|
II. ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № ______
___________________________
* Годовой план организации коррекционно-педагогической работы на 20___ /20___ учебный год
№
п\п
| Содержание работы
| Форма работы
| Период
| Необходимые условия исполнения
|
| Документальный блок
- Оформление документации
- Разработка планов (годового и т.д.)
- Подготовка анкеты для родителей
- Подготовка речевых карт
|
Работа с документацией
|
Сентябрь
3 дня
|
Тетради, компьютер
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
| Диагностический блок
Выявление детей с проблемами в развитии речи
Первичное обследование детей группы
Подробное обследование детей отобранной группы; распределение детей на подгруппы:
Диагностика и обследование:
1. Грамматический строй родного языка
2. Обследование звукопроизношения
3. Обследование словаря детей
4. Состояние связной речи у детей
5. Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции
6. Обследование фонематического слуха детей
Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии детей
Психолого - педагогическое и медицинское наблюдение за детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Динамические наблюдения в процессе обучения; промежуточные срезы
Тестирование детей по темам "Самооценка и эмоциональное отношение к себе", и "Моя семья" на основе анализа их рисунков
|
Наблюдение
Беседа, набор диагностических материалов.
Диагностические материалы, тесты, тесты - игры, тесты - упражнения
Знакомство с медицинскими картами, беседа с педиатром, невропатологом, психиатром
Наблюдения, беседы.
Тест – рисунок Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» [22], стр. 29 ("Рисунок семьи - тест на определение эмоционального благополучия ребенка"
|
Сентябрь
27 - 29 сентября
30 - 5 сентябрь - октябрь
Октябрь
5 - 6 - октября
6-11 октября
|
Специальная литература.
Диагностические материалы на каждого ребенка
Оформление журнала
Дидактические пособия
Бумага для рисования А 4 (на каждого ребенка).
Цветные карандаши, краски
|
2.1
2.2
| Организационный блок
Комплектование групп
Зачисление в логопедическую группу
|
Оформление текущей документации
|
30 - 5 сентябрь - октябрь
30 - 5 сентябрь - октябрь
|
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
| Блок анализа и планирование
Анализ результатов диагностики и комплектования
Статистический учет
Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирования работы на год
Выбор способов организации коррекционно-педагогического процесса:
§ комплектования групп/подгрупп по проявлению нарушений
§ планирование индивидуальной работы с детьми
Оформление документации:
- личное дело каждого воспитанника, заполнение речевых карт
- план организации совместной деятельности всех воспитанников
- планы (перспективные, календарные индивидуальные, подгрупповые, и фронтальных занятий)
- тетрадь индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы
- тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями
Педагогические консилиумы (по проблемам отдельно взятых детей): психолог, социальный педагог, логопед
|
Результаты диагностики
Графики, таблицы
Составления плана работы
Списки (в приказ)
План ежемесячный, еженедельный
|
Сентябрь - начало октября
30 - 5 октября
5 - 11 октября
|
Тесты
Папки, файлы, комплект диагностик
|
4.1
4.2
4.3
| Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию всех сторон речи:
Индивидуальные занятия
1. Подготовительный этап:
- формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям
- развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций, аналитических операций, сравнения, вывод
- умение осознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных навыков и умений
2. Этап формирования произносительных умений и навыков
- постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений)
- формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация звуков)
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
- формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения
Фронтальные и подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (см.: Перспективное планирование)
Групповые занятия по плану воспитателя по формированию звуковой культуры речи
|
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия
Занятия
Занятия
|
Октябрь 3 - 4 неделя
Ноябрь
Ноябрь и в течение всего года
Октябрь – ноябрь
Октябрь и в течение всего года
Ноябрь – Май
|
Дидактический материал
Картинки, пособия
Картинки, наглядные пособия
Бумага, карандаши, краски
Конспекты, дидактический материал
Игры, пособия
|
5.1
5.2
| Блок профилактической и консультативной работы
Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:
1. Индивидуальные беседы с родителями
Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объясняю необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда
2. Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия
Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда
3. Наглядные папки передвижки
Тема: "Вам поможет логопед"
Цель: ознакомить родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми
4. Индивидуальные консультации с родителями "Вопрос - ответ"
Профилактика нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий, детей
|
Беседа
Индивидуальное или фронтальное занятие
Ящик в группах
Консультации
Беседы-наблюдения
Включать во фронтальные занятия
|
6 - 9 октября
1 раз в месяц
четверг
В течение всего года
Октябрь и до конца года
В течение всего года
|
Литература, консультации
| 6.
