Сделай Сам Свою Работу на 5

О закреплении правильного

Ритмического соотношения длины слогов

В речевом потоке

 

(Исправление говоров на актерских курсах)

 

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово...

АННА АХМАТОВА

Особой заботой педагогов по сценической речи является устра­нение фонетических нарушений норм русского литературного язы­ка, в том числе и мелодических отклонений в звучании фразы. В пе­дагогической практике театральных школ наличие этих отклонений в речи чаще всего обобщенно называют «говором».

Вмешательство педагога по сценической речи в лексический строй речи студентов ограничивается обычно общими рекомендаци­ями и исправлением конкретных ошибок в повседневном общении.

Главная же забота педагога — это привлечение внимания студен­та к отклонениям от норм орфоэпии, исправление фонетических ошибок в его речи. Наиболее ярко и часто эти отклонения проявля­ются в произношении гласных звуков. Педагогу приходится подроб­но знакомить студентов с закрепленными нормативно правилами орфоэпии русского литературного языка. Тем более, что далеко не во всех общеобразовательных школах они включены в программу.

Однако, несмотря на кажущуюся новость для студентов наличия самого этого раздела освоения звучащей речи, стоит обратить их вни­мание на то, что орфоэпические правила представляют собой, об­разно говоря, зеркальные отражения гораздо более известных и при­вычных, своевременно и прочно усвоенных в школе (хотелось бы верить) правил орфографии. Можно сказать, если орфография обес­печивает точность передачи устной речи в записи, то орфоэпия дол­жна восстанавливать звучание устной речи по письменной. Наруше­ниям же этих правил в речевом общении несть числа. В самом деле: как часто, стремясь к ясности, четкости речи, мы позволяем себе отдельные слова, а иногда и отдельные речевые периоды (такты, син-

тагмы — эти термины мы используем как синонимы) произносить с особым подчеркиванием, так сказать, чуть ли не «по слогам», нару­шая тем самым либо фонетическое единство самостоятельно значи­мых слов, либо непрерывность, связанность, кантиленность инто­нации фразы. Так бессознательно, а иногда и осознанно, мы следуем за написанием, где речевые звуки передаются буквами, а одно слово от другого отделяется «пробелом» (его мы и реализуем в паузе).



В устной речи слова, связанные между собой по смыслу, должны объединяться в речевые периоды, деление на которые происходит, в первую очередь, различными по длине паузами. В театральной пе­дагогике пользуются различными определениями для обозначения пауз — от самой короткой, так называемой воздушной люфт-паузы, и до «гастрольной», как говорили издавна на русском театре, — преры­вающей уже не просто речевой поток, но, точнее, рассекая психоло­гически оправданный процесс речевого действия.

В то же время достаточно часто слитное произношение слов в речевом такте «провоцирует» говорящего на нарушение орфоэпи­ческих правил. Так, например, на стыке слов сохраняется звонкость конечных согласных, и мы слышим, например, «уЖутро» вместо «уШ утро».

Готовясь к роли в спектакле, актеру предстоит не только создать «жизнь человеческого духа роли», но и совершать на репетициях, а далее и на спектакле преобразование собственной речи в речь пер­сонажа, в речь своего героя на сцене. Значит, собственная речь акте­ра к моменту выхода на сцену должна быть освобождена от индиви­дуальных речевых погрешностей, приведена к безусловной литера­турной, культурной норме. Кроме того, должны быть воспитаны такие качества фонематического слуха, которые могли бы помочь привносить штрихи иных речевых манер в соответствии с требова­ниями роли.

Конечной целью обучения будет формирование у студента нор­мативного, стабильного, фонетического оформления речи, макси­мально приближенного, а еще лучше — полностью соответствующе­го русской культурной речевой традиции. Для актера, в виде исключения или неожиданного феномена, может теоретически су­ществовать вариант, когда на сцене его персонаж пользуется одной культурной нормой, а в жизни продолжает удерживаться другой — «говорный» вариант (подобно тому, как заикающиеся в жизни акте­ры — например, Илларион Певцов, — безукоризненно говорят на сцене). Ведь умением создавать особую, речевую манеру, речевую «маску» широко пользуются в театре издавна. Вспомним чередова­ние речи стихотворной у одних и прозаической у других персона-

жей в пьесах Шекспира. Отметим и смешение их в сценах, так ска­зать, «господ» и «слуг» (сцена Гамлета и могильщика, например).

