Доктор психологических наук,
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Ярославский государственный университет
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Выпуск 8.
Под редакцией
Владимира Козлова
Ярославль, 2003
ББК 88.4 + 53.57
УДК 159.99
Сборник издается по решению кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.И.Демидова и РИО МАПН.
Психотехнологии в социальной работе. Вып.8./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2003 – с.
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.
Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.
Ó Козлов В.В., 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.______________________________________________________ 5
ГЛАВА 1._________________________________________________________ 8
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.________________ 8
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ._________________________________________ 8
В.В.Козлов, ЯрГУ___________________________________________________________ 8
ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.______ 19
Албегова И.Ф., ЯрГУ_______________________________________________________ 19
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ._____________________ 26
Боклина А., ЯрГУ__________________________________________________________ 26
САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС__________________________ 29
Бубенко В.Ю., Мазур Е.С., МГППУ___________________________________________ 29
НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.___ 34
Гордеева Л., ЯрГУ_________________________________________________________ 34
НЕКОТОРЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ПОНЯТИИ «МОДЕЛЬ МИРА»____________________ 36
Козлов В., Корнилов П., Тарасенко П.__________________________________________ 36
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБЩЕНИИ_______ 39
Нелидова А.А., ЯрГУ_______________________________________________________ 39
ПОНЯТИЕ «РИТМ» В МОДЕЛЯХ МИРА._______________________________________ 41
Федосеева Т. В., Волгоград__________________________________________________ 41
ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.____________ 45
Шишлова Е.А., г. Казань_____________________________________________________ 45
ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ОБЩЕСТВ.______________ 50
КРИЗИС ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ._________________________________________________ 50
Язовских А.В., г. Екатеринбург__________________________________________________ 50
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:______________________________________ 53
ВЗГЛЯД НА АГРЕССИЮ.___________________________________________________ 53
Янченко Л.Н., (Иркутск), Козлов В.В.(Ярославль)________________________________ 53
ГЛАВА 2.________________________________________________________ 58
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.________________________ 58
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ.__________ 58
Артемьева О.А., ИрГУ_______________________________________________________ 58
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 65
Борисова А. А., ЯрГУ_______________________________________________________ 65
ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ У СУДЕЙ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ АППАРАТА СУДОВ.________________________________________________________ 89
Гордеева Е.Г., Агапова М.В., Пахтусова Е.Е., Искандирова А.Б., Москва______________ 89
ДИНАМИКА ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ________________________________________ 92
Демчук И.В., ЯрГУ_________________________________________________________ 92
ПСИХОДУХОВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 96
Киселев Ю., ЯрГУ_________________________________________________________ 96
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОДРОСТКОВОМУ.________________________________________________________ 99
Мелешенкова И.П., ЮУрГУ__________________________________________________ 99
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ__________________________________ 103
Морозова С.В., ЮУрГУ____________________________________________________ 103
ПРОБЛЕМА И ОСОБЕННОСТЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ____ 108
Савюк Е., Москва_________________________________________________________ 108
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ ВЕДЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ_________________________________________________________________ 112
Фаерман М.И., ЯрГУ______________________________________________________ 112
ГЛАВА 3._______________________________________________________ 115
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.__________________________________________ 115
ДМД: ДЫХАНИЕ-МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ._____________________________________ 116
В.В.Козлов, Ярославль_____________________________________________________ 116
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ТРЕВОЖНОСТИ._________________________ 122
Горячева М., Латвийский Университет________________________________________ 122