6.1
6.2
6.3
| Методическое обеспечение
Научно-методическая помощь работникам по вопросам коррекции
- индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции
- консультации
- анкетирование, тестирование
- семинары по практическим вопросам коррекции
Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи
Создание библиотеки коррекционной помощи
|
Консультации
Консультации
Анкеты
|
С первого сентября в течение всего года
В течение всего года
В течение всего года
|
|
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
| Блок контроля
Проведение тестовых срезов
Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах
Информация на родительских собраниях
Первое родительское собрание:
Цель: рассказ о речевых нарушениях у детей, где уточняются цели работы логопеда, проводится ознакомление с программой
Задача : формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с детьми:
- рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, просьба о помощи, которая способствует исправлению дефектов речи (приводятся примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом)
- обучающий семинар-практикум (показ артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, ознакомление с символикой для подготовки к обучению грамоте и звуко-слоговому анализу и синтезу), дыхательная гимнастика. Обучение способам развития мелкой моторики пальцев в домашних условиях
- анкетирование (приложение № 1)
Цель: выявить позиции родителей по отношению к речевым дефектам ребенка
Второе родительское собрание:
§ фронтальное открытое занятие (приложение № 2) - анализ достигнутых детьми успехов
§ срвместно с родителями наметить пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми
§ анкетирование
Цель: уточнить уровень наблюдательности
Третье родительское собрание:
- подведение итогов работы логопедической группы за год, демонстрация аудиозаписи "дефектной речи" детей в начале года и чистой речи – в конце
- информирмация о работе медико-педагогической комиссии, рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения (все звуки речи к концу года поставлены и автоматизированы)
Проведение комиссии по выпуску детей из логогрупп
Подведение итогов работы за учебный год:характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
|
Тесты
Доклады, отчеты
Собрание
Семинар-практикум
Анкетирование
Занятие фронтальное
Анкеты
Характеристики
|
Октябрь
Февраль
1 неделя октября
Январь – февраль
Май
Май
Май
|
|
Учитель-логопед ________________
Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ
Основные направления
| Содержание
| Сроки
| I Работа с детьми:
1.1. Диагностическое направление
1.2. Коррекционно-развивающее направление
|
ü Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп
ü Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт)
ü Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми
ü Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование
ü Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности
ü Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.
|
1-15 сентября
В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей
Январь-февраль,
Май - для детей средней, старшей групп.
Февраль-март
III неделя
сентября
С 16 сентября по 30 мая согласно сетке занятий и периоду обучения
| II Работа с педагогами
Консультативное
направление
|
ü Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПК)
ü Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования
ü Консультация для воспитателей:
Ø
Ø
ü Семинары:
Ø
Ø
ü Практикумы:
Ø
Ø
ü Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом
ü Участие в проведении городских методических объединений
ü Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПк), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения
ü Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет)
|
Плановые
ПМПК ДОУ
Апрель
Май
| III Работа с родителями
| ü Консультирование родителей адаптационных групп
ü Анкетирование родителей
ü Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)
ü Проведение консультаций на родительских собраниях:
Ø
Ø
ü Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей»
ü «Логопедические уголки» на тему:
Ø
Ø
ü Информационные стенды:
Ø
Ø
ü Тематические выставки книг
ü Папки-передвижки
| В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности
В течение учебного года
| IV Работа по повышению квалификации
| ü Изучение новинок методической литературы
ü Участие в проведении методических объединений
ü Прохождение курсов повышения квалификации
ü Аттестация на квалификационную категорию
ü Разработка новых методических пособий
ü Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе
| В течение учебного года
|
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № ______
___________________________
*График работы учителя-логопеда
Дни недели
| Время работы
| Занятия учителя-логопеда
с детьми
| Организационная работа
| Всего часов в неделю
| Индивидуально-подгрупповые
| Фронтальные
| Понедельник
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Вторник
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Среда
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Четверг
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Пятница
| с ____ до ____
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 4 ч
| Всего:
| 20 ч
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| ___ ч _____ мин
| 20 ч
|
Учитель-логопед ______________________
(подпись)
Примечание. Организационная работа учителя-логопеда предполагает:
ü проветривание помещения
ü смену дидактического материала
ü сопровождение детей из кабинета в группу
ü работу с документацией
ü консультацию воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми
ü работу с родителями (консультации, беседы, сбор информации о ребенке)
*2.1. Документация диагностического блока
Звукопроизношение
№
п\п
| Фамилия, имя ребенка
| Звуки речи
| Примечание
| Гласные
| С, С`, З, З`, Ц
| Ш, Ж, Ч, Щ
| Л, Л`
| Р, Р`
| Я, Е, Ё, Ю
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Условные обозначения:
1 – изолированное произношение звука
2 – произношение звука в слогах, словах
3 – произношение звука во фразе
Фонематические процессы
№
п\п
| Фамилия, имя ребенка
| Повторение слоговых рядов
| Выделение заданного звука
| Придумать слово с заданным звуком
| Звуковой анализ слова
| Всего баллов
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| 2.
| 3.
| 1.
| | | | | | | | | | | | | | | | | 2.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Слоговая структура слова
№
п\п
| Фамилия, имя ребенка
| Классы слов по слоговой сложности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| а
| б
| 1.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Условные обозначения:
1 – двухсложные слова из двух открытых слогов(мама, уха)
2 – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы)
3 – односложные слова (мак, лев)
4 – двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик)
5 – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка)
6 – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик)
7 – трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет)
8 – трехсложные слова со стечением согласных (конфеты, калитка)
9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник)
10 – трехсложные слова со стечением согласных (винтовка)
11 – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце (кнут, клей)
12 – двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка)
13 – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея)
а – отраженное повторение
б– самостоятельное повторение слова с опорой на картинку
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|