|
Ощущение тяжести первично.
Ощущение повышенной тяжести в мышцах ног, спины, плечевого пояса, шеи вообразить несложно. Именно вообразить и затем прочувствовать. Позже мы перенесем это ощущение на дыхательные мышцы, мышцы речевого аппарата. Усиление воображаемой тяжести освобождает тело от разнообразных излишних напряжений в мышцах. Вот и сейчас, углубляя ощущение тяжести в мышцах тела, некоторые из вас одновременно высвободили от избыточного напряжения мышцы лба, круговую мышцу рта, глаза успокоились, веки потяжелели. У некоторых даже приоткрылся рот, то есть возникло ощущение тяжести в нижней губе. Но вот задачка: всем ли удалось почувствовать нарастающую тяжесть подбородка и языка? По наивности и детскости физиономий могу уловить, что кое-кому это удалось.
Проверьте, сохраняется ли ритм круга? — казалось бы, самый примитивный момент заключается в том, чтобы удержать на протяжении всего упражнения равномерные расстояния между друг другом. И при том не отвлекаться от своих ощущений. Однако именно ритм круга — для нас самый простой способ настроиться на восприятие партнеров. С точно выполняемого ритма расположения тел в пространстве (в данном случае — в круге) вырастет впоследствии чувство целого, чувство ансамбля.
Прочувствовав тяжесть в теле, освободившись от излишних на-* пряжений, приступаем к разминке. В последующих упражнениях ощущение тяжести сохраняется как обязательное условие, и от упражнения к упражнению круг принципов нашего тренинга расширяется. Начнем с целостности.
Упражнение «Окунаемся в удовольствие»
Потрите ладони друг о друга. Делайте это для удовольствия!
Теперь потирайте ладони таким образом, чтобы в движение включалось все тело. Последовательно проверьте участие в движении: запястий — локтей — плеч — лопаток — спины — бедер — коленей — ступней. Потирайте ладонь о ладонь, вовлекая в физическое действие все тело.
Принцип согласованности движений: в любом физическом поступке участвует весь организм актера, в любом движении участвует все тело.«Жест — это маленькая прибрежная волна от большого идущего парохода — человеческого тела...» (Вс. Мейерхольд).
Сейчас вы создаете единство пластическое. Какая-то часть тела (в данном случае, руки) берет на себя функции ведущей, увлекает за собою все тело. Принцип целостности в физическом поведении тела актуален и в работе артикуляторных органов. Как в произнесении отдельного слога, так и в речевом потоке задействована вся артикуляция человека. Разумеется, что при произнесении конкретного звука речи один из нескольких артикуляторных органов становится ведущим. Именно этот артикуляторный орган ведет за собой всю артикуляторную систему.
Объемность движений — еще один наш принцип.Потирая руки, разминая кисти, захватывайте пространство вокруг себя. Потирая руки, не прижимайте локти к себе, не соединяйте колени, не втягивайте голову в плечи, не тяните плечи кушам. Потирая руки, не закрывайтесь, а открывайтесь навстречу пространству. Движения рук исходят из центра спины, от зоны между лопаток. Это же, с большой Долей вероятности, относится и к голосовому, и к речевому звучанию: от центра спины в разные стороны «расходятся волны звучания».
Не все из вас сейчас справляются с заданиями. Что именно представляет опасность, мешает свободе движений и свободному звучанию? Прежде всего: пальцы не соединяйте, не напрягайте чрезмерно, не вытягивайте с усилием. Прочувствуйте в пальцах небольшую расслабленность. Кисти движутся вязко. Локти «разлетаются» в стороны — между телом и плавающими локтями колышется воздушное пространство. Плечи скользят в пространстве широко, объемно. Лопатки для вас — точка, от которой все движения приходят к ладоням.
Чем больше мышц задействовано в разогреве рук, тем сильнее пробуждается эмоциональная активность, с тем большим удовольствием вы работаете. Посему не только руки, от кончиков пальцев до лопаток, участвуют в ритмах движений, но и корпус наклоняется, поворачивается, разворачивается, бедра, — колени, — ступни «плавают» в разнообразных направлениях. Все тело постепенно «воспаляется» от удовольствия, которое вы обретаете.
Возникновение удовольствия от движений тела, от «предыгры», от настройки на тренинг в немалой степени зависит от включения в процесс движений всего физического тела актера, всего его пластического потенциала. «Это пробудит в актере способность играть всё всем телом»(М. Чехов).
