Схема обследования детей с дизартрией
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения ____________ Дата обследования ______________ Возраст _____________
Домашний адрес, телефон ______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ______________________
Сведения о семье:
Мать _________________________________ Отец __________________________________
Жалобы родителей _____________________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________________
Общий анамнез _______________________________________________________________
От какой беременности ребенок _________________________________________________
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении ___________
Вскармливание: к груди приложили на ____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___________________________ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на ___ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________
Раннее развитие
Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___
Перенесенные заболевания
До 1 года _____________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________________
Инфекции ____________________________________________________________________
Ушибы _______________________________________________________________________
Травмы головы ________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре ______________________________________________
Речевое развитие
Лепет, характер лепета, первые слова _____________________________________________
Речевое развитие проходило: с особенностями, прерывалось, нет
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма
Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат ___________________________________
Исследование слухового внимания.Например: определить направление звука (звучащей игрушки), указать, какая игрушка звучала.
Исследование зрительного восприятия. Например: назвать основные цвета, оттенки, указать их по слову логопеда, подобрать картинки к данному цветовому фону.
Исследование пространственного праксиса:
ü показать правую, левую руку, сторону; показать предметы впереди, позади, вверху, внизу;
ü сложить разрезанные картинки из 2-4 частей;
ü сложить фигурки из палочек по образцу;
ü то же из памяти;
ü отметить: ориентировку в пространстве ___________________________________ .
Исследование артикулярной моторики:
ü состояние и работа мышц лицевой мускулатуры: оскал – покой, надувание щек, поднимание бровей, наморщивание лба, носа, поднимание верхней губы.
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü поочередное зажмуривание глаз.
Отметить: замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü одиночные движения языком: показать широкий (узкий) язык на нижнюю, верхнюю губу, показать язык "жалом" при открытом рте, узким языком коснуться правого-левого углов рта, показать язык "чашечкой", показать язык на верхних зубах при открытом рте и растянутых в улыбке губах, показать лакательные движения языком при открытом рте;
ü серии движений языком: показать широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, рот открыт. Показать попеременно (5-6 раз) узкий язык, широкий язык, рот открыт. Облизать узким (затем широким) языком губы вкруговую (слева направо и наоборот).
Отметить: точность, объем движений, равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение в сторону кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка, слюнотечение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü уздечка языка: показать широкий (узкий) язык на нижнюю губу, дотронуться до подбородка; поднять широкий язык на верхнюю губу, тянуться языком к носу.
Отметить: состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü мягкое небо: обследовать визуально, предложить покашлять с открытым ртом, язык – на нижней губе.
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез, отклонение маленького язычка в сторону, расщелины
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü твердое небо: нормальное, готическое, куполообразное, расщелины;
ü губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхн; губы.
ü зубы: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги и т.п.;
ü прикус: открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия.
Общее звучание речи:
ü голос: гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом;
ü дыхание: грудное, диафрагмальное, поверхностный вдох короткий, непродолжительный выдох;
ü выразительность речи: дикция – отчетливая, смазанная, невнятная; темп – нормальный, ускоренный, замедленный; ритм – норма, аритмия.
Исследование произношения звуков:
ü Гласные: А, О, У, Ы, И, Э
ü Свистящие: С, С`, 3, 3`
ü Шипящие: Ш, Ж
ü Аффрикаты: Ц, Ч, Щ
ü Сонорные звуки: Л, Л`, Р, Р`, М, М`, Н, Н`
ü Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю
ü Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш
ü Твердые и мягкие согласные: Т-Т`, Д-Д`, К-К`, Г-Г`, Х-X`, Н-Н`, М-М`, Л-Л`, С-С`, 3-3`, Р-Р`
ü Другие звуки
ü Уподобление звуков.
Исследование различения звуков.Например:
ü из предложенных картинок отобрать те, названия которых начинаются на звук [С], на звук [Ш];
ü повторение слогов и слов с оппозиционными звуками (та - да – та; ка - га – ка; да - та – да; зайка – сайка ложки – рожки и др.);
ü звуковой анализ: выделение начального гласного в словах (Аня, Оля, утро); выделение звука на фоне слова, в начале, в середине и в конце слова, по картинке и на слух;
ü воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова (картина –машина – динамика – снеговик – телевизор – сковорода – аквариум – водопроводчик – лекарство – милиционер – пшено – простокваша и др.).
Исследование грамматического строя речи:
ü обследование способности словоизменения:
а) изменение по падежам;
б) образование форм имени существительного родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, мяч – ..., книга – ..., дом – ..., окно – ... и др.);
в) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число и наоборот (стол – ..., топоры – ..., коза – …, руки – …, картина – …, розы – …, птица – …, уши – … и др.);
г) употребление предлогов в речи;
д) согласование числительных «два» и «пять» с существительными.
ü обследование способности словообразования:
а) образование уменьшительной формы имени существительного (кукла – …, мяч – …, окно – …, лампа – …, дом – …, кольцо – … и др.);
б) образование форм имени прилагательного от имени существительного (подготовительная группа) (скамейка из дерева – …, стакан из стекла – …, сумка из кожи – …, шуба из меха – …, шуба из меха лисы – …, шуба из меха зайца – … и др.);
в) приставочные глаголы (бежал – убежал, прибежал, перебежал, отбежал, вбежал (показать на картинках, назвать).
