Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные методические положения по многокритериальной оптимизации стратегий деятельности дорожной организации





 

В соответствии с принципами и методами многокритериального подхода, рассмотренными в предыдущей главе учебного пособия, процесс оптимизации стратегий деятельности дорожных организаций может быть разбит на пять последовательных этапов.

 

На первом этапе устанавливаются цели деятельности пред-приятий на рассматриваемый период времени в конкретных экономи-ческих, производственных, хозяйственных и других условиях, исходя из основных направлений повышения эффективности их функциони-рования, подробный обзор которых приведен в параграфе 1.2.

 

Поскольку повышение эффективности деятельности дорожных организаций в рыночной системе хозяйствования имеет многоплано-вый характер и оказывает влияние на все без исключения сферы дея-тельности, в его основу в общем случае может быть положена не од-на, а много целей. Например, одновременно могут ставиться: эконо-мическая цель – достижение максимальной прибыли от выполнения производственной программы, техническая цель – совершенствова-ние технологии производства дорожных работ, экологическая цель – снижение загрязнения окружающей среды при их выполнении, соци-альная цель – повышение культуры труда работников, занятых на вы-полнении этих работ и т.д.



 

При наличии нескольких целей развития предприятия они долж-ны быть соответствующим образом структурированы (иерархически упорядочены). Для этого в ряде случаев целесообразно построение «дерева целей», характеризующего в виде стрелочной диаграммы взаимосвязь целей с указанием значимости каждой цели и предпола-гаемую последовательность их реализации.


 

В общем случае производственно-финансовая деятельность до-рожной организации может быть направлена на достижение следую-щих целей:

 

– устойчивого роста прибыли в течение заданного срока;

 

– сокращения издержек производства;

 

– повышения конкурентоспособности продукции или услуг;

 

– увеличения темпов роста объема продукции (услуг) в течение заданного периода;

 

– повышения организационно-технического уровня производства;

 

– повышения квалификации персонала;

 



– повышения эффективности портфельных инвестиций;

 

– снижения экологического ущерба от деятельности.

 

Каждой из указанных целей функционирования дорожной орга-низации может быть поставлено в соответствие либо одно, но, как правило, несколько направлений повышения эффективности его дея-тельности (рис. 4). Из этого следует, что практически достижение лю-бой из перечисленных целей непосредственно связано с улучшением многих аспектов деятельности предприятия. Например, как видно из рис. 4, достижение цели – сокращение издержек производства – мо-жет быть обеспечено и путем рационализации производства и труда, и за счет улучшения использования материально-технических, трудо-вых и денежных ресурсов, и за счет совершенствования финансовой деятельности.

 

Безусловно, выбор конкретных целей и соответственно направ-лений повышения эффективности является индивидуальным процес-сом для любой дорожной организации, который во многом зависит от ее экономического потенциала, финансового состояния, организаци-онно-правовой формы, конкретных условий функционирования и стратегии деятельности на ближайшую перспективу.

 

Поэтому на втором этапе производится всесторонний анализ сложившихся условий функционирования организации и определение потенциальных резервов улучшения всех видов ее деятельности с уче-том достигнутого организационно-технического уровня производства.


 

 

Цели деятельности предприятия

 

Устойчивый рост прибыли в течение заданного срока

 

Сокращение

издержек

 

производства

 



Повышение конкурен-тоспособности продукции (услуг)

 

Увеличение темпов роста объема продукции (услуг)

 

Повышение организа-ционно-технического уровня производства

 

Повышение

квалификации

 

персонала

 

Повышение эффек-тивности портфель-ных инвестиций

 

Снижение

экологического

 

ущерба


 

Направления повышения эффективности

 

 

Расширение

производственных

мощностей

 

 

Внедрение

инновационных

технологий

 

Рационализация

 

производства и труда

 

 

Обновление

средств

 

производства

 

Диверсификация всех видов деятельности

 