На деле, в ряде случаев удается приблизить речь к эталонному звуковому оформлению — в соответствии с огромным количеством индивидуальных факторов, в числе которых, наряду со степенью развитости фонематического слуха, способности к подражанию, чув­ству речевого ритма, прилежанию, наконец, — огромное значение имеет и «востребованность» формируемого навыка как в процессе обучения, так и в дальнейшей творческой жизни в театре.

Традиционно, сразу же после зачисления в СПбГАТИ педагог по сценической речи проводит со вновь принятым курсом вводное за­нятие. Кроме сведений о строении голосо-речевого аппарата, со­ветов по гигиене голоса и прочих кратких рекомендаций, студенты узнают некоторые правила орфоэпии и получают задание, которое должно быть выполнено к началу занятий.

Мы считаем, что целесообразно дать для начала краткие сведе­ния о норме речи всему курсу без исключения, независимо от степе­ни чистоты, нормативности произношения каждого студента. Пред­ставляется важным, чтобы в дальнейшем вся группа не только была оснащена знанием правил преобразования письменной речи в зву­чащую, но и могла пользоваться единой терминологией.

Домашнее письменное задание заключается в орфоэпическом раз­боре прозаического художественного текста объемом до двух-трех страниц по упрощенной транскрипции, предложенной педагогом. (Возможно ограничение отмечаемых изменений произношения толь­ко гласными «А» и «О»: над ударным слогом — знак ударения, над ПЕР­ВЫМ ПРЕДУДАРНЫМ слогом - «А-короткое», над всеми СЛАБЫ­МИ - как ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫМИ, так и ЗАУДАРНЫМИ слогами -«Ъ», знак «твердой беглости».) Текст должен быть переписан в отдель­ную тетрадь разборчиво, через строчку или через две клетки.

В дальнейшем, после проверки летнего задания, все практичес­кие занятия направлены на освоение полного артикуляционного оформления гласного в ударном слоге. Ведь всякое искажение арти­куляции приводит к нарушению звуковых характеристик гласного, к подмене его другим, что отражается на смысле речи.

Под наблюдением педагога уточняется позиция губ, челюсти, языка для каждого конкретного звука. При необходимости педагог поправляет привычную бытовую артикуляцию студента. Классичес­кая позиция закрепляется не только запоминанием движений арти­куляционных мышц, но и зрительно, при помощи зеркала.

Поскольку одним из часто встречающихся недостатков являет­ся неполное раскрытие рта, —удобно начинать с гласного «А», требу-

ющего наибольшего раскрытия (в полной артикуляционной позиции нижняя челюсть должна опуститься вниз на два пальца — около 2,5 см). После беззвучной установки артикуляционных позиций гласных в очередности принятой «линейки гласных» У-О-А-Э-И-Ы закрепим мышечные ощущения, связанные с их изменением.

Уже с первых же занятий педагоги могут предлагать студентам рекомендуемые нами образцы индивидуальных и парных заданий.

Задание 1.«Произнесите» беззвучно в замедленном темпе: УУУ— ООО, затем ООО-ААА, ААА-ЭЭЭ и в обратном порядке ЭЭЭ-ААА, ААА—ООО, ООО—УУУ, отрабатывая плавное изменение артикуля­ции, «соскальзывание», «перетекание» одной артикуляционной по­зиции в другую. Обратите внимание на положение уголков рта, ко­торые при произнесении«А» не должны раздвигаться по горизонтали более, чем в естественном положении вне речи. (Удобно фиксиро­вать это расстояние кончиками разведенных указательного и сред­него пальцев руки.)

Задание 2.После плавного и протяжного чередования гласных артикулируйте в быстром темпе: У!- О!; У! — А!; и т. д., произнося по нескольку раз каждую противопоставляемую пару гласных, постепен­но наращивая темп.

