Роль аналитической работы на предприятиях дорожного хозяйства в повышении эффективности их функционирования
В настоящее время, как это было показано в предыдущей главе, наряду с факторами (причинами), способствующими снижению эф-фективности производства в дорожной отрасли, существует и ряд противодействующих им факторов, которые при известных предпо-сылках могут оказать позитивное воздействие на повышение эффек-тивности деятельности дорожных организаций.
К одной из наиболее важных таких предпосылок следует отнести усиление аналитической работы на предприятиях. И в наш век компь-ютерных и информационных технологий такое утверждение можно рассматривать как аксиому, поскольку только в процессе аналитиче-ской работы можно выйти на необходимые для решения тех или иных производственных, хозяйственных, экономических, финансовых и дру-гих проблем информационные ресурсы. Опыт работы ряда дорожных организаций показывает, что с помощью этих ресурсов можно офор-мить выгодные для предприятия финансовые сделки (по получению кредитных средств, финансовому лизингу или приобретению обору-дования на льготных условиях) [1, 10], оптимизировать размеры про-изводственных запасов материалов [28], повысить степень вероятно-сти выигрыша контракта на подрядных торгах [9], обеспечить внедре-ние выгодных для предприятия инновационных продуктов [34], соз-дать условиях для поступательного развития его экономического по-тенциала [31].
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что информационные ресур-сы не являются панацеей, способной без участия других ресурсов улучшить результаты деятельности предприятия. Они, конечно, не могут заменить ни новых машин и оборудования, ни дорогостоящих материалов, ни скомпенсировать недостаток оборотных средств или
прибыли предприятия. Ценность их, в первую очередь, заключается в том, что в любой конкурентной среде и при любом техническом осна-щении и финансовом состоянии предприятий они создают наиболее благоприятные условия (разумеется, только среди возможных) для функционирования, а следовательно, и для повышения их экономиче-ского потенциала.
В свете изложенного рассмотрим цели и задачи аналитической работы на дорожных предприятиях по повышению эффективности их деятельности (табл. 2). При этом следует отметить, что в большинст-ве литературных источников они трактуются не как цели и задачи аналитической работы, а как цели и задачи экономического анализа, что, на наш взгляд, является не совсем корректным. Дело в том, что для достижения каждой из поставленных целей требуется не только собственно анализ сложившихся на предприятии ситуаций, но и за-частую определение потенциально возможных их вариантов, что под-разумевает необходимость планирования и даже прогнозирования условий работы предприятия или отдельных сторон его деятельности. Поэтому, если исходить из правомерности действующей в настоящее время классификации общих функций управления предприятием, ко-торая предусматривает разделение их на организацию, планирова-ние, учет, анализ и корректирование [11, 38], то более уместным яв-ляется применение в данном случае вместо термина «экономический анализ» термина «аналитическая работа».
В табл. 2 основные цели аналитической работы по повышению эффективности деятельности предприятия расположены в порядке ус-ложнения степени их реализации. Такая иерархия целей предполагает акцентирование внимания руководителей дорожных организаций на двух, по нашему мнению, важных аспектах принятого ранжирования.
Первый из них заключается в том, что работу по повышению эффективности производства следует рассматривать как системный процесс, затрагивающий все стороны деятельности предприятия и предусматривающий, наряду с решением традиционных задач эконо-мического анализа (например, оценки уровня использования ресур-
сов), и очень непростых задач, связанных с его адаптацией к рыноч-ной системе хозяйствования, наиболее сложной из которых является определение потенциальной стратегии деятельности предприятия на перспективный период.
Таблица 2
Цели и задачи аналитической работы по повышению эффективности деятельности предприятия
Цели
|
| Задачи
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Сопоставительный анализ плановых и отчетных
|
| I. Оценка эффективности
| показателей использования каждого вида ресурсов
|
| в заданном периоде.
|
| использования матери-
|
| 2.
| Оценка динамики и тенденций использования
|
| альных, трудовых и фи-
|
| ресурсов.
|
| нансовых ресурсов
|
| 3.
| Разработка мероприятий по улучшению исполь-
|
|
|
|
| зования ресурсов.
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Анализ отдельных сторон деятельности пред-
|
| II. Выявление внутренних
| приятия и оценка их эффективности.
|
| 2.
| Моделирование потенциально возможных вари-
|
| резервов производства
|
| антов деятельности предприятия с использовани-
|
| (в целом по предприятию
|
| ем имеющихся ресурсов.
|
| или по видам его
|
| 3.
| Выбор из числа моделируемых вариантов наи-
|
| деятельности)
|
| более эффективных с точки зрения наилучшего
|
|
|
|
| использования имеющихся ресурсов.
