Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменения в произношении на месте написанных «Е» и «Я»

1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ слог и АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА снимают различие гласных «Е» и «Я», произносится одинаковый звук среднего ряда, верхнего подъема языка — укороченное «И-образное „Е"», в транскрипции «Ей». (В начале слова и после предшествую­щей гласной обязательна «Йотация».)

В СЛАБЫХ же слогах (как ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫХ, так и ЗА-УДАРНЫХ) — так называемая «мягкая беглость» —укороченный звук верхнесреднего подъема, переднего ряда, почти «И» безударное, в транскрипции — «Ь».

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

— На месте букв А и О после всегда мягких шипящих «Ч» и «Щ»

произносятся:

1) в 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ - «Ей»: (чалма) - «чЕилмА», (ща­вель) — «щЕивЕль»;

2) во всех слабых слогах «Ь» — «мягкая беглость» — (чаровница) — «чЬрАвнИцЪ», (скукотища) — «скукАтИщЬ».

— В некоторых заимствованных словах допускается, а иногда и подчеркнуто культивируется произношение безударного «О»: 6ОА, кАкАО, крЕдО, пОЭт, рАдиО и др. (всегда отмечено в словарях).

Нередко так же произносится «О» и в именах собственных ФлО-бЕр, ШОпЕн, БорнЕО. (В соответствии с современными нормами количество таких слов сокращается.)

— На месте же «Е» и «Я» после всегда твердых «Ж», «Ш» и «Ц»

произносятся:

1) в первом предударном «Эы» — (жена) — «жЭынА», (шесток) — «шЭыстОк», (цена) — «цЭынА».

2) во всех слабых слогах «Ъ», — твердая беглость — (женихи) — «жЪнихИ», (шевелюра) — «шЪвилЮрЪ», (целина) — «цЪлинА».

Практическую работу продолжим освоением редуцирования за­ударных гласных. Под контролем педагога студент уточняет стертую артикуляцию заударных.

Задание 11.Начинайте с чередования «А—Ъ», как наиболее яр­кого, затем «О—Ъ», в котором не только уменьшается раскрытие рта, но и снимается огубленность. Обратите внимание — в заударном по­ложении нет ни «А», ни «О», ни «Е(Э)>>.

Как и в предыдущих заданиях, необходим самоконтроль с помо­щью зеркала.

Продолжаем тренинг с мячом.

Задание 12.Произнесите двусложные слова с ударением на пер­вом слоге ( /-) — тип стихотворного размера «хорея», подбрасывая мяч вверх вместе с УДАРНЫМ слогом. ЗАУДАРНЫЙ слог тесно при­мыкает к первому, успевайте произнести редуцированный звук, пока



еще летит мяч. Для тренинга подберите слова со следующим распо­ложением гласных звуков:

12.1. В ударном слоге А, в заударном — тоже лАмЪ —лама

12.2. В ударном слоге А, в заударном — О сАлЪ — сало

12.3. В ударном слоге О, в заударном — А рОзЪ — роза

12.4. В ударном слоге О, в заударном — тоже пОлнЪ — полно

Внимание должно быть направлено на то, что во всех предлага­емых вариантах В ЗАУДАРНЫХ слогах произносится один и тот же редуцированный звук — «Ъ» — твердая беглость.

Следите за тем, чтобы заударные гласные произносились совер­шенно одинаково, предельно коротко, со стертой (не лабиализован­ной) артикуляцией, с малым раскрытием рта.

Задание 13.Подобным же образом осваивайте слова того же рит­мического рисунка (/-), но с МЯГКОЙ «Ь» беглостью в заударном слоге:

13.1. В ударном и заударном — Е мЕбЬль — мебель

13.2. В ударном и заударном — Я дЯдЬ — дядя

13.3. В ударном Е, в заударном — Я сЕмЬ — семя

13.4. В ударном Я, в заударном — Е вЯнЬт — вянет

Задание 14.Так же, т. е. с одним подбросом мяча на первом, удар­ном слоге, произносите и трехсложные слова (/--), так сказать, «дак­тилического» типа, как с твердой, так и с мягкой редукцией, — и ред­ко, но все же встречающиеся четырехсложные (гипердактилические или «пеон 1-ый»).

Поскольку РЕДУКЦИЯ (изменение и ослабление) заударных ка­сается только гласной, — только здесь изменяется, сглаживается ар­тикуляция, надо следить за точной дыхательной «поддержкой» ко­нечных согласных и четкой работой языка и губ. Включайте в тренинг слова, заканчивающиеся двумя и более согласными звуками.

Задание 15.Произносите слова с несколькими согласными на конце, подбрасывая мяч. Продолжаем закрепление воспитываемо­го навыка:

Задание 16.При произнесении односложных слов на каждом из них делайте попеременные шаги то одной, то другой ногой. Сло­во — шаг, следующее — еще один.

