Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕПЛЫЙ» ВЫДОХ СО «ВЗРЫВОМ»

Воспитание энергичного, набирающегося «ускорения» и «взрываю­щегося» в конце выдоха.

Следует принять в обязательное внимание, что фонационный выдох должен быть развивающимся, то есть не иссякающим во вре­мя выдыхания, а, напротив, набирающим «ускорение» и мощность и достигающим цели, полностью реализовавшимся.

«Теплый» выдох — природное выдыхательное движение, пред­назначенное для выведения из легких наружу самых глубоких и со­гретых слоев воздуха. Он словно укорачивает и расширяет воздухо­носные пути и дает явное ощущение широкого теплого экспиратор­ного потока воздуха, попадающего со дна легких почти сразу на губы.

После «зевка», оставив челюсть опущенной, выдыхать так назы­ваемым «теплым» выдохом. Организовать «теплый» выдох можно, согревая выдохом кончики пальцев, поднеся «щепоть» к губам, рас­крывая ее дыханием и тем самым, по определенной внутренней свя­зи, провоцируя губы раскрываться, а челюсть опускаться на каждом выдыхательном движении.

Выдыхать пульсирующими «теплыми» выдохами, приучая орга­низм к нарастанию энергии выдоха, заканчивая выдох «взрывом», сме­няющимся мгновенным автоматическим вдохом и, что чрезвычайно важно в тренировке, сосредоточением внимания на высоте вдоха.

Постепенно в тренировке активного, «взрывающегося» в конце выдоха внимание переключается (если можно позволить себе тавто­логию) на внимание, на момент «оценки». Таким образом, возникает повторение циклов — не «вдох-внимание — выдох» (что подсознатель­но ощущается как конец — сколько выдохов, столько концов), но «вы­дох — вдох-внимание!... — выдох — вдох-внимание!.. — выдох — вдох-внима­ние!., и постепенно еще проще: выдох—внимание!... выдох —внимание!., что ощущается как необходимость продолжать, невозможность не про­должать, то есть ритм как залог движения вперед.

Все последующие упражнения выполняются в той же ритмичес­кой системе: теплый выдох со взрывом, внимание после выдоха, во­зобновление действия.

СУСТАВНОЕ ДЫХАНИЕ»

Соединить «теплый» выдох с движениями суставов. В методическом учебном пособии «Курс тренинга фонационно-1 ° Дыхания и фонации на основе упражнений Востока» (Е. И.Черная.



 

Санкт-Петербург, 1997 г.) приведен комплекс дыхательных упражне­ний в движении, охватывающий все наиболее важные суставы тела — шею, плечи, руки, позвоночник, ноги, тазобедренные суставы.

Следует заметить, что разные суставы дышат по-разному. Каж­дое дыхательное движение соответствует масштабу физического дви­жения: ноги дышат мощнее, чем руки. Пальцы дышат иначе, чем пле­чи или шея. Ритм движений разных суставов — иной. Движение плечевого сустава дышит иначе, чем локтевого. Колени дышат ина­че, чем бедра.

Вытянем руку в сторону и подышим вытягивающим движением плеча вбок. Это мощный выдох, его темп всегда медлителен. Выки­нем локоть, это всегда быстрое движение, в два, а то и в три раза быстрее плечевого. Движение запястьем продолжается в кисти руки, которая может выдыхать долго — всеми своими суставами. Дыхание можно передать от сустава к суставу, выдыхая каждым следующим последовательно. Можно объединить движения суставов одним вы­дохом. Возникает внутренний ритм передачи энергии дыхания и привычка распространять эту энергию изнутри наружу, всегда на раскрытии.

В тренинге каждый выдох совершается вместе с раскрывающим, вытягивающим, «центробежным» движением сустава. Суставы «ды­шат», движение «дышит», организм вдыхает и выдыхает движени­ем. Сустав «выдохнул» — растянулся, раскрылся, мускулы адекватно сработали, расслабились, воздух вошел в тело — «взлет»—внимание!» и т. д.

Особо следует тренировать подвижность челюстных суставов, вернее, подвижность и легкость нижней челюсти, поскольку имен­но она открывает рот и активно участвует в дыхании и образовании как гласного, так и согласного звука. «Зажим» нижней челюсти, ото­двигая язык назад, запирая гортань напряженным корнем языка, не позволяет совершаться свободному мгновенному вдоху.

Компенсацией малоподвижной нижней челюсти часто являет­ся способ говорить и дышать с помощью верхней челюсти, то есть во время речи дергать головой вверх и назад, отчего происходит пе­ренапряжение в задней части шеи. С малоподвижной нижней челю­стью связаны также те или иные перенапряжения лицевой мускула­туры и губ, следствием чего являются многочисленные дикционные недостатки. Необходимо «научить» нижнюю челюсть привычно «жить внизу», то есть, выполнив работу по образованию звука, опус­каться, а не привычно прижиматься к верхней, тем самым нарушая ритм дыхания и включая все связанные с челюстным зажимом не­нужные напряжения.

