Сделай Сам Свою Работу на 5

Кумбхагхосакасеттхи Ваттху. Притча о процентщике Кумбхагхосаке

Уттханавато сатимато

сучикаммасса нисаммакарино

саннатасса дхаммадживино

апаматтасса йасо бхиваддхати.

 

Стих 24

Если человек полон энергии, серьёзен, чист помыслами, словами и делами,

Если он делает все с усердием и сосредоточением, сдерживает свои чувства, Зарабатывает на жизнь в соответствии с Законом (Дхаммой), если он щедр,

То его слава и богатство все время приумножаются.

 


Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес этот стих (24) в связи с историей о процентщике Кумбхагхосаке.

Некогда в городе Раджагаха разразилась эпидемия чумы. В доме городского про­центщика от этой болезни умерли слуги, заболел и хозяин с женой. Когда оба они слегли от болезни, они наказали своему сыну Кумбхагосаке оставить их, уехать из дома и вернуться только спустя много времени. Они также сказали, что там-то и там-то они спрятали сокровище ценой в сорок крор. Сын уехал из города, провел двадцать лет в лесу, а затем вернулся в город.

К тому времени он уже возмужал, и никто в городе его не узнавал. Он пошел к месту, где было спрятано сокровище, и нашел его абсолютно нетронутым. Но он рассудил, что не было человека, который мог бы узнать его, и если он раскопает сокровище и воспользуется им, люди могут подумать, что он, бедный юноша, нашел сокровище случайно, и доложить о нём правителю. В этом случае его имущество конфискуют, а его самого изобьют или посадят под арест. Поэтому он решил, что еще не время выкапывать сокровище, и ему пока придется самому зарабатывать на жизнь. Одевшись в старую одежду, он отправился на поиски работы. Ему дали рабо­ту, которая заключалась в том, чтобы будить людей рано утром, ходить и объявлять, что пора подавать пищу, пора забирать повозки и собирать волов, и т.п.

Однажды утром его услышал правитель Бимбисара. Правитель, который хорошо разбирался в голосах, сказал: «Это голос очень богатого человека». Слуга, услышав слова правителя, отправил своего человека разобраться. Тот доложил, что юноша всего лишь наймит у рабочих. Несмотря на этот доклад, правитель повторял свои слова два последующих дня. Снова были проведены расспросы, но результат не изменился. Слуга подумал, что всё это очень странно, поэтому он попросил у пра­вителя разрешения лично разобраться с этим.



Он переоделся крестьянином и отправился со своей дочерью к рабочим. Назвав­шись путниками, они попросили убежища и получили разрешения провести в доме Кумбхагхосаки только одну ночь. Однако им удалось продлить свое пребывание там. В то время правитель дважды объявлял, что в местах, где жили рабочие, следовало провести некую церемонию, поэтому каждая семья должна делать пожертвования. У Кумбхагхосаки не было при себе денег для такого случая. Поэтому он был вы­нужден добыть несколько монет из своего сокровища. Когда эти монеты он отдал служанке, она заменила их своими и отправила правителю. Через некоторое время она отправила правителю послание с просьбой прислать человека, чтобы он забрал Кумбхагхосаку в суд. Кумбхагхосака с большой неохотой пошел с ним. Слуга со своей дочерью также прибыли во дворец, даже раньше.

Во дворце правитель наказал Кумбхагхосака говорить правду и заверил, что за это ему ничего не будет. Тогда Кумбхагхосака признал, что те монеты принадлежали ему и что он сын процентщика из Раджагаха, который умер во время эпидемии чумы двадцать лет назад. Затем он раскрыл и место, где спрятаны сокровища. Позже все закопанные сокровища доставили во дворец; правитель сделал его казначеем и отдал ему в жены свою дочь.

Впоследствии, взяв с собой Кумбхагхосака, правитель поехал к Будде в монас­тырь Велувана и рассказал ему, как этот юноша, будучи богатым, зарабатывал себе на жизнь наймитом у рабочих и как он назначил его казначеем.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Если человек полон энергии, серьёзен, чист помыслами, словами и делами,

Если он делает все с усердием и сосредоточением, сдерживает свои чувства,

Зарабатывает на жизнь в соответствии с Законом (Дхаммой), если он щедр,

То его слава и богатство все время приумножаются.

