|
Кумбхагхосакасеттхи Ваттху. Притча о процентщике Кумбхагхосаке
Уттханавато сатимато
сучикаммасса нисаммакарино
саннатасса дхаммадживино
апаматтасса йасо бхиваддхати.
Стих 24
Если человек полон энергии, серьёзен, чист помыслами, словами и делами,
Если он делает все с усердием и сосредоточением, сдерживает свои чувства, Зарабатывает на жизнь в соответствии с Законом (Дхаммой), если он щедр,
То его слава и богатство все время приумножаются.
Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес этот стих (24) в связи с историей о процентщике Кумбхагхосаке.
Некогда в городе Раджагаха разразилась эпидемия чумы. В доме городского процентщика от этой болезни умерли слуги, заболел и хозяин с женой. Когда оба они слегли от болезни, они наказали своему сыну Кумбхагосаке оставить их, уехать из дома и вернуться только спустя много времени. Они также сказали, что там-то и там-то они спрятали сокровище ценой в сорок крор. Сын уехал из города, провел двадцать лет в лесу, а затем вернулся в город.
К тому времени он уже возмужал, и никто в городе его не узнавал. Он пошел к месту, где было спрятано сокровище, и нашел его абсолютно нетронутым. Но он рассудил, что не было человека, который мог бы узнать его, и если он раскопает сокровище и воспользуется им, люди могут подумать, что он, бедный юноша, нашел сокровище случайно, и доложить о нём правителю. В этом случае его имущество конфискуют, а его самого изобьют или посадят под арест. Поэтому он решил, что еще не время выкапывать сокровище, и ему пока придется самому зарабатывать на жизнь. Одевшись в старую одежду, он отправился на поиски работы. Ему дали работу, которая заключалась в том, чтобы будить людей рано утром, ходить и объявлять, что пора подавать пищу, пора забирать повозки и собирать волов, и т.п.
Однажды утром его услышал правитель Бимбисара. Правитель, который хорошо разбирался в голосах, сказал: «Это голос очень богатого человека». Слуга, услышав слова правителя, отправил своего человека разобраться. Тот доложил, что юноша всего лишь наймит у рабочих. Несмотря на этот доклад, правитель повторял свои слова два последующих дня. Снова были проведены расспросы, но результат не изменился. Слуга подумал, что всё это очень странно, поэтому он попросил у правителя разрешения лично разобраться с этим.
Он переоделся крестьянином и отправился со своей дочерью к рабочим. Назвавшись путниками, они попросили убежища и получили разрешения провести в доме Кумбхагхосаки только одну ночь. Однако им удалось продлить свое пребывание там. В то время правитель дважды объявлял, что в местах, где жили рабочие, следовало провести некую церемонию, поэтому каждая семья должна делать пожертвования. У Кумбхагхосаки не было при себе денег для такого случая. Поэтому он был вынужден добыть несколько монет из своего сокровища. Когда эти монеты он отдал служанке, она заменила их своими и отправила правителю. Через некоторое время она отправила правителю послание с просьбой прислать человека, чтобы он забрал Кумбхагхосаку в суд. Кумбхагхосака с большой неохотой пошел с ним. Слуга со своей дочерью также прибыли во дворец, даже раньше.
Во дворце правитель наказал Кумбхагхосака говорить правду и заверил, что за это ему ничего не будет. Тогда Кумбхагхосака признал, что те монеты принадлежали ему и что он сын процентщика из Раджагаха, который умер во время эпидемии чумы двадцать лет назад. Затем он раскрыл и место, где спрятаны сокровища. Позже все закопанные сокровища доставили во дворец; правитель сделал его казначеем и отдал ему в жены свою дочь.
Впоследствии, взяв с собой Кумбхагхосака, правитель поехал к Будде в монастырь Велувана и рассказал ему, как этот юноша, будучи богатым, зарабатывал себе на жизнь наймитом у рабочих и как он назначил его казначеем.
Затем Будда произнес следующий стих:
Если человек полон энергии, серьёзен, чист помыслами, словами и делами,
Если он делает все с усердием и сосредоточением, сдерживает свои чувства,
Зарабатывает на жизнь в соответствии с Законом (Дхаммой), если он щедр,
То его слава и богатство все время приумножаются.