Теперь испробуйте эластичность коленей, будто пружинки затаились в них и ваше тело легонько пружинит. Похлопывайте ладонями по коленям, по бедрам сверху и сбоку, затем по икрам, по животу, по нижней части спины, по груди. Движения рук исходят от лопаток. Используйте различные возможности свободного, слегка расслабленного действия плечами, — спиной, — бедрами, — коленями, — голенями, — ступнями. В кистях прочувствуйте увеличенный вес и вообразите, что они немного разрослись в размерах.
Разнообразьте движения: потирайте ладони быстрее или медленнее; потирайте ладони с большими или меньшими усилиями; растирайте кисти: разогревайте и разминайте одну кисть другою со всевозможными поворотами, разворотами, соединениями и разведениями пальцев; хлопайте ладонями по телу с постоянно меняющимися амплитудами замахов рук; совершайте хлопки по телу с разной мерой интенсивности, используя при этом как небольшие, так и увеличенные до возможного предела замахи; соединяйте похлопывания кистями рук с топотанием ногами по полу и сопровождайте движения своеобразным «дрожанием» в плечевом поясе, — в локтях, — в коленях, — в дыхательных мышцах.
Упражнение «Озвучивая вертикаль»
В этом упражнении три этапа.
Й этап.
Потянитесь вверх, прочувствуйте мышечное напряжение, нарастающее последовательно от пяток до кончиков пальцев устремившихся вверх рук.
Тело ваше словно струна. Прочувствуйте вертикаль в стремительном движении тела вверх. Сохраняйте ощущение вертикали на всем протяжении упражнения: опускаетесь ли вы, поднимаетесь ли. Принцип вертикальности движенийсейчас, на этом этапе, поможет вам
организовать целесообразную, продуктивную работу тела. Ощуще1 ние вертикали распространяется и на собранное движение тела, и на раскрытие голосоречевого рупора, и на сфокусированное, полетное звучание голоса.
Движение тела начинается и завершается движением кистей, точнее, даже пальцев. Из положения «натянутой струны» тело перетекает в положение «собранного в комок». Кончики пальцев первыми движутся вниз и увлекают за собой кисти, запястья, локти. Сложно с первого раза прочувствовать, однако хотелось бы добиться такого поведения тела, при котором и кончики пальцев, и запястья, и локти, и плечи, и спина, и колени, и ступни стремились к сжатию одновременно. И в этом упражнении действует принцип согласованности движений.Кисти — ведут за собой все тело: они начинают движение тела книзу, и они же его завершают. Кисти, пропитанные тяжестью, тянут тело вниз, именно они задают телу направление, темпы и плавность движений. Они проплывают близко к телу, почти касаясь одежды. Если кисти отодвигать далеко от тела, да еще вытягивать локти, то исчезнет вертикаль. В финале опускания ваши кисти падают на пол, ваше тело слегка расслабляется, тяжелеет, вы будто сжимаетесь в комок, но специальных усилий для этого не прилагайте.
На плавном и неспешном приседании проговорите на одном выдыхании: «ой-ой-ой-ой...». Параллельно этому движению — звучание вашего голоса слегка снижается по тону, будто съезжает. Это происходит непроизвольно. Специально перемен высотности не делайте. Тем-то и интересно упражнение, что к финалу приседания, к финалу «ой-ой-ой-ой...» дыхание теплеет, дыхательные пути несколько расширяются и звучание теряет любые призвуки излишних напряжений. Ощутите, что звучит не голос ваш, а ваше дыхание. Ваше озвученное дыхание «охватывает» прежде всего кисти: ведь именно кисти сейчас играют роль ведущих, они направляют движение всего тела.
2-й этап.
При движении книзу произносите беспрерывно «ой-ой-ой-ой...». Опустившись к полу, выдержите паузу, она необходима для «сбросов» мышечных напряжений в теле (особенно в плечах, в спине, в шее), Для расслабления, раскрепощения выдыхательных мышц и для вдоха, то есть для «подготовки к звучанию». Во время подъема произносите беспрерывно «ай-ай-ай-ай...», раздвигая с помощью такого звукосочетания объемы звучания голоса.
На что бы вам следовало обратить внимание на этом этапе? В пластике все понятно: рисунок движений, мышечная свобода, участие в
движении всех частей тела. С голосом также есть ясность: не звук голоса наша забота сейчас, а рождение его, свобода выдохов. Остается третье — артикуляция. Дикционная подвижность артикулятор-ных органов. Она оказывается на переднем плане тренировки. Обратите внимание на контраст в работе губ при произнесении «ой-ой-ой-ой...» и «ай-ай-ай-ай...» и на преодоление препятствий при произнесении щелевого согласного «j», что в результате способствует развитию подвижности губ и нижней челюсти. Появляются возможности для голосовой тренировки: формируется объемное, собранное, слегка гудящее звучание голоса на «ой-ой-ой-ой...» и раскрытое, летящее, звонкое звучание на «ай-ай-ай-ай...».
