Сделай Сам Свою Работу на 5

Обоснование путей повышения эффективности деятельности дорожных организаций в рыночных условиях хозяйствования





 

Анализ условий функционирования предприятий дорожного хо-зяйства позволил выявить ряд факторов, как способствующих, так и препятствующих повышению эффективности их деятельности, всю совокупность которых можно подразделить на семь групп: экономиче-ские, ресурсно-технологические, институциональные, нормативно-методические, социальные, организационные и управленческие.

 

Группа экономических факторов. Наиболее существеннымив этой группе факторами, препятствующими развитию и повышению эффективности деятельности предприятий, являются как отсутствие достаточных собственных средств для финансирования инновацион-ных проектов, так и возможностей привлечения для этой цели заем-ного капитала по приемлемым процентным ставкам. В данном слу-чае речь идет о тех многочисленных ситуациях, когда осуществление


 

инвестиционных проектов по совершенствованию деятельности предприятий в полном объеме или частично не может быть реализо-вано только за счет средств, предусмотренных в контрактах на строительство, ремонт и содержание дорожных сооружений с их ис-пользованием.



 

Одной из предпосылок возникновения таких ситуаций является установление заданий в контрактах на дорожные работы по примене-нию тех или иных прогрессивных материалов, конструкций и полу-фабрикатов без учета наличия необходимых для этого машин, обору-дования и рабочих кадров. Вторая предпосылка их возникновения часто обуславливается коммерческой невыгодностью для дорожной организации внедрения предлагаемых прогрессивных материалов, методов производства и труда в текущем плановом периоде из-за от-носительно небольшого объема дорожных работ, что вынуждает предприятия нести дополнительные издержки, связанные с их ис-пользованием, но с расчетом компенсации этих издержек в ближай-шей перспективе при достижении достаточно больших объемов ис-пользования инноваций.

 

В том случае, если внедрение прогрессивных технологий, реко-мендованных для применения предприятиям, не оговорено в контрак-тах, они, как правило, даже при незначительных дополнительных за-тратах, связанных с освоением новых инновационных продуктов, не стремятся их использовать без наличия определенных побудитель-ных (и, как правило, материальных) стимулов к инновационной дея-тельности.



 

К экономическим факторам, способствующим развитию и укреп-лению экономического потенциала предприятий, в первую очередь, следует отнести достаточно высокую рентабельность их деятельно-сти, так как дорожные организация, как показал опрос их руководите-лей, начинают «думать об инновациях» только при приемлемом уров-не финансового состояния предприятий.

 

Весьма существенным экономическим рычагом, побуждающим организации к развитию и повышению эффективности производства,


 

является предоставление некоторыми банками возможности установ-ления более низких ставок процентов за кредит по сравнению с нор-мой прибыли от их использования. Такое соотношение ставок доход-ности собственного и привлеченного капитала, как показал анализ, бывает возможным, если внедрение новых методов производства и труда позволяет, хотя бы в какой-то мере, сократить сроки выполне-ния дорожных работ.

 

Немаловажным экономическим рычагом обеспечения высокой эффективности деятельности предприятий (особенно в сфере экс-плуатации дорог) может стать также обоснованная увязка результатов их работы, выражаемых через показатели улучшения качества дорог (повышение скорости движения, снижение аварийности, увеличение долговечности конструкций, их межремонтных сроков и т.д.) с разме-рами материального стимулирования за улучшение транспортно-эксплуатационного состояния и повышение надежности и долговечно-сти работы дорожных сооружений.



 

Группа ресурсно-технологических факторов. Основнымфактором, препятствующим повышению эффективности функциони-рования предприятий в этой группе, является низкий уровень их тех-нического оснащения, что ограничивает возможности дорожных орга-низаций по соблюдению технических регламентов надлежащего ис-пользования инновационных продуктов и технологий. В результате, несмотря на очевидную прогрессивность применения, например, но-вых предметов труда, часто имеет место снижение качества дорож-ных работ или производительности труда.

 

Следующим по степени распространения противодействующим фактором является отсутствие необходимых высокопроизводитель-ных и, как правило, дорогостоящих импортных машин и оборудования. Затем к числу противодействующих факторов следует отнести отсут-ствие или недостаток для внедрения новых технологий или методов организации труда кадров высокой квалификации.

 

В ряде случаев существенным тормозом на пути расширения сферы эффективной деятельности предприятий дорожного хозяйства


 

является отсутствие подсобных предприятий по изготовлению тре-буемых материалов или полуфабрикатов (например, модифициро-ванных битумов, поливиниловых асфальтобетонных и цементобетон-ных смесей).

