Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация говорных отклонений в области ритмики

ФОРМЫ УСИЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

1. Стяжение гласного 1-го предударного слога в двухсложных рит­мических структурах:

трЪва вместо т р А в а д Ъ м 6 й вместо д А м 6 й

2. Стяжение гласного 1-го и 2-го предударных слогов в трехслож­ных ритмических структурах:

к' м Ъ н д й р вместо кЪмАндйр г' в Ъ р й л вместо г Ъ в А р й л

3. Стяжение гласных предударных слогов в четырехсложных рит-

мических структурах:

в 'д 'в Ъ р 6 т вместо вЪдЪвАрот б'г'твЪрйть вместо бЪгЪтвАрйть

ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

1. Удлинение предударного гласного в двухсложных ритмических структурах:

б А р а н вместо бЛран

кАмар вместо к Л м а р

2. Удлинение второго предударного гласного в трехсложных рит­мических структурах:

м А г А з й н вместо м Ъ г Л з й н к А р А б й н вместо к Ър А б й н

3. Удлинение предударных гласных в четырехсложных ритмиче­ских структурах:

пАгАвАрйть вместо пЪгЪвЛрйть пАвАрАтйть вместо пЪвЪрЛтйть

ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ЗАУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

1. Удлинение заударных гласных в двухсложных ритмических структурах:

б а б А вместо б а б Ъ

в 6 з г л А с вместо в 6 з г л Ъс

2. Удлинение заударных гласных в трехсложных ритмических структурах:

б у л А ч к А вместо булЪчкЪ с изюмАм вместо с изюмЪм

3. Удлинение заударных гласных в четырехсложных ритмичес­ких структурах:

сывАрАткА вместо сывЪрЪткЪ жавАрАнАк вместо жавЪрЪнЪк

ОСОБЕННОСТИ ГОВОРНОЙ РИТМИКИ В УДАРНОМ СЛОГЕ

1. Равнодолготность произношенияневыделение ударного сло­га,все слоги в слове произносятся с одинаковым по долготе зву­чанием:

с А х А р вместо с а х Ъ р мАгаАзИн вместо мЪгЛзйн х О р О ш О вместо х Ър Л ш 6

2. Стяжение ударного и удлинение заударного слога— сдвиг уда­рения в заударную зону:

г Ъ в А р й л А-А вместо гЪвЛрйлЪ п р Ъ с й л А-А вместо п р А с й л Ъ

3. Усекновение долготы ударного слога— ударный слог произно­сится неполно (эта особенность произношения прослеживается на фразовом уровне).

М Ъ й дядя сЪмых честных п р Ъ в и л вместо Мой дядя самых честных правил



Перестройка слоговой структуры речи и создание нового звуко-' вого образа русского языка — процесс сложный и зависит от исполь­зования точных, научно-обоснованных методических приемов, учи­тывающих речевые особенности диалектоносителя. Звуковой образ слова анализируется в процессе восприятия — одна часть мозга ана­лизирует гласные, вторая — согласные, третья — изменения мелоди­ки, четвертая — ритм14. Если мозг достаточно обучен, — проанализи­ровав информацию, он определит наличие согласных и гласных, количество слогов, определит, какой из слогов ударный. В процессе обучения литературному произношению любой компонент речи может быть поставлен в «светлое поле сознания».

На первом этапе исправления говоров необходимо научиться правильно выделять ударный слог в слове, чувствовать ритмический контраст ударного и безударных слогов. Таким образом, нужно сфор­мировать новые слухопроизносительные навыки правильного рит­мического оформления речи. Ритмические навыки — стартовые на­выки в работе по исправлению говоров.

Приведем несколько примеров тренировочных текстов, которые использовались для исправления говоров у студентов первого курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории. (Ав­тор на протяжении последних пяти лет проводит там консультации в качестве куратора по сценической речи.) Усиление редукции в пред­ударной позиции, свойственное говорному произношению Петроза­водска, приводило к следующему звучанию известной скороговорки: «КЪси, кЪса, пЪка рЪса» вместо «КАси, кАса, пАка рАса». Ритмичес­кие нарушения, связанные с ослаблением редукции в заударных пози­циях, искажали звучание фразы «булочка с изюмом» следующим обра­зом: фраза произносилась как «булАчкА с изюмАм» вместо ритмичес­ки правильно оформленного произношения «булЪчкЪ с изюмЪм».

Для устранения говорного произношения студентам был пред­ложен ряд специально подобранных тренировочных текстов, со­стоящих из отдельных слов, словосочетаний и фраз, работа над которыми последовательно исправляла ритмические нарушения в двухсложных и трехсложных ритмических структурах.