Вариация: проделайте зигзагообразные движения на одном выдохе вверх и вниз — один раз, два раза, три раза, четыре раза. Темпы движений не убыстряйте. «Ой-ой-ой-ой... — ай-ай-ай-ай...» произносятся непрерывно, на одном выдохе — сколько бы раз вы ни приседали и ни выпрямлялись — один, два, три и так далее.
3-й этап.
Кисть правой руки увлекает за собой все тело. Ноги расставлены широко, все тело устремляется за кистью правой руки, которая «путешествует» вверх-вниз, вокруг тела, дальше, ближе от тела. Ступни от пола не отрывайте и позволяйте телу совершать вслед за кистью самые неожиданные развороты, наклоны, приседания, потягивания. Звучание: в зависимости от высотного направления движения кисти произносите «ой-ой-ой-ой...» и «ай-ай-ай-ай...». Понятно, что если кисть тянет ваше тело вверх, то звучит комбинация из «аи», а если вниз, — комбинация из «ой».
Вариация: ступни перемещаются в пространстве. Тело, следуя за рукой, наклоняется, вертится, падает, взмывает, пританцовывает. Звуковые комбинации с «ой» и «аи» — те же.
Еще одна вариация: пробуйте экспериментировать с темпами движений руки и тела: все перемены темпов в теле отражаются на темпах проговаривания звукосочетаний. (Затаившаяся опасность: увлекаясь темповыми вариациями, не упустите из внимания свободу выдыхания и объемность голосового звучания.)
Ритмические вариации: импровизируйте различные ритмические рисунки, используя только звукосочетания «ой» и «аи». Комбинации могут быть такими, например:
— «ой! ojojojoft! ajajaft!»;
— «ajajaii! ajajaft! ajajaft! ой!»;
— «ой! jojojoft! joul — ой! jojojoft! joft!..»;
— « ай-ай] aj aj aj ай-j aj ай-j aj аи, ай-ай] aj a j aj аи -j aj ай-j aj аи...».
Упражнение «Взлёты»
Первая часть упражнения повторяет начало упражнения предыдущего. Приподнимаетесь на носки, тянетесь вверх, протягивая руки как можно выше к потолку, следите за тем, чтобы дыхание «втекало» в вас неслышно и плавно. Затем двигаетесь вниз (концы пальцев первыми начинают движение, и за ними устремляется все тело), озвучивая опускание к полу непрерывным звукосочетанием « ой-ой-ой-ой...» («oj-jqj-joj-jo-i-i-i»). Опустившись, «сбросьте» руки, - плечи, -локти и «свернитесь в комок», подготовьтесь к новому выдоху.
Следующее задание: выполните четыре рывка-подъема вверх, перемежая их глубокими падениями вниз к полу для «подготовки к выдоху» и для накопления энергии для прыжка вверх. В четырех рывках-подъемах вверх содержатся разные технические задачи, и выполняются они в разной пластике и с разными комбинациями звукосочетания «ай-ай-ай-ай...».
В первый раз.
Почувствуйте, что ваше тяжелое тело, будто нитью, за правый локоть тянет наверх какая-то неведомая сила. Приподнимитесь немного, произнесите сочетание «аи-и-и...» (графически это сочетание мы могли бы обозначить как «аи») — гласный «а» приходится на верхнюю точку подъема; продолжите при опускании к полу звук «и»; опускаясь, не теряйте ощущения тяжелого падающего тела.
Во второй раз.
Поднимитесь чуть выше; руки при взлете разлетаются локтями в стороны; спина округлая; округлость тела и округлость звука — вот главная забота второго взлета; произносите при движении вверх сочетание «айяяй-и-и...» («ajaja-i-i-i...»); финальный звук «и» («i-i-i-i...») «тяните» до тех пор, пока полностью не вернетесь в исходное положение.
В третий раз.
Поднимитесь от пола еще выше, — чуть не в полный рост, — и поднимите при взлете руки вверх выше головы; тело «выстреливает» вверх словно пружина; вертикаль в теле и вертикальная направленность звукосочетания «айяяяяй!» («ajaj ajaj a-i-i-i...») отличают этот взлет: финальное «и» протяните до полного возврата в позицию «собранного в комок тела».
В четвертый раз.