 

К ресурсно-технологическим факторам, стимулирующим расши-рение производства за счет его диверсификации, следует отнести ре-зервы производственных мощностей, образовавшиеся в результате сокращения спроса на дорожные услуги. Безусловно, очень важным фактором в этой группе является также наличие достаточно высокого уровня оснащенности предприятий современными высокопроизводи-тельными машинами и оборудованием; при этом особенно теми, мак-симально возможный фронт работы которых может быть обеспечен только при применении инновационных технологий.

 

Не менее важным фактором, способствующим переходу дорож-ных организаций на прогрессивные методы хозяйствования, является наличие в их составе высоко профессиональных кадров, которые спо-собны не только осваивать инновации в рекомендуемых нормалях производственной деятельности, но и адаптировать их применение к нетрадиционным условиям строительства, ремонта и содержания ав-томобильных дорог.

 

Очень важной предпосылкой расширения размеров производст-венно-хозяйственной деятельности предприятий дорожного хозяйства является достаточно хорошо развитая в них материально-техническая база подсобных производств, включающая предприятия по производ-ству или переработке материалов или полуфабрикатов, а также транспортные хозяйства, от деятельности которых во многом зависит расширение сферы использования их продукции и услуг.

 

Группа институциональных факторов. Серьезным препят-

 

ствием на пути внедрения прогрессивных методов производства и труда по этой группе факторов, как показывает практика, может ока-заться несогласованность во взглядах на особенности их применения в конкретных ситуациях научных работников или проектировщиков со строителями дорог. К такому же негативному результату может при-


 

вести и несовпадение профессиональных интересов участников вне-дрения инновационных продуктов и особенно нанотехнологий. Это происходит, например, в тех случаях, когда, по мнению научных ра-ботников, требуется продление опытных работ, а производственники считают, что и без этого уже достигнуты хорошие результаты, или, ко-гда строители, ссылаясь на особые условия, начинают вносить изме-нения в проекты, несмотря на возражения проектировщиков, так как эти изменения, по их мнению, сводят на нет или снижают эффектив-ность принятых проектных решений.

 

К основным, положительно влияющим на повышение эффектив-ности производства, институциональным факторам следует отнести предложения о радикальном изменении существующей системы тор-гов, направленное на создание преимуществ в заключении контрактов с теми предприятиями дорожного хозяйства, которые, во-первых, по всем критериям способны осуществлять внедрение достижений науч-но-технического прогресса при строительстве, реконструкции и со-держании автомобильных дорог в необходимых масштабах и, во-вторых, имеют существенные преимущества по профессиональному уровню в сравнении с конкурентами.

 

Важной мерой институционального характера, направленной на переход дорожных организаций на инновационный путь развития, должно стать стимулирование всех участников этого процесса за дос-тижения конечного результата, которое, в первую очередь, предпола-гает выплату вознаграждений научно-исследовательским коллекти-вам, проектным, строительным и ремонтным организациям только за те социально-экономические эффекты, которые были достигнуты в сфере эксплуатации дорожных сооружений. При этом доля вознагра-ждения каждого участника должна оговариваться заранее.

 

Обязательной институциональной мерой, направленной на уг-лубление и расширение процесса повышения эффективности произ-водства, должно стать развитие сферы малого бизнеса в дорожном хозяйстве. Достоинство этого вида бизнеса заключается в его способ-ности идти на риски, быстро менять приоритеты развития, находиться


 

на гребне научно-технического прогресса, а также легко адаптиро-ваться к любым производственным ситуациям, что, в первую очередь, и требуется при внедрении прогрессивных технологий и методов ор-ганизации труда.

 

Группа нормативно-методических факторов. К факторамэтой группы, в значительной степени препятствующим повышению эффективности деятельности предприятий, следует отнести как от-сутствие в необходимом объеме всех элементов нормативно-мето-дической базы анализа и планирования их функционирования в ры-ночной системе хозяйствования, так и недостаточные методические проработки отдельных вопросов проводимой ими инновационной по-литики в конкретных производственных условиях.

 

Следует отметить, что указанные факторы в настоящее время существенно ограничивают потенциальные возможности развития и нормального функционирования предприятий в сложных конъюнктур-ных условиях (которые, в первую очередь, созданы самим государст-вом), но, несмотря на этот общеизвестный факт, Росавтодор и терри-ториальные органы управления дорожным хозяйством вопросам нор-мативно-методического обеспечения не уделяют никакого внимания.