Задание 3.Оправдайте произнесение звука «У» объемно, с пол­ной артикуляцией, необходимостью, например, 1 — напугать парт­нера, 2 — желанием сориентироваться в темноте или тумане, про­двигаясь в роли «катера»;

— произнесение звука «О» — удивляясь или изумляясь чему-то;

— звука «А» — соглашаясь с чем-то или сомневаясь в чем-то;

— звука «Э» — не доверяя кому-то или проверяя что-то.

(Мотивации были частично предложены студентами на заняти­ях. Более расширенные предлагаемые обстоятельства обычно воз­никают дополнительно.)

Для проверки и закрепления вырабатываемого навыка исполь­зуем односложные слова, объединенные в группы:

3.1. начинающиеся с гласного: Ах — Ох (Гласный — согласный «Гс»); Акт — Ост («Гсс»).

3.2. заканчивающиеся гласным: нА —дО («сГ»); брА —днО («ссГ»); мглА — в стО («сссГ»).

3.3. имеющие гласный между двумя, а затем и более согласными: рАз — нОс ( «сГс»); брАт — крОт («ссГс»); стАрт — трОмб («ссГсс»); вплАвь — вслАсть («сссГсс»),

 

Слова для тренинга студенты подбирают сами, в процессе рабо­ты обмениваются примерами, исправляя и дополняя материал.

Задание 4.Четко произносите слова первой группы, следя при помощи зеркала за точностью и полностью соблюдения артикуля­ционной позиции.

Произнесите каждое слово по два раза, сначала наблюдая за ар­тикуляцией в зеркало, а затем — стараясь в точности вызвать те же точные ощущения артикуляционных движений. При необходимос­ти повторять упражнение несколько раз.

Убедившись в том, что правильная артикуляция соблюдается, пе­реходите к материалу второй, а затем и третьей группы слов.

Задание 5.(Выполняется с партнером.) Первый студент беззвуч­но артикулирует в произвольном порядке гласные (сходство по внеш­ней артикуляции звуков «И» и «Ы« позволяет ограничиться одним из них). Второй — озвучивает. Если качество оформления звука удов­летворяет первого студента, можно перейти к следующей позиции, если нет, — надо повторить несколько раз. Затем тренирующиеся меняются ролями.

Задание 6.(Выполняется с партнером.) Первый артикулирует пары гласных, усиливая, укрупняя вторую, делая на ней ударение: уУ! уО! уА! уЭ! уИ! аУ! аО! — и далее, по «линейке гласных», различимо оформляя артикуляционно (т. е. как по степени огубленности, так и по открытию рта) «первый предударный» и «ударный» слоги.

В дальнейшем освоенную, отработанную и закрепленную арти­куляцию гласных звуков, контролируемую сначала педагогом, затем партнером, а далее с помощью зеркала и мышечной памяти самим студентом, необходимо перевести в разряд автоматического навы­ка. Для закрепления этого навыка используем специально подобран­ные слова, повторяющие чередование гласных:

укУс укОл удАр кузЕн уйдИ, и т. д.

Задание 7.Подберите слова по образцу и произносите их, со­блюдая точную артикуляцию, сначала проверяя ее в зеркале, затем — в паре с партнером:

7.1. начинайте со специально подобранных примеров с гласны-ми-диффтонгами: могУ—Ухать; нУ— Очень; У—Аллы; У—Этой...

7.2. продолжайте со словами: урЮк! УбОр! УгАс!

Когда произношение студента, его артикуляция достигают ста­бильной нормы, тренинг продолжаем с небольшим мячиком.

Задание 8.Произносите тренировочные слова 1 группы (из За­дания 4), одновременно подбрасывая мяч вверх. Пусть гласный звук совпадает с наивысшей точкой полета мяча. Добивайтесь, чтобы сло­во звучало слитно, согласные были бы «приклеены» к гласному, са­мому долгому звуку в слове.

Мяч следует подбрасывать легко, невысоко, главное — делать это ритмично, может быть, сначала бросать и ловить одной правой ру­кой, только потом подключите и левую. Непременно следите за тем, чтобы мяч взлетал строго вертикально, так же как мы направляем вверх сам звук. «Озвучивается» верхняя точка полета мяча (совпа­дение произнесения гласного звука и момента попадания его в ла­донь — неверно).