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Оценка соответствия ресурсов «нормативным»
|
|
| требованиям к деятельности предприятия.
|
| III. Оценка экономического
| 2. Экспертная оценка значимости отдельных видов
|
| потенциала предприятия
| ресурсов.
|
|
| 3.
| Интегральная оценка экономического потенциа-
|
|
| ла предприятия.
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Анализ рынка дорожных услуг и выявление кон-
|
|
| курентов по видам деятельности.
|
|
| 2.
| Анализ деятельности конкурентов и оценка их
|
|
| экономического потенциала.
|
| IV. Оценка конкурентоспо-
| 3. Сопоставительная оценка потребительских и ин-
|
| собности услуг (продукции)
| новационных свойств предоставляемых дорожных
|
| предприятия и его места
| услуг или выпускаемой продукции по участникам
|
| на рынке дорожных услуг
| рынка дорожных услуг.
|
|
| 4.
| Оценка возможностей диверсификации деятель-
|
|
| ности предприятия.
|
|
| 5.
| Разработка рекомендаций по повышению конку-
|
|
| рентоспособности предприятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение табл. 2
|
|
|
| Цели
|
| Задачи
|
|
|
|
| 1.
| Определение потенциальных стратегий дея-
|
| тельности на основе комплексного анализа
| V. Определение стратегий
| предприятия.
| деятельности предприятия
| 2.
| Обоснование критерия или критериев выбора
| на перспективу
| оптимальной стратегии.
|
| 3.
| Разработка экономико-математической модели
|
| оптимальной стратегии и ее реализация.
|
|
|
|
Второй аспект состоит в том, что для достижения каждой из по-следующих целей в предложенной их иерархии необходима реализа-ция предыдущей. Действительно, нельзя, например, выявить внут-ренние резервы производства, предварительно не установив достиг-нутую эффективность использования на предприятии материальных, трудовых и денежных ресурсов. В свою очередь для оценки экономи-ческого потенциала предприятия надо знать, какими внутренними ре-зервами производства оно располагает, а для обоснования стратегии его деятельности, даже только на ближайшую перспективу, необхо-димо располагать данными об экономическом потенциале и конкурен-тоспособности предприятия.
Как видно из табл. 2, для достижения каждой из рассматривае-мых целей повышения эффективности деятельности дорожной орга-низации должен быть поставлен и решен ряд задач. Некоторые из них (в основном наиболее простые) не требуют особенных комментариев, поскольку методы их решения довольно подробно описаны в эконо-мической литературе. К таким задачам следует отнести те из них, ко-торые связаны с оценкой эффективности использования отдельных видов ресурсов и выявлением внутренних резервов производства. Эти задачи в обязательном порядке ставились перед предприятиями и без особых трудностей решались ими еще в социалистические вре-мена (т.е. в эпоху централизованной плановой экономики) и поэтому можно считать, что методология этого вида аналитической работы достаточно хорошо апробирована.
Что же касается других видов задач (по оценке экономического потенциала, конкурентоспособности предприятий и обоснованию стратегий деятельности дорожных организаций), то они в методологи-ческом отношении являются принципиально иными для акциониро-ванных (приватизированных) предприятий дорожной отрасли (как, впрочем, и для негосударственных предприятий других отраслей), что объясняется двумя причинами.
Во-первых, тем, что эти предприятия функционируют в рыночной системе хозяйствования, конкретный тип которой в дорожном хозяй-стве (монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия) до настоящего времени еще достаточно сложно определить.
Во-вторых, особенности конкурентной среды и степень проник-новения предприятий на рынок дорожной продукции и услуг, не по-зволяют дать единые и при этом достаточно точные рецепты поста-новки и решения указанных задач, что приводит к необходимости вместо разработки универсальной методологии их реализации пред-лагать только основные принципы и методические рекомендации по решению этих задач.
Вместе с тем, сказанное выше совсем не умаляет, а, наоборот, усиливает актуальность данного вида аналитической работы, которая в настоящее время приобретает особую важность для повышения эффективности деятельности предприятий дорожного хозяйства, что обусловлено следующими обстоятельствами:
1) отсутствием перспективных и достаточно стабильных во вре-мени производственных планов работы дорожной отрасли, что не по-зволяет предприятиям рассчитывать на благоприятную экономиче-скую конъюнктуру;
2) существенной зависимостью эффективности деятельности дорожных организаций от степени подготовленности предприятий к участию в подрядных торгах, от результатов которых в конечном счете зависит уровень их финансовой состоятельности и перспекти-вы развития;
3) высокой неопределенностью использования в условиях рынка всех видов ресурсов дорожных предприятий, в том числе и таких де-фицитных, как высококвалифицированные кадры специалистов;
4) большой вероятностью значительной недозагрузки производ-ственных мощностей дорожных организаций в течение планового пе-риода, что вызывает необходимость предусматривать возможности перепрофилирования их деятельности.