В том числе для исправления говорного произношения гласных А и О в ямбической и хореической ритмике двухсложных ритмичес­ких структур были использованы чистоговорки:

— Гонец с галер сгорел в огне;

— Король — орел, орел — король;

— Шагал шакал, шакал скакал;

— Для своих бобрят бобры добры;

— Добыл бобов бобыль Бобков.

— Клара крала ларь у Карла;

— Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Для исправления говорного произношения гласных А и О в трех­сложных ритмических структурах были предложены тексты, по воз­можности, совпадающие по ритму с трехсложными стихотворными размерами — анапестом, дактилем, амфибрахием (для облегчения понимания ритмической организации не только отдельного слова, но и новой единой ритмической структуры, образующейся в процес­се речи из предлога (частицы) и последующего за ним слова):

— Командир говорил про поручика.

— На дворе трава, на траве дрова.

— На горе Арарат рвала Варвара виноград.

— За твоим языком не поспеть босиком.

— Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.

— Топали да топали, дотопали до тополя.

— Маланья-болтунья молоко болтала — болтала, да не выболтала.

— Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши и т. п.

Для закрепления навыков правильного ритмического оформле­ния речи активно использовались стихотворные тексты, самостоя-телько сочиненные студентами для индивидуального тренинга. При­ведем несколько стихотворений, написанных с чувством юмора и отражающих этот процесс:

Сопроводить, восстановить, растормошить —

Без говора мне нужно говорить,

А если с говором скажу: «водоворот»,

Всю жизнь придется мне чинить водопровод.

Завтракала курочка Корочкой от булочки, Я не ем, не пью, не сплю — Ритмы в говоре долблю.

Пароход подойдет, Капитан запоет, Только я не пою — Тексты вслух говорю.

Устранение ритмических нарушений в речи требует своеобраз­ной «ломки» не только слуховых, но и артикуляционных стереоти­пов. Для правильного произношения гласных необходимо вырабо­тать новые движения нижней челюсти. Например, чтобы произошло раскрытие рта, нужное для реализации гласного А в предударных слогах слов чистоговорки: «Коси, коса, пока роса», — требуется уве­личить амплитуду движения нижней челюсти. Формирование новой амплитуды движения нижней челюсти — процесс достаточно длитель­ный. Многим диалектоносителям необходима специальная артику­ляционная тренировка, включающая комплекс упражнений на осво­бождение нижней челюсти от «зажимов». Увеличение раствора рта — требует увеличения времени на производство этого артикуляцион­ного движения. Таким образом, при усвоении новой координации ритмов работы речедвигательного и слухового анализаторов проис­ходит перестройка слоговой структуры слова — меняется ритмичес­кая организация речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Для того чтобы правильно выстроить процесс работы, необхо­дима точная диагностика индивидуальных особенностей речи чело­века. Профессиональное исследование речи должно идти параллель­но со знакомством и изучением личности студента, с анализом его творческих способностей, с выявлением достоинств и недостатков его творческих механизмов: интеллектуальных, эмоциональных, пластических. Очень важно понять и определить сенсорные пред­почтения человека, чтобы выбрать подходящий сенсорный канал общения. Психологи выделяют три ведущих сенсорных системы че­ловека — визуальную, аудиальную и кинестетическую. «Каждая из них обуславливает сенсорные доминанты, по которым данный человек может преимущественно ориентироваться в пространстве и вре­мени»1Г). Исходя из сенсорных предпочтений человека, можно вы­брать определенную стратегию работы по устранению диалектных ошибок.

Людям с ведущей визуальной модальностью важно включить в активную работу зрительный анализатор, через который быстрее пойдет процесс понимания своих недостатков и способов их устра­нения. Таким студентам можно предложить рисунки, таблицы, пись­менные тексты — с выделением различными способами ударных сло­гов. Рисуя слова с графическим выделением величины ударных слогов или работая с письменным текстом, человек осваивает струк­туру слова наглядным образом, с опорой на свою ведущую сенсор­ную систему.

    ко    
    ло  
    кол
           

Шорох, запах, голос,

Что-то шепчет колос — ударные гласные выделяются любым, удобным способом.

Люди с аудиальной модальностью требуют другого подхода. Они, как правило, хорошо работают по слуху. Легко берут правильное про­изношение «с голоса», по подражанию. Быстро улавливают разницу между литературным и говорным произношением, любят работать с магнитофонными записями. Успешно выполняют рекомендацию «говорить по ударениям», т. е. в процессе говорения активно выде­ляют голосом ударные гласные в каждом слове речевого потока. Вна­чале эта работа напоминает работу «занудливого дятла». Но постепен­но мозг обучается «с ходу» выделять ударные слоги, слова начинают «собираться» и оформляться в правильные ритмические структуры, и говорные ошибки исчезают из речи. Наличие хорошего фонема­тического слуха у диалектоносителя быстро продвигает работу по исправлению говора.