Встречаются по-разному «зажатые» челюсти — но всегда это * означает отсутствие свободного легкого хода нижней челюсти, то есть малоподвижные челюстные суставы и нерастянутые сухожилия.

ВЫДОХ ДВИЖЕНИЕМ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ ВНИЗ»

Мощный «теплый» выдох вместе с активным движением ниж­ней челюсти вниз. Проверить степень возможностей такого опуска­ния можно, положив пальцы около «козелков» ушей: если суставы раскрылись, там образуются впадины. Не закрывая рта, продолжать ритмичные пульсирующие «теплые» выдохи. Вдох в этом случае про­исходит «зевковым» способом вполне автоматично, поскольку диаф­рагма тонизирована, кости грудной клетки, особенно под ключица­ми, сильно растянуты. «Взлет» для нижней челюсти — освобожденная мускулатура, то есть положение внизу, затем движение для образова­ния необходимого звука.

Действие упражнения основано на смене движений, каждое из которых раскрывает челюстные суставы: «зевковое» — опускающее нижнюю челюсть — на вдохе, а на выдохе то, которое заказано, в дан­ном случае тоже мощно опускающее. Упражнение растягивает суста­вы и сухожилия, нормализует ритм напряжений и расслаблений, подчиняя их естественному дыхательному ритму.

Упражнение можно делать с зеркалом, проверяя положение язы­ка, губ, открывающих нижние и верхние зубы и выносящих поток воз­духа вперед, и щек, опадающих внутрь, а не вздувающихся пузырями. После серии «сильных» выдыхательных движений, не закрывая рта, дать челюсти отдохнуть в спокойно-расслабленном состоянии.

ДЫХАНИЕ СУСТАВАМИ ПЛЕЧ»

Тяжелые, малоподвижные суставы плеч обычно связаны с пере­напряжениями в мускулатуре шеи, предплечий и рук, что мешает сво­бодному дыханию и распространению резонаторной волны.

Руки мягко потянуть вверх, суставы плеч и подмышки растяну­ты. Челюстные суставы отпущены — «челюсть на грудь». Язык к пе­редним зубам. Тем, у кого язык привычно «убегает» вглубь рта, мож­но рекомендовать положить его на нижнюю губу. В таком растянутом положении диафрагма «поневоле» тонизирована, грудная клетка раскрыта, заботиться о вдохе не нужно.

Широкие свободные круговые движения плечевыми суставами. Мощный «теплый» выдох, когда руки, преодолев нижнюю точку, ле­тят вверх. Выдох развивающийся, со взрывом в конце. После выдоха Широкое взлетающее растягивающее движение продолжается, диаф­рагма тонизируется, ребра раскрываются, впуск воздуха автоматичен.

В упражнении тренируется и соблюдается включение внимания в момент «взлета», то есть в состоянии раскрытости, растянутости су­ставов. Организуются следующие ритмические пульсации: — выдох — внимание! — выдох — внимание!., и т. д. «Мои руки летают, мое внима­ние возобновляется для каждого следующего движения, мое внима­ние пульсирует, но не прерывается». Пытаться достигнуть высокого темпа, не теряя ритмичности дыхания и внимания.

Все упражнения «суставного дыхания» после овладения «теп­лым» дыханием и взрывом в конце выдоха — озвучиваются, что не­посредственно связывает дыхательный тренинг со звуком и механиз­мами речи. Звук «теплого» выдыхания проникает в фонетику в виде звука «h». В восточных тренингах его называют «дыхательным». В рус­ском языке существует его аналог, несколько более уплотненный и близкий по образованию звук «х». Соединенный с тренировочной линейкой гласных «у- о- а- э- и- ы», он становится важнейшим звуком для тренировки фонационного дыхания.

С точки зрения тренировки взрыва в конце выдыхательной струи, звукосочетания «хух, хох, хах, хэх, хих, хых» очень полезны и удобны: начальный «теплый» звук «X», привычно раскрывая гортань, выпускает гласные, в той или иной степени опуская челюсть, «сто­рожит» ее положение, не давая зубам сомкнуться; конечный звук «X» требует от организма мощного дыхательного взрыва, который сме­няется автоматическим вдохом, то есть включением внимания.

Пробуем «взрывать» в линейке тренировочных звукосочетаний «хух-хох-хах...» и т. д. конечную «X» раскрывающимся, растягиваю­щимся суставом. Озвучиваем выдыхательные движения суставов тре­нировочными звукосочетаниями. Инерция «взлета», возникающая после выдоха, раскрытое и легкое тело в состоянии внимания сохра­няются и в упражнении со звуком.