По окончании проповеди Кумбхагхосака достиг Плода Сотапатти.
Чулапантхака Baттxy. Притча о Чулапантхака
Уттханена’ппамадена
Самйамена дамена ча
Дипам кайиртха медхави[39]
Йам огхо[40] набхикирати.
Стих 25
Через старательность, серьезность,
Моральную дисциплину и контроль над своими чувствами
Пусть мудрый человек станет островом,
Которому не страшно никакое наводнение.
Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес этот стих (25) в связи с историей о Чулапантхаке, внуке процентщика из Раджагаха.
У процентика было двое внуков по имени Махапантхака и Чулапантхака. Махапантхака, будучи старшим, ходил с дедом слушать религиозные проповеди. Позже Махапантхака стал монахом и со временем стал Арахатом. Чулапантхака последовал за своим братом и тоже стал монахом. Но в прежней жизни, во времена Будды Кашьяпа, Чулапантхака высмеял одного монаха, который был очень глупым, и в нынешней жизни он родился тупицей. Он не мог запомнить ни одного стиха за четыре месяца. Махапантхака очень разочаровался в своем брате и даже сказал, что он не достоин быть монахом.
В то же время в монастырь прибыл Дживака, чтобы пригласить Будду и его учеников-монахов к себе в дом на обед. Махапантхака, который в то время назначал монахов, которые должны были принимать приглашения, не включил в список Чулапантхаку. Когда Чулапантхака узнал об этом, он очень расстроился и решил вернуться к обычной жизни мирянина. Зная об его намерении, Будда взял его и посадил перед залом Гандхакути. Затем он дал Чулапантхаке кусок ткани и велел ему сесть, повернувшись к востоку, и тереть ткань, повторяя при этом «Раджохаранам», что значит «принимать нечистоту». Затем Будда с монахами отправился в дом Дживаки.
Тем временем Чулапантхака все тёр кусок ткани, всё время повторяя слово «Раджохаранам». Очень скоро ткань стала грязной. Увидев изменение состояния ткани, Чулапантхака понял непостоянную природу всех условных вещей. Из дома Дживаки Будда сверхсилой узнал об успехах Чулапантхака. Он послал своё сияние (к Чулапантхаке) и, представ перед ним, произнес: «Не только ткань становится грязной от пыли, но и внутри человека также существует пыль страсти (рага), пыль злобы (доса) и пыль невежества (моха), т.е. незнания Четырех Благородных Истин. Только искоренив все это, можно добиться цели и достичь просветления». Чулапантхака получил это послание, продолжал медитировать и вскоре достиг просветления и Различающего Знания. Так Чулапантхака перестал быть тупицей.
В доме Дживака как раз собирались совершить возлияние как символ подношения; но Будда накрыл чашу рукой и спросил, остались ли в монастыре монахи. Получив отрицательный ответ, Будда сказал, что это не так и послал их забрать Чулапантхаку из монастыря. Когда посланник из дома Дживаки прибыл в монастырь, он обнаружил там не одного, а тысячу одинаковых монахов. Всех их сотворил Чулапантхака, который теперь обладал сверхсилой. Посланник был озадачен, он вернулся назад и рассказал об этом Дживаке. Посланник был направлен в монастырь еще раз, чтобы сказать, что Будда зовёт монаха по имени Чулапантхака. Но когда он передал послание, тысяча голосов произнесли в ответ: «Я Чулапантхака». Озадаченный, он снова вернулся, но и в третий раз был отправлен в монастырь. В этот раз ему сказали привести первого монаха, который назовется Чулапантхакой. Как только он дотронутся до того монаха, остальные исчезли, и Чулапантхака пошел с посланником в дом Дживаки. После трапезы по указанию Будды Чулапантхака уверенно и смело повел религиозную проповедь, рыча, как молодой лев.
Позже, когда вопрос о Чулапантхаке был разъяснен среди монахов, Будда сказал, что тот, кто непреклонен в своем усердии, обязательно достигнет просветления.
Затем Будда произнес следующий стих:
Через старательность, серьёзность,
Моральную дисциплину и контроль над своими чувствами
Пусть мудрый человек станет островом,
Которому не страшно никакое наводнение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|