Ритмы со звукосочетаниями «да-да-да».
Тяжесть тела — плеч, рук, спины, коленей — увлекает за собой книзу нижнюю челюсть. Тем самым расширяется по вертикали «го-лосоречевой рупор».
При каждом падении вы произносите несложный ритмический рисунок, рождающийся импровизированно. Например: «да-да!»; «да-да-да!»; «да-да-да-да!».
Дальше: на один ритмический рисунок выполните два приземления. К примеру: «да —да-да!»; «да-да-да —да-да!»; «да-да-да! —да-да!». В моменты взлета не забывайте готовиться к последующему звучанию ритмической фразы.
Далее: один ритмический рисунок распространяется на три шага-падения. Варианты: «да! — да! — да-да-да»; «да-да! — да-да-да! — да!»; «да-да-да — да-да-да — да-да-да!». И всякий раз, взлетая, готовьтесь к последующему выдоху, к звучанию части ритмического рисунка. Объемный вдох на каждом взлете.
Завершаем пробы с несложными ритмами, увеличивая объем звукосочетаний до четырех шагов-приземленний. Сочиняйте ритмы каждый индивидуально.
Только что вы пробовали выполнять ритмы телом и речью для себя, самостоятельно. Теперь распределитесь по парам. Один из вас «ведущий», он задает ритмы, второй — «ведомый», он предложенные партнером ритмы воспроизводит. Пробуйте.
Поменяйтесь ролями.
Следующий этап упражнения — совместное действие в круге. Поочередно, один за другим, предлагайте свои ритмы, ваши партнеры синхронно ритмы воспроизведут.
Движения в упражнении остаются неизменными: припадайте то на одну ногу, то на другую. Выполняйте движения синхронно. Задача для повторяющих заданный ритм проста (хотя предполагаю, что выполнить ее коллективно не так-то легко): едино всей группой воспроизводить четко и точно речевой рисунок ритма и синхронно перепрыгивать с одной ноги на другую.
У большинства из вас спазматические вдохи, после того как очередной «ведущий» предложил вам новый ритм. Вы будто отстраняетесь от «ведущего» в процессе его показа, а затем спохватываетесь, но поздно, темпо-ритм упражнения уже требует выполнения рисунка звучания, а вы не готовы, дыхательная энергия еще не накоплена вами. От суетливости вдохов страдают и ваше звучание, и ваши движения. В голосе и речи не чувствуется дыхательной опоры, нет объема звучания, а в теле проглядывают излишние напряжения и возникает скованность движений. Пробуйте проживать ощущение речевого ритма и ритма движений в процессе работы «ведущего».
Пока «ведущий» действует, вы проигрывайте внутри себя, в воображении, то, что он создает, — ритмы звукосочетаний, звучание голоса, темпо-ритмы движений. Впускайте в себя задания «ведущего»,
впитывайте их вместе с накоплением дыхательной энергии, вдыхайте воздух вместе с ритмами.
Упражнение «Ритмы в круге»
В новом упражнении первичное ощущение:полет тела, кантилена полета, ритмы летящего тела.
Пластические задания: вы поочередно отводите в стороны правую и левую ноги, они будто бы «отлетают» в стороны, «разлетаются». Переменяя опорную ногу, как и в предыдущем упражнении, стремитесь попадать опорной ногой в одно место на полу. И во время вдоха, и при выдохе — тело прямое, руки отведены в стороны, локти слегка согнуты — ощущение вертикали. При переменах ног старайтесь не подпрыгивать высоко, «словите такой кайф», словно ваш полет происходит на одной высоте (при неподвижных «крыльях-руках» совершайте прыжки с ноги на ногу).
Испробуйте эти двигательные задания каждый самостоятельно.
Поначалу чувствуется много излишних напряжений.
Несколько советов для того, чтобы облегчить вам физические нагрузки при выполнении движений: не отводите ноги слишком далеко в стороны; проверьте также, сохранилось ли ощущение тяжести в кистях и в локтях; приземляйтесь на опорную ногу лишь на мгновение и не теряйте при этом упругости в коленях и в ступнях — главное сейчас, каким образом ваше тело продолжит полет, а не акцентирование приземлений. Прочувствуйте, что движение рук, разлетающихся в стороны, начинается от середины спины, между лопаток.
