Управленческий анализ деятельности дорожной организации как основа повышения ее эффективности
Исследования, проведенные в предыдущей главе, наглядно свидетельствуют о том, что в условиях перехода дорожных организа-ций на рыночные рельсы хозяйствования традиционные методы оценки эффективности их деятельности, базирующиеся в основном на данных бухгалтерского учета, являются недостаточно состоятель-ными по ряду причин, к основным из которых следует отнести:
– недоучет влияния на финансовое состояние предприятий ры-ночной конъюнктуры, в конечном счет определяющей их производст-венные возможности, а также недостаточное и неявное отражение в бухгалтерском балансе предприятий результатов маркетинговой, ор-ганизационно-технической, инвестиционной и ряда других видов дея-тельности, от которых существенно зависит и эффективность их функционирования;
– отсутствие необходимых инструментов «проигрывания» возмож-ных ситуаций поведения предприятий в перспективе с целью определе-ния наиболее рациональных (оптимальных) стратегий их деятельности на будущее с учетом достигнутого опыта и имеющихся альтернатив;
– невозможность оперативного интегрирования или дезагрега-ции для принятия соответствующих управленческих решений необхо-димых исходных данных, а также ранжирования оценочных показате-лей или критериев оценки эффективности деятельности предприятий по степени значимости.
В связи с этим представляется, что более всеобъемлющая и при этом не только фактическая, но и потенциально достижимая в пер-спективе оценка эффективности деятельности предприятий может быть дана только на основе управленческого анализа, у которого по сравнению с бухгалтерским анализом имеется ряд преимуществ. Во-первых, он направлен в основном не на прошлое, а на будущее; во-
вторых, содержит значительно больший инструментарий как фор-мальных, так и не формальных приемов и методов обработки исход-ных данных (включая и экспертные оценки) и, в-третьих, помимо кон-статации состояния (уровня) эффективности производства на пред-приятии, обеспечивает принятие наиболее рациональных решений по
ее повышению.
С позиций управленческого анализа при формировании системы оценочных показателей эффективности деятельности предприятий надо уделять первостепенное внимание «узким местам» хозяйствова-ния, т.е. таким сферам деятельности, от которых в основном зависит уровень их экономического потенциала и на которых, в первую оче-редь, должно концентрироваться внимание руководителей. Примени-тельно к дорожным организациям с учетом специфики их функциони-рования эти показатели должны группироваться по четырем основ-ным видам деятельности: маркетинговой, производственной, инве-стиционной и финансовой (рис. 2).
Выбор указанных видов деятельности для комплексной оценки эффективности функционирования дорожной организации обуслов-лен рядом причин:
1) в условиях рыночной системы хозяйствования все они имеют очень высокую значимость для обеспечения нормального функциони-рования предприятия и достаточно четко выраженные границы;
2) три из рассматриваемых видов деятельности (производствен-ная или операционная, инвестиционная и финансовая) обязательно находятся в центре внимания при разработке любых инвестиционных проектов и бизнес-планов предприятий согласно действующим мето-дическим рекомендациям [26];
3) маркетинговая деятельность в условиях государственной мо-нопсонии на услуги и продукцию дорожного хозяйства приобретает особую важность для предприятий этой подотрасли транспортного строительства, так как при имеющем место в последнее время суще-ственном снижении спроса в них дорожные организации вынуждены искать рынки использования своих производительных сил в смежных видах строительного производства.
Комплексная управленческая оценка эффективности деятельности предприятий
Маркетинговая
деятельность
Степень использования производственной мощности
Доля объемов работ по государственным контрактам
Доля объемов работ по субподрядным договорам
Степень
диверсификации
производства
Производственная
деятельность
Рентабельность
производства и фондов
Уровень технической оснащенности производства
Степень использования ведущих машин
Уровень использования кадров высокой квалификации
Инвестиционная
деятельность
Степень
использования
инноваций
Доля капиталовложений в развитие предприятия
Доля инвестиций в повышение квалифи-
кации персонала
Доля инвестиций
в лизинговые
операции
Финансовая
деятельность
Доля привлекаемых долгосрочных заемных средств
Уровень
использования заемного капитала
Уровень использо-вания собственного капитала
Доля амортизаци-онных отчислений на реновацию
Рис. 2. Система показателей комплексной оценки эффективности деятельности предприятий
Рассмотрим состав показателей предлагаемой системы ком-плексной управленческой оценки эффективности деятельности до-рожных организаций.
Как видно из рис. 2, в группу, описывающую эффективность мар-кетинговой деятельности предприятия, входят показатели, характери-зующие уровень использования производственной мощности пред-приятия, долю объемов работ, выполняемых им по государственным контрактам и по субподрядным договорам, а также степень диверси-фикации производства.
