Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство и гражданское общество в их соотношении.





1. Становление и развитие идеи правового государства

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание

прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода

и современности. Предпринимались попытки ответить на

вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные

признаки, цель и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и

суждений, формировали представления о правовом государстве,

определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства

исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности.

Такое внимание к правовому государству объясняется

тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной

организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки

обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному

содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде идеи господства

права и закона в жизни общества, государства, построенного на

правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей

Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегреческий



философ Платон в диалогах «Государство», «Законы» высказывал

суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями,

тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть

организаций или лиц, действующих независимо от закона.

Аналогичную идею обосновывал древнегреческий философ

Аристотель. Он считал, что в демократическом обществе закон

должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Там,

где отсутствует «власть закона», утверждал Аристотель, там нет

места и (какой-либо) форме государственного строя.

С такими идеями мыслителей Древней Греции согласуются

взгляды на государство древнеримских политических и общественных

деятелей. Показательны в этом плане работы римского

144 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

политического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В произведениях

«О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он обосновал

вывод о том, что государство есть «соединение многих

людей, связанных между собою согласием в вопросах права» и



сформулировал правовой принцип, согласно которому «под действие

права должны подпадать все».

Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались

философами и юристами Древнего Китая. В рукописях

того периода времени проводится мысль о том, что «в государстве

должен царить порядок», страна управляется справедливостью,

а не силой, насаждающей порядок.

Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители

последующих, особенно ХУШ-ХХ вв. Положения этой

теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса,

Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье,

наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных

сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» проводится

мысль о том, что люди путем договора объединились в

государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона

и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи

Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового

государства — положение о разделении властей на законодательную

и исполнительную. Ш.Л. Монтескье развил далее,

вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную.

Философское обоснование идеи правового государства наиболее

полно представлено в трудах выдающихся немецких философов

Г. Гегеля и И. Канта. В знаменитой работе Г. Гегеля «Философия

права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского

общества, которое органически связано с правовым государством.

Такое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей,



что теснее связывает их с действием права. И. Кант в своих

исследованиях отмечает необходимость для государства опираться

на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он

обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола

коллективного целого, т.е. государства. Цель закона —

обеспечение торжества права. И. Канта, в связи с обоснованием

им названных и других подобных идей, принято считать основоположником

учения о правовом государстве. Вместе с тем надо

заметить, что сам он понятие «правовое государство» в своих трудах

не использует.

Определенный вклад в теорию правового государства внес

французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо. В сочинении

1. Становление и развитие идеи правового государства 145

«Об общественном договоре» он выступал против социального неравенства,

деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо,

может возникнуть только в результате договора свободных людей.

Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения

между людьми, определять их права и обязанности.

В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве

не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит

в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновывали вывод о неизбежности

диктатуры пролетариата. Она приходит на смену буржуазному

государству в ходе социалистической революции. Основа

диктатуры пролетариата — классовая борьба, подавление путем

насилия сопротивления классов и слоев общества, так или иначе

препятствующих процессу социальных преобразований. Такое

теоретическое обоснование необходимости диктатуры пролетариата

несовместимо с принципами правового государства. Согласно

таким принципам, у всех членов общества должны быть равные

права и возможности для участия в социальной и политической

жизни. Практика социалистического строительства в нашей стране

(принудительная коллективизация, сталинский террор и др.)

также позволяет понять, почему учение о правовом государстве

стало привлекать внимание ученых-юристов и других специалистов

только в последнее десятилетие.

Идея правового государства в условиях современной действительности

нашла значительно освещение в работах отечественных

юристов, политологов и социологов. Прежде всего признается, что

в основу правового государства заложено стремление оградить человека

от произвола властей разных уровней, а также от мелочной

опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека,

его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях

правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство

личности.

Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они

позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства.

И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться

не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные

практические действия. С точки зрения теории правового государства

можно провести переоценку прошлого политико-правового

опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи,

что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные

деятели, не имея достаточно четкого представления о том,

что это такое. Утверждения типа «Россия есть правовое государство

» не следует принимать на веру. В этой связи одна из задач,

146 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

которую ставит перед собой автор, — рассмотреть исходные теоретико-

правовые положения, характеризующие правовое государство*

Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло

в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено

Конституцией Российской Федерации.

2. Правовое государство: понятие, признаки

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому

государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты,

которые были достигнуты учеными на протяжении длительного

исторического периода. В этой связи можно предложить следующее

определение правового государства: это такая форма организации

и деятельности государственной власти, которой свойственны

демократический режим конституционного правления

и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение

властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование

прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность

государства и личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством

в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной

власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая публичной

властью, выступает как официальный представитель не

только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специальным

аппаратом управления и принуждения. Для его содержания

устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы,

формируется государственный бюджет. Правовое государство, так

же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность

правового государства, как и любого иного, заключается в

его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям

внутри страны и самостоятельности (независимости) государства

вовне (проведение внешней политики, построение отношений с

другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они

свойственны как правовым, так и неправовым государствам. Вместе

с тем правовое государство отличают следующие специфические

черты, указанные в предложенном выше определении:

1) Демократизм, реальное осуществление народовластия.

