Сделай Сам Свою Работу на 5

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 23-178.

44 Глава 2. Происхождение государства и права

Материалистическая теория происхождения государства и

права является, безусловно, научной, поскольку подтверждается

конкретными историческими фактами. В наиболее чистом виде

по этой схеме возникло Афинское государство. В то же время данная

теория не может быть признана универсальной, как полагали

ранее, так как в основе возникновения целого ряда иных государств

лежали совершенно другие причины.

Теологическая теория (от греч. 1;пеоз — бог, 1о^оз — понятие,

учение) — учение о боге.

Основными представителями этой теории являются: Фома Ак-

винский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флорэ.

Это учение является одним из самых древних. Возникло оно

одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических

представлений их божественного происхождения.

Особенность данной теории состоит в том, что ее представители

никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения

государства, основную задачу они видели в обосновании

государственной власти. Г.Ф. Шершеневич, говоря о причинах

множественности теорий происхождения государства и

права, отметил, что для отдельных ученых «не то важно, каково

было в действительности государство, а как найти такое происхождение,

которое способно было бы оправдать заранее предвзятый

вывод»1 . Теологическая теория обосновывает две основные

идеи. Первая состоит в доказывании божественного происхождения

государственной власти. Вся власть от бога. Вторая задача

заключается в том, чтобы подчинить светские власти церкви.

Наиболее яркий представитель этой теории, святой католической

церкви Фома Аквинский утверждал, что «все христианские короли

должны быть подчинены римскому первосвященнику как

самому господу Иисусу Христу. Папа есть царь царей, владыка

владык, власть которого не прекратится и не распадется во веки

веков».

Вопрос о научности рассматриваемой теории связан с вопросом

веры. Для атеиста она является нелепой, антинаучной. Для



верующего, напротив, она универсальна и практически неопровержима,

поскольку позволяет приспособить теологическую концепцию

к любой форме государства. Дело в том, что официальная

доктрина Ватикана исходит из того, что бог, создавая государство

и право, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть,

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Учебное пособие (по изданию

Гг.). Т. 1. М., 1995. С. 212-213.

4. Характеристика основных теорий происхождения государства и права 45

конкретные формы правления, государственного устройства, политический

режим и т.д.

Патриархальная теория. Ее основателями является Платон

и Аристотель, которые считали, что возникновение государства

есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой

становится монархом.

Зачем нужна была эта теория? Затем, чтобы показать, что

власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной,

так же как власть отца. Отец может наказать ребенка, побить,

но это отец и к нему надо относиться с сыновьим почтением. Точно

так же следует относиться и к монарху.

Подобный способ обоснования власти монархов был востребован

в различных государствах. Так, в XVII в. англичанин Р. Филь-

мер в книге «Патриарх» доказывает получение власти от бога и

затем передачу ее своему сыну — патриарху, а затем уже своим

потомкам — королям. Тем самым обосновывается законность

власти абсолютной монархии.

Позднее основная идея этой теории использовалась на западе

Г. Мэном, Э. Вестермарком и Д. Мэрдоком, а в России — Н.К. Михайловским.

Вера в хорошего, доброго и справедливого царя,

«отца народов», скорее всего, проистекает из патриархальной теории.

Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая теория

вряд ли может быть признана научной. Не случайно Сидней Локк

в произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.), критикуя

теологически-патриархальную теорию Фильмера, заметил, что,

либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире

должна быть только одна монархия1.

Психологическая теория. Представители этой теории (Цицерон,

Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, 3. Фрейд, Дж. Ф. Мейт-

ленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права

особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью

жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти,

биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятельностью

той или иной «сильной личности».

Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа

(гез риЪНса). Народ — не,любое соединение людей, собранных

вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,

связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой

1 См.: История политических и правовых учений. Домарксистский перио д /

Под ред. О.Э. Лейста. М., 1991. С. 230.

46 Глава 2. Происхождение государства и права

причиной для такого соединения людей является не столько их

слабость, сколько врожденная потребность жить вместе1.

Видный русский государствовед Н.М. Коркунов связывал возникновение

государства с потребностью к «психологическому

единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости

разграничения интересов. Государство возникает, по мнению

Н.М. Коркунова, в результате осознания массой своей зависимости

от власти.

Один из основных представителей психологической школы

права Л.И. Петражицкий считал, что в основе возникновения государства

и права лежат правовые переживания людей, психологические

закономерности развития человека2.