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 125
Дерючева В.А. (Москва), Шевчук В.Ф. (Ярославль)______________________________ 125
РЕСУРС «ИДИОТИЗМА»___________________________________________________ 127
Ефимкина Р., Новосибирск__________________________________________________ 127
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ НАИБОЛЬШЕЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ИДЕЙ И МЕТОДИК ТРЕНИНГА. 137
Жукова Н., ЯрГУ_________________________________________________________ 137
ТРИАДА «МИФ, МЕТАФОРА, РИТУАЛ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ 139
Качанова Н.А. (Минск), Козлов В.В. ( Ярославль)_______________________________ 139
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ПРЕПОДАВАНИИ._ 152
Качанова Н.А., Минск_____________________________________________________ 152
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В РСС.___________ 158
Клименко Т., ЯрГУ________________________________________________________ 158
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ___________ 160
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ._______ 165
Козин Д., ЯрГУ___________________________________________________________ 165
ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ РОДСТВЕННИКОВ НАРКОЗАВИСИМЫХ: ОПЫТ, ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.________________________________________________________________________ 167
Никифорова О.В., Чернецов В.Ю., (Ярославль)__________________________________ 167
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ КАК МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМАТИКИ СНОВИДЕНИЙ ОТ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ._____ 169
Парфентьев С., ЯрГУ.______________________________________________________ 169
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ И СТРУКТУРА МУЗЫКИ_____________________________ 185
Подшивалов В. В., Козлов В.В., ЯрГУ_________________________________________ 185
СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН______________ 188
Подшивалов В.В., ЯрГУ____________________________________________________ 188
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ._______________ 191
Шишлова Е.А. (Казань), Козлов В.В. (Ярославль)_______________________________ 191
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 196
Янченко Л.Н., Иркутск_____________________________________________________ 196
Предисловие.
Уважаемый читатель.
Вы держите в руках 8-ой выпуск межвузовского научного сборника «Психотехнологии социальной работы». Мы издали внутри этого проекта сотни научных статей.
Многие, кто издавал статьи в этих сборниках, стали хорошими специалистами социальной работы или психологами, преподавателями вузов, некоторые из них уже имеют научные степени и звания. Можно сказать, что цикл этих сборников стал хорошей научной и практической школой.
Но актуальность поиска новых подходов к решению насущных проблем общества и создания качественно новых, более дееспособных моделей социальной работы и прикладной психологии не исчезает. Она обусловлена как комплексом социальных «болезней», характерных для социума переходного периода, так и необходимостью более глубокого и объективного научного осмысления того, что происходит в социальной жизни и психологии современного человека.
Сегодня переходный период в России характеризуется не только сложной экономической и политической ситуацией, но и своеобразным социальным "шоком", крушением надежд и чаяний большой части населения. И в первую очередь это касается людей, относящихся к социально незащищенной категории: беспризорные дети, пожилые, инвалиды, малоимущие, бывшие военнослужащие и т.д.
С одной стороны, старшее поколение, в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений доперестроечного периода, испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.
С другой стороны - молодое поколение (родившееся и выросшее в условиях отсутствия высоких идеалов, ценностей, крайней экономической нестабильности, политического хаоса и криминального «беспредела»), не имеет четкой мировоззренческой и идеологической системы, которая могла бы сориентировать их в социуме. Неопределенность целей и ценностей накладывает, в свою очередь, отпечаток на деятельностные способности и результативность труда. Это сказывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации населения и, в конечном итоге - на политическом и экономическом благополучии социума в целом.
Следует также отметить, что люди работоспособного возраста, ставшие «жертвами» стремительно распадавшейся плановой экономики и выброшенные за «борт» в условия стихийно формирующегося рынка, плохо приспосабливаются к новым требованиям социально-экономической среды.
И так - практически со всеми социальными слоями российского общества. Подавляющее количество населения, за исключением, может быть, категории т.н. «богатых», испытывает жесткий прессинг социальных изменений, характерных для переходного периода экономики. Да и эта категория переживает большое количество стрессов, только другого порядка.
Это только несколько примеров проявлений глубокого социального кризиса, который проявляется, прежде всего, через т.н. синдром «социальной напряженности».
