Сделай Сам Свою Работу на 5

Вытекающая из принципа золотого сечения





Термин введен Леонардо да Винчи (1452—1519). Золотое сечение — это такое деление отрезка на две части, при котором большая его часть относится к меньшей так же, как весь отрезок относится к большей его части.

Такое соотношение можно видеть на рисунке, где АВ : ВС = АС : АВ.

Деление отрезка в пропорции золотого сечения

 

Это отношение (число) получается с помощью ряда Фибоначчи (1180—1240). Бесконечный ряд Фибоначчи строится по следующему правилу: первый член ряда равен 1, второй — 2, а каждый последующий член ряда является суммой двух его предыдущих членов. Приведем несколько первых членов ряда: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, здесь: 2 + 3 = 5; 5 + 3 = 8; 8 + 5= 13 и т. д. Отношение золотого сечения — число иррациональное и приближенно равно отношению любых двух соседних членов ряда Фибоначчи (более старшего члена к младшему): 3/2, 5/3, 8/5, 13/8, и приближение тем лучше, чем более старшие члены ряда Фибоначчи участвуют в этом отношении. Отношение золотого сечения в десятичном выражении приближенно равно 1,618.

На рисунке (с. 51) прямоугольник построен с учетом принципа золотого сечения. С некоторой степенью точности можно считать, что и прямоугольник, у которого одна сторона на одну треть больше другой, построен с учетом принципа золотого сечения, так как 1:1,618 приблизительно равно отношению 1:1,5.



Исследования, проведенные психологами, показали, что человек эмоционально лучше, то есть с большим комфортом, воспринимает прямоугольник, построенный с учетом золотого сечения. Механизм этого восприятия не совсем ясен, но, по-видимому, отношение золотого сечения играет такую же фундаментальную роль в природе, как и число π или постоянная Планка ђ. Золотое сечение можно найти в листе клена, в соцветии подсолнуха, в раковине улитки, в пропорциях черепа и скелета человека.

Человек в истории художественной деятельности использовал отношение 1:1,618 очень часто, хотя происходило это до работ Леонардо да Винчи не совсем осознанно. Примеры использования пропорций золотого сечения можно найти в храме Парфенона, в церкви Покрова в Кижах, в картинах Боттичелли, Сурикова и т. д.

Изображение объектов на плоскости в соответствии с пропорциями золотого сечения называют композиционной формой, вытекающей из принципа золотого сечения.



На рисунке (см. с. 51) представлена схема такой композиционной формы. Любой отрезок можно поделить двумя способами в соответствии с принципом золотого сечения, на этом рисунке точки C и D — это точки золотого сечения отрезка AB, то есть отношение AB : AD = AB : CB = 1,618. По этому принципу можно разделить вертикальную и горизонтальную стороны кадра, и через полученные точки провести линии, параллельные сторонам кадра. Построенные линии пересекаются в четырех точках. Эти точки получили название «активных точек» (точки 1, 2, 3, 4). Суть этой композиционной формы состоит в изображении объектов в областях вокруг активных точек. Например, на рис. 258 надпись «ОЕ81КЕ» и лицо натурщицы находятся в зоне, соответственно, первой и второй активных точек, а флакон — в зоне четвертой точки. Кроме этого, решение данного рекламного объявления использует классическую трехточечную уравновешенную композицию.

В середине XX века психологи, работавшие в области восприятия визуально-образной информации установили, что центр ограниченной поверхности изображения, если это только не самое яркое пятно, зрителем должным образом не воспринимается. Данный феномен давно подметили живописцы, поэтому во всех художественных школах рекомендовалось СВКЦ смещать приблизительно на 1/3к какому-либо краю плоскости изображения. Такое смещение нашло отражение и в рекламе (рис. 259). Здесь восторженно радостный человек и виски смещены от краев на 1/3.

С помощью специальных приборов (присоски к глазному яблоку, а в более позднее время шлема на голову, записывающего биотоки мозга) было установлено, что в первый момент, когда человек смотрит на плоскость с изображением или текстом (если нет очень яркого пятна), он обращается к зоне активной точки 1, затем — точки 2, и если это визуально-образная информация (картинка), то дальнейшее рассматривание плоскости идет по зонам точек 3 и 4. Такое восприятие объясняется функциональной асимметрией работы головного мозга [3, 9, 13, 18-22, 26].



Пример использования зоны активной точки 1 приведен на рис. 260.

На рис. 261 рука с набором журналов «Потребитель» расположена в зоне активной точки 3, кроме этого использовано изобразительное средство замкнутость по графическому построению, в этом месте размещена надпись: «Не гадай, а выбирай», присутствует правая диагональ по линии журналы — глаза. Кадр имеет классическую трехточечную композицию: журналы — голова — плечо.

В зоне активной точки 1 изображен символ жарких стран (рис. 262), а также используется световое решение — светлая тональность.

На рис. 263 зона активной точки 1 заполнена елочными шарами, а зона активной точки 2 — транспортным средством (морским судном), хотя туристическое объединение называется «Aerotravel».

На рис. 264 использована зона активной точки 3, на рис. 265 — зона точки 4, при этом акцент на СВКЦ в виде Деда Мороза осуществляется с помощью сходящихся названий стран, куда приглашает туристическое агентство.

При создании рекламного объявления следует помнить, что наиболее активно воспринимается верхняя половина плоскости изображения.

Далее отметим некоторые особенности подготовки рекламного объявления.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.