6. «„РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА" ВЗРЫВНОГО ЗВУКА И ПЕРСПЕКТИВА»

Тренировка полной «растраты» выдоха очень удобна через взрывные согласные, к примеру, «Т, П, К», предполагающие в спосо­бе образования взрыв, вследствие которого легче происходит авто­матический впуск воздуха. Для тренинга можно использовать внача­ле простые звукосочетания: вот, кот, топ, хлоп. Затем более сложные: кптупт, гбдупт и прочие, состоящие из подобных звуков.

Озвучиваем движение суставов «взрывом» заударных: кптуПТ— кптоПТ—кптаПт... и т. д.

7. «„ДЫШАТЬ" СУСТАВАМИ НОГ»

«Дышать ногами», словно шагая. Это движение, направленное вверх, особенно дает ощущение «взлета» в конце и после выдоха:

выдох, когда сустав растянулся, далее «взлет — внимание», во время которого происходит рефлекторный впуск воздуха.

«Разговаривают» суставы ступней: кптуПТ — взрыв—взлет—вни­мание! КптоПТ — взрыв—взлет—внимание!

Передадим движение колену: ступня — кптуПТ, колено — кптоПТ.

Озвучиваем выдыхательное движение нескольким словами — по мере продвижения выдоха по суставам: ступня — бдгуПТ, колено — бдгоПТ, бедро — бдгаПТ.

Тело поднимается, опираясь на заударные взрывные, как на сту­пеньки. Каждая следующая заударная поднимает тело все выше, то есть опорная нога все более вытягивается, рождая цепочку логичес­ких суставных движений. Можно поместить в одно движение одно слово, а можно два-три-четыре и так далее... Тело, вытягиваясь, слов­но помещает в себя все более высокий ритм, то есть все большее ко­личество звуков в одну единицу — по аналогии с единицей длитель­ности в музыке: в единице помещаются 2, 4, и так до 32 долей.

Если вложить в одно движение ногами (или руками) целую чис-тоговорку, то мы имеем при медленном темпе внешнего движения тела высокий темп произнесения, а значит, высокий ритм внимания.

Можно соединить выдыхательным движением суставы ног с ру­ками. Дыхание, раскрывая ступни, колени, тазобедренные суставы, раскрывает позвоночник, подымает ребра, раскрывает подмышку, плечо и продолжается в руке. Раскрывает локоть, ладонь и «взрыва­ется» суставами пальцев. В результате возникает длинное пластич­ное движение, которое можно распространить вверх, вбок.

Продолжая «выдыхать» суставами ног, ощущаем связь и логику между движениями ног и поворотами головы и всего тела, которое словно выдыхает вращениями и движениями. Озвучиваем движения и вращения теми же словами, следим за обязательными взрывами конечных Т, ощущаем, что каждый такой взрыв гарантирует даль­нейшее продвижение вперед, и, наоборот, отсутствие взрыва зажи­мает челюсть и корень языка.

Птку-пТ — птко-пТ — птка-пТ — пткэ-пТ — птки-пТ — пткы-пТ!

Следить за тем, чтобы движения полностью «нродышивались»! Наращивание длины речевого такта постепенно приучает организм совершать необходимый взрыв всегда в конце, — тратить дыхатель­ный поток рационально, выращивая дыхательный вал, приберегая его энергию, а не иссякая к концу речевого такта, а вернее, мысли. Следить за расширением дыхательной и звуковой энергии от начала До конца фразы. Тело, поднятое движением дыхания вверх, не опу­стится, пока фраза не будет сказана.

При быстрых внешних движениях ногами (или руками) каждое суставное движение рождает заударный взрывной согласный звук.

Наше тело работает, как тело ударника: внимание — полет по направ-| лению к звуку — удар — рождение звука — взлет- внимание и так далее.! Тело и звук вслед за ним разговаривают ритмом.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Словарь Античности. М., 1989. С. 496.

2 Ритмология: проблемы и процессы современного развития. Научный сим­позиум. Хабаровск, 1991.

3 Там же.

4 Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм! М.,1985. С. 99

5 Франкенштейн С. И., Сергеева 3. Н. Саморегуляция дыхания в норме и патологии. М., 1966. С. 8.

6 Бреслав И. С, Глебовский В. Д. Регуляция дыхания. Л., 1981. С. 6

7 Strasberg's method. As taught by Lorrie hull. Ox Bow Publishing, Inc. Woodbridge, Connecticut 06525, 1985. P. 26-27.

Ю. А. ВАСИЛЬЕВ'

профессор кафедры

сценической речи СПбГАТИ

и Высшей школы музыки

и театрального искусства

им. Ф. Мендельсона-Бартольди в Лейпциге



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.