Теперь давайте воспроизведем несколько движений подряд синхронно. Кое-кто из вас сбивает единый темп движений, либо замедляет, либо ускоряет его. Координируйте темпы перемены опорной ноги с партнерами, находящимися напротив вас в круге. Это откроет вам возможность чуять круг как одно целое.
В создании ритмов звучания используется только слог «ба». Длительность слогосочетаний строго не определяется: они могут быть короткими, из одного-двух слогов, могут удлиняться до возможных пределов длительности выдоха. В зависимости от длины произносимого сочетания зависит количество перемен в ногах (назовем их для краткости «шагами» — одна перемена опорной ноги это один шаг). Акцентные слоги не обязательно должны выпадать на каждый момент прикасания опорной ноги к полу или на каждый момент отведения свободной ноги в сторону. Отнюдь, акценты могут выпадать и на каждый первый шаг, и на каждый восьмой шаг, к примеру. Количество произносимых слогов и чередование акцентов и будут составлять речевые ритмы этого упражнения.
Задавайте ритм для всех поочередно. Пока очередной «ведущий» предлагает свой ритм, все в круге «впитывают» этот ритм, одновременно готовя дыхание к воспроизведению ритма.
Упражнение «Стрелялки»
«Вытягивание» звука из коленей в стороны попеременно к партнерам справа и слева. Звук разрастается, увеличивается его резонанс в пространстве между вами и партнерами.
Исходное положение: ноги расставлены широко, вы немного присели, навалившись на левое колено, тяжесть тела приходится на левую ногу, кисть правой руки охватывает колено левой ноги. Правая рука движется от колена левой ноги вверх и вправо (наискось), проходит мимо живота, направляется к правому плечу, затем распрямляется и заканчивает свое движение, приблизившись к партнеру, находящемуся справа. Тяжесть тела плавно переносится с левой ноги (при начале движения) на правую ногу (при окончании движения). Тело из состояния собранности «в комок» (сжатости) постепенно распрямляется и вытягивается в сторону партнера. То же вы проделываете левой рукой от правого колена. И так выполняете последовательно раскрытие тела и звука: от левого колена к партнеру справа — от правого колена к партнеру слева.
Направляя звук к партнерам, находящимся справа и слева от вас, добавляйте слова из скороговорки: «Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Движения цикличны: правая рука вытягивает звук от левого колена, затем левая рука вытягивает звук от правого колена. Это один цикл. При сжатии — подготовка к выдоху и речевому поступку, при выпрямлении — выдох, произнесение части скороговорки. Затем вновь цикл: правая рука (сжатие) и «выстреливание» движением распрямляемого тела в сторону партнера, левая рука (сжатие) и «выстрел» в сторону партнера справа. В момент выброса руки звучат слова. На 1-м цикле: «Маланья — Мала-нья», на 2-м: «Маланья-болтунья — Маланья-болтунья», на 3-м: «Маланья-болтунья молоко — Маланья-болтунья молоко», на 4-м: «Маланья-болтунья молоко болтала! — Маланья-болтунья молоко болтала!», на 5-м: « Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала! — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала!». В финале следуют несколько двигательных циклов подряд, и проговаривается несколько раз (сколько возможно проговорить на одном выдохе) только сочетание «да не выболтала, да не выболтала, да не выболтала, да не выболтала...» без промежуточных вдохов.
О, как много у некоторых из вас суеты и неловкости в теле, как неразборчива дикция. Действуете в круге синхронно. Движения и
звучания слов должны совпадать. Многие же из вас, стремясь уложить необходимое количество слов в один цикл, заметно замедляют движение тела. Тем самым нарушается единый для всех вас темпо-ритм циклов. Слова «размазываются» за счет ненормированного удлинения гласных звуков, согласные же звуки из-за потери необходимой активности артикуляторных мышц теряют звучность, нейтрализуются. Однако предложенные вам движения тела направлены на то, чтобы усилить пульсацию артикуляторных мышц при формировании согласных звуков, расширить объемы «голосо-речевого рупора» и активизировать действие энергетической системы (профессионального дыхания). Для этого раз за разом (цикл за циклом) усиливайте дыхательные, голосовые и дикционные нагрузки. Пробуйте еще раз.
