Коллективного способа обучения на уроке ОБЖ
Тема урока
Цели урока: 1. Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях); 2. Развитие коммуникативных умений (умение слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать); 3. Обучение навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Учебные вопросы:
Оборудование:
Литература:
Ход урока:
Алгоритм деятельности учителя:
1. Вводное слово учителя по теме урока. Настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;
2. Выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников, делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп. Количество малых групп определяется исходя из специфики учебного материала - их может быть от трех до пяти. Если учебный материал имеет большой объем, то групп может быть пять. Число учащихся в группах должно быть примерно одинаковым.
3. Организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом, идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов, и его первоначальная карточка вернулась к нему.
4. Работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа - это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане, или в тетрадях, а потом предъявляется на доске всему классу.
5. Обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его. Важно соблюсти последовательность действий, если содержание карточки относится к поведению в чрезвычайных ситуациях.
6. Самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске - результат работы малых групп.
7. Взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.
8. Подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся (либо все, либо выборочно).
Алгоритм деятельности учащихся:
1. Запишите в тетрадях дату и тему урока.
2. Получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
3. Выберите себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
4. Выслушайте содержание карточки партнера.
5. Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
6. Обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание карточек всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически содержание вашей карточки.
8. Выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
9. Запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
10.Сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
- качество воспроизведения содержания всех карточек;
- умение общаться в парах и в малой группе;
- умение организовать собственную познавательную деятельность.
КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
Коллективной мыследеятельности на уроке ОБЖ
Тема урока
Цели урока:
Учебные вопросы:
Оборудование:
Литература:
Ход урока:
1. Организационная часть (… мин.)
2. Исполнительный этап:
ПЕРВЫЙ ТАКТ- ВВОД В ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ:
а) Диагностика знаний по ранее изученному материалу (… мин.).
б) Организация условий для создания проблемной ситуации (… мин.).
Например, при изучении темы: «Вооруженные Силы России» перед вами сразу же встает вопрос - Что же такое Вооруженные Силы России? Учащиеся начинают по очереди отвечать, высказывать свою точку зрения, возникает обсуждение, в итоге приходим к выводу, что имеем смутное представление о ВС России, и поэтому данную тему нам необходимо более подробно изучить. Учитель: «Для того, чтобы иметь полное и четкое представление о ВС России, какие вопросы в данной теме мы должны с вами рассмотреть?» Учащиеся называют по очереди различные варианты, учитель их записывает на доске, а затем после общего обсуждения оставляет на доске только те вопросы, которые действительно необходимо рассмотреть:
1. Основные понятия и определения ВС.
2. История создания ВС РФ.
3. Организационная структура ВС.
4. Функции и основные задачи современных ВС РФ.
5. Перспективы развития ВС.
6. Другие войска, их состав и предназначение.
При этом происходит актуализация внутренних противоречий учащихся, перевод их в общую проблему, определяется зона поиска, происходит «запрашивание» содержания обучаемыми.
в) Организация понимания изучаемого материала (… мин.).
ВТОРОЙ ТАКТ - РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКИМ МИКРОГРУППАМ (… мин.).
На этом этапе обучаемые, разделенные на творческие микро группы получают свое задание:
I гр. - Ракетные войска стратегического назначения.
II гр.- Сухопутные войска.
III гр. - Военно-воздушные Силы.
IV гр. - Военно- морской Флот
При этом общий план ответа представлен на доске:
1. Название (данного вида ВС)
2. Назначение ......
3. Организационный состав .....
4. Рода войск (сил) ......
5. Вооружение .....
Каждой группе выдается раздаточный материал: статьи из журналов «Основы безопасности жизни», «Военные знания», а также рефераты, схемы, плакаты и учебники. Изучая поставленный вопрос, учащиеся делают записи в своих рабочих тетрадях. Время выполнения задания строго ограниченно.
ТРЕТИЙ ТАКТ - ОТВЕТ МИКРОГРУПП (… мин.).
Формы ответа могут быть различными. Например, от каждой группы выступает один докладчик. При ответе он использует схемы, плакаты, записи на доске и при этом отвечает на вопросы всей учебной группы, своя же микро группа ему в этом помогает. Педагог выделяет, конкретизирует и дополняет некоторые вопросы в виде обсуждения их со всей учебной группой. При ответе докладчика все остальные члены группы делают записи в своих тетрадях. После выступления всех четырех докладчиков, для обобщения полученных знаний и осознания их, учитель совместно с учащимися, зарисовывает на доске систематизирующую схему «Структура ВСРФ».
3. Подведение итогов.
Обобщение и систематизация полученных знаний (… мин.).
Выставление отметок, оценивание и подведение итого (… мин.).
Выдача домашнего задания (… мин.).
КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция - гипертекст
Тема урока
Цели урока: а) Образовательная …; б) Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом; в) Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов; г) Формирование умения работы в группе.
Оборудование: -гипертексты на каждой парте; -индивидуальный лист работы; -групповой лист работы; -доска и мел.
Литература:
Тип урока: урок объяснения нового материала и решения частной учебной задачи.
Форма урока: лекция-гипертекст.
Этапы урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности учеников
| 1. Вводно-мотивационный.
2.Формулирование учебной задачи.
3.Озвучивание гипертекста
4.Вопросы на понимание текста.
5.Структурирование текста.
6.Обмен вопросами и мнениями.
7.Этап контроля и коррекции.
8.Оценивание работы учащихся на уроке.
| Сообщает тему и зачитывает эпиграф из гипертекста.
Сформулируйте вопрос-задачу сегодняшнего урока.
Читает текст, выписывает новые термины: «…»;
«….».
-Охарактеризуйте ……?
-Какие особенности … вы заметили? Чем их можно объяснить?
Дает задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать название разделам.
Записывает план на доске:
1………..
2…………..
3……………….
4………………………
5…………………………
Просит группы подготовить вопросы к тексту (ответ есть в тексте). При необходимости может задавать дополнительные вопросы.
Подготовьте вопросы по тексту (в тексте нет прямого ответа)
Раздает каждому индивидуальное проверочное задание.
Оценивает устные ответы, комментируя их; письменное задание оценивается отдельно
| Интеллектуальный тренинг.
Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи урока.
Следят за монологом учителя по своим материалам, делают пометки в своих индивидуальных листах работы.
Беседа с учащимися.
Групповая работа. В результате многократного просмотра текста продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения.
Составляют план текста.
Группы обмениваются вопросами. Многократное повторение позволяет запомнить слова и фразы текста
Группы обмениваются вопросами по тексту. После этого каждая группа делает выводы по пунктам плана.
Индивидуальная работа (5-6 минут).
Самооценка и оценка группы.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|