Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория гармонических цветовых сочетаний

Цветовая гармония в живописи – это согласованность цветов между со­бой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка у каждого цвета. [11]

 

Цветовая гармония – важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с компози­цией, рисунком, перспективой, свето­тенью, фактурой и т.д.

Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означа­ет созвучие, согласие, противополож­ность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосо­ответствие различного в составе цело­го, отвечающее эстетическим критери­ям совершенства, красоты».

Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники – гармонию цветов равнозначной цветовой тональности», см. рисунок 8.

Проблемами цветовой гармонии за­нимались различные исследователи – Гете, Ньютон, Адамс, Менселл, Брюкке, Бецольд, Оствальд, В.Шугаев и др.

Первая попытка привести цвета в систему принадлежала Исааку Ньюто­ну. Это цветовой круг, составленный из семи цветов – КОЖЗГСФ (цветовой спектр, радуга), цвета красно-желтые – теплые, а голубовато-синие – холодные (пурпурные цвета, которых нет в спектре – это смешение красного и фиолетового),см.рисунок 8.

В 1865 году художник Рудольф Адамс сформулировал основные принципы цветовой гар­монии следую­щим образом:

«1. В гармонии должны быть замет­ными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой обла­сти: красный, желтый и синий.

Многообразие тонов должно до­стигаться также через раз-нообразие светлого и темного и через изменения в цвете.

2.Тона должны находиться в равно­весии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и со­ставляет цветовой ритм.

4. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании то­нов выражается движение мелодии цветового единства.



5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен».

Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи.

Большой интерес для художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, представляет теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разрабо­танная В.М.Шугаевым. Она основана на комбинациях цветов цветового круга. Основу круга составляют четыре цвета – желтый, красный, синий и зеленый по принципу родства и контраста.

В.М.Шугаев считал, что гармониче­ские цветовые сочетания можно полу­чить в трех случаях: 1) если в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насы­щенность.

Чем больше различные цвета отличаются один от другого по светло­те, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонизируются.

Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живо­писи и декоративно-прикладном ис­кусстве

В результате новейших ис­следований в области цветоведения геометрический образ множества цве­тов (т.е. систематика цветов) изменен и нашел свое более точное выражение в так называемом треугольнике цве­тов. В вершинах треугольника нахо­дятся основные цвета – желтый, крас­ный и синий.

Здесь рассматривается новая нор­мативная теория гармонических_цветовых сочетаний при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника, в верши­нах которого располагаются основные, или первичные чистые, цвета – желтый, красный и синий.

Смешивая по­парно первичные цвета, можно полу­чить вторичные, или смешанные, цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Смешение вторичных цветов мож­но продолжить и получить различное количество промежуточных цветов между основными цветами, так назы­ваемых интервалов.

Для простоты и наглядности модели треугольника цветов остановимся на шести пере­численных цветах: трех основных – желтом, красном и синем и трех про­межуточных – оранжевом, зеленом и фиолетовом, см. рисунок 8

 

Группы гармонических сочетаний родственных цветов.

 

Используя в качестве модели рас­положения цветов треугольник, мож­но получить шесть групп гармоничес­ких сочетаний родственных цветов, которые включают следующие цвета:

1)желто-оранжевый; 2) оранжево-красный;

3) красно-фиолетовый; 4) сине-фиолетовый;

5)сине-зеленый; 6)желто-зеленый.

 

Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов.

 

Со­четания родственно-контрастных цве­тов можно получить, сочетая цвета, расположенные в половине треуголь­ника, разделенного биссектрисой, так как на конце биссектрисы лежит про­межуточный цвет, дополнительный к основному.

Шесть групп родственно-контра­стных цветов, включающих следую­щие цвета:

1) желто-фиолетовый – красный – оранжевый;

2) желто-фиолетовый – синий – зе­леный;

3) синий – оранжевый – красный – фиолетовый;

4) синий – оранжевый – желтый – зеленый;

5) красный – зеленый – желтый – оранжевый;

6) красный – зеленый – синий –фиолетовый.

Подгруппы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов

– это сочета­ния трех цветов – одного основного и двух промежуточных, расположенных по двум сторонам треугольника. По от­ношению к основному промежуточные цвета являются родственными, а меж­ду собой – контрастными. Это следую­щие триады родственно-контрастных цветов:

1) желтый – зеленый – оранжевый;

2) красный – оранжевый – фиоле­товый;

3)синий – зеленый – фиолетовый.

 

Группы гармонических сочетаний контрастных цветов.

 

Гармонические сочетания контрастных цветов можно получить, проведя биссектрисы из всех углов треугольника. На концах биссектрис лежат взаимодополнитель­ные цвета к основным.

Используя модель расположения цветов в треугольнике, можно получить три группы гармонических сочетаний контрастных взаимодополнительных цветов, включающие следующие цвета:

1) желтый – фиолетовый;

2) красный – зеленый;

3) синий – оранжевый.

 

Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

 

Нейтральными в отношении родства и контраста считаются чистые основные цвета, лежащие в основе треугольника, - желтый; крас­ный, синий. Возможны следующие группы гармонических сочетаний цве­тов, нейтральных в отношении родства и контраста: 1) желтый – красный; 2) желтый – синий; 3) красный – синий; 4) желтый – красный – синий. Эта колористическая гармония может быть лишь в том случае, если применяются цвета чистые, без приме­си оттенков, в противном случае всту­пают в силу другие виды гармонии. Этот тип гармонии цветов, нейт­ральных в отношении родства и кон­траста, не только многие зрители, но и искусствоведы воспринимают как кон­трастный, обладает художественной выразительностью и широко применяется в живописи, декоратив­но-прикладном искусстве, дизайне.

Таким образом, нормативная теория гармонических сочетаний цве­тов при использовании геометричес­кого образа множества цветов в виде треугольника включает 19 различных групп гармонических сочетаний цветовых тонов.

Цветовая гармония зависит также от площадей и конфигурации пятен используемых цветов, их светлоты и насыщенности.

В живописи цветовая гармония подчинена содержательным задачам, условиям воспроизводимой свето­вой и пространственной среды, сти­листике трактовки пространства и пластических форм элементов изоб­ражения.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.