Сделай Сам Свою Работу на 5

См: Васильев Л.С. Становление политической администрации: от локальной

Группы охотников и собирателей к протогосударству — чифдом / / Народы

Азии и Африки. 1980. № 1. С. 175.

Там же.

2. Социальные нормы первобытного общества 37

распространялась на все стороны жизни рода или племени.

В столкновении с другими родами, в защите человека рода от посягательства

извне члены сообщества проявляли полную солидарность.

Из этого естественного чувства самозащиты вытекало у всех

без исключения народов стремление мстить за вред, нанесенный

роду или отдельному его члену. Если, например, убит был член

рода, его сородичи обязаны были отомстить убийце иди другому

члену рода. Древние скандинавы давали клятву: «Годы превратят

скорлупу устрицы в пыль, пройдет еще тысяча лет, но месть не

перестанет пылать в моем сердце»1. При этом ни у кого не возникло

вопроса, какой природы эта обязанность: нравственная, моральная

или религиозная. Отступнику грозило всеобщее презрение,

жестокое наказание и гнев богов. Напротив, жестокая месть

всячески поощрялась.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы

называют мононормами. Впервые понятие «мононорма» ввел видный

советский специалист по этнографии А.И. Першиц: «Мононорма

(от греч. топоз — один, единый и лат. погта — правило) —

обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались

различные нормы социальной регуляции: права, нравственности,

этикета и т.п.»2 Вне всякого сомнения, в сознании

первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой именно

социальной нормой в данном случае он руководствуется, но это

отнюдь не означает, что с позиций современных представлений

нельзя достаточно отчетливо выделить основные разновидности

социальных норм того периода времени и обозначить их особенности.

Основными разновидностями социальных норм первобытного

общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы,

табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения,

которые в результате многократного повторения вошли в привычку.



Особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает,

не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают

как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому

бессознательно следовали все члены рода, а многократная

повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи

Лафарг П. Происхождение идеи справедливости / / Марксизм и этика.

Киев, 1925. С. 26.

Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии / / Исследование по общей

Этнографии..М., 1979. С. 213.

38 Глава 2. Происхождение государства и права

осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались

из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали — правила поведения, регулировавшие

отношения между людьми на основе первобытных представлений

о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно

на том этапе развития человеческого общества, когда у людей

появляется способность оценивать свои собственные поступки и

поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие отношения

между людьми на основе их религиозных представлений.

Неспособность первобытных людей научно объяснить многие

явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их

стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного,

фантастического, божественного. Люди сами себе «придумали

» божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться.

Особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных

культов, т.е. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее

целью дать видимое выражение религиозному поклонению или

привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной

частью религиозного культа того периода времени являлось жертвоприношение

богам, духам даров, заклание животных (иногда

людей) на жертвенниках и в святилищах.

Особое значение в условиях первобытного общества имела система

табу.

Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет,

действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо

влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических

духов и богов.

По своему содержанию и формам эти запреты были крайне

разнообразны, охватывая в той или иной степени все стороны личной

и общественной жизни первобытного человека. Сущность

табу — в идеологическом освещении и закреплении существующего

в обществе порядка1.

Ряд авторов полагают, что табу не создает ни обычая, ни морали,

а лишь закрепляет обычаи и с этой точки зрения вообще не

является самостоятельной социальной нормой. Более правильной

представляется позиция, в соответствии с которой система табу

См.: Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966.

С. 160.

3. Способы образования права 39

является системой обычаев, но облечена она в форму религиозного

запрета. И именно в этом его особенность.

Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного

ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Их возникновение относится к периоду производящей экономики,

когда люди начали активно заниматься земледелием. Складывались

они на основе многолетних наблюдений и касались,

прежде всего, сроков выполнения тех или иных сельскохозяйственных

операций. Для того чтобы получить приличный урожай

надо знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как

лучше его сохранить и т.п.

Мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований

о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления

людей о мире, природе и человеческом бытии.

В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения

о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семей-

но-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты

и целый ряд других правил поведения.

3. Способы образования права.

Признаки права, отличающие его

от социальных норм первобытного общества

Некоторые философы, этнографы, историки, а также теоретики

права утверждают, что право существовало в первобытном обществе,

т.е. еще до возникновения государства. Другие полагают,

что право возникает одновременно с государством, является продуктом

деятельности соответствующих государственных органов.

Парадокс в том, что правы и те, и другие. Все зависит от того,

что понимать под правом.

Если право понимать в строго юридическом смысле, то его возникновение,

несомненно, связано с деятельностью государства.

С этой точки зрения право возникает после или одновременно с

возникновением государства.

Те же , кто утверждает, что право возникло до возникновения

государства, исходят из неюридического его понимания. В хронологии

развития первобытного общества это тот период, когда

на смену господства природной необходимости и существующей

неразличимости и нерасторжимости прав и обязанностей начинает

приходить понимание свободы их поведения. При этом каждый

человек достаточно четко может сказать о том, что вот это он де-

40 Глава 2. Происхождение государства и права

лать вправе в данном обществе, а такие-то варианты поведения

являются его обязанностями.

Подобный подход в понимании возникновения права и его

сущности имеет большое научное, теоретическое значение. Однако

право в таком понимании, как было отмечено, не является юридическим

явлением. А для будущих юристов-практиков, субъектов

правоприменительной деятельности особое значение имеет,

прежде всего, юридическое значение права, т.е. та система норм,

которая исходит от государства и им охраняется.

Итак, право как юридическое явление неразрывно связано с

государством, и, соответственно, те причины, которые лежали в

основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения

права.

Здесь важно еще раз подчеркнуть, что право является продуктом

деятельности соответствующих государственных органов. Но

этот продукт появляется не на пустом месте. Для его возникновения

имеется соответствующая нормативная база.

К моменту возникновения государства, на завершающем этапе

развития первобытного общества складывается достаточно эффективная

система социальных норм, которую в науке принято

называть «доправовой культурой». Это тот период, когда еще

не было государства, но уже появилось право в неюридическом

смысле.

Социальные нормы «доправовой культуры» явились основным

источником права в юридическом смысле.

Можно выделить три относительно самостоятельных способа

образования права.

Первый способ состоит в том, что государство закрепляет социальные

нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных

актах. Следует заметить, что во многом это была

чисто техническая операция. Так, один из основоположников

сравнительной истории права Г.С. Мэн по этому поводу заметил,

что «Римский кодекс был не более, как словесное выражение тех

обычаев, которые существовали тогда у римского народа»1 . Сегодня

невозможно с точностью определить, сколько нового вошло

и в Законы Солона, Альфреда и Кошта, так же, как и Салический

закон, наиболее древний из так называемых Ье&ез ВагЪагогшп.

Но, по всей вероятности, эта новизна была незначительной по

объему. Более того, по правовым воззрениям древности и раннего

средневековья обязанностью нового правителя было соблюдение



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.