— Так же, т. е. делая шаги на ударном гласном, — произносите сло­ва с одним заударным слогом ( /-). Слово произносится коротко, на ОДНОМ движении.

 

— Так же (с ОДНИМ шагом)произносятся трехсложные (/--)

— и четырехсложные (/---) слова.

Задание 17.Слова того же ритмического рисунка, в той же оче­редности возрастания сложности, произносите, соединив подбра­сывание мяча с шагами на ударном слоге. Начинайте с (/-), затем переходите к (/--), далее — (/---)...

По экспериментальным наблюдениям профессора Л. В. Щербы («Русские гласные в качественном и количественном отношении». СПб., 1912. С. 148), в русском произношении ударный гласный, при прочих равных условиях, требует примерно в 1,5 раза больше време­ни, чем неударный.

В предлагаемом далее тренинге мы принимаем УДАРНЫЙ слог за условную единицу звучания для данного конкретного слова, про­износимого в данном конкретном темпе речи. В соотношении с ним — 1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ (и тождественное ему АБСОЛЮТНОЕ НА­ЧАЛО слова) — половина, а ВСЕ СЛАБЫЕ — только четверти.

Мы позволили себе несколько усреднить временные интервалы в соответствии с тремя типами слогов, не обладая эксперименталь­ной базой и в отсутствие возможности регистрировать точную дли­ну гласных в потоке речи. Однако мы убеждены, что предлагаемого нами в тренинге соотношения сильных, ослабленных и слабых сло­гов достаточно для построения результативного речевого тренинга

актеров.

Предыдущие упражнения направлены на закрепление навыка ощущения и соблюдения относительной долготы ударного гласного в его полной, нормативной артикуляции, повторяемости этого ка­чества при определенном темпе речи.

Следующий этап позволяет нам перейти к словесному материа­лу, более разнообразному в ритмическом отношении.

Предлагаем подобрать слова, содержащие 1-й ПРЕДУДАРНЫЙ СЛОГ (--/), второй — УДАРНЫЙ. Гласный звук этого слога занимает промежуточное положение между сильным и долгим УДАРНЫМ и СЛАБЫМИ, РЕДУЦИРОВАННЫМИ слогами. Т. е. по долготе он впо­ловину короче, чем УДАРНЫЙ.

Для овладения нормативной, но меняющейся долготой гласных звуков в слогах двух типов пользуемся следующим приемом.

Начинаем с быстрого, короткого, легкого, совершаемого почти в горизонтальной плоскости переброса, почти «переката» мяча из одной руки в другую. Переброс сопровождает 1-Й ПРЕДУДАРНЫЙ слог, и сразу же, без паузы, на УДАРНОМ слоге мяч взлетает верти-

кально вверх. Важно, чтобы руки не были на расстоянии более 20— 25 см одна от другой, тогда сокращение гласного 1-го ПРЕДУДАР­НОГО слога происходит само собой, совершенно естественно от­личаясь от УДАРНОГО слога, на котором мы подбрасываем мяч вверх.

Задание 18.Произнесите тренировочные слова предлагаемой ритмической группы (-/) вместе с перебросом и подбросом мяча вверх. Добивайтесь, чтобы каждое слово звучало слитно, согласные были бы «приклеены» к гласным.

18.1. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое» ( в написании - А), во втором — «А ударное».

18.2. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое»( в написании - О), во втором — «Аударное».

18.3. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое» ( в написании-А), во втором — «О ударное».

18.4. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А - короткое» ( в написании-О), во втором — «О ударное».

18.5. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А- короткое» ( в написании -А), во втором — под ударением любые гласные.

18.6. В 1-ом ПРЕДУДАРНОМ «А- короткое»( в написании - О), во втором — под ударением любые гласные.

Задание 19.Подберите слова (-/), начинающиеся с безударно­го гласного «О» или «А», т. е. имеющие АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА. Фонетически это должны быть совершенно тождественные звуки по долготе и артикуляции.

Произносите, продолжая перебрасывать мяч, слова с гласны­ми» А» и «О», объединяя их в пары:

АббАт — АбдАть (аббат-обдать), АрЕст — АрЕХ (арест-орех), АмбАр- АбмАн (амбар-обман)

и так далее. Добейтесь, чтобы в сходных фонемах гласные звучали одинаково.

Затем, в том же ритмическом рисунке работы с мячом, трени­руйте слова с «Е» и «Я» в 1-ом ПРЕДУДАРНОМ СЛОГЕ и АБСОЛЮТ­НОМ НАЧАЛЕ СЛОВА (--/). Произнося «Е, склоненное к И» (в на-

шей упрощенной транскрипции — «Ей»), не пропускайте йотацию в начале слова.