Исследование словаря:
ü соответствует ли возрасту;
ü слова с противоположным значением (подготовительная группа) (широкий – …, горячий – …, большой – …, высокий – … и др.).
Уточненное логопедическое заключение (или диагноз) ______________________________
_____________________________________________________________________________
Дата _______________ Логопед______________________________
Схема обследования детей с алалией
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения ____________ Дата обследования ______________ Возраст _____________
Домашний адрес, телефон ______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ______________________
Сведения о семье:
Мать _________________________________ Отец __________________________________
Жалобы родителей _____________________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________________
Общий анамнез _______________________________________________________________
От какой беременности ребенок _________________________________________________
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Крик: был, нет
Асфиксия: белая, синяя
Резус-фактор: отрицательный, совместимость
Вес и рост ребенка при рождении ___________
Вскармливание: к груди приложили на ____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___________________________ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на ___ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________
Раннее развитие
Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___
Перенесенные заболевания
До 1 года _____________________________________________________________________
После 1 года __________________________________________________________________
Инфекции ____________________________________________________________________
Ушибы _______________________________________________________________________
Травмы головы ________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре ______________________________________________
Речевое развитие
Гуление с ___ мес, характер гуления ________, лепет с ___ мес, характер лепета ________
Первые слова, их характеристика ________________________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___________________________________________________________________
Отношение к своей речи ________________________________________________________
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма __________________________________
Занимался с логопедом: нет, где, когда, результат _________________________________
Исследование импрессивной речи:
ü понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу______________________________________________________________________
ü понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи девочку, которая подметает пол»);
ü понимание различных грамматических форм:
а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?»);
б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. (задания: «Положи мяч под стол», «Нарисуй дерево около дома»);
в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч. Где мячи?» и др.);
г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.).
ü понимание сложноподчиненных предложений:
а) показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?"
б) ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
ü пассивный словарь:
а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет – части тела, детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта;
б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы): у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т.д.;
в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы): входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.).
Исследование экспрессивной речи:
ü общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь _________________________________________ ;
ü исследование звукопроизношения:
- гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
- свистящие: [с], [с`], [з], [з`];
- шипящие: [ш], [ж];
- аффрикаты: [ц], [ч], [щ];
- сонорные звуки: [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`];
- йотированные звуки: [я], [е], [ё], [ю], [й];
- звонкие и глухие звуки: [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`];
Отметить: состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü исследование активного словаря:
Ø объёма словаря:
а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы);
б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»);
в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т.д; игра «Кто как передвигается»: щука – плавает, ласточка – ..., кузнечик – ..., змея – … и др.);
г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т.д.);
д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.);
е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить).
Ø характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
Ø точность употребления слов;
ü воспроизведение:
Ø слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);
Ø предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле).
ü исследование грамматического строя речи:
Ø состояние функции словоизменения:
а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет ... (карандаша). Я рисую ... (карандашом)
б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево – …, ухо – …, рот – …, рукав – …, лист – …, глаз – …, окно – …, пень – …, стул – …, воробей – … и др.);
в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч – …, дом – …, дерево –…, улица – … и т.п.).
г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз – …, чашка – …, ведро – …, платье – …, машина – ...);
г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа): ходить – …, бежать – …, летать – … и др.
Ø характер употребления предложных конструкций:
а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой);
б) вставить предлоги в предложения (лампа висит ... столом; мяч упал ... пол; яблоко упало ... ветки).
Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка _______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование общей моторики:
ü выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т.д.
Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Состояние речевой моторики. Выполнить движения:
ü губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо;
ü языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта;
ü мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.
Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного _______
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:
ü данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты __________
ü показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания:
ü назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;
ü вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.
Состояние слухо произносительной дифференциации фонем:
ü фонетически резко различающихся: [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т];
ü фонетически близких: [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г].
Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений:
ü анализ:
Ø выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);
Ø выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка);
Ø определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа);
ü синтез: составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]);
ü фонематические представления:
Ø отложить картинки, в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук;
Ø придумать слово с каким-либо звуком.
Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта:
ü состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;
ü знание цветов по названию: подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны");
ü состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.
Речевая активность: __________________________________________________________
Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
Другие дефекты устной речи:
Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ________________________________________
Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза _________
_____________________________________________________________________________
Уточненное логопедическое заключение (или диагноз)______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _________________ Логопед ______________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КАРТА[10]
ФАМИЛИЯ________________________________
ИМЯ ________________________________
ЛОГОПЕДИЧКСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ________________________________
_________________________________
ПРОТОКОЛ № __________ ОТ ________________
ЛОГОПЕД_______________________
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________________
Дата рождения ____________________ Возраст на 1.09._____г. ______________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________
(№ ДОУ, район)
Дата поступления в речевую группу _____________Протокол № __________ принят на срок ______________
Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать_________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец_________________________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Жалобы родителей ____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________ _____________________________________________________________________________________________
Братья, сестры ________________________________________________________________________________
Взаимоотношения _____________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка ___________ От какой беременности ребенок ___________________
Протекание беременности (токсикоз 1, 2 половины; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________________________
Стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция) __________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит., совместимый)_____________ Вес ____________ Рост ___________________
Первое кормление на ____________________вскармливание _________________________________________
Как взял грудь _________________ Как сосал ______________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________ Грудное вскармливание до ______________
Когда выписались из роддома _______________ Если задержались, то почему __________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|