Возрождения и Реформации.
1. Политико – правовые взгляды Макиавелли
2. Учение Бодена о государстве и праве
3. Проблемы государства и права в произведениях Мора и Кампанеллы.
1. Политико-правовые взглядыНиколо Макиавелли(1469—1527)были приведены в произведениях "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия ", "История Флоренции ".
Важность проведенных Макиавелли исследований заключалась в том, что им было положено начало развитию теории политики, а именно: проведено разграничение политики, наряду с правом, от морали; определен предмет политики, который представлен властью во всех ее проявлениях; определен метод политики, то есть "совокупность средств, которые необходимы, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее"; определена причина возникновения политики, которая охарактеризована как стремление человека к превосходству и получению благ.
Макиавелли были разработаны и закономерности политики, которые представлены как объективная необходимость,то есть исходящая из общего хода истории закономерность; субъективная необходимость,то есть набор личных качеств индивида.
Задачей политики Макиавелли предлагал считать выявление закономерностей развития различных форм государства, факторов их устойчивости; их связи с расстановкой политических сил, обусловленности политики экономическими, военными, географическими и психологическими факторами.
Были даны мыслителем и новые характеристики понятию "право". Право - это средство реализации власти. Опору права составляют сила и добрые обычаи. Религия, состоящая на службе у государства, также может являться средством регулирования общественных отношений.
Макиавелли был проведен анализ государственных форм античности, других исторических периодов и сделаны следующие выводы: понятия "государство" и "общество" не тождественны; причины возникновения государства заключены в потребности человека в безопасности и в гарантии неприкосновенности частной собственности.
Макиавелли привел классификацию государственных форм, в которой выделялись "дурные во всех отношениях" формы. Данный вид государственных форм представлен тиранией, олигархией, охлократией. Лучшими формами государственности философ считал аристократию, демократию, монархию.
Макиавелли наряду с другими учеными поддерживал идею о последовательной смене государственных форм, которая должна происходить в следующем порядке: монархия, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, тирания, вновь монархия и т. д.
Приводил Макиавелли и доводы в пользу умеренной республики, сочетающей в себе следующие положительные качества: сильное объединяющее начало (признак монархии); мудрость и добродетельное правление (признак аристократии); свобода и участие народа в управлении государством (признак демократии).
Макиавелли составил свод правил поведения для правителя, включающий в себя положения о том, что опора правителя должна быть не только на силу, но и на хитрость, обман; правителю необязательно следовать условиям заключенных ранее договоров; правитель должен стремиться создать свой образ как мудрого и заботливого государя; правителю необходимо внушить страх и любовь подданным, применяя методы поощрения и наказания.
Произведения Макиавелли оказали огромное влияние на развитие идеологии и науки Нового времени, а также на развитие политико-правовой мысли и политологии Новейшего времени
2. Жан Боден(1530—1596) явился идеологом абсолютизма во Франции. Свои политико-правовые взгляды Боден изложил в сочинении "Шесть книг о государстве", где он последовательно раскрыл смысл понятия "государство", рассматривая в каждой книге отдельную тему. Им были рассмотрены следующие аспекты государства: основы социальной общности, формы государства, правовые институты, перемены в устройстве государства и контроль над ними, приспособление к обстоятельствам и задачи государства, средства власти и вопрос о лучшей государственной форме.
Государство, по Бодену, — это правовое управление множеством семей.
Основные характеристики государства заключаются в следующем: причина появления государства — естественная потребность людей жить сообща; метод образования государства - увеличение семьи,то есть социально-организационной ячейки общества.
Государство образуется путем применения насилия и завоеваний, принятия власти по праву престолонаследия.
Основные признаки суверенной власти, по Бодену: постоянство (власть существует в течение долгого периода времени); единство (власть не разделена между субъектами права); абсолютность, которая означает, что власть не ограничена ничем, кроме положений: божьего закона, естественного права, человеческих законов.
Суверенитет включает в себя право войны и мира, право назначать должностных лиц и определять их служебные обязанности, правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц, чеканку монет, право помилования, определение мер и весов, взимание налогов и податей, право издавать, отменять и обнародовать законы.
Боден приводит и классификацию законов. Критерием выделения различных групп законов выступает источник правовых норм.Законы могут быть божественными, природными, установленными суверенной властью, народом путем выработки общего соглашения.
Боден выделяет различные формы государственного устройства, такие как:
Монархия - это наилучшая форма правления, так как она едина и неделима;
Аристократия является приемлемой, но она подвержена неустойчивости вследствие принятия решения малой группой людей;
Демократия - это наихудшая форма правления, так как государственная власть разделена между многими людьми, не умеющими правильно ею распорядиться.
3. Томас Мор (1478-1535) и Томазо Кампанелла (1568-1639) были яркими представителями социалистического течения.
Характерными требованиями участников этого движения стали: отмена частной собственности; введение общности имущества; выдвижение иных предложений по реформам общественного строя и организации государственной власти.
Томас Мор изложил свои идеи по переустройству общества в произведении "Утопия".
Основными тезисами первой части его работы стали положения о том, что основа всех бед в обществе — частная собственность; государство — результат заговора богачей против низших слоев населения; цель создания государства - угнетение нищих на выгоду богачей при помощи законов и иных предписаний.
Во второй части "Утопии" Мор приводит свой вариант идеального государства.
Отличительные признаки идеального государства: справедливость, равенство, благополучие. Политика государства направлена на проведение преобразований в социально-экономической; религиозной; политико-правовой сферах.
В социально - экономической сфере Томасом Мором были предложены следующие реформы: отменить частную собственность, деньги и торговлю; провозгласить обязательность труда; сделать семью основной ячейкой общества; запретить внебрачные связи и прелюбодеяние. В религиозной сфере предлагались свобода вероисповедания, политеизм, недопустимость атеизма.
В политико-правовой сфере было предложено установить смешанную форму правления с преобладанием демократических начал, ввести выборность всех должностных лиц (филархов, протофи-лархов), решать важнейшие вопросы управления только народным собранием.
Томазо Кампанелла в своем произведении "Город Солнца" также предложил проект идеального государства. Идеальное государство Кампанеллы -когда во главе государственного аппарата находится правитель, именуемый Метафизик, обладающий превосходством во всех областях науки. Система публичной власти разделена на 3 ветви, имея критерием разделения род деятельности.
В идеальном государстве — городе Солнца существовали такие ведомства, как ведомство Любви. Оно занималось вопросами воспроизводства населения, обеспечением его одеждой и пищей, воспитанием. Ведомству Мудрости была подчинена сфера науки. Ведомство Мощи распоряжалось военной сферой.
Метафизик и управляющие ведомствами Любви, Мощи и Мудрости — это единственные должностные лица, которых народ не может сместить. Всем иным должностным лицам обязательна процедура выборов.
Отличительные признаки идеального государства в социально-экономической сфере: отмена частной собственности; объявление земледелия и ремесла общим делом; проведение распределения благ по принципу необходимости; превалирование общего блага над личными интересами; четкое определение функций каждого человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|