Высокий взлет тела с отрывом ног от пола; тело совершает высокий вертикальный взлет, а руки совершают движение, напоминающее вбрасывание баскетбольного мяча в корзину; полет тела и полет звуков — «выплеск» звукосочетания «айяяй» («ajaja-i-i-i...») по направлению к партнеру.
Усложняя речевые программы, замените звукосочетания четырьмя словосочетаниями:
1-й раз: «да давай-и-и...»;
2-й раз: «да давай-давай-и-и...»;
3-й раз: «да давай-давай-давай-и-и...»;
4-й раз: «да давай!».
Избираем именно это сочетание из-за его дикционной энергии при произнесении. Взрывные согласные «д» (требующие активного участия в выдохе диафрагмы и усиливающие нагрузки на артикуля-торные движения языка) способствуют в сочетании со звуком «а» более продуктивному раскрытию голосо-речевого рупора по вертикали. Тем самым они раскрывают объемность звучания голоса и увеличивают нагрузки на артикуляторные мышцы, участвующие в образовании согласных звуков. Согласный «в» порождает упругость в движении нижней губы (особенно квадратных мышц нижней губы и подбородочных мышц) и разминает квадратные мышцы верхней губы. Хорошие нагрузки получает и круговая мышца рта — она сжимается на «в» и разлетается при произнесении «а». Есть и еще одна, казалось бы, поначалу незаметная помощь в произнесении «да давай». Речь идет о верном фонетическом звучании «а» в различных фонетических позициях: под ударением («вай»), в первом предударном слоге («да»), в безударной позиции (предлог «да»).
Вы можете прочувствовать телом, как меняются мышечные артикуляторные усилия при произнесении слогов с различной фонетической позицией звука «а»: зарождающееся движение, не требующее активных нагрузок в момент звучания редуцированного «а»; движение раскрывающееся, устремляющееся вверх, позволяющее раскрыться артикуляции по вертикали в момент звучания первого предударного слога; активное раскрытие тела и звука на звучании ударного слога. Пробуйте сейчас прочувствовать единство движения тела, артикуляции и звучания голоса.
Теперь, после настройки: внимание к партнеру. Несколько совместных упражнений. Ощущения каждого из вас перекрещиваются, сливаются или конфликтуют.
Нам с вами интересно на новом этапе тренинга рождение поступка, направленного на партнера. Интересен голос действующий,если же голос действующий, то важно и дыхание в действии, важна и действенная дикция.
Упражнение «По воле кукловода»
Выберите партнера. Один из вас берет на себя функции «ведущего», второй — «ведомого».
Задания «ведомому».
Представьте себе, что вы кукла, пластично передвигающаяся, «перетекающая» в пространстве комнаты по воле кукловода («ведущего»).
Закройте глаза и прочувствуйте небольшую тяжесть в теле. Ваша голова слегка наклонена вперед; рот приоткрыт; руки, ноги, плечи, ступни чувствуют тяжесть. Самостоятельно вы перемещаться в пространстве не можете и отдаетесь во власть «ведущего»: он будет вас двигать, как большую эластичную куклу. Свободно отдавайтесь движению, задаваемому партнером. Чем активнее усилие, с которым вас движет партнер, тем дольше вы двигаетесь в пространстве.
Задания «ведущему».
Одной рукой вы плавно двигаете партнера в разнообразных направлениях: закручиваете «ведомого», раскручиваете его, подталкиваете к движению вверх или вниз, вперед или назад. Передав партнеру энергию движения, мягко подтолкнув его рукой, отпустите его, — пусть он самостоятельно продолжает движение; но и вы свое движение доводите до пластического завершения. Когда «ведомый» завершает движение, заданное вами, вы вновь его мягко подталкиваете, и он движется в новом направлении. Не толкайте «ведомого», а двигайте его тело в пространстве. Условная психологическая последовательность вашего взаимодействия с партнером: вначале прикосновение — прочувствуйте участок тела партнера, которого коснулась ваша ладонь, затем — задайте телу партнера направление движения и завершите свое действие энергическим импульсом, передачей партнеру энергии своего тела, своих желаний. Если такая условная последовательность ваших поступков будет насыщена внутренним разговором с «ведомым», то действия вашей руки обретут смысл, вы не будете механически подталкивать партнера.
Каждое движение кистью сопровождайте словом «давай». Направляя телесные движения «ведомого», вы одновременно с физическим действием выполняете столь же активно действие словесное: «давай», «давай-давай». Чем энергичнее ваше физическое действие по отношению к партнеру, тем дольше длится его движение в пространстве и тем протяженнее звучит ваше «давай-давай-давай-давай-давай-давай...».
