Схема № 1 Психологический анализ урока
1. Внешние условия для проведения урока:
- учебный класс в порядке
- оборудование соответствует целям урока
- урок начался со звонком
2. Учитель четко формулирует цель урока:
- в начале урока указаны цель и план
- начало урока стимулирует интерес учеников
- объясняется необходимость изучения данной темы
3. Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся:
- используются интересные примеры, факты
- используются вопросы к учащимся, юмор
- постоянное обращение к жизненному опыту учащихся
4. Методическая обработка материала:
- логическая последовательность информации
- научность и доступность терминологии
- выделение ключевых моментов в содержании урока
5. Материал соответствует особенностям учащихся
- возрастным особенностям
- объему имеющихся знаний, опыта
- учитываются индивидуальные особенности
6. Учитель использует на уроке обратную связь:
- запрашиваются вопросы учащихся
- стимулируется генерирование учащимися примеров и идей
- идеи и мнения учащихся разрабатываются
7. Учитель организует и развивает внимание учеников:
- использует приемы организации внимания
- учитывает возрастные особенности внимания
- учитывает индивидуальные особенности внимания
8. Учитель развивает перцептивные способности детей:
- организует перцептивную деятельность
- учитывает возрастные особенности восприятия
- учитывает индивидуальные особенности восприятия
9. Учитель развивает мнемические способности детей:
- организует повторение, обращается к прошлому опыту
- учитывает возрастные особенности памяти
- учитывает индивидуальные особенности памяти
10. Учитель развивает воображение учащихся на уроке:
- на уроке создана творческая атмосфера
- учитывает возрастные особенности воображения
- учитывает индивидуальные особенности воображения
11.Урок способствует развитию мышления:
- используется проблемное изложение материала
- учитывает возрастные особенности мышления
- учитывает индивидуальные особенности мышления
- используется коллективная мыслительная деятельность
12. Организация взаимодействия на уроке:
- постоянное взаимодействие учитель – ученик
- работа в парах, группах
- организуются дискуссии, обсуждение вопросов
13. Развитие самоконтроля учащихся:
- побуждение учащихся оценивать свою работу
- оценивание учащимися работы друг друга
14. Атмосфера поддержки и взаимопомощи на уроке:
- поддержка и поощрение со стороны преподавателя
- совместное с преподавателем выполнение заданий
- поощрение взаимопомощи на уроке
15. Активизация мышления учащихся на уроке:
- словесные средства воздействия
- невербальные средства воздействия
- задания разной степени сложности, на выбор
- предлагается выбрать способ действия
- специальные задания для пассивных учащихся
16. Оценивание учащихся на уроке:
- все ответы учащихся оцениваются
- указывается на ошибки в работе
- акцентируется внимание на наиболее успешных ответах
17. Внешний облик учителя:
- внешний вид учителя
- умение общаться с аудиторией, устанавливать контакт
- правильность речи
18. Дисциплина на уроке:
- учитель адекватно реагирует на нарушение порядка
- учащиеся редко нарушают течение урока
- учитель предупреждает нарушение дисциплины
19. Активность учащихся на уроке:
- учащиеся выполняют все инструкции учителя
- учащиеся заинтересованы темой урока, задают вопросы
- учащиеся активно обсуждают проблему, стремятся отвечать
20. Подведение итогов урока:
- учитель подводит итоги
- учитель объясняет домашнее задание
- учитель оценивает успехи учащихся
Шкала оценки: 5- максимальная оценка по параметру
4– какой-либо признак выражен слабо
3– присутствует только один какой-либо признак
2 - се признаки слабо выражены
1 – отсутствие всех признаков
Во время наблюдения старайтесь не только зафиксировать наличие того или иного момента в деятельности учителя и учащихся, но и те приемы и способы, посредством которых она реализуется. Пример: Пункт 7. Если вы отметили, что учитель использует приемы организации внимания на уроке, постарайтесь указать какие это приемы. Пункт 16. Если вы отметили, что учитель указывает учащимся на ошибки в работе, зафиксируйте, в какой форме это делается.
Проанализируйте, какие аспекты при организации урока, по результатам наблюдения, реализованы наиболее полно, успешно (5). Затем, выделите те, которые требуют совершенствования, изменения (3-4). Обратите внимание на те моменты в деятельности учителя и учащихся, которые не удалось реализовать в полной мере (1-2).
Схема № 2 Психологический анализ урока
Целенаправленность: постановка цели, проблемы, стремление связать теоретический материал с практическим его использованием в жизни и т.п.; планирование; выделение главных вопросов и т.п.
Содержание урока: научность, проблемность (проблемное начало урока), связь с практикой.
Внутрипредметные и межпредметные связи.
Организация урока: ведение дискуссии, анализ ответов и выступлений учащихся, эффективность использования учебного времени, поведение учителя.
Методика проведения урока: структура урока, сообщение литературы к теме, доступность и разъяснение всех терминов, доказательность и аргументированность, выделение главных мыслей и выводов, использование ТСО.
Психологический климат на уроке: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий мысли и т.д.
Отношение учителя к ученикам: уважительное, в меру требовательное или равнодушное.
Руководство работой учащихся: требование вести запись и контроль, обучение методике ведения записей, оказание помощи в этом, использование приемов поддержания внимания, разрешение задавать вопросы учителю.
Внешний облик учителя, знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ясность, правильность речи, внешний вид, умение держаться перед аудиторией, видеть и чувствовать ее, устанавливать с ней контакт.
Отношение учеников к учителю: уважительное, или безразличное, критическое.
Управление группой: учитель быстро устанавливает контакт с учениками, уверенно и свободно держится в классе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми учениками, или, напротив, делает много замечаний, допускает повышенный тон, опирается в работе на несколько учеников, оставляя пассивными других и т.д.
Заключения учителя: квалифицированные, убедительные и т.д.
Итоги урока: информационная ценность, воспитательное воздействие, достижение дидактических целей.
Схема № 3 Педагогическая рефлексия индивидуального стиля (А.К.Маркова)
Рассуждающе-методичный стиль
Эмоционально-импровизационный стиль
Стремится четко планировать урок
Не стремится к четкому планированию урока
Много внимания уделяет повторению и закреплению материала
Не любит повторять материал
Работает со слабыми и средними учениками
Предпочитает работать с сильными учениками
Формирует дисциплину мышления учеников
Формирует инициативу, активность учеников
Вызывает, прежде всего, репродуктивную деятельность учеников
Поддерживает поиск учениками нестандартных путей решения
Обеспечивает хорошее качество знаний у большинства учащихся Качество знаний неравномерное
Отзыв учителя о педагогической практике студента-практиканта
(характеристика)
В выводах о практической деятельности студента можно отразить: степень теоретической и практической подготовки студента; количественную и качественную сторону работы студента-практиканта: отношение студента к исполнению поручений, исполнительность и дисциплинированность, заинтересованность, добросовестность, старательность, профессиональная любознательность, отношение к исполнению поручений и т.д. В отзыве указываются и имеющие место недостатки, упущения и замечания к работе студента. Даются рекомендации по совершенствованию профессионализма, высказываются пожелания. Выставляется оценка.
Подпись директора школы:_________________
Подпись учителя:_____________________
Печать школы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|