Закрепляем полученные результаты. К большому шагу с подбро­сом мяча на каждом УДАРНОМ слоге, в двусложных словах (--/) до­бавляем на 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ слоге (с коротким перебросом мяча в горизонтали) — короткий полушаг. (Иногда оказывается целе­сообразным для некоторых студентов освоить произнесение слов с шагами отдельно, лишь через некоторое время соединяя обе части тренинга вместе.)

Тренировочный материал этого этапа на определенном уровне освоения начинает звучать как схема «чистого» стихотворного раз­мера ЯМБА.

Задание 20.Произносите слова из освоенных ранее заданий с мячом и в данном упражнении, в котором за короткими шагами — в слогах, так сказать, «половинных», 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ и в АБСО­ЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА следует большой шаг на УДАРНОМ. Соедините с перебросом и подбросом мяча.

Еще более сложный ритмический рисунок у начинающихся с без­ударного гласного (--/) слов. Как исключение, в двух слогах подряд произносятся «половинные» гласные — в АБСОЛЮТНОМ НАЧАЛЕ СЛОВА и в 1-ОМ ПРЕДУДАРНОМ. И, как исключение, произнося слова такого типа, перебросим мяч два раза в горизонтали, после чего бросаем его вверх.

Задание 21.Повторите предложенные слова с шагами (в этом случае укороченных шагов на половинных слогах — два!) — и сразу широкий — на УДАРНОМ. Соедините с перебросами мяча в горизон-тали(2 раза!) и подбросом его вверх.

Задание 22.Добавьте слова с ЗАУДАРНЫМ редуцированным сло-гом(—/-). (На ЗАУДАРНЫХ слогах подбросов мяча и шагов — НЕТ!)

Задание 23.Начав освоение ритмических рисунков со слов с бо­лее очевидными в артикуляционном отношении гласными А и О, дополните тренинг словами с иными гласными, меняющимися в без­ударных слогах лишь количественно.

Отработайте с мячом.

Отработайте с шагами.

Соедините оба вида помогающих движений.

Задание 24.Еще более сложного ощущения изменяющегося ритмического рисунка, а вслед за этим и эквивалента в движении — различных перебросов мяча и шагов — требуют слова, в которых при АБСОЛЮТНОМ начале слова есть и ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫЕ.

Задание 25.Произнесите предлагаемые слова,обращая внима­ние на то, что в слабых ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫХ слогах, так же, как и в заударных, — на месте редуцированных гласных — нет ни подброса мяча, ни шагов! Постарайтесь ощутить всем телом паузу, задержку, почти синкопу.

Задание 26.Дополните тренируемый материал словами соот­ветствующего ритмического рисунка с иными гласными. Закрепите их верный ритмический рисунок усвоенными ранее способами.

Занимаясь так подробно гласными, необходимо уделить внима­ние сохранению йотации гласных — Ю — Ё — Я — Ев АБСОЛЮТ­НОМ НАЧАЛЕ слов и после гласных или разделительных ъ и ь.

Задание 27.Включите в тренинг слова с йотированными глас­ными. Обращайте внимание, что йотация сохраняется во всех ти­пах слогов как в начале слова, так и после гласных или разделитель­ных знаков. (Исключение — произнесение окончаний прилагатель­ных и причастий -ИЕ, -ЫЕ как -ИИ, -ЫИ.). Ни на подброс мяча, ни на шаги йотация влияния не оказывает.

Почувствовав себя свободно в ритмической структуре слова с по­мощью мяча и шагов, отработав попеременно определенные ритми­ческие рисунки, студент получает возможность перейти и к свобод­ной речи. В разговорной речи, которую обычно моделирует драматургия, фразы состоят из слов различной длины. Особенно это становится очевидным при ритмическом анализе стихотворной речи. Пример «чистого» ямба, как и любого другого стихотворного размера, найти достаточно трудно. Одна-две, редко три строки под­ряд обходятся без добавления вспомогательных размеров — пиррихия и спондея. Это — прямое следствие многообразия слогового состава русских слов и подвижности, смещения ударения при построении фразы. В этом сложность, но в этом же и особая красота.

В освоении ритмических конструкций, в подборе тренировоч­ного материала непременно обращаем внимание на слитное произ­ношение предлогов и частиц (ПРОКЛИТИК) со значимыми, смыс-лоразличительными словами, что закреплено в русской речи даже ПЕРЕНОСОМ ударения с основы на частицу или предлог: зА спину,

нА поле, нЕ был. В звучащем потоке речи АБСОЛЮТНЫЕ прокли­тики сливаются с основным словом в одно фонетическое слово. (То же происходит и с ЭНКЛИТИКАМИ — односложными частицами, стоящими после слова, — они тоже сливаются в одну лексическую единицу. Однако ударение они не принимают — во всяком случае с такими примерами мы не столкнулись.)