Упражнение «Маланья»
«Ведомый», в отличие от предыдущего упражнения, работает с открытыми глазами, он видит все движения «ведущего», зрительно воспринимает его жестовые команды наряду со звуковыми командами, совпадающими по условиям тренинга с речевым поведением «ве-
дущего» в предыдущем упражнении. Теперь партнеры хорошо видят друг друга.
«Ведущий» управляет партнером, как эластичной податливой куклой, находясь от «ведомого» на расстоянии двух-трех метров. Движениями рук, особенно кистями, и беспрерывным произнесением: «Маланья-Маланья-Маланья-Маланья...» — «ведущий» заставляет партнера с помощью кантилены и голосового резонанса «плыть по пространству» в указываемых направлениях.
«Ведомый» при этом не должен «слепо» выполнять волю «ведущего», бесчувственно ему подчиняться. Важны движения, рождающиеся под воздействием звучания и движений партнера. Иллюстрации, показа с подтекстом: «я, мол, понимаю, что ты от меня хочешь, я сделаю это» лучше избегать. Советы «ведущему».
Прежде всего, возникают короткие, проникающие в партнера слова: «Маланья». Ни в коем случае не торопитесь, не суетитесь, не форсируйте звук по громкости, не убыстряйте темп.
Когда почувствуете, что «ведомый» внимателен к вам, доверился вам, — продлите движение, удлините фразу: «Маланья, Маланья». Не скандируйте и не распевайте слова, направляйте звук энергично и точно в партнера, в конкретные точки на его теле. Пусть голос ваш «втекает» в «ведомого», пронизывает его, звучит в нем, живет в нем. Ваше звучание важно не само по себе, а ценно тем, как оно воздействует на чувства, ощущения партнера, тем, как оно будоражит партнера. Чрезвычайно важны: эластичность рупора, кантилена в дыхании и в пластике, внутренний диалог с «ведомым» (диалог глазами) и волевые импульсы, исходящие от вас. Когда поймете, почувствуете, что партнер в вашей власти, что он движется в волнах ваших звучаний, — еще немного удлините выдох: «Маланья-Маланья-Маланья»,и еще удлините, и еще. С увеличением амплитуд звучания развивайте и амплитуды движений. Постепенно усложняйте пластические задания, транслируемые «ведомому». Помимо простых двигательных программ (вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад) предлагайте ему усложненные варианты движений — развороты, перевороты, наклоны, верчения и пр.
Упражнение «Ловкие руки»
Вновь парное упражнение. Игра, знакомая вам с детства. Участники игры встают друг против друга в неглубоком пружинистом «приседе» и затевают очень простую детскую игру. Один из играющих протягивает к партнеру согнутые в локтях руки и разворачивает ладонями кверху (он — «ведущий»). Второй участник («ведомый») кла-
дет свои руки на руки партнера сверху — ладонями книзу. Задача «ведущего»: неожиданно и стремительно ударить по рукам своего партнера сверху. Задача «ведомого»: успеть отдернуть руки до того, как партнер коснется их.
У «ведущего» несколько способов обмануть партнера. Он вправе пользоваться ими по своему усмотрению: бить наискось, то есть правой рукой по левой руке партнера или левой рукой по правой руке партнера; ударять напрямую, то есть правой рукой — по правой руке, а левой — по левой; бить обеими руками одновременно.
До удара «ведущий» протяжно тянет «о-о-о-о...», длительность которого не ограничена. Прерывается тянущееся «о-о-о...» в момент, когда «ведущий» ударяет «ведомого» по рукам. Удар сопровождается восклицанием «...па!».
Ударяя по рукам партнера и восклицая «па!», «ведущий» добивается вертикального, объемного раскрытия «рупора» и объемного широкого голосового звучания. Для того чтобы это произошло ненатужно и свободно, сопровождайте удар глубоким приседанием. Глубокое приседание поможет задействовать в активном выдохе дыхательную «опору» и спровоцирует распространение резонанса в пространстве.
Если «ведущий» «промахнулся», то есть «ведомый» успел вовремя отдернуть руки, участники меняются ролями.
От слогосочетания «о-па» переходите к болтовне. Назовем такую болтовню: «мурчание».
«Ведущий» использует «мурчание» для обмана партнера: доверительно, «честно» глядя в глаза «ведомому», он болтает о милых пустяках и вдруг на каком-то из слов своей обманной болтовни с удовольствием ударяет по рукам противника, одновременно слегка приседая. Болтовня «течет» плавно-плавно и неторопливо, удар совершается стремительно. Речь «ведущего» при ударе не прерывается: удару сопутствует только речевой акцент (выделение, подчеркивание слова, на которое приходится удар).
