Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Общественная власть в первобытном обществе.

Социальные нормы первобытного общества.

Способы образования права. Признаки права, отличающие

Его от социальных норм первобытного общества.

Характеристика основных теорий происхождения

Государства и права.

1. Общественная власть в первобытном обществе

По современным научным представлениям планета Земля образовалась

около 4,7 млрд лет назад из рассеянного в протосол-

нечной системе газово-пылевого вещества. Около 3—3,5 млрд лет

назад в результате закономерной эволюции материи на Земле

возникла жизнь, началось развитие биосферы. Человек (пото

ЬаЫИз — человек умелый) возник на Земле в итоге сложного и

длительного историко-эволюционного процесса около 2 млн лет

назад. Человек современного вида (пото 8ар1епз — человек разумный)

появился не позднее 40 тыс. лет назад, а по некоторым

данным еще раньше. Первые государства на нашей планете стали

возникать сравнительно недавно. Так, в Древнем Египте оно возникло

в конце IV — начале III тыс. до н.э., в Китае — во II тыс.

до н.э., на территории нынешней России — чуть более 1 тыс. лет

назад. В ряде стран Африки и Латинской Америки государства

возникали в прошлом и в начале нынешнего века.

Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный

период, когда оно существовало и развивалось без государства

и без права. В науке этот период называется первобытным

обществом — первой в истории человечества формой жизнедеятельности

людей, охватывающей эпоху от появления первых

людей до возникновения государства и права.

Человек и человеческое общество сформировались и выделились

из царства природы посредством труда и совместной хозяйственной

жизнедеятельности.

Какими особенностями отличается человек? Во-первых, достаточно

высоким уровнем сознания. Не просто сознанием, поскольку

ученые доказали, что животным также присуще какое-то сознание.

Уровень сознания человека значительно выше, чем у животных,



его эволюция имеет прогрессирующую, вертикальную на-

32 Глава 2. Происхождение государства и права

правленность, а сознание животных не развивается выше определенного

уровня. Во-вторых, человек в отличие от животного имеет

способность создавать орудия труда и пользоваться ими. Если

животные производят изменения в природе в силу своего присутствия

в ней, то человек между собой и природой ставит нечто

опосредованное, а именно орудия труда. При этом он воздействует

на природу целенаправленно, сознательно. В-третьих, человек

имеет определенную психофизическую конституцию (строение,

форму скелета, обладает речью и т.д.). В-четвертых, человек обладает

высокой степенью организованности. Совместная жизнедеятельность,

коллективный труд предполагает сотрудничество

людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых

действий между его участниками.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных

этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение

родовой общины.

Значительное время в своей истории люди существовали в условиях

первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей

экономики (охота, рыболовство, собирательство).

Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само

их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в

этот период мало, чем отличалась от той власти, которая существует

в стаде животных.

Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции

человека данного периода можно выделить каменный век,

бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного

добывания огня появилось более обширное и прочнее организованное,

чем первобытное стадо, объединение людей — род.

Род — исторически сложившаяся общность людей, основанная

на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное

хозяйство. Присваивающая экономика постепенно вытесняется

производящей экономикой. В науке этот период называют

«неолитической революцией». Человек начинает заниматься

не только охотой, рыболовством и собирательством, но и скотоводством,

земледелием и ремеслом. На смену неупорядоченных

половых отношений пришел групповой брак. Однако, учитывая

то, что настоящего отца при таких отношениях установить было

практически невозможно, родство шло исключительно по женской

линии.

На определенном этапе развития общества произошло естественное

разделение труда между мужчинами и женщинами.

В усложнившемся домашнем хозяйстве главенствующее положение

стали занимать женщины. Они играли ведущую роль в

1. Общественная власть в первобытном обществе 33

таких видах производственной деятельности, как собирательство

и раннемотыжное земледелие. Все это и привело к выдвижению

женщины на первое место в родовой общине. Господство материнского

рода (матриархат — от лат. та!;ег — мать и греч. агсЬе —

начало, власть; буквально власть матери) продолжалось несколько

тысячелетий. При матриархате счет родства велся по линии

матери (материнский род), а муж переходил на жительство в родовое

поселение жены.

В результате развития скотоводства, плужного земледелия,

металлообработки, повышения эффективности и значимости мужского

труда на смену матриархату приходит патриархат (от греч.

раЪег — отец и агспе — начало, власть) характеризующийся отцовским

(патриархальным) родом, в котором происхождение родства

ведется по мужской линии и мужчина занимает господствующее

положение в производстве и в обществе. Это был качественно

новый этап в развитии человеческого общества. На смену групповому

приходит парный брак, который рядом с родной матерью

поставил достоверного родного отца. В дальнейшем на смену парному

браку приходит брак с господством мужчины, запрещением

внебрачных связей для женщины. Так появилась патриархальная

семейная община, которая характерна для заключительной стадии

родового строя.

Этап разложения родовой общины предшествует возникновению

государства и права и характеризуется разрушением внутри-

родовых связей и зарождением будущих государственно-правовых

институтов.

Отличительными особенностями власти родовой общины являлись

следующие.

Во-первых, источником власти была вся родовая община в целом.

Это был период так называемого прямого правления, когда

люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Понятно,

что применительно к тому периоду нельзя говорить о существовании

законодательной, исполнительной и судебной власти в

современном их понимании, но члены родовой общины сами устанавливали

для себя правила поведения, сами обеспечивали их

исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка

к ответственности.

