другому, в то время как содержанием второго вида эмоции является требование одного человека, к другому выполнить определенные обязанности. Само права в трактовке Петражицкого представлено как закрепленный за одним человеком долг другого человека.

Процесс развития права Петражицкий делил на периоды: интуитивного права (обычаи), позитивного права. Петражицкий выделял следующие типы позитивного права: "общенародное право, как везде существовавшее право"; "прецедентное право; "программное право"; "игорное право"; "позитивное научное право"; "право преступного мира"; "светское право"; "официальное право" и т. д., всего 15 типов.

Официальный тип права является самым важным, так как он содержит в себе нормы, созданные государством.

Указывая на превосходство интуитивного права перед позитивным, Петражицкий предлагал провести реформирование всей системы права, основываясь на новом восприятии института права.

В дальнейшем психологическая теория Петражицкого подверглась критике, но на настоящий момент она является основой для таких политико-правовых концепций, как феноменология и бихевиоризм.

2. Павел Новгородцев(1866—1924) в основу своей концепции положил понятие "личность". Анализируя положение личности в обществе, а также ее влияние на общество и государство, Новгородцев отстаивал идею о доминировании личности над обществом, так как внутри отдельной личности заложены основы совместной жизни всего общества. Моральный идеал личности служит критерием для организации государственной системы и правопорядка; нормы морали трактуются не только как "нормы личного поведе​ния", но и как "основа общей нравственной жизни".

Возникающие противоречия между идеальным представлением личности о государстве и праве и реальным положением дел конкретного государства приводят к кризису правосознания.

3. Богдан Кистяковский (1868—1920) лозунгом своей политико-правовой концепции выдвинул положение о том, что "самоцелью одинаково являются и личность, и общество".

В своей правовой концепции при изучении естественного права ученый выделял несколько аспектов: социальный; психологический; государственно-организационный; нормативный. При рассмотрении права с точки зрения социологии первое выступает как один из элементов феноменального мира должного. Психологическое восприятие представляет право как совокуп​ность представлений, эмоций, волевых установок. Государственно-организационный аспект показывает связь права с государством. Нормативный аспект изображает право как "трансцендентно-телеологическую" сущность.

Иная классификация затрагивает правовые "технические" понятия: юридико-догматическое, юридико-политическое.

Юридическая догматика представляет право как совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновения интересов или столкновения представлений о праве и неправе.

Юридико-политическое определение права представлено как совокупность правил, помогающих обнаружить и применить определенные нормы общественной жизни.

Придавая большое значение роли права в жизни общества и государства, Кистяковский включил это понятие в определе​ние государства,представляя последнее как "реализованное право"? уважение права и правовых институтов создаст условия для достижения Россией положения правового и со​циально-справедливого государства.

4. Габриель Шершеневич(1863—1912) предлагал рассматривать пра​во как явление многогранное, которое следует изучать не одной, а нескольким общественным наукам, Выступая против концеп​ции естественного права с ее разделением права на "идеальное" и "действующее", Шершеневич полагал, что право может быть только действующим. При этом он разделял право на объективное и субъективное.

Объективное право Шершеневич представлял как совокупность всех правовых норм. Субъективное право являлось "возможностью осуществления своих интересов субъектом права". Оба эти понятия представляли собой 2 самостоятельные отрасли изучения.

Характерными чертами права являлись: принудительный характер; обеспечение государством; наличие действий со стороны субъекта.

Следуя этим характеристикам Шершеневич не признавал такие отрасли права, как международное, духовное (каноническое), конституционное.

Источником права Шершеневич представлял государство, ко​торое предшествует праву, ибо только оно было способно применять для обеспечения исполнения правовых норм инсти​тут принуждения.

Основными задачами государства правовед считал: достижение благополучия граждан; установление внутренней стабильности; разработку и применение социального законодательства; стремление к демократическому государственному строю.

5. Николай Коркуновбазировал свою политико-правовую концепцию на таких понятиях, как власть - сила, обусловленная не волей властвующего, а соз​нанием подвластного. Право - взаимное психическое воздействие "людей. Государство — общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми.

По вопросу участия граждан в управлении государством Коркунов отзывался положительно, выступая за введение всеобщего избирательного права без каких-либо цензов.

Относительно системы государственной власти Коркунов пред​лагал организовать власть не на принципе разделения верхов​ной власти на законодательную, судебную и исполнительную ветви, а на принципе разделения функций по распоряжению ею. При этом Коркунов предлагал наделить законодательными функциями и органы исполнительной власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.