Вариация звуковая.
«Ведущий» напевает без слов в медленном темпе мелодию знакомой ему песенки. Вместо слов он использует: «ла-ла-ла-ла...». Упругость кончика языка при произнесении звука «л», вертикальное раскрытие «рупора» на гласном «а», подвижность слегка округлых губ, плавная работа экспираторных мышц (мышц-выдыхателей) — вот что поможет настроить плавность артикуляции, кантилену речи и объемное голосовое звучание. На одном из акцентных «ла» «ведущий» ударяет по рукам партнера, но мелодия не прерывается, а лишь энерге-
тически усиливается — активизируется выдох, разрастается объем «рупора», увеличивается уровень громкости.
Вариация пластическая.
«Ведущий» напевает приглянувшуюся ему танцевальную мелодию (танго, вальс, фокстрот...), танцует под аккомпанемент собственного пения и увлекает танцевальными движениями своего партнера. Оба в танце. Распевая «ла-ла-ла-ла...», «па-па-па-па...» или «та-та-та-та...» и двигаясь в ритмах танца, «ведущий» дезориентирует внимание партнера, отвлекает его и в самый неподходящий момент вдруг бьет его по рукам, восклицая «па!». Ощущение «танцевальности» в теле передается артикуляции, а напевность и кантилена положительным образом влияют на голосовое звучание. Голосо-речевая техника обретает музыкальность, пластичность, «рупор» стремится к вертикальному раскрытию.
Упражнение «Тепло общения»
Тепло рук — тепло звука — тепло общения. Таково содержание этого парного упражнения.
«Ведомый» закрывает глаза. «Ведущий» с помощью тепла, исходящего от ладоней, пробует осторожно двигать партнера.
Вначале «ведущий» создает «тепловую зону» между своими ладонями и лицом «ведомого»: кисти обеих рук следует приблизить к центру лица партнера и прочувствовать образовавшееся тепло. Затем медленно (даже очень медленно, осторожно) «ведущий» отводит ладони от лица партнера. «Ведомый», уловив момент разрушения теплового контакта, движется в направлении ускользающего тепла. Первичны в движении не голова или корпус «ведомого», а ноги. «Ведомые» — не наклоняйтесь, не тянитесь в сторону уходящего тепла, а всем телом идите в направлении уплывающих ладоней «ведущего». Когда «ведомый» почувствует, что тепло совсем исчезло, он останавливается и ожидает следующих действий партнера. «Ведущему» необходимо несколько раз проделать такую работу с центром лица «ведомого». Всякий раз после остановки партнера «ведущему» полезно «сбросить» кисти рук вниз, встряхнуть их. Вспомните: оба (и «ведомый», и «ведущий»), участвуя в совместном действии, в любом, даже крохотном движении, должны использовать возможности всего своего тела, а не отдельных его частей, находящихся в непосредственном контакте. Дальнейшие задания «ведущему».
Как только вы уловили, что «ведомый» моментально отзывается на малейшие действия ваших рук, передвигайте свои кисти от центра лица к другим его зонам: создавайте тепловой контакт между сво-
ими кистями и щеками партнера, между кистями и различными зонами на его голове. Постепенно снижайтесь ниже по телу партнера: контактируйте с его плечами, — с грудью, — со спиной, — с животом, — с руками и т. д., вплоть до пальцев на ногах. Но это позже, вначале, повторю, для обоих важно совместными усилиями как можно дольше сохранять тепловые зоны. Если в каких-то участках тела партнер не чувствует тепла ваших рук, не реагирует на ваши усилия, пропускайте эти участки кожи, переходите к другим, затем, позже, вернитесь к пропущенному «трудному» месту и возобновите попытки «возбудить кожу» партнера в этой зоне.
Упражнение «Звуковые атаки»
Оставайтесь в парах: «ведущий» и «ведомый».
Задания «ведомому».
Закройте глаза, прислушайтесь к звучанию «ведущего»: слухом и резонансными отзвуками внутри своего тела реагируйте на действия партнера.
Лучше, если ваши реакции будут сопровождаться непроизвольными движениями головы, тела, рук или ног в сторону от звуковых «ударов» партнера, при отражении резонанса его голоса в вашем теле. Как только прочувствуете резонанс звука голоса «ведущего» в своем теле, — плавно от него уходите, ускользайте. Такие отходы, такие телесные реакции при наиболее активных резонансных «атаках» вашего партнера могут сопровождаться у вас непроизвольными голосовыми отзвуками (своеобразным резонансным эхом).
