II. Структура повседневного занятия
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
Тема: «Постановка звука …»
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная зарядка:
ü общие артикуляционные упражнения;
ü специальные артикуляционные упражнения;
ü упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
ü положение губ;
ü положение зубов;
ü положение языка (кончика, спинки, корня);
ü участие голосовых складок;
ü характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха:
ü опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
ü в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
ü в словах;
ü в предложениях;
ü в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Домашнее задание.
10. Итог занятия:
ü повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
ü анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
ü заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
Тема: «Автоматизация звука [...]»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука...».
Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.
Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков и букв.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия при дизартрии
Тема: «Звук [...]»
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.
Ход занятия:
1. Организационный момент с психотерапией.
2. Общее расслабление.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
10. Домашнее задание.
11. Итог занятия.
12. Оценка работы детей на занятии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|