 

В составе факторов этой группы, способствующих повышению эффективности деятельности дорожных организаций, следует особо выделить, во-первых, необходимость применения ими при планиро-вании любых инвестиционных мероприятий или проектов методиче-ских рекомендаций по оценке их общественной и коммерческой эф-фективности и, во-вторых, привязку технических регламентов по ис-пользованию инновационных технологий к климатическим и другим региональным особенностям функционирования дорожных сетей.

 

Группа социальных факторов. Немаловажным препятствиемпри внедрении в дорожных организациях прогрессивных технологий и методов труда, как свидетельствует опыт их использования, является отрицательное восприятие целесообразности их применения отдель-ными группами инженерно-технических работников или рабочих пред-приятий. Основными причинами этого чаще всего являются нежела-ние или невозможность изменения сложившихся стереотипов дея-


 

тельности, а также неуверенность в конечных результатах, обуслов-ленная недостаточным профессионализмом или квалификационным уровнем работников. В связи с изложенным очень важным условием расширения сферы внедрения достижений научного прогресса в до-рожном хозяйстве является разработка мероприятий, предусматри-вающих повышение образовательного уровня работников и увеличе-ние творческих элементов в их деятельности, которые помимо прямых эффектов способны генерировать и важные косвенные эффекты. Как известно, с ростом образовательного уровня работников не только растет их тяга ко всему новому, еще не изведанному, но и снижается производственный травматизм, повышается безопасность дорожных работ, сокращается уровень ручного труда, который в дорожном хо-зяйстве до сих пор еще очень высок, особенно на работах по ремонту и содержанию дорог.

 

Группа организационных факторов. Не способствуют повы-

 

шению эффективности производства в дорожном хозяйстве такие факторы этой группы, как отсутствие постоянного контроля за ходом выполнения работ и недостаточное научно-техническое сопровожде-ние внедрения новых материалов и технологий. Следует отметить, что указанные негативные факторы часто сводят на нет все усилия по внедрению прогрессивных методов производства и труда, предпри-нимаемые творческими коллективами, и тем самым дискредитируют саму идею об эффективности инновационного развития дорожного хозяйства.

 

Поэтому среди факторов-мероприятий этой группы, направлен-ных на активизацию инвестиционной деятельности предприятий, сле-дует особо выделить мероприятия, предусматривающие усиление на-учно-технического сопровождения инновационных проектов, сокраще-ние сроков разработки нормативно-методических документов, регла-ментирующих их реализацию, и совершенствование системы учета и отчетности предприятий об инновационной деятельности.

 

Группа управленческих факторов. Весьма отрицательно ска-

 

зывается на эффективности деятельности предприятий дорожного хозяйства недоработки управленческого характера, к основным из ко-


 

торых следует отнести: оценку эффективности их работы только по прямым эффектам от реализации выполненных работ и оказанных услуг и отсутствие специально назначенных лиц, ответственных за внедрение инновационных технологий и продуктов.

 

Если первый фактор – недостаток – занижает значимость рабо-ты дорожных организаций по обеспечению эффективной работы ав-тотранспортной системы России, то второй – рождает безответствен-ность за качество и сроки выполнения подрядных работ с использова-нием прогрессивных материалов, конструкций и технологий.

 

В связи с изложенным обязательными управленческими элемен-тами, способствующими повышению эффективности деятельности до-рожных организаций, должны стать установление обоснованных крите-риев и системы показателей оценки производственно-финансовой дея-тельности предприятий и личная ответственность их руководителей за качественное использование всех видов инновационных продуктов в соответствии с утвержденными планами-графиками.

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Назовите основные причины, препятствующие эффективному функционированию предприятий в дорожном хозяйстве.

 

2. К каким общегосударственным и отраслевым последствиям приводит недостаточно высокая эффективность деятельности дорож-ных организаций?

 

3. Дайте характеристику основным направлениям повышения эффективности деятельности дорожных организаций.

 

4. Раскройте содержание экономических факторов, способст-вующих повышению эффективности функционирования предприятий дорожного хозяйства.

 

5. Назовите факторы, обеспечивающие ускорение научно-техни-ческого прогресса в дорожном хозяйстве.

 

6. Дайте характеристику ресурсно-технологическим и норматив-но-методическим факторам, как способствующим, так и препятствую-щим повышению эффективности деятельности дорожных организаций.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.