Задания «ведущему».
Направляйте звуковую струю в конкретную локальную точку на теле партнера — между лопаток, например. «Вонзайте» в «ведомого» восклицание «па!», добиваясь резонансных ощущений внутри его тела. Если удар точен, звучание компактно, объемно и насыщено обертонами, то «ведомый» непроизвольно будет телом и звуком реагировать на точность вашего «удара». Для того чтобы ваши звуковые «удары» не получались крикливыми, резкими, форсированными, прежде чем произнести «па!», отодвиньтесь от партнера на два-три шага, приготовьтесь к выдоху, прочувствуйте что-то наподобие энергетического замаха и начинайте негромкое звучание: «о-о-о-о...». По мере приближения к телу партнера звучание «о-о-о-о...» разрастается — и вы, приблизившись губами к спине партнера, выдохните «па!». Поначалу направляйте «удары» в различные точки спины «ведомого» (между лопаток, например, в верхние позвонки, в правую лопатку и пр.), затем в различные зоны на его груди. После того, когда вы сами прочувствуете хороший, объемный резонанс внутри тела партнера
и вам будет удаваться управление партнером с помощью резонансных «уколов», озвучивайте другие части тела партнера.
Начав свое резонансное воздействие на «ведомого» с «о-о-о-о — па!», переходите к следующим речевым комплексам, к различным словам с ударением на «а»:
«давай-давай-давай-давай...»; «дальше-дальше-дальше-дальше...»; «догадайся-догадайся-догадайся-догадайся...»; «до свидания, до свидания, до свидания, до свидания...».
Закончив упражнение, обменяйтесь впечатлениями друг с другом. Интересно, как ощущался «ведомым» резонанс голоса «ведущего»? Всегда ли с одинаковой интенсивностью он воспринимал звучание партнера? Впечатления «ведущего» могут быть связаны с реакциями партнера на его действия, на его резонансные усилия.
Упражнение «Маневрирование»
Глаза «ведомого» закрыты, он не видит ваших рук и может лишь догадываться о совершаемых вами движениях. Вы двигаете своего партнера с помощью кисти руки, то приближаете его к себе, то удаляете его, то убыстряете, то замедляете его «полет» в пространстве. Основная нагрузка ложится на вашу речь, на ваше голосовое звучание, на резонанс вашего голоса.
Итак, задания «ведущему»: работая с партнером на расстоянии, используйте скороговорку:
Мы маневрировали — вы выманёвривали, вы маневрировали — мы выманёвривали. Мы маневрировали — вы выманёвривали, вы маневрировали — мы выманёвривали...
Обилие сонорных звуков в этой скороговорке, заложенная в ней плавность работы артикуляции заметно усиливают резонансные возможности вашей голосовой системы. Направляйте свое звучание непосредственно в тело партнера: «окутывайте» партнера резонансом, пусть «ведомый» «купается» в резонансе, пусть привыкает к малейшим нюансам изменений вашего голосового и речевого звучания. Управляйте движениями «ведомого» с помощью голоса и речи, а рука будет вам помощником в организации целенаправленного выдоха.
Совершенствуйте плавность речевого звучания и звуковую насыщенность произносимого текста: вся фраза должна зазвучать в едином тембровом оттенке, без обрывов в артикуляционной плавности, и вся, от начального «м» до финального звука «и», должна ре-
зонировать в «ведомом». Развивайте резонанс как важное выразительное и техническое средство вашего голоса на любых участках звуковысотного и динамического диапазонов, при любых изменениях темпа речи.
Упражнение «В борьбе за партнера»
Задания предыдущего упражнения усложняются.
Участвуют «ведомый» и двое «ведущих».
«Ведомый» закрывает глаза, партнеров он не видит и лишь слышит их голоса. Какой из двух голосов будет более ему интересен, увлечет его, в сторону того голоса он и будет двигаться. Кто из партнеров сумеет перетянуть его на свою сторону, — неизвестно.
«Ведущие» используют тексты с сонорными звуками. Вначале озвучивайте простое по дикционным усилиям слово «Маланья», затем, добившись кантилены звучания в этой текстовой комбинации, переходите к текстам более сложным. Итак:
— «Маланья — Маланья — Маланья — Маланья...»;
— «Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала...»;
— «Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала — перебалтывала-перебалтывала-перебалтывала — перебалтывала-выбалтывая, перебалтывала-выбалтывая, перебалты-вала-выбалтывая — да не выболтала, да не выболтала, да не выболтала».
