Сделай Сам Свою Работу на 5

Политико-правовые реформы М.М. Сперанского.





1.​ Политико-правовые реформы Михаила Сперанского.

1. Михаил Сперанский(1772-1839) как мыслитель сформировался в начале XIXв. Широкая образованность позволила ему познакомиться с основными направлениями политической мысли в западноевропейских странах. Он безусловно испытал влияние французских просветителей, немецкой политической школы. Довольно значительным оказалось и влияние английских политических писателей – А.Смита, Дж.Стюарта, Д.Юма и др. У них Сперанский нашел и критику «естественного состояния», и развернутую этическую теорию.

Государственный секретарь, генерал-губернатор Сибири, член Государственного Совета, – таковы основные вехи жизненного пути великого реформатора. Подготовленный под его руководством Свод законов Российской империи, вступил в силу с 1 января 1835 года и послужил основой для работы над Уложением российских законов.

Формирование политических взглядов Сперанского проходило в условиях напряженной политической борьбы. Позднее менялся лишь способ выражения политических взглядов.

В связи с этим большой интерес представляют его политические устремления, послужившие теоретическим фундаментом всех его реформ. Изучение политической теории Сперанского дает возможность не только понять направление развития политико-правовой мысли в первой половине XIXв., но и получить представление об общем состоянии общественной жизни со всей сложностью её социальных и политических проблем.



Воля личности должна проявляться не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намерениях.

«Мы должны не просто хотеть чего-то великого, но и уметь добиться его, в противном случае наше желание ничтожно», - писал М.М. Сперанский. Известно что великие поступки в качестве одного из результатов дают деятельному человеку власть, честь или славу, и часто возникает мнение, что лишь внешний результат деятельности и является единственной целью. Но таково воззрение лакеев в силу своей психологии, для которых вообще не существует героев, и не потому, что последние не герои, а потому, что первые лакеи. Человек имеет право свои потребности делать своими целями.



Никакое доброе намерение не может служить оправданием дурного поступка, тем более правонарушения. Основное понятие морального сознания - добро, абсолютная конечная цель народа. Творить добро, заботясь не только о своем благе, но и о благе других, велит нам долг. Выше всего Сперанский ставит нравственность. В ней проявляются органические формы общности людей – семья, гражданское общество, государство.

Много внимания Сперанский уделяет законам. Согласно его воззрениям, сущность фундаментальных законов состоит в невозможности их преступить; по этой причине они не могут быть простым украшением самовластия. Там, где есть основные законы, говорит он, формой правления является ограниченная монархия или умеренная аристократия. Сперанский утверждает, (1) что основные законы государства должны создаваться народом; (2) что основные законы государства полагают границы воле самодержца.

Самовластие и господство закона, настаивает он, несовместимы по самой своей сути, и если правление хочет остаться автократическим, оно должно оставить «всякую мысль о твердом и непременном законе, ибо при таком правлении законов быть не может». Выход же состоит не в том (и это следует отметить), чтобы вводить просто некую загадочную категорию специальных законов - выходом является сама законность; и через все свои сочинения Сперанский проносит убеждение, что невзирая на произвольные акты, считающиеся в России законами, она остается по существу страной беззаконной.

«Не может быть законности пока законы не будут исходить от народа и пока они не станут применяться. Правительство должно быть подотчетно народу через выборность законодателей, и установление подобной отчетности «есть первая мера, которую государство, деспотическое государство может принять, чтобы навек превратиться в настоящую монархию…».



Будучи превращен из самодержца в ограниченного правителя, монарх тем не менее должен сохранить широкую власть. Он продолжает оставаться главным исполнителем и имеет исключительное право выступать с законодательными инициативами. Однако ему приходится делить свою законодательную функцию с выборным собранием, Государственной Думой, которая должна собираться каждую осень без «специального созыва». Через Думу проходят все законы и налоги, и она обладает нравом требовать отчета от министров и разъяснений в случае нарушения основных законов. Он не упоминает ни о каком праве законодательного вето и действительно избегает всяких прямых указаний относительно полномочий Думы по отношению к правителю. Автор допускает отклонение закона законодательным органом, если предложение монарха будет сочтено вредным. «Закон, говорит он о Думе, признанный большинством голосов неприемлемым, не вступает в силу».