Во-вторых, высшей властью было общее собрание (совет) всех

взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни

общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных

обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

В-третьих, повседневное управление делами родовой общины

осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми

2 - 7769

34 Глава 2. Происхождение государства и права

членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не

являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть

заменен другим членом рода. Принципиально важно подчеркнуть

то, что старейшины и другие «должностные лица» рода (военно-

начальники) участвовали в производственной деятельности родовой

общины наравне с другими ее членами. В дальнейшем при

рассмотрении признаков государства это обстоятельно необходимо

будет вспомнить, поскольку чиновники государства в отличие от

старейшин занимаются исключительно, управлением и абсолютно

никакого участия не принимают в производственной деятельности

общества.

В-четвертых, власть в первобытном обществе опиралась на авторитет,

уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось

принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких

специальных (правоохранительных, карательных) органов для

этого не было. Принуждение исходило от всего рода. Это тоже

важное обстоятельство, поскольку государственная власть осуществляет

принуждение с помощью специальных правоохранительных

органов.

В-пятых, в более широких, чем род, социальных объединениях

(например, в Греции — фратрии, в России — племя) власть

основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине.

Таким образом, власть в период родовой организации общества

строилась на принципах первобытной демократии, каких-либо

специальных, занимающихся только и исключительно управлением

органов в то время не существовало. Однако на смену первобытной

демократии в силу различных причин, неизбежно приходит

государство, представляющее собой особую форму организации

жизнедеятельности людей.

2. Социальные нормы первобытного общества

Внутренне присущим признаком любой социальной общности,

любого человеческого общества являются урегулированность и

упорядоченность общественных отношений. Возьмем ли мы первобытное

общество, современное, либо те или иные формальные

или неформальные объединения людей (включая различные преступные

группировки) мы всегда обнаружим тот или иной порядок.

Достигается он, как было показано выше, с помощью власти

и социальных норм. Понятно, что способы осуществления власти

и социальная направленность этих норм в различных общностях

будут различны, но их наличие является столь же необходимым,

сколь необходимы для отдельного человека сознание и тело.

2. Социальные нормы первобытного общества 35

Урегулированность и порядок — это и есть такое качество социального

организма, которое объективно требует социального регулирования-

В противном случае общество не только не сможет

нормально и прогрессивно развиваться, оно не сможет существовать.

Регулировать в переводе с латинского означает подчинять

определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать

правильное взаимодействие частей механизма.

Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное

и нормативное. Индивидуальное — это упорядочение поведения

людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному

лицу и к конкретной ситуации. Например, старейшина

приказал какому-то конкретному члену родовой общины в ближайшую

ночь поддерживать огонь. Нормативное — это упорядочение

поведения людей при помощи социальных норм, то есть

общих, неперсонифицированных правил поведения, которые распространяются

на всех членов рода. Именно социальные нормы

первобытного общества явились прообразом будущего права.

Таким образом, социальные нормы — это правила поведения,

регулирующие отношения между людьми.

До недавнего времени считалось, что социальные нормы возникли,

прежде всего, в силу материальных, экономических предпосылок.

Так, Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней

стадии развития общества возникает потребность охватить общим

правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения

и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный

человек подчинился общим условиям производства и обмена.

Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится

затем законом»1 . В данной цитате достаточно четко просматриваются

материальные предпосылки возникновения социальных

норм. Однако являются ли они единственными? Вопрос этот возникает

не случайно. Дело в том, что многие ученые при анализе

этой проблемы ограничивались приведением данного положения

Ф. Энгельса. Другие, становясь сегодня на позиции тотального

отрицания марксизма, отрицают и материальные предпосылки

возникновения социальных норм, выплескивая, тем самым, вместе

с водой и ребенка. Материальные предпосылки являются одними

из важнейших, но далеко не единственными.

В первой половине X X в. фундаментальные исследования различных

сторон жизни первобытных, архаичных обществ позво-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.^Т. 18. С. 272.

36 Глава 2. Происхождение государства и права

лили французскому этнографу и социологу Клоду Леви-Строссу

разработать и обосновать идею, согласно которой производство

человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения),

явилось исходным социальным фактом в выделении

человека из мира природы1 . Суть запрета заключалась в недопущении

половых отношений между мужчинами и женщинами

одного'рода. В данном случае имеет место биологическая причина.

Л.С. Васильев, популяризируя Леви-Стросса, писал: «Отказ от

права на женщину своей группы создал условия для своего рода

социального контракта с соседней группой на основе принципа

эквивалента и тем самым заложил фундамент для системы постоянных

коммуникаций: обмен женщинами, имуществом или вещами

(дарами), словами-знаками, символами составил структурную

основу культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными),

нормами, правилами, запретами табу и прочими социальными регуляторами

»2.

Существовали социальные нормы, в генезисе которых лежали

биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые,

санитарные и другие основания. Так, у многих народов

Малой и Средней Азии, Африки существовал запрет есть свинину,

вызванный, по-видимому, тем, что свиньи на юге заражены опасными

паразитами. Этот запрет из далекого прошлого вошел в мусульманскую

религию и стал религиозным запретом. Его нарушителю

грозило не только осуждение сограждан, церковная эпи-

тимия, но и весьма суровое наказание вплоть до смертной казни.

Здесь имела место санитарная причина.

Любопытно, что в отдельных случаях возникновение социальных

норм детерминировали антиалкогольные причины. Так, в отдельных

религиозных течениях (адвентисты седьмого дня) существует

запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим образом.

Организм зайца устроен таким образом, что в процессе переваривания

пищи в нем выделяется большое количество алкоголя.

А поскольку алкоголь употреблять запрещено, запрещено есть и

зайчатину.

А вот причина возникновения другой, весьма распространенной

в древние времена, социальной нормы. Поскольку люди работали

сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.