Термин «народовластие» — один из существенных элементов демократии

в ее современном общепринятом понимании. В этой

связи обратим внимание на следующие моменты.

2. Правовое государство: понятие, признаки 147

Во-первых, народ является действительным источником всей

той власти и политики, которая выражается и проводится правовым

государством. Народовластие характеризуется закреплением

соответствующих предпосылок в действующей Конституции,

иных законах, способствующих проведению его принципов

в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения

в формировании представительных органов государства, наделенных

правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей

юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать

механизм, позволяющий не только критиковать политику государства,

не соответствующую интересам граждан, реализации их

прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами,

предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации

и т.д.).

2) Режим демократического конституционного правления.

При таком режиме высшие органы государственной власти на основе

действующей Конституции имеют мандат народа, власть

реализуется в его интересах демократическими правовыми методами.

Здесь реально существуют политический и идеологический

плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии,

реально осуществляются социально-экономические и политические

права граждан, их организаций, обеспечивается выборность

и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных)

органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть институты

представительной демократии (представительные органы,

избираемые непосредственно населением на основе демократической

избирательной процедуры) и институты непосредственной

демократии (референдум и т.д.).

3) Разделение власти на законодательную, исполнительную

и судебную. При характеристике правового государства недостаточно

указания на многообразие его органов, их перечисление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно

действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов

личности, когда в ней есть разделение труда: институты

(органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в

виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая

из которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей, власти, свидетельствующих о высокой развитости

государства, три: законодательная, исполнительная, судеб-

148 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

ная. Соответственно различаются три вида государственных органов:

законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных

развитых демократических странах. В США, например, в соответствии

с Конституцией 1789 г., законодательную власть представляет

двухпалатный Конгресс, исполнительную — Президент,

судебную — Верховный Суд.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство.

Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой,

и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с

названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве

особого самостоятельного института главы государства. В республиках

— президент, в конституционных монархиях — монарх

(король, император и т.д.). Вот почему в конституциях многих

стран наряду с Президентом (главой государства) значительные

политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-

министр (или Председатель Правительства) — глава исполнительной

власти.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточен-

ности» государственной власти между различными властными

звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в

какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную

и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: государственная

власть в нашей стране «осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную»

(ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание

(Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную

— Правительство, судебную — органы правосудия, суды.

Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функционирование

и взаимодействие органов государственной власти»

(ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что

все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны

служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны

оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования

одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.

4) Возвышение права, закона над государственной властью.

Именно это и есть то, что понимается под правовым государством.

Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего

рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые

2. Правовое государство: понятие, признаки 149

требования должны выполнять не только граждане и их объединения,

но и должностные лица, государственные органы, государство

в целом. Не случайно многие предписания законов обращены

к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы,

организации и учреждения сами связаны правовыми нормами,

призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие

нормального функционирования общества и государства, обеспечения

организованности в обществе.

5) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных общественных

отношений. Речь идет о верховенстве законов над

всеми другими нормативными правовыми актами. По существу,

верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены

представительного органа государства призваны выражать в законах

волю избравшего их населения. Именно поэтому законы

признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством

верховенства. Все нормативно-правовые акты государственных

органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не

могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного

акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.

Принцип верховенства закона необходимо проводить прежде

всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в

виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечающих

принципу социальной справедливости, призванных ввести в

общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный

правопорядок. Однако верховенство закона относится

и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную

атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает

то, что принцип верховенства закона в современной России

довольно часто нарушается. Нередко Президент РФ принимает

нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции

законодательной власти. Такими указами иногда вносятся существенные

изменения в действующие федеральные законы, а

в ряде случаев ограничиваются конституционные права граждан.

Известно, например, что одним из указов Президента РФ

компетентным государственным органам разрешалось задерживать

граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений

на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство

запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более

48 часов.

Как видно, закон не всегда является первым и основным при

разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же, значительная

часть норм, закрепленных федеральными законами, по

150 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и

организаций, относится к числу декларативных, невостребованных.

Обращает также на себя внимание распространенная практика

принятия представительными и исполнительными органами

субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным

законам.

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и

гражданина. Исходными началами действующего конституционного

и текущего законодательства является признание человека,

его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской

Федерации закрепила за человеком и гражданином права и свободы,

соответствующие международным правовым стандартам.

Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод

был практически реализован по отношению к каждому (без исключения)

человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит

государственно-правовым институтам. В Конституции

РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Политико-

правовая действительность свидетельствует о том, что многие

права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «зависли

», существуют на бумаге, для «людского глаза», государственного

имиджа.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кризисном

состоянии политической, экономической, финансовой систем

общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была

малоавторитетная и зависимая от властей судебная система.