Сперанский неоднократно подчеркивал, что история нации и ее традиции являются одним из определяющих факторов жизнедеятельности государства. История и традиции, замечал он, отчетливо показывают состояние моральных, этических и религиозных представлений населения. Они есть наиболее полное отражение органической эволюции. Новая политическая система должна вводиться только тогда, когда в обществе поменялись духовные запросы. Но даже в подобной ситуации, писал Сперанский, лучше всего попытаться приспособить действующие институты и законы к новым условиям, создав соответствующую преемственность поколений. Однако без новых законов не обойтись, когда: а) необходимой нормы не существует или она не отвечает создавшимся условиям; б) обычай забыт или извращен; в) неприменима иностранная норма.

История политико-правовой доктрины Сперанского основывалась на таких категориях, как социальная гармония и социальная солидарность, органическое развитие и единство общественных институтов социальной гармонии. Вся политическая власть должна отправляться на базе закона. Ни триумфальное царствование, ни победоносные войны и эффективное управление не будут иметь глубокого смысла, если правитель игнорирует свою главную обязанность - духовное руководство народом и если сам правитель не является абсолютным образцом этического поведения.

Подробно рассмотрел Сперанский проблему политической организации общества. В исторической ретроспективе он видел три возможных варианта ее устройства: система республик, федеральная система и система деспотическая. Первая отличается участием в управлении граждан и господством законности; вторая характеризуется наличием самодержавной абсолютной власти, неограниченной законом, третья – «ни меры, ни границ» в своей реализации не допускает. В этих рассуждениях Сперанский, как и Монтескье (на которого он часто ссылался), проводит границу между абсолютной монархией и деспотией якобы по существующему между ними различию в целях. Мыслитель неоднократно подчеркивал выгоды республиканской формы правления и даже высказывал предположение о возможности дальнейшего всеобщего перехода всех стран к республиканскому устройству. Для России же он считал традиционной формой монархию. Добавляя при этом, что для русской политической культуры столь же традиционной является и тенденция к ограничению монархии Советом, в котором должны быть «представлены элементы политической свободы».

Отмечая резкое падение авторитета самодержавной власти, очевидную невозможность ограничиться «частными исправлениями», прямо заявляя о "всеобщем неудовольствии», о «сильном желании другого порядка вещей».

Сущность необходимых преобразований состоит в том, чтобы «правление доселе самодержавное постановить и учредить на непременном законе», а для этого прежде всего необходимо разделение властей, ибо «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять и исполнять закон». Разделение властей требует такой их организации, при которой «одна будет действовать в образовании закона, а другая - исполнение, третья - в части судной.

Таким образом, Сперанский развивал схему, предложенную Ш.Монтескье. Порядок, подчеркивал он, должен охраняться прежде всего законом, одним просвещением достичь положительных результатов в управлении страной невозможно. Как бы ни были полезны различные установления, но если они будут основаны «единственно на качествах исполнителей», то они «ни силы, ни твердости иметь не могут».

Идеал Платона о правлении философов Сперанский отвергал. Государство следует организовать на принципе разделения властей, а все власти реализовать только на основании законов и твердого правового порядка. Но только на одни изменения в законодательстве Сперанский также не полагался. Он отлично понимал, что даже самое «хорошее» законодательство не может служить достаточным гарантом против произвола. «К чему гражданские законы, вопрошал он, когда скрижали их могут быть разбиты о камень самовластия?» Никакие частные перемены не приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие которых он усматривал во введении соответствующего образа правления, а именно конституционной монархии с разделением властей

Основной задачей государства Сперанский считал установление и поддержание условий для соблюдения естественных прав личности. Все права мыслитель разделял на гражданские, включающие право на собственность, свободу, право на справедливое наказание и политические.

Наделять гражданскими правами предполагалось всех свобод​ных людей, а политическими — только собственников. О при​обретении каких-либо прав крепостными Сперанский высказывался осторожно.

Реформирование правовой сферы должно было привести к разде​лению общества на такие сословия, как дворянство, среднее сословие, рабочее сословие.

