Мегхийаттхера Ваттху. Притча о тхера Мегхийе
Пханданам каналам ситам
Аураккхам[53] дунниварайам[54]
уджум кароти медхави
усукарова теджанам.
Вариджова тхале кхитто
окамоката уббхато
парипхандитидам ситам
марадхеййам пахатаве.
Стих 33
Мысль легко возбудима и непостоянна;
Её нелегко контролировать и сдерживать.
Мудрецы выпрямляют свои разум,
Подобно тому, как оружейник (изготовитель стрел) выпрямляет свои стрелы.
Стих 34
Как трепещется рыба,
Выброшенная на землю из своей водной стихии,
Так и мысль трепещет, вырванная из чувственного мира,
Чтобы избежать царства Мары (т.е. килеса ватта, круг моральной нечистоты).
Во время пребывания на горе Чалика Будда произнес эти стихи (33 и 34) в связи с историей о тхера Мегхийе.
В то время тхера Мегхийа ухаживал за Буддой. Однажды, вернувшись после сбора подаяния, Мегхийа заметил приятную и красивую манговую рощу, и подумал, что это идеальное место для медитаций. Он попросил у Будды разрешения пойти туда, но в тот момент Будда был один и сказал ему подождать, пока придёт кто-то из других монахов. Но тхера очень торопился, поэтому повторял снова и снова свою просьбу, пока Будда не сказал ему действовать по собственному усмотрению.
Так, тхера Мегхийа отправился в манговую рощу, сел у подножья дерева и погрузился в медитацию. Он провел там целый день, но его мысли продолжали блуждать, и он не достиг никаких результатов. Он вернулся вечером и рассказал Будде, что все время его одолевали мысли, связанные с чувствами, злобой и жестокостью (кама витакка, бйапада витакка и вихимса витакка).
Тогда Будда сказал ему, что, поскольку разум легковозбудим и непостоянен, его нужно контролировать.
Затем Будда произнес следующие стихи:
Мысль легко возбудима и непостоянна;
Её нелегко контролировать и сдерживать.
Мудрецы выпрямляют свои разум,
Подобно тому, как оружейник выпрямляет свои стрелы.
Как трепещется рыба,
Выброшенная на землю из своей водной стихии,
Так и мысль трепещет, вырванная из чувственного мира,
Чтобы избежать царства Мары.
По окончании проповеди тхера Медхийа достиг Плода Сотапатти.
Аннатарабхиккху Ваттху. Притча о монахе
Дуннигахасса лахуно
йаттхакаманипатино[55]
ситтасса даматтхо садху
ситам дантам сукхабатам[56]
Стих 35
Мысли нелегко контролировать;
Быстро и легко движутся они и останавливаются там, где им заблагорассудится. Хорошо, [если человек] обуздывает свои мысли,
Ибо обузданные мысли приносят счастье.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес этот стих (35) в связи с историей о некоем монахе.
Однажды шестьдесят монахов, получив у Будды тему медитации, пошли в деревню Матика, что у подножия горы. Там Матикамата, мать главы деревни, предложила им подаяние, она также построила для них монастырь, чтобы они смогли провести в деревне сезон дождей. Однажды она попросила нескольких монахов научить ее процессу медитации. Они научили ее медитации о тридцати двух частях тела, которая приводит к пониманию разрушения и распада тела. Матикамата усердно тренировалась и достигла трёх Магга и Пхала, а также Различающего Знания и мирской сверхсилы даже раньше монахов.
Поднимаясь от блаженства Магга и Пхала, она посмотрела Божественной Силой Зрения (диббачаккху) и увидела, что монахи еще не достигли ни одного Магга. Она также узнала, что у монахов достаточно возможностей для достижения Просветления, но им нужна правильная пища. Поэтому она приготовила им хорошую отборную еду. Получив правильную пищу и приложив необходимые усилия, монахи достигли необходимой концентрации и со временем достигли просветления.
По окончании сезона дождей монахи вернулись в монастырь Джетавана, где жил Будда. Они рассказали Будде, что все они здоровы, что у них было все необходимые удобства и им не приходилось беспокоиться о пище. Они также упомянули и о Матикамате, которая знала их мысли и предлагала им именно ту пищу, в которой они нуждались.
Некий монах, услышав о Матикамате, решил тоже пойти в ту деревню. Поэтому, получив тему медитации от Будды, он пришел в монастырь в деревне. Там он обнаружил, что Матикамата, прислала ему всё, что ему было нужно. Когда он захотел, чтобы она пришла, она лично пришла в монастырь, взяв с собой отборную еду. Приняв еду, он спросил, знает ли она мысли других, но она уклонилась от ответа, сказав: «Люди, которые знают чужие мысли, ведут себя так-то и так-то».
Затем монах подумал: «Если бы я, как обычный человек, подумал о нечистом, она бы наверняка узнала». Поэтому он испугался мирской почитательницы и решил вернуться в монастырь Джетавана. Он рассказал Будде, что не смог остаться в деревне Матика, потому что боялся, что мирская почитательница может обнаружить в нем нечистые помыслы. Тогда Будда сказал ему соблюдать лишь одно: контролировать свои мысли. Будда также наказал монаху вернуться в монастырь деревни Матика и не думать ни о чем другом, кроме предмета медитации. Монах вернулся. Мирская почитательница предложила ему хорошую еду, как и ранее другим, чтобы он мог заняться медитацией, не беспокоясь. Вскоре он также достиг просветления.
В связи с историей об этом монахе Будда произнес следующий стих:
Мысли нелегко контролировать;
Быстро и легко движутся они и останавливаются там, где им заблагорассудится.
Хорошо, [если человек] обуздывает свои мысли,
Ибо обузданные мысли приносят счастье.
По окончании проповеди все собравшиеся достигли Плода Сотапатти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|