Не проговаривайте эти тексты на одном выдохе. «Бесконечный» выдох не обязателен. Ваша задача: мелодичное речевое звучание и объемность голосового резонанса. Ваша цель: звучанием приблизить «ведомого» к себе, «приручить» его, увлечь его, уговорить его двигаться к вам. Паузы — не менее значимый способ воздействия на партнера. Возникновение пауз зависит не только от необходимости «подкрепиться» дыхательной энергией, но и от поиска способов воздействия на партнера.
«Ведущие»: подчиняйте «ведомого» себе, заставляйте его выполнять ваши команды, игнорируя команды второго «ведущего». Достигнуть этого трудно: вы равны в своих правах — оба находитесь близко к «ведомому», оба произносите один и тот же текст, обоих вас «ведомый» не видит. Однако каждый из вас имеет возможность
использовать свои собственные способы подчинения «ведомого» себе. Импровизируйте всевозможные темпо-ритмы произнесения скороговорки, транслируйте «ведомому» различные команды, то есть — действуйте. Токи вашего действия достигнут партнера, зажгут интерес партнера к вашему звучанию, вашим намекам, они соединят вас с «ведомым» и позволят вам овладеть инициативой в сложной борьбе за «ведомого» с вашим противником (вторым «ведущим»). Токи действия пробудят и токи звучания, внутренне насыщенного ощущением кантилены.
Прямолинейными, бесчувственными командами, механической игрой голосом и интонациями успеха вы не добьетесь. Нет! Налаживайте тончайшие психофизические связи с партнером. Полезно осторожное и вместе с тем активное «приручение» партнера. Необходим диалог с «ведомым», диалог искренний, действенный, прочувствованный. Нужно не заигрывание с «ведомым», а живой, сиюминутный контакт с ним. Вы внутренне должны ощущать необходимость общения с партнером. Воздействуйте на «ведомого» таким образом, чтобы ему искренне хотелось выполнять именно ваши задания, а не задания вашего соперника.
Если интересы «ведущего» и его внутренняя речь будут напитаны необходимостью контакта с «ведомым», если он будет голосом, речью, движениями ненавязчиво притягивать «ведомого» к себе, завораживать его, то «ведомый» непременно откликнется на его призывы. В налаживании такого внутреннего контакта (диалога) между «ведомым» и «ведущим» большое место занимает голосовое звучание «ведущего». Благодаря направленности звучания, объемности и резонансу голоса «ведущий» сумеет передать партнеру свои чувства, ощущения, хотения, желания.
Когда вы почувствуете, что вас как «ведущего» «ведомый» слушается — и не только движется в вашу сторону, но и чувствует транслируемые вами команды, вступает в бессловесный диалог с вами, действует с вами заодно, пробуйте задавать ему различные пластические перемещения в пространстве. Может быть, вам удастся добиться того, чтобы «ведомый» зазвучал вместе с вами, заговорил и задвигался синхронно с вами, может быть, даже запел, затанцевал вместе с вами... Все возможно, если не «давить» на партнера, а налаживать с ним взаимодействие.
Упражнение «Жмурки»
С детства вам знакома забавная, шумная игра «Жмурки». Одному из участников («воде») завязывают глаза, и он ловит убегающих от него, дразнящих его. Мы не будем завязывать «воде» глаза, пусть
он их просто закроет. Поначалу дразнит «воду» один человек, определим его роль как «дразнящего». Итак, распределитесь по парам. Начинают упражнение «вода» и «дразнящий».
«Дразнящие», — изматывайте партнеров быстрыми перебежками, запутывайте, завораживайте их, но сами незаметно, ловко ускользайте. Беспрерывно двигайтесь вокруг своего «воды» — то приближайтесь, то удаляйтесь, то тянитесь вверх, то соскальзывайте вниз, действуйте то плавно, то рывками. Все свое телесное поведение озвучивайте хорошо вам знакомой скороговоркой: «На мели мы лениво налима ловили и меняли налима вы нам на линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня». Звучание ваше также то приближается к партнеру, то удаляется от него, то подлетает вверх, то соскальзывает вниз, то звучит legato, то stakkato.
Пробуйте.
Пока «дразнящим» сложно. Возникают излишние напряжения в теле, много стараний, и очень уж прячется звук голоса, нет резонанса, нет легкости в выдохах.
«Дразнящему» лучше избегать речевых пауз. Это усложняет ситуацию, так как «воде» всегда известно его местоположение и, если он не успеет увернуться, выскользнуть, то наверняка будет пойман.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|