Относительно существования монархии реформатор рассматривал два возможных варианта ограничения монархии в России: согласно первому, «самодержавное правление» облекается «внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия»; второй вариант предполагает внутреннее ограничение самодержавия «силой установления», законами и «самим делом». Первый вариант создает только видимость законных установлений, а второй устраивает законное правление, способное «ограничить и умерить самодержавие». Естественно мыслитель склоняется к необходимости предпочтения второго варианта. Он предлагает организовать законодательную власть таким образом, чтобы она, используя представительный принцип, могла выражать волю народа; исполнительная власть должна быть вручена правительству и поставлена под контроль законодательной, а судебная - выборному суду присяжных. Державная (исполнительная) власть вручается монарху и препровождается рядом прерогатив. Так, законодательная власть при всей дозволенной ей свободе «не может совершать своих положений без державной», т.е. каждый законопроект должен быть утвержден монархом. Монарх возглавляет исполнительную власть и является к тому же «верховным охранителем правосудия». Власть монарха наследственна и «принадлежит единственно детям законным».

Принцип разделения властей реализуется всей продуманной политической системой. Представительным законодательным органом является Государственная дума. Кроме того, Сперанский предложил создать Государственный совет, который, по его мысли, должен соединить все формы власти с предоставлением государю общего руководства.

Непосредственное управление страной поручается министерствам. Властно-распорядительные функции на местах осуществляются также выборными советными органами - волостной думой (выбирается только владельцами недвижимости); окружной думой (из числа депутатов от волостных дум); губернской думой (из числа депутатов от окружных дум).

Государственная дума- высший законодательный орган страны. «Никакой новый закон не может быть принят без уважения (одобрения) думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются (рассматриваются и одобряются) в думе». В том случае, если большинство в думе отвергает законопроект, то он «оставляется без действия».

Судебная власть реализуется системой судов, состоящих из назначаемых чиновников и выборных присяжных заседателей. Однако следует отметить, что проект судебной реформы был начертан Сперанским и специально не разработан. Он лишь в принципе наметил систему судов (волостной, окружной, Верховной, уголовный суд и Сенат как высшая инстанция, решения которой являются окончательными и не подлежащими обжалованию). Принцип назначения судей сочетался у него с требованием наличия и присяжных заседателей. «Закон определяет случаи, в коих председатель… обязан требовать депутатов из окружного совета для составления суда присяжных».

Осуществляя судебную реформу 1864 г., правящие круги России реализовали именно этот принцип составления суда: коронные судьи (чиновники) и выборные присяжные заседатели.

В «правильной монархии» или «в совершенном правлении монархическом» «государственный закон» (что означает, по терминологии Сперанского, конституцию) рисуется им в следующих чертах: 1) все состояния (т.е. сословия) государства, «быв свободны, участвуют в известной мере во власти законодательной»; 2) власть исполнительная вся принадлежит одному лицу, участвующему во всяком законодательном действии и утверждающему его; 3) есть общее (т.е. общественное) мнение, оберегающее закон и исполнение его; 4) есть независимое «сословие народа» (т.е. законодательное учреждение, перед которым «исполнители» ответственны); 5) существует система законов гражданских и уголовных, принятая народом; 6) суд не лицом государя отправляется, но избранными от народа и им утвержденными исполнителями, кои сами быть могут подвержены суду; 7) все деяния управления (в числе которых Сперанский в этой записке разумеет и суд публичный, исключая некоторых случаев определенных; 8) существует свобода печати «в известных, с точностью определенных границах».

Сперанский вынужден был заметить, что Россия не скоро придет к «конституции и правильной монархии».

Он объясняет этот тезис тем, что в России половина населения находится в совершенном рабстве; нет «государственного закона» (т.е. конституции) и уложения (уголовного и гражданского) , нет и других признаков истинной монархии. Поэтому, предлагая (видимо, до поры до времени) сохранить существующую самодержавную власть, Сперанский считал необходимым ввести по крайней мере «разные установления, которые бы, постепенно раскрываясь, приготовляли истинное монархическое управления и приспособляли бы к нему дух народный». И такими учреждениями, по его мнению, должны были быть сенат законодательный и сенат исполнительный. Первый «должен был состоять из сенаторов по назначению государя, а второй в свое время должен разделиться на две части — судную и управления, причем вторая должна состоять из министров».

План реформы Сперанский сначала подготовил теоретически. В своей записке (по объему целая книга) он рассуждает о законах государственных вообще, «о разделении их на основные или неподвижные и преходящие», обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров и до волостного управления.

СХЕМА ПЛАНА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СПЕРАНСКОГО

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.