Упражнение «Ритмы барабанщиков»
Ансамбль.
Вы в круге.
Выстукивайте ритмы на воображаемых барабанах и одновременно озвучивайте каждый удар.
Представьте себе: перед каждым из вас несколько барабанов различной величины: от барабанов огромных, низко гудящих, до крохотных, высоко звенящих барабанчиков. Барабаны расположены перед вами на разной высоте: внизу на полу стоят большие, объемные; вверху, над вашей головой, подвешены маленькие; между ними — «середнячки».
Барабанных палочек нет. Их заменяют кисти ваших рук, которыми вы свободно, несколько расслабленно ударяете по барабанам.
Вначале каждый индивидуально испробуйте звучание больших, объемно гудящих барабанов: «бам!», «бам-бам!», «бам-м-м — бам-м-м — бам-бам-м-м...» — ударные гласные приходятся на моменты удара по коже барабанов, все остальные звуки (гласные и согласные) либо из тишины заролсдают звучание ударных, либо гудят как эхо, как шлейф звучания ударных гласных.
Затем проверьте звучание средних барабанов. Они подвешены на уровне вашей груди и повернуты к вам. Вы, словно боксеры, ударяйте по коже барабанов по прямой, только кисти не напрягайте и не упустите замахи для ударов. Итак, пробуйте: «бам-бам-бам — бам-бам», «бам-бам-бамбамбам — бам-бам-бамбам!»...
И, наконец, малые барабаны: «бам-м-м...», «бам-бам-бам-бам-бам!», «бам-бам-бам-бам-бам-бам-бам-м-м — бам».
Каких-то особенных правил для игры на воображаемых барабанах не изобретайте: двигайтесь, как удобно каждому из вас. Добивайтесь свободы и легкости в пластике, в голосовом звучании с помо-
щью ощущений тял<ести в кистях, в локтях и в плечах; чувствуйте себя непринужденно; чуть больше внимания уделяйте «грудному резонированию» в моменты игры на малых барабанах и чуть больше внимания — «головному резонированию», когда озвучиваете гудение больших барабанов. Это вам поможет без напряжения озвучивать высоким голосовым звучанием малые барабаны и низким голосовым звучанием большие барабаны.
Постепенно включайте в звучание барабаны всех калибров.
Вначале каждый индивидуально поработайте со своими барабанами, освойте их, приучитесь извлекать из них звуки, прочувствуйте свободу в перемене высотности. Сочините какой-либо несложный ритмический рисунок в размере 4/4. Не забывайте про подготовку к выдоху. Повторив несколько раз какой-то один ритмический рисунок, подержите паузу, настройтесь на новый ритм и, напитавшись дыхательной энергией, врывайтесь в этот ритм.
Вслед за индивидуальной настройкой создавайте звуковые ритмические импровизации двух барабанщиков. Пробуйте играть одновременно. Пробуйте наладить звуковые диалоги барабанщиков.
Когда ваше звучание в парах окрепнет и вы с легкостью станете импровизировать, соединяйтесь в четверки. Затем в восьмерки, и, наконец, попытайте счастья импровизации в группе, где каждый ведет свою партию и ваш голос не пропадает среди всех прочих голосов барабанной мелодии.
Вслед за звукосочетаниями «бам-м-м...» включайте в ритмические комбинации другие звонкие согласные звуки, раздвигайте рамки звуковысотного диапазона, «не берегите себя», «вызвучивайте» широко и звонко барабанные дроби; можете пританцовывать в такт своим ритмам и даже напевать свои ритмические импровизации...
Игровая импровизация.
В центре «дирижер».
Задание «дирижеру»: предлагайте играющим музыкальный размер на 4/4, затем одного за другим вводите в ритмическую игру всех барабанщиков круга. По ходу импровизаций меняйте темпы, ритмические рисунки и динамические оттенки. Дирижируя, можете выделять в игре кого-то одного, приглушая звучание других «музыкантов», можете менять у отдельных исполнителей или у всего ансамбля в целом музыкальный характер исполнения (legato, staccato, portamento)...
«Дирижер» начал ритмическую импровизацию ансамбля, и по его команде пусть прозвучит последний аккорд тренинга.
Л. Д. АЛФЁРОВА
доцент кафедры сценической речи
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|