Дальнейшее закрепление воспитываемого навыка происходит, когда произнесение слов студенты соединяют с шагами.

Задание 9.Произнося односложные слова, на каждом из них делайте попеременные шаги то одной, то другой ногой. Слово — шаг, следующее — еще один.

Задание 10.Произнося односложные слова, одновременно с шагом подбрасывайте мяч вверх.

На определенном этапе освоения индивидуальную работу мож­но включить в групповой тренинг. Студенты поочередно предлага­ют слова, повторяемые тут же остальными — уже с мячом, а затем и с шагами...

К освоению закономерностей изменения звучания гласных в трехсложных и многосложных слогах целесообразно переходить только после закрепления точного полного артикуляционного на­выка произнесения гласных У, О, А, Э, И, Ы в односложных словах, т. е. под ударением.

Считается, что большинство говорящих по-русски обычно без труда различают три основных типа слогов:

1. УД АРНЫЙ — самый четкий и полный, в составе самостоя­тельного слова — один (возможны «побочные», дополнительные, ос­лабленные ударения в сложных, составных словах, они помечены обычно в орфоэпических словарях).

2. ПЕРВЫЙ ПРЕДУДАРНЫЙ - относительно более укороченный, стертый (тождествен ему по этим качествам откры-

тый гласный в начале слова, так называемое «абсолютное начало*»

слова).

3. СЛАБЫЕ (ПРЕДПРЕДУДАРНЫЕ и ЗАУДАР-Н Ы Е) слоги — с гласными звуками, редуцированными до «беглос­ти». В отличие от первого и второго типов их может быть несколько.

Поскольку в русском языке ударение в слове непостоянно и мо­жет быть на любом месте, — полезно рассмотреть слоговый состав слова более внимательно. Пользуемся таблицей, которая была пред­ложена преподавателем кафедры сценической речи ЛГИТМиК Кла­риссой Александровной Лубенской.

Помещая слоги в соответствующие столбцы (отмечая знаком «—» (пропуск) отсутствие в данном слове слогов определенного типа), студент, по нашим многолетним наблюдениям, быстрее наглядно усваивает, что «УДАРНЫЙ» слог входит в состав каждого значимого слова непременно, «1-ый ПРЕДУДАРНЫЙ» может быть, но может и отсутствовать, «ПРЕД-ПРЕДУДАРНЫЕ» слоги могут быть только при наличии «1-ого ПРЕДУДАРНОГО».

Все слоги, следующие заударным, — «ЗАУДАРНЫЕ», их может быть несколько.

Если слово начинается с гласной, — это «АБСОЛЮТНОЕ НАЧА­ЛО» слова. (Нас интересуют лишь безударные варианты.)

АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО СЛОВА (укороченный слог) ПРЕД­ПРЕДУДАРНЫЕ СЛОГИ (слабые, редуциро­ванные) 1-Й ПРЕД­УДАРНЫЙ СЛОГ (укороченный) УДАРНЫЙ СЛОГ (полный) ЗАУДАРНЫЕ СЛОГИ (слабые, редуциро­ванные)
         
         
         
         

Заполняя таблицу примерами по образцу, студенты быстрее за­поминают названия слогов и присущие им качества (полные — уко­роченные — слабые). При проверке — для педагога очевиднее стано­вятся индивидуальные ошибки студентов. После выполнения задания дома студенты могут проверять его друг у друга (сначала под контро­лем или с завершающей проверкой педагога).

Поскольку безударные гласные изменяются не только количе­ственно, но и качественно, в дальнейшем тренинге рассматриваем

их с учетом того, что в безударном положении гласные изменяются неодинаково.

У, Э, И, Ы — теряют в долготе, стираются артикуляционно, но все же отчетливо звукоразличимы в любом положении.

Гораздо сильнее изменяются в безударных положениях звуки «А» и «О»(по одним закономерностям) и звуки, произносимые на месте написанных букв «Е» и «Я» (по другим, как бы параллельным законо­мерностям).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.