Улучшение

использования

ресурсов

 

Совершенствование

финансовой

 

деятельности

 

 

Осуществление

природоохранных

 

мероприятий


 

Рис. 4. Схема связей между целями и направлениями повышения эффективности деятельности дорожной организации


 

Одновременно с этим на основе разработанной стратегии раз-вития предприятия осуществляется прогноз условий его функциони-рования на ближайший период с формированием наиболее вероятно-го сценария деятельности. Разница между существующим и требуе-мым организационно-техническим уровнем развития предприятия со-ставляет так называемый «проблемный пробел» [39], на выявление путей устранения которого, в первую очередь, должна быть направле-на работа его аналитического отдела.

 

Задачи повышения эффективности деятельности дорожной ор-ганизации устанавливаются в процессе рассмотрения возможных пу-тей ликвидации «узких мест» в ее работе, обеспечивающих переход от сложившегося к моменту планирования уровня экономического по-тенциала предприятия к требуемому по результатам прогноза для достижения поставленных целей. Конкретные задачи повышения эф-фективности деятельности дорожных организаций даже по отдельно взятому его направлению могут предусматривать очень широкий круг различного рода мероприятий. Например, по направлению «внедре-ние инновационных технологий» они могут включать:

 

– определение рациональной области применения наиболее эф-фективных инновационных продуктов, в том числе и нанотехнологий;

 

– установление целесообразных масштабов выполнения дорож-ных работ с использованием инновационных материалов, конструкций

 

и технологий;

 

– оценку требуемого уровня механизации и автоматизации про-изводственных процессов, в том числе и на подсобных предприятиях дорожных организаций;

 

– обоснование целесообразности внедрения новых информаци-онных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих эффек-тивное управление новыми производственными процессами;

 

– оценку социально-экономической и коммерческой эффектив-ности внедрения новых технологий производства дорожных работ; определение путей улучшения и адаптации организации производст-ва, труда и управления к выполнению дорожных работ с использова-нием новых технологий;


 

– обоснование развития или определение путей адаптации про-изводственной мощности обслуживающих основное производство предприятий и хозяйств к его инновационному перевооружению;

 

– обоснование необходимости перепрофилирования производ-ства с целью расширения объемов работ по внедрению инновацион-ных продуктов.

 

На этом этапе многокритериальной оптимизации стратегий дея-тельности дорожных организаций предполагается, что из множества возможных задач для их осуществления может быть выбрано только несколько, каждая из которых не исключает другие и может быть реа-лизована, по крайней мере, один раз. Например, при разработке стра-тегии повышения эффективности деятельности дорожной организа-ции, наряду с задачей расширения спектра дорожных услуг (диверси-фикацией производства), могут рассматриваться и другие направле-ния развития предприятия, предполагающие: увеличение мощности парка основных машин и оборудования; создание новых подсобных производств и обслуживающих хозяйств; переход к более прогрессив-ным технологиям выполнения дорожных работ.

 

При этом очень важно, чтобы принимаемые к рассмотрению на этом этапе задачи повышения эффективности производства не всту-пали в противоречие друг с другом, а также с другими направлениями деятельности организации, что, к сожалению, нередко имеет место на практике. Это касается, в первую очередь, часто встречающихся не-соответствий между планируемыми темпами развития дорожно-строительного и подсобного производства, уровнями технического ос-нащения основных и вспомогательных видов дорожных работ, произ-водственными мощностями основных и вспомогательных технических средств (в комплектах дорожно-строительных машин).

 

Другими примерами несогласованности задач повышения эф-фективности деятельности дорожных организаций могут служить соз-даваемые в результате их реализации диспропорции между составом, структурой и формой эксплуатации парка дорожно-строительных ма-шин и планируемой производственной программой дорожной органи-


 

зации или между организационно-техническим уровнем производства и уровнем квалификации работников.