В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирующаяся

прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее

контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше

озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает должными

возможностями и система юстиции, задачей которой является

организация правового обслуживания во всей стране. И пока

эти государственно-правовые институты находятся в таком состоянии,

трудно говорить о результативной обеспеченности прав и

свобод человека и гражданина1.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан,

государственная власть не располагает эффективной системой

мер — правовых, организационных и др., называемых правовыми

гарантиями.

1 См.: Атаманчук Г.В, Новое государство: поиски, иллюзии, возможности.

М., 1996. С. 133, 140.

2. Правовое государство: понятие, признаки 151

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане

зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек

не проникнется своими правами и свободами, не будет везде,

всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные органы

едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечественники

не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои

права, обращаться в государственные органы с жалобами в порядке

административного или судебного обжалования. Немецкий

юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал

с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого

нарушения и попирания его права, не испытывает

стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безнадежный...

»1.

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем

полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена институтами

государства, тем лучше защищены права и свободы людей,

тем больший простор для их самореализации, активности.

7) Режим строгой законности в государстве и обществе.

Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения

исполнения действующего права распространяется

на все сферы правовой деятельности государства,

государственных и общественных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы,

в том числе результативность исполнения обязанностей государством

как в сфере правотворчества, так и правоприменения. Во-

первых, в правовом государстве законодательные и иные нормативные

правовые акты должны быть правовыми и по содержанию,

и по форме. Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива легитимных

органов государственной власти, законно избранных

или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и гражданина

должны признаваться и гарантироваться в соответствии с

Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным

принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функционирования

правового государства существенное значение

имеет содержательная характеристика самих нормативных правовых

актов (конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснительного

соблюдения и исполнения действующего права распространяется

не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой

деятельности государства. Главное в этом плане исключить из об-

1 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.

152 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

щественной и государственной жизни произвол, своеволие, бесконтрольность,

сделать так, чтобы в обществе был установлен

прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны

быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для

органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что

действенность государственно-правовых институтов предопределяется

их основанностью на требованиях законности. Каждому

индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности,

соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать

нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания

и обществом.

Приведенные положения позволяют рассматривать законность

в качестве элемента правового государства, его необходимого

признака.

В юридической литературе в числе признаков правового государства

также называют такие, как взаимная ответственность государства

и личности, приоритет международного права перед национальным,

высокий уровень правосознания граждан и должностных

лиц, господство права в решении национальных проблем,

наличие независимой, но регулируемой четвертой власти — власти

средств массовой информации, поскольку без открытости, полной

информированности общества, гласности правовое государство

не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать

общество.

3. Гражданское общество:

становление, особенности, принципы

Понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнего

существования советского государства не использовалось в преподавании

теории государства и права, в научных исследованиях.

Это объясняется тем, что социалистическая действительность, основанная

на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией гражданского

общества. В настоящее время, в период демократичен

ких преобразований в России, осуществления экономических реформ

раскрылся творческий потенциал концепции гражданского

общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам

мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения)

понятия «гражданское общество».

Гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный

на праве и демократии; общественное устройство, при котором

человеку гарантируется свободный выбор форм его эконо-

3. Гражданское общество: становление, особенности, принципы 153

мического и политического бытия, утверждаются права человека,

обеспечивается идеологический плюрализм1.

Первые представления о гражданском обществе сложились

давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного

мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского

общества называл частную собственность, которая способствует

тому, что гражданин становится независимым и деятельным.

Позднее вопросы этого плана нашли отражение в творчестве Цицерона.

Он, обосновывая правовое равенство людей, писал:

«...закон есть связующее звено гражданского общества, а право,

установленное законом, одинаково для всех»2.

В середине XVII в. английский философ Джон Локк в «Опыте

о человеческом разуме» в обосновании социально-политической

концепции опирается на естественное право и теорию общественного

договора. Он утверждал, что основу гражданского общества

составляет частная собственность, которая является священной и

неприкосновенной.

Философскую характеристику устоев гражданского общества

мы находим у И. Канта. Главной представляется следующая его

идея: гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная

правом, есть необходимое условие самосовершенствования,

гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства3.

Значительный вклад в формирование представлений о гражданском

обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права»

гражданское общество определяется как связь (общение) лиц

через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые

учреждения и правопорядок). Здесь отмечено, что правовыми

основами гражданского общества являются равенство людей

как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная

частная собственность, незыблемость договоров, охрана права

от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный

суд. «В гражданском обществе, — пишет Г. Гегель, —

каждый для себя — цель... Но без соотношения с другими он не

может достигнуть всего объема своих целей»4.

Представления о гражданском обществе как о системе связей

индивидов через экономические, правовые и другие отношения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.