Если рассматривать одну из основных задач социальной работы - социальную адаптацию населения к быстро меняющимся условиям среды, то можно сказать, что сегодня практически все социальные группы нашего общества переживают состояние социальной напряженности, а значит - нуждаются в социальной защите (помощи, реабилитации и пр.) того или иного рода.
Таким образом в России наблюдается социальная напряженность - тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры.
Возникающее напряжение (источником которого могут стать любые возникающие противоречия в социальной системе) либо разрушает данную систему, либо, благодаря действию механизмов социального контроля и саморегулирования системы, адаптирует ее к воздействию новых факторов.
В настоящий момент появились первые результаты опыта в области отработки различных моделей и методов социальной работы с населением. То есть - социальный организм, как и любая другая высокоорганизованная система, стремится, в условиях практически полной целевой и стратегической неопределенности, найти выход и выработать механизмы выживания, стабилизации и устойчивого развития.
Но, несмотря на растущее количество этих плодотворных попыток, по-прежнему остается еще очень много проблем в этой области. Причины несовершенства создающихся моделей и низкой эффективности их работы, носят, по нашему мнению, методологический характер.
Если говорить о создании более эффективно действующих моделей социальной работы на территории, то необходимо рассматривать всю систему в целом. Причем, анализируя состояние и совершенствуя как государственную систему социальной помощи, так и учитывая попытки общества «снизу» найти какие-либо способы спасения от социально-экономического прессинга переходного периода. И, что крайне важно, обязательно с учетом происходящих социальных, политических, экономических изменений во всех масштабах (в целом и в частности): планеты, государства, области, района, города или села, и, наконец, каждого конкретного двора - т.н. «малой Родины».
Все это огромное количество различий и нюансов, которые необходимо учесть, требует совершенно других подходов к разработке той или иной модели социальной работы (особенно - привязанной к какой-либо конкретной территории).
Ситуацию, сложившуюся сегодня в области социальной работы в нашей стране, можно охарактеризовать так:
Во-первых, попытки создать и внедрить те или иные модели социальной работы носят стихийный характер.
Во-вторых, есественный социальный эксперимент, в который раз, опережает научное осмысление проблемы.
В-третьих, не учитывается целый комплекс различий (национальных, культурных, идеологических, экономических и др.), имеющихся между людьми, объединенными одной территорией проживания.
Мы считаем, что социальная работа сегодня, в силу ее крайней важности, требует к себе более пристального и осмысленного аналитического подхода, поскольку социум является крайне сложной системой. По мнению автора, в настоящее время нужно не столько исследовать накопленный эмпирический опыт в области социальной работы, сколько искать правильные теоретические предпосылки для анализа, формирования и прогнозирования наиболее перспективных моделей организации социума.
На наш взгляд, наиболее важной целью является организация системы социальной работы как таковой, а самой насущной задачей - поиск и подбор методологических средств, могущих решать системные задачи высокого уровня сложности при разработке новых моделей социальной работы.
В России и во всем мире сегодня накоплен значительный опыт в социальной работе с разными возрастными и социальными группами, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Многие (особенно российские) социальные работники полагают, что им достаточно житейского опыта, чтобы работать с людьми. Однако это не так. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у людей с разным менталитетом, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе.
Следовательно, нужно говорить как о важности знания теории и практики социальной работы, так и о необходимости поиска более эффективных инструментов социального проектирования.. Но более всего, на наш взгляд, социальная работа нуждается сегодня в научно-практическом инструменте, в методологии соответствующего уровня возможностей, психотехнологиях, с помощью которого можно было бы разрабатывать адекватные и жизнеспособные модели организации систем социальной работы на территориях любого масштаба, соорганизованные в единую государственную систему.
Редактор данного сборника, да всего предыдущего цикла «Психотехнологий…» надеется, что данная работа окажется интересна, как теоретикам, так и практикам социальной работы, в качестве задающей вектор поиска и направление движения как мыслей, так и действий в области улучшения качества социальной работы в нашем регионе.
Доктор психологических наук,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|