 

Определение круга стратегий повышения эффективности функ-ционирования предприятия должно осуществляться, как правило, на основе укрупненных расчетов сравнительной коммерческой эффек-тивности их реализации. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, практической нецелесообразностью детального рассмотре-ния всех вариантов совершенствования его производственно-финан-совой деятельности на этом этапе и, во-вторых, отсутствием необхо-димых исходных данных для такого рассмотрения.

 

На третьем этапе осуществляется формирование возможныхальтернативных вариантов (взаимоисключающих проектов или меро-приятий) решения поставленных задач повышения эффективности производства, которые в зависимости от степени их взаимосвязи ме-жду собой могут быть простыми и комплексными.

 

Простые альтернативы повышения эффективности каждой от-дельно взятой стороны деятельности предприятия, как правило, су-щественно не зависят от результатов реализации других; они также не оказывают существенного влияния на осуществление технико-экономических планов его деятельности (производственную програм-му, плана механизации, плана материально-технического снабжения, плана по труду и т.д.), так как рассматриваются в пределах, устанав-ливаемых в этих планах ограничений, например, по финансированию или по объему использования тех или иных ресурсов.

 

К таким альтернативам, например, при решении проблемы об-новления и модернизации парка дорожно-строительных машин можно отнести различные варианты его производственной мощности, соста-ва и структуры основных видов технических средств, организационных форм эксплуатации машинного парка, уровня использования приоб-ретаемой техники на объектах дорожного предприятия, эксплуатаци-онной надежности машин, которые формулируются в рамках требова-ний, установленных в других планах деятельности предприятия.

 

Комплексные альтернативы повышения эффективности функ-ционирования дорожной организации предполагают совместное рас-


 

смотрение различных видов деятельности предприятия, так как их реализация напрямую связана с выполнением других планов пред-приятия и, следовательно, с решением смежных производственных, финансовых и инвестиционных проблем. К таким альтернативам мож-но отнести различные варианты инвестиционных проектов по совер-шенствованию технологии производства дорожных работ в зависимо-сти от возможных вариантов производственной программы предпри-ятия, структуры его капитала, уровня предметной и технологической специализации, допускаемого уровня финансовой устойчивости.

 

Формирование комплексных альтернатив решения проблем по-вышения эффективности производства, как правило, связано с необ-ходимостью рассмотрения разных вариантов обеспечения дорожных предприятий материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, что обуславливает необходимость синхронного и многоступенчатого итерационного подхода к формированию планов организационно-технического развития предприятий и, следовательно, к оценке их эффективности.

 

На четвертом этапе в целях отбора из принятых к рассмот-рению альтернатив, наиболее целесообразных для реализации, осу-ществляется обоснование критериев их оценки.

 

В общем случае для оценки эффективности мероприятий по со-вершенствованию любых сторон деятельности дорожных организаций может использоваться несколько критериев, выражаемых как через стоимостные, так и через натуральные показатели. Например, повы-шение эффективности работы машинного парка дорожной организа-ции можно оценить через показатели роста фондоотдачи, увеличения прибыли, повышения производительности, увеличения коэффициента сменности работы, снижение потерь времени на перебазирование машин и т.д. Безусловно, каждый из этих показателей является доста-точно важным для оценки отдельных аспектов качества функциониро-вания средств труда на предприятиях. Однако при оптимизации ре-шения по улучшению их использования наибольший приоритет сле-дует отдавать стоимостным критериям, поскольку они являются


 

обобщающими, и поэтому, в конечном счете, определяют выбор наи-лучшей (оптимальной) альтернативы из потенциально возможных.

 

Вместе с тем, следует отметить, что в большинстве случае все проявления эффективности тех или иных мероприятий оказывается невозможным или нежелательным выражать через один критерий, поскольку в этом случае могут вуалироваться важные аспекты повы-шения эффективности рассматриваемых производственных, эконо-мических или хозяйственных процессов. Например, при принятии в качестве критерия улучшения функционирования парка машин до-рожной организации показателя фондоотдачи исключается возмож-ность достаточно детального анализа эффективности его работы за счет улучшения использования отдельных видов или групп машин по времени или производительности.