 

По окончании проповеди Кумбхагхосака достиг Плода Сотапатти.


 

Чулапантхака Baттxy. Притча о Чулапантхака

Уттханена’ппамадена

Самйамена дамена ча

Дипам кайиртха медхави[39]

Йам огхо[40] набхикирати.

 

Стих 25

Через старательность, серьезность,

Моральную дисциплину и контроль над своими чувствами

Пусть мудрый человек станет островом,

Которому не страшно никакое наводнение.

 

 


Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес этот стих (25) в связи с историей о Чулапантхаке, внуке процентщика из Раджагаха.

У процентика было двое внуков по имени Махапантхака и Чулапантхака. Махапантхака, будучи старшим, ходил с дедом слушать религиозные проповеди. Позже Махапантхака стал монахом и со временем стал Арахатом. Чулапантхака последовал за своим братом и тоже стал монахом. Но в прежней жизни, во времена Будды Кашьяпа, Чулапантхака высмеял одного монаха, который был очень глупым, и в нынешней жизни он родился тупицей. Он не мог запомнить ни одного стиха за четыре месяца. Махапантхака очень разочаровался в своем брате и даже сказал, что он не достоин быть монахом.

В то же время в монастырь прибыл Дживака, чтобы пригласить Будду и его учеников-монахов к себе в дом на обед. Махапантхака, который в то время назначал монахов, которые должны были принимать приглашения, не включил в список Чулапантхаку. Когда Чулапантхака узнал об этом, он очень расстроился и решил вернуться к обычной жизни мирянина. Зная об его намерении, Будда взял его и посадил перед залом Гандхакути. Затем он дал Чулапантхаке кусок ткани и велел ему сесть, повернувшись к востоку, и тереть ткань, повторяя при этом «Раджохаранам», что значит «принимать нечистоту». Затем Будда с монахами отправился в дом Дживаки.

Тем временем Чулапантхака все тёр кусок ткани, всё время повторяя слово «Раджохаранам». Очень скоро ткань стала грязной. Увидев изменение состоя­ния ткани, Чулапантхака понял непостоянную природу всех условных вещей. Из дома Дживаки Будда сверхсилой узнал об успехах Чулапантхака. Он послал своё сияние (к Чулапантхаке) и, представ перед ним, произнес: «Не только ткань становится грязной от пыли, но и внутри человека также существует пыль страс­ти (рага), пыль злобы (доса) и пыль невежества (моха), т.е. незнания Четырех Благородных Истин. Только искоренив все это, можно добиться цели и достичь просветления». Чулапантхака получил это послание, продолжал медитировать и вскоре достиг просветления и Различающего Знания. Так Чулапантхака перестал быть тупицей.

В доме Дживака как раз собирались совершить возлияние как символ подношения; но Будда накрыл чашу рукой и спросил, остались ли в монастыре мо­нахи. Получив отрицательный ответ, Будда сказал, что это не так и послал их забрать Чулапантхаку из монастыря. Когда посланник из дома Дживаки прибыл в монастырь, он обнаружил там не одного, а тысячу одинаковых монахов. Всех их сотворил Чулапантхака, который теперь обладал сверхсилой. Посланник был озадачен, он вернулся назад и рассказал об этом Дживаке. Посланник был направлен в монастырь еще раз, чтобы сказать, что Будда зовёт монаха по имени Чулапантхака. Но когда он передал послание, тысяча голосов произнесли в ответ: «Я Чулапантхака». Озадаченный, он снова вернулся, но и в третий раз был отправлен в монастырь. В этот раз ему сказали привести первого монаха, который назовется Чулапантхакой. Как только он дотронутся до того монаха, остальные исчезли, и Чулапантхака пошел с посланником в дом Дживаки. После трапезы по указанию Будды Чулапантхака уверенно и смело повел религиозную проповедь, рыча, как молодой лев.

Позже, когда вопрос о Чулапантхаке был разъяснен среди монахов, Будда сказал, что тот, кто непреклонен в своем усердии, обязательно достигнет просветления.

Затем Будда произнес следующий стих:

Через старательность, серьёзность,

Моральную дисциплину и контроль над своими чувствами

Пусть мудрый человек станет островом,

Которому не страшно никакое наводнение.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.