Основатель влиятельного психоаналитического направления

в западной социологии и учениях о государстве и праве 3. Фрейд

исходил из существования первоначальной патриархальной

орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто

бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми

особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами

(«Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных

влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство,

право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Современный западный политолог Дж.Ф..Мейтленд-Джонс полагает,

что независимые государства в Африке возникли вследст-

вии волевой деятельности той или иной «сильной личности».

Говоря о научности рассматриваемой теории, следует согласиться

с Г.Ф. Шершеневичем, который отмечал, что свести всю

общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей,

объяснить жизнь общества и государства общими законами

психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления

об обществе и государстве3. Те или иные свойства психики

человека, безусловно, оказывают влияние на возникновение,

развитие и функционирование государства и права, но они не являются

решающими по крайне мере в вопросе происхождения государства

и права.

Теория гидравлического происхождения государства. В основе

этой теории лежит концепция К. Витфогеля, в соответствии

с которой обосновывается происхождение государств в странах

1 См.: История политических и правовых учений... С. 86.

См.: Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.

Т. 1. СПб., 1907. С. 164-188.

3 См.: Шершеневич ______________Г.Ф. Указ. соч. С. 128.

Характеристика основных теорий происхождения государства и права 47

Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и

Других странах.

К. Витфогель считал, что основной причиной возникновения

государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая

потребность организовать огромные массы людей для

строительства ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников

и др.). Без решения задачи обеспечения водой соответствующих

регионов люди были обречены либо на изменение

места жительства, либо на вымирание.

Данная теория вполне может быть признана научной, поскольку

исторический опыт свидетельствует о том, что решающую роль

в возникновении государств и правовых систем в названных странах

сыграла обозначенная выше потребность. Понятно, что ее

нельзя рассматривать в качестве единственной, но то, что она была

ведущей — неоспоримо.

Органическая теория. Ее представители: английский социолог

Г. Спенсер, швейцарский юрист — И. Блюнчли, французский социолог

— Вормс.

На основе сходства, существующего между явлениями органической

и общественной жизни, сторонники органического воззрения

предприняли попытку биологизации общества, государства

и права, перенесения законов развития животных на общественные

явления. Точно так же, как организм животного состоит

из клеток, государство представляет собой общественный организм,

состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер.

По его мнению, государство возникает одновременно с возникновением

людей и совершенно так же как и организм, растет, дифференцируется,

специализируется, размножается и умирает. Государственная

власть представляет собой средство для достижения

людских целей1.

Несмотря на действительно существующие сходства между органической

и общественной жизнью, данная теория не может быть

признана научной. Видный русский правовед Е.Н. Трубецкой отмечал,

что животная клеточка, с которой социологи любят сравнивать

человека, сама по себе не составляет самостоятельного целого,

может, быть членом только одного организма, выполняет

одну строго определенную функцию, тогда как человек может отделиться

от общества (например, посредством эмиграции, перемены

подданства), быть членом нескольких социальных организмов

и выполнять одновременно или поочередно множество самых

1 См.: Спенсер Г. Основание социологии. СПб., 1908.

48 Глава 2. Происхождение государства и права

разнообразных функций (например, быть одновременно профессором

и адвокатом, быть сначала студентом, а затем уже — адвокатом,

прокурором, судьей и т.п.)1 . Биологические законы необходимо

учитывать при изучении общества, государства и права,

но их нельзя абсолютизировать.

Теория насилия. Основные представители: Л. Гумплович,

К. Каутский, Е. Дюринг.

В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в

результате насилия. Л. Гумплович в 1910 г. выпустил книгу на

русском языке «Общее учение о государстве», в которой писал:

«История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство

возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Кроме

того, это всегда являлось насилием одного племени над другим,

оно выражалось в завоевании й порабощении более сильным

чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»2.

К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории

», изданной в 1931 г., писал: «Государство и классы начинают

свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет

себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем

принуждает побежденное племя систематически работать на победителей,

платить им дань или подати. Первые классы и государства

образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания

»3.

Рассматриваемая теория подтверждается конкретными историческими

фактами. Так, германские племена завоевали часть

римской империи и вследствие этого возникло германское государство.

В то же время эту теорию нельзя считать универсальной.

Далеко не все государства возникли в результате акта насилия.

Кроме того, не на любом этапе развития общества акт насилия

приводил к возникновению государства. Победа одним первобытным

стадом другого не приводила и не могла привести в тот период

времени к возникновению государства. Для этого должны сформироваться

соответствующие условия.

Теория _______договорного, происхождения государства (естественно-

правовая теория) зародилась в глубокой древности. Эпикур и

некоторые другие философы-софисты в Древней Греции считали,

что государство создается людьми на основе добровольного соглашения

для обеспечения общего блага.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.