Объективная необходимость функционирования дорожных ор-ганизаций в очень сложных конъюнктурных условиях естественно усложняют и ту аналитическую работу, которую они должны прово-дить, при этом зачастую не только для повышения результативно-сти своей деятельности, но и просто для «выживания» на рынке до-рожных услуг.
Как видно из перечня задач, необходимых для реализации III, IV
и V целей повышения эффективности функционирования предпри-ятий, для их решения необходим творческий, нерутинный подход, так как использование стандартных шаблонных приемов традиционного экономического анализа не даст необходимых результатов. Действи-тельно, не существует и не может существовать стандартных методик оценки значимости отдельных видов ресурсов, анализа рынка дорож-ных услуг и выявления конкурентов, оценки возможности диверсифи-кации производства, определения стратегий деятельности предпри-ятий и т.д., поскольку (даже в рамках совокупности предприятий одно-го и того же профиля и специализации) условия и применяемые мето-ды решения указанных задач могут быть различными.
Усложнение в условиях рыночной экономики, стоящих перед до-рожными предприятиями задач, требует определенного расширения арсенала моделей и методов, требуемых для их решения.
Классификация наиболее важных из них и рекомендуемых для повседневной аналитической работы на предприятиях дорожного хо-зяйства представлена на рис. 1.
Особое внимание при формировании данной классификации уделялось методам моделирования возможных производственно-фи-
нансовых состояний дорожных организаций, а также методам учета факторов риска и неопределенности при его осуществлении.
Необходимость достаточно широкого применения именно этих методов диктуется, во-первых, невозможностью рассмотрения без оп-ределенной степени абстракции, как правило, очень большого коли-чества прогнозных вариантов стратегий деятельности предприятий и, во-вторых, высокой степенью неопределенности их реализации. При-чем наилучшие результаты от их использования, как показывает опыт внедрения этих методов [33], достигается при формировании компью-терных моделей с учетом неполноты и неточности информации о мо-делируемых ситуациях.
Неопределенность условий формирования стратегий деятель-ности предприятий не исключает необходимости их оптимизации, ко-торая может осуществляться с использованием методов математиче-ского программирования, а также в ряде случаев и экономико-стати-стических методов. Поэтому в рассматриваемой классификации пред-ставлены основные их виды, которые рекомендуется использовать на практике.
При этом следует отметить, что область использования эконо-мико-статистических методов для решения задач повышения эффек-тивности производства применительно к конкретным предприятиям в рыночной системе хозяйствования существенно ограничена по срав-нению с централизованной плановой системой. Дело в том, что ис-пользование практически всех входящих в эту группу методов (рег-рессионного, факторного, дисперсионного анализа) возможно только при доказательстве однородности исходных данных об условиях функционирования предприятий. Вместе с тем, понятно, что на рынке дорожных услуг найти предприятия с достаточно схожими условиями функционирования весьма непросто; в общем случае такие дорожные организации вообще могут не существовать.
В связи с изложенным в качестве основного инструментария при обосновании принимаемых решений по повышению эффективности деятельности предприятий должны использоваться экономико-математические методы.
Модели и основные методы анализа и планирования эффективности деятельности предприятий
|
| Модели
|
|
| Методы
|
|
| производственных
|
|
| математического
|
|
| ситуаций
|
|
| программирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дескриптивные
|
|
| Линейное
|
|
| (описательные)
|
|
| программирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экономико-
|
|
| Нелинейное
|
|
| математические
|
|
| программирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Графические
|
|
| Динамическое
|
|
|
|
|
| программирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Компьютерные
|
|
| Целочисленное
|
|
|
|
|
|
| программирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экономико-
|
|
| Методы учета
|
|
|
| статистические
|
|
| факторов риска и
|
|
|
| методы
|
|
| неопределенности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Корреляционный
|
|
| Анализ
|
|
|
| анализ
|
|
| чувствительности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регрессионный
|
|
| Метод
|
|
|
| анализ
|
|
| сценариев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Факторный
|
|
| Дерево
|
|
|
| анализ
|
|
| решений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дисперсионный
|
|
|
| Имитационное
|
|
|
|
|
|
| моделирование
|
|
|
| анализ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Классификация моделей и методов анализа эффективности деятельности предприятий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|