Сделай Сам Свою Работу на 5

Ека Упасака Ваттху. Притча о мирском ученике





Джигхаччхапарам рога санкхарапарама дуккха

етам натва йатхабхутам ниббанам паромам сукхам.

 

Стих 203

Голод — это самая большая болезнь, кхандха — это самое большое зло.

Мудрецы, зная их суть, достигают Нирваны, величайшего блаженства.

 


 


Будда произнес стих (203) в деревне Алави в связи с историей о мирском ученике.

Однажды Будда увидел своим зрением, что один бедный человек вскоре достиг­нет Плода Сотапатти в деревне Алави. Так он отправился в эту деревню, которая находилась в тридцати йоджанах от Саватти. Случилось так, что в тот самый день этот человек потерял топор, и ему пришлось искать его. В то же время Будде и его ученикам предлагали подаяние в деревне Алави. После приема пищи люди пригото­вились слушать проповедь Будды; но Будда ждал того молодого человека. Наконец найдя топор, он пришел к дому, где был Будда. Человек устал и проголодался, поэ­тому Будда наказал дарителям накормить его. Только после того, как человек поел Будда начал читать проповедь, постепенно объясняя Дхамму, и, наконец, дошел до Четырех Благородных Истин. По окончании проповеди тот мирской ученик достиг Плода Сотапатти.



После этого Будда со своими учениками вернулся в монастырь Джетавана. По дороге монахи удивлялись, что Будда наказал накормить молодого человека перед про­поведью. Услышав это, Будда сказал: «Монахи! Правда то, что вы говорите, но вы не понимаете, что я пришел сюда, преодолев расстояние в тридцать йоджан, только пото­му, что я знал, что этот человек в нужном состоянии, чтобы слушать Дхамму. Если бы он был голоден, боль от голода могла бы помешать ему полностью воспринять Дхам­му. Этот человек все утро искал свой топор, он очень устал и проголодался. Монахи, ведь нет такой болезни, которую было бы тяжелее перенести, чем голод».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Голод — это самая большая болезнь, кхандха — это самое большое зло.

Мудре­цы, зная их суть, достигают Нирваны, величайшего блаженства.

 

Пасенадикосала Ваттху. Притча о правителе Пасенади из Косалы

Арогйапарама лабха

сантуттхипарама дханам

виссасапарама[166] нати

наббанам парамам сукхам.



 

Стих 204

Здоровье — это самый большой дар;

удовлетворение — самое большое богатство;

верный друг — это лучший родственник;

Нирвана — это высшее блаженство.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (204) в связи с историей о правителе Пасенади из Косалы.

Однажды правитель Пасенади из Косалы пришел в монастырь Джетавана, сытно позавтракав. Говорили, что в тот день правитель съел четверть корзины (примерно 18 л) риса с карри; поэтому во время проповеди Будды он очень хотел спать и все время клевал носом. Увидев, что он дремлет, Будда посоветовал ему есть понемногу риса каждый день и постепенно уменьшать количество, доведя его до минимума в одну шестнад­цатую часть от того, сколько он обычно съедает. Правитель последовал этому совету и вскоре понял, что, съедая меньше, он худеет, но при этом чувствует себя гораздо легче и здоровее. Когда он рассказал об этом Будде, он сказал: «О, правитель! Здоровье — это великий дар; удовлетворение — это большое богатство; близкий верный друг — это лучший из родственников; Нирвана — высочайшее блаженство».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Здоровье — это самый большой дар;

удовлетворение — самое большое богатство;

верный друг — это лучший родственник;

Нирвана — это высшее блаженство.

 

Тиссаттхера Ваттху. Притча о тхера Тиссе

Павивекарасам питва расам упасамасса ча

ниддаро хоти ниппапо дхаммапитирасам пивам.

 

Стих 205

Вкусив одиночество и Совершенное Спокойствие Нирваны,

тот, кто питается радостью сущности Дхаммы, освобождается от страха и зла.



 

 


Будда произнес стих (205) в Весали в связи с историей о тхера Тиссе.

Когда Будда объявил, что через четыре месяца он достигнет париниббаны, многие монахи путхуджджана испугались. Они растерялись и не знали, что делать, поэтому они держались поближе к Будде. Но тхера Тисса, твердо решив достичь просветления при жизни Будды, не ходил к нему, а ушел в уединенное место, чтобы медитировать. Другие монахи, не понимая его поведения, привели его к Будде и сказали: «Достопоч­тенный господин, этот монах, кажется, не дорожит Вами и не почитает Вас; он все время сидит в одиночестве вместо того, чтобы быть с Вами». Тогда тхера Тисса объ­яснил им, что он очень старается достичь просветления до того, как Будда достигнет париниббаны и что только по этой причине он не приходит к Будде.

Услышав такое объяснение, Будда сказал монахам: «Монахи! Тот, кто любит и почитает меня, должен поступать, как тхера Тисса. Вы не выражаете мне почтение, просто принося цветы, ароматы и ладан. Вы выражаете мне почтение, когда занима­етесь Локкутара Дхаммой, т.е. Медитацией познания».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Вкусив одиночество и Совершенное Спокойствие Нирваны, тот, кто питается

радостью сущности Дхаммы, освобождается от страха и зла.

 

По окончании проповеди тхера Тисса достиг Плода Сотапатти.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.