Очевидно, что наиболее обобщающим показателем эффектив-ности работы маркетинговой службы дорожной организации является уровень использования ее производственной мощности, который слу-жит индикатором степени загрузки материально-технических и трудо-вых ресурсов предприятия. Если значение этого показателя сущест-венно превышает допустимые резервы производственных мощностей, то это свидетельствует, во-первых, о недостатках работы маркетинго-вой службы и, во-вторых, о неиспользовании части экономического потенциала предприятия, в состав которого могут входить дорого-стоящие машины и оборудование и высококвалифицированный инже-нерно-технический и рабочий персонал.
Показатель доли объемов работ по государственным заказам во многом характеризует способность маркетинговых служб обеспечи-вать готовность дорожных организаций к конкурсным и аукционным торгам, которые при условии их некриминального проведения, как по-казывает практика работы предприятий [9], являются одним из ре-шающих условий выигрыша ими долговременных контрактов на строительство и ремонт дорожных сооружений.
Весьма важным показателем в этой группе является доля объе-мов работ, выполняемых по субподрядным договорам, так как в ры-ночных условиях хозяйствования данный показатель характеризует способность дорожной организации выполнять наиболее сложные и трудоемкие работы, которые обычно, в первую очередь, передаются на субподряд выигравшим крупный государственный контракт дорож-ным корпорациям.
Показатель степени диверсификации производства характери-зует способность дорожной организации к перепрофилированию сво-ей деятельности с учетом имеющегося спроса на те виды работ по строительству, ремонту и содержанию дорожных сооружений, кото-рые ранее не входили в состав ее производственной программы.
В группу показателей, описывающих эффективность производ-ственной деятельности предприятия дорожного хозяйства, должны входить, наряду с показателями рентабельности производства и ос-новных и оборотных активов, и показатели уровня технической осна-щенности производства, а также показатели, характеризующие сте-пень использования высококвалифицированных кадров и дорого-стоящих машин и оборудования. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что потенциальные возможности повышения эффективности производства в дорожном хозяйстве, т.е. рост объемов работ, сниже-ние их себестоимости и повышение качества, в первую очередь, зави-сят от организационно-технического уровня производства и, в частно-сти, от уровня использования тех дефицитных ресурсов, которые яв-ляются визитной карточкой предприятия. Поэтому при анализе эф-фективности производственной деятельности именно на уровне их использования должно быть сосредоточено внимание руководителей дорожных организаций.
К группе показателей, характеризующих эффективность инве-стиционной деятельности дорожных организаций, следует отнести степень использования в ней инноваций при организации и производ-стве работ, долю капиталовложений, направляемых на развитие предприятия, в том числе и на повышение квалификации производст-венного персонала, и долю инвестиций в лизинговые операции.
Наиболее важным из них является первый показатель, который может быть выражен через отношение объема работ, выполняемых с использованием инноваций, к общему объему работ, выполняемому собственными силами предприятия, поскольку главное направление инвестиционной деятельности дорожных организаций в настоящее время должно предусматривать расширение объемов внедрения при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог всех ви-дов инновационных продуктов, в том числе и нанотехнологий.
С этим показателем тесно опосредуется и показатель доли ка-питальных вложений, направляемых на развитие производственной базы предприятий и повышение квалификации их персонала, прини-мая во внимание то общеизвестное обстоятельство, что массовое внедрение инновационных технологий часто требует обновления пар-ка строительных машин и оборудования предприятий и серьезного обучения новым приемам или методам производства и труда рабочих
и инженерно-технических работников.
В условиях хронического недостатка собственных средств важ-ным показателем эффективности инвестиционной деятельности до-рожных организаций является показатель доли инвестиций, направ-ленных на осуществление лизинга новых и дорогостоящих машин и оборудования (как правило, зарубежного производства), без которых переход на прогрессивные технологии производства работы в дорож-ном хозяйстве часто бывает невозможно осуществить.
К группе показателей, описывающих эффективность финансо-вой деятельности дорожных организаций, должны быть отнесены: доля привлекаемых долгосрочных кредитов, уровень использования собственного и заемного капитала, а также доля амортизационных отчислений, направляемых на реновацию основных фондов пред-приятия.
Что касается первого показателя, то его роль в обеспечении эффективной деятельности дорожной организации трудно переоце-нить, так как при низкой рентабельности, характерной для большинст-ва предприятий, долгосрочные кредиты банков, полученные на при-емлемых условиях, являются практически единственным финансовым источником наращивания их экономического потенциала.