Начиная готовить переход к авторскому, литературному тексту, в котором студент столкнется с постоянной сменой орфоэпического оформления каждого слова, предлагаем начать со стихотворной речи, подчиненной определенному ритму. (Однако надо быть готовыми к тому, что в русской поэзии «разновеликость» безударных слогов раз­ных типов, как правило, не учитывается.) Для первых упражнений на смыслово-связанном речевом материале отлично подходит изредка встречающийся в русской поэзии XX века «БРАХИКОЛОН» — сверхкороткий, односложный стих. Примерами могут послужить приведенные ниже два сонета.

РОДИОН ИВАНОВ ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИИ
ИСПАНСКИЙ СОНЕТ СОНЕТ
Звон Дол
Шпор... Сед.
Взор... Шел
Стон... Дед-
Дон След
Скор. Вёл-
— «Вор, Брёл
Вон!» Вслед.
Смял, Вдруг
Взял Лук
Честь! Ввысь:
Ждет Трах!
Месть... Рысь
Вот! В прах.

Задание 28.Прочтите стихи (И.Сельвинского, Вл. Ходасевича, Родиона Иванова, И.Баженова, С. Бирюкова или других авторов), на­писанных этим размером, подбрасывая мяч с каждым ударным гласным.

— Повторите, делая шаги.

— Соедините оба типа движений (при недостатке места шаги можно делать не только вперед, но и назад).

Задание 29.Выберите любое другое стихотворение, отметьте в нем места УДАРНЫХ и ПЕРВЫХ ПРЕДУДАРНЫХ слогов, прочти­те, подбрасывая и перебрасывая мяч.

Прочтите, делая короткие шаги на ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ и большие на УДАРНОМ слоге. Прочтите, соединив броски мяча и шаги.

Задание 30.Произнесите любую авторскую фразу, сопровождая речь подбросами мяча и шагами, как в предыдущих упражнениях.

Русский национальный язык традиционно разделен или, пожа­луй, точнее сказать, его составляют два наречия (наречиями называ­ют самые крупные единицы диалектного членения, определяемые по языковым, культурным и историческим признакам разграниче­ния говоров). Сегодня диалектологами подчеркивается, что множе­ству конкретных говоров противопоставлена строго определяемая по противоположным признакам оппозиция двух наречий русского языка — «севернорусского — южнорусского».

Одним из основных противопоставлений является различное произнесение в безударных слогах гласных — так называемые «ока­нье» и «аканье».

Артикуляционно это выражается в большем напряжении губ (ла-биализованности) безударных «О» при сохранении заднего ряда об­разования, т. е. участия приподнятой к заднему нёбу задней части спинки языка (севернорусское наречие). При сравнении с нормой орфоэпического оформления звуков — очевидна большая включен­ность артикуляционных мышц.

Южнорусское наречие провоцирует закрепощение нижней че­люсти В ПЕРВОМ ПРЕДУДАРНОМ слоге с произнесением половин­ного, укороченного слога как редуцированного. В слабых же (как ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫХ, так и ЗАУДАРНЫХ слогах) наблюдается чрезмерное расслабление, так называемое «разваливание» гласных.

Нам представляется целесообразным при исправлении северно­русского говора акцентировать освобождение, расслабление рото-

вых, губных и челюстных мышц, подчеркивать естественное для каж­дого студента расстояние между уголками рта (что характерно как для «А» ударного, «А-короткого», так и для «Ъ беглости — Ы-образно-го звука»). Полезно и дополнительное внимание к расслаблению кор­ня языка, его распластанной позиции за зубами. При переходе к тре­нировочным словам и текстам предпочтение отдаем словам с «открытыми», т. е. с безударными гласными (без согласных), окон­чаниями.

Для южнорусского говора очень важно освоение ощущения двой­ного, по нарастанию меняющегося перехода от «А — короткого» к «Аударному», как в ЗАДАНИИ 6. С противопоставления этих звуков стоит начать, впоследствии переходя и к другим звукочередовани-ям. В тренинговом материале более полезны слова с закрытыми ко­нечными безударными слогами, «захлопывающими» рот, особенно с губными согласными «П» (в написании может быть Б) и «М».

Эффективность предлагаемого нами тренинга проверялась в те­чение многих лет. К сожалению, год от года востребованность и ак­туальность методики возрастает. Методические приемы и материа­лы для тренировки продолжают совершенствоваться от курса к курсу.

В своей работе мы искали пути, способные облегчить студенту процесс овладения ритмической структурой звучащей русской речи. И, как нам кажется, нашли достаточно простой и результативный способ, требующий значительной личностной погруженности в про­цесс и активного отношения студента к своим проблемам.

КИМХЁН-А

аспирантка кафедры сценической речи



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.