Люди с кинестетической модальностью легче усваивают ритми­ку речи через активное включение в работу тела. Им помогает от-хлопывание ритма, различные ритмически организованные движе­ния спортивного, танцевального или игрового характера. Главное в упражнениях такого рода, чтобы самое сильное движение тела ко­ординировалось с ударным слогом в слове. Для соединения ритмов движения и ритмов речи в упражнениях часто используются различ­ные тренировочные предметы — мячи, гимнастические палки, ска­калки. Такого рода методические приемы приводят к хорошим ре­зультатам, т. к. среди актеров много людей с ведущей кинестетичес­кой модальностью.

В практике, на занятиях по сценической речи, как правило, ис­пользуются все типы тренировочных упражнений, включающих в работу всю сенсорную систему человека. Выявление ведущей модаль­ности необходимо, в основном, для того чтобы продуктивнее и лег­че прошел начальный этап работы по исправлению говоров на ин­дивидуальных занятиях.

Поиск эффективных методических приемов для устранения ди­алектных ошибок, изучение новейших исследований в области рит-мологии — все это задачи первостепенной важности для театраль-

ных педагогов, занимающихся речевым обучением актеров. Сцени­ческая речь давно стала предметом интердисциплинарной пробле­матики, и ее успехи во многом зависят от умелого использования зна­ний, накопленных в различных «смежных» областях современной науки. Серьезные научные исследования проблемы ритма речи ста­ли активно проводиться только на рубеже 20—21 веков. В первую очередь это связано с развитием компьютерной техники, позволив­шей создать аппаратуру, способную проникнуть в скрытые механиз­мы работы головного мозга. Появились интересные работы, посвя­щенные ритму речи, связанные с медицинскими исследованиями в области речевых патологий, в частности патологии заикания (О. П. Скляров, 2002). Активно изучаются механизмы речи, в том чис­ле ритмический компонент речи, в кибернетике — молодой науке, работающей над созданием машин, «говорящих» и «понимающих» человеческий язык15. Есть интересные лингвистические исследова­ния в области ритмики русской речи, проведенные в рамках изуче­ния фонетики современного русского языка (Г. М. Богомазов, 2003).

Что же касается работ, посвященных особенностям ритмики рус­ской говорной речи, то автору этой статьи не известно ни одной фундаментальной работы на эту тему. В какой-то мере данная статья должна положить начало изучению этого вопроса — важного для сце­нической речи как в теории, так и в практике.

Накопленный опыт работы по устранению диалектных ошибок в речи студентов показывает, что воздействие на говорную речь че­рез ритм дает наиболее быстрый положительный результат. Пред­ставляется, что теоретическое осмысление и обобщение опыта ве­дущих педагогов кафедры сценической речи СПбГАТИ, а также опыта коллег, работающих в других театральных учебных заведени­ях16, будет способствовать созданию новой, научно-обоснованной методики, учитывающей роль ритма в исправлении говоров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 1976. С. 76—77. ■ Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 22.

3 Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. перераб. М., 1977. С. 14.

4 Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М., 2001. С. 65.

5 Цит. по: там же. С. 63.

6 См.: Щерба Л. В. Русские гласные в качественном и количественном от­ношении. Л., 1983.

7 См.: Постникова И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика— это интересно. М., 1992.

8 Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. С. 35.

9 См.: Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 176—179.

10 См.: Скляров О. П. Хаос и ритм речи в норме и при заикании. СПб., 2002. С. 27-28.

11 Русский язык. Энциклопедия / Под. ред. Ю. Н. Караулова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 1998. С. 22.

12 См.: Русская диалектология / Под ред. В. В. Колесова. М., 1998.

13 См.: Земский А. И., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. 13-е изд., дораб. М., 2003. С. 112-114.

14 См.: Потапова Р. К. Тайны современного Кентавра. Речевое взаимодей­ствие «человек—машина». Изд. 2-е, стереотип. М., 2003. С. 79.

15 Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асим­метрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004. С. 58.

"' Промптова И. Ю. Устранение диалектных ошибок в речи студентов. Сце­ническая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промп-товой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГИТИС, 2000. С. 261-270.

 

Н. А. ЛАТЫШЕВА

профессор

кафедры сценической речи, кандидат искусствоведения


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.