Существенно расширяют представление руководителей о сте-пени эффективности финансовой деятельности и показатели отдачи собственного и заемного финансового капитала, которые могут выра-жаться путем исчисления рентабельности собственных и заемных средств.
Наконец, большое значение для повышения эффективности финансовой деятельности дорожных организаций в современных ус-ловиях является выбор ими рациональной амортизационной полити-ки, которая, как правило, должна предусматривать постоянное нара-щивание доли амортизационных отчислений, направляемых на рено-вацию основных производственных фондов дорожной организации.
Предлагаемая система показателей управленческого анализа эффективности деятельности дорожных организаций ни в коем слу-чае не подменяет систему показателей ее бухгалтерского анализа и поэтому не должна противопоставляться ей. В функции управленче-ского анализа, как указывалось выше, входят совсем другие задачи, а именно: концентрация внимания руководителей дорожных организа-ций на самых важных «критических» участках деятельности и, исходя из этого, разработка мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятий.
Вместе с тем, из рассмотрения системы показателей оценки эффективности деятельности предприятия (см. рис. 2) становится очевидным, что, давая определенное решение первой из этих за-дач, она не в состоянии обеспечить решение другой. Действитель-но, для разработки мероприятий по повышению эффективности производства недостаточно только выявить его узкие места и, сле-довательно, определить основные направления совершенствования деятельности предприятия, необходимо также составить перечень конкретных мероприятий и определить значимость реализации каж-дого из них в повышении эффективности функционирования дорож-ной организации.
Нетрудно показать, что решение такой задачи управленческого анализа требует проведения следующих исследований:
1) разработки концептуальной схемы формирования комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия с по-следующим выбором тех из них, которые обеспечивают наилучший технико-экономический результат (оптимальную стратегию повыше-ния эффективности) по заданному критерию;
2) определения критерия или системы критериев, по которому или которым должна «взвешиваться» эффективность отдельных ме-роприятий;
3) установления алгоритма ранжирования критериев по степени значимости в том случае, если предполагается многоцелевая поста-новка задачи определения стратегии повышения эффективности дея-тельности предприятия.
Одна из возможных концептуальных схем определения опти-мальной стратегии повышении эффективности деятельности пред-приятия представлена на рис. 3.
При ее разработке исходили из того, что в настоящее время главным условием повышения эффективности функционирования до-рожных организаций, как уже неоднократно подчеркивалось, является расширение их производственных возможностей, достигаемых в ре-зультате разумной диверсификации как основной, так и подсобно-вспомогательной деятельности. Обеспечению указанного условия должны быть подчинены и все другие виды деятельности предпри-ятия: маркетинговая, инвестиционная, финансовая.
Как видно из рис. 3, определение оптимальной стратегии повы-шения эффективности деятельности дорожной организации начина-ется с двух параллельно выполняемых видов аналитической работы: анализа использования ресурсов и производственной программы предприятия. При наличии недозагрузки основных (дефицитных) ви-дов экономических ресурсов на плановых объектах программы строи-тельства и ремонта дорожных сооружений производится анализ ре-зервов улучшения их использования с одновременной оценкой воз-можностей расширения производственной деятельности предприятия.
На основе выполненного анализа формируются основные на-правления повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов неопределенности их реализации. Далее проверя-ется возможность реализации указанных направлений с учетом тре-буемого для этого экономического потенциала предприятия, а также с его инвестиционно-финансовыми возможностями. При подтверждении
ее наличия производится формирование конкретных мероприятий по
улучшению деятельности предприятия или альтернативных вариан-тов их сочетаний с последующей разработкой на основе экономико-математической модели по заданному критерию или критериям опти-мальной стратегии повышения эффективности дорожной организации в перспективе.
Анализ эффективности использо-
|
| Анализ эффективности
| вания производственных ресурсов
|
| формирования и выполнения
| предприятия
|
| производственной программы
|
|
|
|
Анализ соответствия наличных производственных ресурсов производственной программе
Установление путей улучшения
|
| Оценка возможностей расширения
| использования производственных
|
| сферы производственной
| ресурсов
|
| деятельности
|
|
|
|
Определение направлений повышения эффективности деятельности с учетом факторов неопределенности их реализации
|
| Оценка инвестиционных
|
| Оценка требуемого
|
|
| экономического потенциала
|
| и финансовых возможностей
|
| для их реализации
|
| предприятия
|
|
|
|
|
|
Разработка мероприятий и альтернативных вариантов повышения эффективности деятельности дорожной организации
Оптимизация стратегии повышения эффективности деятельности дорожной организации
Рис. 3. Принципиальная схема определения оптимальной стратегии повышения эффективности деятельности дорожной организации
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|