 

При наличии нескольких критериев их целесообразно предвари-тельно ранжировать по степени значимости, то есть по их весу в фор-мируемой функции полезности планируемых мероприятий по повы-шению эффективности производства.

 

Например, если для оценки эффективности рассматриваемых альтернатив используются три критерия: максимальной прибыли П, максимального уровня механизации основных и вспомогательных ра-бот УМ и максимальной производительности труда рабочих, занятых на выполнении основных дорожных работ ПТ, и при этом установлена функция полезности следующего вида:

 

ФП = 1П + 2УМ + 3ПТ, причем 1 + 2 + 3 = 1, то коэффициенты 1, 2, 3 можно интерпре-

 

тировать как удельные веса соответствующих критериев в общей функции полезности, которые, как правило, задаются с использовани-ем экспертных методов их оценки.

 

При математическом описании в процессе структуризации кри-териев один из них, как правило, должен рассматриваться как глав-ный и формулироваться в виде наиболее приоритетной целевой функции принятия решений, а все другие приниматься либо в каче-стве дополнительных требований к решению поставленной задачи,


 

либо в качестве обязательных условий (ограничений), налагаемых на ее решение.

 

На пятом, последнем, этапе осуществляется оценка эффек-тивности принимаемых решений.

 

В общем случае оценка эффективности альтернатив предусмат-ривает следующую последовательность действий: формирование од-ноцелевой или многоцелевой экономико-математической модели, обоснование методов ее реализации, анализ полученных решений.

 

Формированию экономико-математической модели задачи оцен-ки эффективности рассматриваемых альтернатив обязательно долж-на предшествовать ее содержательная постановка, определяющая степень детализации параметров модели, вид решаемой задачи (хо-рошоструктурированная, слабоструктурированная, неструктурирован-ная) и исходные требования к ее реализации.

 

Как уже указывалось выше, практически любая экономико-мате-матическая модель, описывающая любой аспект деятельности до-рожных организаций в рыночной системе хозяйствования, должна первоначально строиться как многоцелевая. Это обуславливается не только необходимостью соблюдения общепринятых требований в от-ношении наибольшей адекватности формируемых моделей реальным условиям их функционирования, но и многообразием форм повыше-ния эффективности деятельности дорожных организаций. Вместе с тем, в дальнейшем в зависимости от вида задачи и метода реализа-ции многоцелевой модели она, как показано в главе 3 настоящего учебного пособия, может быть достаточно легко сведена к одноцеле-вой модели.

 

Очень важным исследованием на данном этапе является выбор метода решения сформулированной многоцелевой задачи, которых, как показано в предыдущей главе, в общем случае может быть четы-ре: 1) метода ведущего критерия, 2) метода последовательных усту-пок, 3) метода минимакса и 4) метода свертывания критериев. По на-шему мнению, явный приоритет в практическом их использовании должны иметь первый и четвертый методы, предполагающие выбор в


 

качестве главного критерия показателя прибыльности предприятия, что обусловлено первостепенной необходимостью существенного по-вышения рентабельности деятельности дорожных организаций.

 

В результате реализации многоцелевой экономико-математи-ческой модели производится сопоставительная оценка эффективно-сти осуществления различных альтернатив деятельности дорожной организации. При этом анализируются условия достижения постав-ленных целей совершенствования ее функционирования, выражае-мые с помощью принятых критериев, и в зависимости от принятой их иерархии принимают окончательное решение по выбору дальнейшего сценария управленческой деятельности. Заключительная фаза этого этапа предусматривает проверку устойчивости и оценку степени на-дежности предлагаемых мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия с учетом влияния факторов риска и неоп-ределенности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.