Сделай Сам Свою Работу на 5

Мегхийаттхера Ваттху. Притча о тхера Мегхийе

Пханданам каналам ситам

Аураккхам[53] дунниварайам[54]

уджум кароти медхави

усукарова теджанам.

Вариджова тхале кхитто

окамоката уббхато

парипхандитидам ситам

марадхеййам пахатаве.

Стих 33

Мысль легко возбудима и непостоянна;

Её нелегко контролировать и сдерживать.

Мудрецы выпрямляют свои разум,

Подобно тому, как оружейник (изготовитель стрел) выпрямляет свои стрелы.

 

Стих 34

Как трепещется рыба,

Выброшенная на землю из своей водной стихии,

Так и мысль трепещет, вырванная из чувственного мира,

Чтобы избежать царства Мары (т.е. килеса ватта, круг моральной нечистоты).

 


Во время пребывания на горе Чалика Будда произнес эти стихи (33 и 34) в связи с историей о тхера Мегхийе.

В то время тхера Мегхийа ухаживал за Буддой. Однажды, вернувшись после сбора подаяния, Мегхийа заметил приятную и красивую манговую рощу, и подумал, что это идеальное место для медитаций. Он попросил у Будды разрешения пойти туда, но в тот момент Будда был один и сказал ему подождать, пока придёт кто-то из других монахов. Но тхера очень торопился, поэтому повторял снова и снова свою просьбу, пока Будда не сказал ему действовать по собственному усмотрению.

Так, тхера Мегхийа отправился в манговую рощу, сел у подножья дерева и пог­рузился в медитацию. Он провел там целый день, но его мысли продолжали блуж­дать, и он не достиг никаких результатов. Он вернулся вечером и рассказал Будде, что все время его одолевали мысли, связанные с чувствами, злобой и жестокостью (кама витакка, бйапада витакка и вихимса витакка).

Тогда Будда сказал ему, что, поскольку разум легковозбудим и непостоянен, его нужно контролировать.

Затем Будда произнес следующие стихи:

Мысль легко возбудима и непостоянна;

Её нелегко контролировать и сдерживать.

Мудрецы выпрямляют свои разум,

Подобно тому, как оружейник выпрямляет свои стрелы.

 

Как трепещется рыба,

Выброшенная на землю из своей водной стихии,

Так и мысль трепещет, вырванная из чувственного мира,

Чтобы избежать царства Мары.



 

По окончании проповеди тхера Медхийа достиг Плода Сотапатти.

 

Аннатарабхиккху Ваттху. Притча о монахе

Дуннигахасса лахуно

йаттхакаманипатино[55]

ситтасса даматтхо садху

ситам дантам сукхабатам[56]

 

Стих 35

Мысли нелегко контролировать;

Быстро и легко движутся они и останавливаются там, где им заблагорассудится. Хорошо, [если человек] обуздывает свои мысли,

Ибо обузданные мысли приносят счастье.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (35) в связи с историей о некоем монахе.

Однажды шестьдесят монахов, получив у Будды тему медитации, пошли в деревню Матика, что у подножия горы. Там Матикамата, мать главы деревни, предложила им подаяние, она также построила для них монастырь, чтобы они смогли провести в деревне сезон дождей. Однажды она попросила нескольких монахов научить ее процессу медитации. Они научили ее медитации о тридцати двух частях тела, которая приводит к пониманию разрушения и распада тела. Матикамата усердно тренировалась и достигла трёх Магга и Пхала, а также Различающего Знания и мирской сверхсилы даже раньше монахов.

Поднимаясь от блаженства Магга и Пхала, она посмотрела Божественной Силой Зрения (диббачаккху) и увидела, что монахи еще не достигли ни одного Магга. Она также узнала, что у монахов достаточно возможностей для достижения Про­светления, но им нужна правильная пища. Поэтому она приготовила им хорошую отборную еду. Получив правильную пищу и приложив необходимые усилия, монахи достигли необходимой концентрации и со временем достигли просветления.

По окончании сезона дождей монахи вернулись в монастырь Джетавана, где жил Будда. Они рассказали Будде, что все они здоровы, что у них было все необхо­димые удобства и им не приходилось беспокоиться о пище. Они также упомянули и о Матикамате, которая знала их мысли и предлагала им именно ту пищу, в которой они нуждались.

Некий монах, услышав о Матикамате, решил тоже пойти в ту деревню. Поэто­му, получив тему медитации от Будды, он пришел в монастырь в деревне. Там он обнаружил, что Матикамата, прислала ему всё, что ему было нужно. Когда он захо­тел, чтобы она пришла, она лично пришла в монастырь, взяв с собой отборную еду. Приняв еду, он спросил, знает ли она мысли других, но она уклонилась от ответа, сказав: «Люди, которые знают чужие мысли, ведут себя так-то и так-то».

Затем монах подумал: «Если бы я, как обычный человек, подумал о нечистом, она бы наверняка узнала». Поэтому он испугался мирской почитательницы и ре­шил вернуться в монастырь Джетавана. Он рассказал Будде, что не смог остаться в деревне Матика, потому что боялся, что мирская почитательница может обна­ружить в нем нечистые помыслы. Тогда Будда сказал ему соблюдать лишь одно: контролировать свои мысли. Будда также наказал монаху вернуться в монастырь деревни Матика и не думать ни о чем другом, кроме предмета медитации. Монах вернулся. Мирская почитательница предложила ему хорошую еду, как и ранее дру­гим, чтобы он мог заняться медитацией, не беспокоясь. Вскоре он также достиг просветления.

В связи с историей об этом монахе Будда произнес следующий стих:

 

Мысли нелегко контролировать;

Быстро и легко движутся они и останавливаются там, где им заблагорассудится.

Хорошо, [если человек] обуздывает свои мысли,

Ибо обузданные мысли приносят счастье.

 

По окончании проповеди все собравшиеся достигли Плода Сотапатти.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.