Сделай Сам Свою Работу на 5

Хроматические (цветовые) контрасты

Одновременный (цветовой) контраст

Цвет в природе всегда находится в сосед­стве или в окружении других цветов. В ре­зультате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется одновременным (цветовым) контрастом.

 

 

 

Рисунок 15 – Серое пятно на цветном фоне

 

Если цвет находится в окружении хроматических цветов, то к нему как бы приме­шивается (по закону оптического смеше­ния) цвет, близкий к дополнительному цве­ту окружения. Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хро­матическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет заметный оттенок красного цвета. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспри­нимается как сиренево-розоватая.

Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от до­полнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Например, в ок­ружении красного серый цвет кажется не­сколько позеленевшим, в окру­жении желтого – синеватым и т. д. Создается впечатление, будто к серому тону каждый раз подмешиваются соответствующие краски, т.е. у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок. В приведенных примерах се­рые тона приобрели противоположные (до­полнительные) оттенки тех фонов, на кото­рых они находились. Это свойство контрастов служит для объемной моделировки формы. Например, в живописной постановке на поверхности белого чайника рядом с отраженным цветом от соседних предметов или драпировок возникает по закону контрастов противоположный по тону цвет.

 

 

Рисунок 16 – Значение контрастов для объемной моделировки формы

 

Аналогичные явления можно наблюдать и у хроматических цветов. Если желтый цвет находится, например, в ок­ружении красного, то он воспринимается не­сколько позеленевшим, лимонно-желтым, на зеленом фоне он смотрится красноватым или имеющим оранжевый оттенок, на синем – более насыщенным, так как синий является противоположным цветом желтому.



Если цвет находится в соседстве или на фоне своего дополнительного цвета или близкого к нему, то он воспринимается бо­лее насыщенным.

Свойство контрастных цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливая насыщенность цвета, имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных решениях произведений живописи и прикладного искусства.

Если на цветовую плоскость положить не­большое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще более те­ряет насыщенность.

Чем больше насыщен по цвету окружаю­щий фон, тем большее влияние оказывает он на расположенный в его окружении цвет.

Краевой контраст

Более сложной разновидностью иллюзии является краевой контраст (или его называ­ют пограничный эффект), возникающий местах, где светлое поле соприкасается с бо­лее темным.

Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное – тем­нее. Создается впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля.

 

Рисунок 17 – Явление краевого контраста

 

С явле­нием краевого светлотного контраста сту­денты сталкиваются практически в каждой работе: в рисунке и живописи предметов многогранной формы (куба, шара), а также головы человека.

В местах соприкосновения с фоном теневая сторона головы кажется из­лишне темной, а фон, напротив, светлым; освещенная же часть лица по отношению к фону кажется излишне светлой, а фон на границе со светлым – очень темным. Иногда студенты начинают разбеливать теневую часть, делать темнее фон за головой или свет на лице. Работа теряет контрастную вырази­тельность, делается «вялой». Чаще всего в та­ких случаях нужно утемнить край светлого на предмете, нанести легкий полутон. Дей­ствие краевого контраста будет ослаблено. Предмет будет восприниматься более объемным, пространственным (здесь имеются в виду в первую очередь предметы, имеющие круглую, цилиндрическую, конусовидную, яйцевидную и другие аналогичные формы).

В орнаментальных композициях (напри­мер, на тканях, коврах, обоях и т. д.), где не­сколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обво­дятся, как правило, черным, белым или се­рым контуром.

 

Рисунок 18 – Нивелировка краевого контраста

 

Эти тонкие промежуточные полоски, мешающие действию краевого кон­траста, называют прорисовками.

Пример рекламного проекта: логотип кондитерской фирмы «Форне» - желтые буквы на красном фоне отделены глянцевой полоской более светлого желтого цвета.

Контраст будет более заметным, ес­ли окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет (например, фон и фигура, предмет в натюрморте и окружающий его фон). Кон­трастное влияние фона будет возрастать по мере увеличения его насыщенности.

Эти закономерности должны быть извест­ны каждому живописцу и использоваться как средство для достижения выразительно­сти и цветового единства произведения.

Яв­ления краевого и одновременного контрас­тов обязывают художника находить гармо­нию между соседними цветами, усиливая или ослабляя их контрастное взаимодейст­вие (например, за счет увеличения или уменьшения площади взаимно контрастных поверхностей; расположения рядом с тепло-окрашенными предметами предметов с хо­лодной окраской; удаления предметов друг от друга или, напротив, расположения их рядом; различного освещения их и т. д.).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.